Наталья Горшкова
Рыбинск — один из красивейших городов Верхнего Поволжья. Его архитектура обладает целостностью и особым духом самодостаточности русского города. Это один из немногих городов, которые могут похвастаться сохраненным территориально историческим центром. Мы говорим о территории, но, к сожалению, многое в его архитектурном ансамбле утрачено. Некоторые замечательные творенья известных и безымянных архитекторов старого Рыбинска сегодня мы можем видеть лишь на фотографиях и картинах художников двадцатого века.
Среди нескольких десятков художников Рыбинска, работавших ранее и ныне живущих, имя Николая Дмитриевича Малафеева занимает одно из первых мест. Область его творчества – живопись, графика, скульптура. Педагогический стаж работы в детской художественной школе — около сорока лет. Первая персональная выставка состоялась почти четверть века назад. Это лишь краткие штрихи к биографии мастера. Потому что сегодня наша тема – Рыбинск глазами художника.
«Природу копировать не надо, но надо почувствовать ее суть
и освободить от случайностей» (И.И. Левитан)
Мир – это движение энергии, вибрация цвета, взаимодействия форм. В совокупности все это дает образ, увиденный и отображенный художником. Фиксация натуры – работа документалиста. У нашего автора — передача состояния. Того момента, когда не существует разделения на наблюдателя и объекта наблюдения. Поэтому узнаваемые уголки любимого города каждый раз проживают на картине миг, не похожий на предыдущий.
Вновь создаваемый Николаем Малафеевым живописный образ диктует определенный выбор художественных средств. И поэтому при всей целостности творчества у этого художника так велико многообразие цветовых, световых, пластических, фактурных решений. Добротные, уютные, но, увы, со следами разрушения домики на «Улице Красного флота» (2004) не могут быть на холсте такими же яркими, пастозными как «Спасо-Преображенский собор в Рыбинске осенью» (1997). Приход «Весны в Рыбинске»(1990) ощущается повсюду: во влажном воздухе, талом снеге, торжествующих облаках. Образный язык «Праздника в Рыбинске» (2010) вызывает ассоциацию с легкой радостью бытия 50-х.«Петровский парк»(1995) предстает перед нами как парк детства художника: «когда деревья были большими», кроны — густыми, а солнечные лучи чередовались с фигурками отдыхающих – именно тогда он был любимым местом отдыха горожан. Еще один заволжский мотив — одна из лучших пейзажных работ художника «Зима у Иверской» (1999) – демонстрирует чистоту монохромной пластики форм. Глядя на «Старый дом» (2003), невольно вспоминаешь слова одного из живописцев прошлого: «Живопись — это немая поэзия, а поэзия — это слепая живопись». В этой тонкой по настроению работе гармонично сочетаются благородство серебристо-бежевых оттенков цвета с изысканной простотой образа.
Для некоторых художников, создающих живописный образ, не так важен мотив, — он служит всего лишь отправной точкой для выражения состояния, настроения, вдохновения. Так, существует более ста видов перспективы Советской улицы из окна прежней мастерской Николая Малафеева, и ни один не похож на другой. В одних работах много неба, в разных вариациях, в других – солнца, зимнего серебра, но везде глаз зрителя наслаждается игрой цвета, движением, фактурой. В конце 1990-х годов была написана серия работ с определенным архитектурным мотивом под общим названием «Уходящий в память». Бывший купеческий особняк Василия Нецветаева (ул. Радищева, 6), словно в кадрах киноленты, запечатлен во всех стадиях своего разрушения. Начало серии – ранняя осень, дом в окружении желтоватых деревьев и больших облаков, — обычный пейзаж старого города. В завершающей работе его практически нет: слепые глазницы окон, серый фасад стены и точное название «Исчезающий» (1998).
На рубеже ХХI века в Рыбинском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике при поддержке фонда Д. Сороса был осуществлен выставочный проект «Новый человек. Новый город». Архитектура, скульптура были главными экспонатами выставки. Рыбинск этого времени производил удручающее впечатление, прежде всего, обилием разрушенных домов в центре города. И поэтому в экспозиции он предстал одетым в строительные леса. В основе замысла авторов было показать возможность преображения города посредством скульптуры. Скульптура – вид изобразительного искусства, близкий к архитектуре. Это своего рода посредник между городом и людьми, единица измерения, выражающаяся не в масштабе и объеме, а в энергии воздействия на психику и эстетические чувства человека. Еще в середине семидесятых известный многим краеведам наш земляк, художник М.Е. Удалеев в одном из писем, адресованных Л.М. Писаревскому (автору скульптуры «Бурлак» на Волжской Набережной), мечтал о создании в Рыбинске парка скульптуры на набережной в районе купеческих бирж и моста. Участниками же музейной выставки 2000 года выставки были архитектор Лариса Шакирова, скульпторы Юрий Первов и Николай Малафеев. При всем уважении к замечательным соавторам, все же необходимо сказать, что главной скрипкой в этом ансамбле были работы Николая Малафеева. Семь скульптур, выполненных в гипсе, занимали центральное место в экспозиции. Названия их лаконичны: «Люди-птицы», «Игра», «Полет», «Мыслитель»… Каждая из них тогда могла бы стать знаковым мотивом выставки. Природная форма, существующая вокруг нас, отточенная временем – источник постоянного подражания и вдохновения автора. Камни, найденные на берегу реки, он выкладывает так, чтобы можно было наблюдать процесс преобразования условной формы в конкретное изображение. И отличить творенье скульптора от его природного аналога подчас становится сложно. Скульптурные работы Малафеева сдержанны, метафоричны, вот почему многие из них можно представить в ландшафте. Некоторые работы рассчитаны на силуэтное восприятие, у других ярко выражено декоративное начало, в основе третьих лежит своеобразный ритм основных объемов.
Представленные на той выставке работы не были воплощены в городской реальности, но не потеряли актуальности и сейчас. Ведь ландшафт, украшенный скульптурой, всей своей «архитектурой» эмоционально противостоит привычному состоянию человека в городе, способен снимать стрессовое состояние, вызванное городскими ритмами. Подчас абстрактные формы скульптуры дают лишь намек, мобилизуя зрителя, призывая его к сотворчеству с художником. Так продолжается цепь универсального творенья.
Наша Справка
Николай Дмитриевич Малафеев родился в Рыбинске в 1954 году. В 1974 окончил Ивановское художественное училище. Учился у педагогов С.Н. Троицкого, Д.И. Калашникова, А.А. Горелова. С тех пор работает педагогом в Детской художественной школе Рыбинска. С 1995 года — член Союза художников России. Николай Малафеев — участник городских, областных, региональных выставок; автор двенадцати персональных экспозиций в Рыбинске, Тутаеве, Череповце, Ярославле; участник групповых выставок во Пскове, Смоленске, Рыбинске, Ярославле. Произведения Н.Д. Малафеева находятся в Рыбинском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, во дворце конгрессов в Санкт- Петербурге, частных собраниях России, Англии, Венгрии, Индонезии, США.