За большой вклад в развитие культуры Ярославской области Почетной грамотой губернатора области награждена педагог детской музыкальной школы №7 Ирина Александровна Никулушкина. Выпускница Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, концертмейстер, преподаватель фортепиано Детской музыкальной школы №7 с 1971 года, Ирина Александровна — лауреат IV Открытого Ярославского конкурса молодых пианистов им. Алексея Наседкина «За педагогическое мастерство» 2011 г., лауреат IV областного конкурса «Лучшее образовательное учреждение культуры и искусства Ярославской области» 2011 г., лауреат городского конкурса исполнительского мастерства преподавателей 2012 г. и Первого Международного конкурса электронных и печатных учебных пособий «Классика и Современность» 2014 г.
Одним из самых ярких событий прошлой зимы в Рыбинске был ее творческий вечер, состоявшийся в юбилейный день её рождения в музее фортепиано на Волжской набережной. Тот концерт открыл слушателям особый мир фортепианной музыки, — сквозь призму восприятия талантливого музыканта, тонкий слух которого устремлен к гармонии мира.
— Ирина Александровна, ваша жизнь связана с Рыбинском, она стала частью истории города. Даже тот факт, что родились вы в Уфе, наверняка связан с эвакуацией моторостроительного завода в Уфу – в ней приняли участие десятки тысяч горожан. Можно сказать, что этот трудовой подвиг рыбинцев, совершённый в эвакуации, и был их вкладом в Победу. Расскажите, пожалуйста, о ваших родителях и о рыбинском детстве. Когда проявилась ваша любовь к музыке?
— Мои родители познакомились в Уфе, работая на авиационном заводе во время Великой Отечественной войны. Мама была родом из Рыбинска, а папа – из Башкирии. Мама была по профессии бухгалтером, папа — электриком. Они очень хотели в Рыбинск, но в то время из Уфы отпускали не сразу после Победы. Должно было пройти время. Родилась я в Уфе 11 января 1950 года. Но уже вскоре после моего рождения они вернулись в Рыбинск и продолжили работу на нашем моторостроительном заводе, а меня определили в детский сад. И мама, и папа были музыкальными людьми – любили петь. Папа играл на гитаре, мама пела – у нее был хороший голос. Она даже ездила в Московскую консерваторию на прослушивание, и ей дали добро на поступление. Это было еще до войны. Но время было трудное, семья – большая, семь человек детей, жили они за Волгой. И мама не решилась учиться – боялась не справиться материально. Не рискнула! У меня любовь к музыке и танцам проявилась уже в раннем детстве. Как рассказывала мама, когда она укачивала меня перед сном — я дергала ее за губы и требовала «Пой!».
Меня отдали в танцевальный кружок во Дворце Культуры «Авиатор» к знаменитому в то время балетмейстеру – Юлии Петровне, а в 6,5 лет я поступила в музыкальную школу им. П.И.Чайковского.
— Это правда, что учиться музыке вас благословил сам Владислав Соколов?
— Владислав Геннадиевич Соколов, знаменитый хормейстер, наш земляк, заметил мою музыкальность. Но я была еще ребенком. У меня хранится фотография, на которой Соколов сфотографирован со мной в момент Первомайской демонстрации 1954 года в Москве. Дело в том, что мамина старшая сестра жила и работала в Москве, а её дочь, моя двоюродная сестра Алла училась в то время у Владислава Геннадиевича в Московской консерватории, на дирижерско-хоровом факультете. А первой моей учительницей по фортепиано была Вера Николаевна Добрянская – прекрасной души человек, которая, правда, через два года уехала на родину — в город Артемовск, и я попала к молодой и обаятельной Нине Федоровне Петровой, с которой в дальнейшем, после окончания музыкального училища, я работала в Детской музыкальной школе при Д/К «Авиатор», затем преобразованной в ДМШ №7.
Нине Федоровне я благодарна за поддержку и в трудные минуты моей жизни, и в радости, и в профессиональном росте.
— Ирина Александровна, когда вы стали ученицей Челищевой?
— В музыкальной школе им. П.И. Чайковского я училась на «отлично», и в старших классах Мария Луарсабовна Челищева – широко известный в городе педагог и концертирующий музыкант – взяла меня в свой класс. В то время у нее учились такие талантливые ученики, как Н. Голохвастова, О. Дубровкина, А. Баженов, с которым я играла фортепианные ансамбли, В. Камаев. Мария Луарсабовна любила устраивать концерты для родителей и учащихся, на которых играла сама и мы – ее ученики. После концерта обычно следовал разбор наших выступлений, что «подстегивало» нас к серьезной подготовке к каждому уроку, экзамену, выступлению. В то время Марии Лаурсабовне было уже больше семидесяти.
Все наши концерты проходили в большом зале старой музыкальной школы на Советской площади. Кабинет её был на втором этаже, окна выходили во двор. Это было очень маленькое помещение, почти всю его площадь занимал рояль. Сидишь за роялем в уголке и трепетно ждешь, что скажет учитель о том, как ты подготовила урок… Она была строгим преподавателем. А я всегда была покладистым, исполнительным человеком. Поэтому меня она по рукам не била, как рассказывает Герман Михайлович Грызлов (смеётся). Однажды я выполнила задание не в полном объеме, но после того момента мне уже не хотелось попадать в такую ситуацию, и я всегда готовилась как можно лучше. Да и родители мои были требовательными и заинтересованными.
— То есть вы целеустремленно шли к профессии музыканта и педагога, и размышлений о выборе специальности не было?
— Наверное, так и было, и после окончания музыкальной школы я поступила в Ярославское музыкальное училище им. Собинова. Моими педагогами по специальности, концертмейстерству и камерному ансамблю были Т. В. Капшиева, Г. Соколов, Л.Г. Дергачев. На выпускном экзамене я играла фортепианный концерт Людвига ван Бетховена №3 с Ярославским симфоническим оркестром.
Конечно, это было незабываемое событие. Хочу отметить, что повторить исполнение 3-его фортепианного концерта Бетховена мне удалось на моем юбилее к 70-летию со дня рождения, что считаю серьезным исполнительским достижением.
— В Гнесинский институт вы поступили с первого раза?
— Да, но учиться там сразу не получилось. Дело было в том, что я не поехала на работу по тому распределению, которое получила по окончании училища, и Ярославское управление культуры обратилось в Гнесинский институт с требованием отчислить меня. И я была отчислена. Это было для меня большое нравственное испытание. Спасибо маме – она поддержала меня, помогла не опустить руки, идти к своей цели. Спасибо и тогдашнему директору Дворца культуры «Авиатор» Александре Андреевне Кулик – она приняла меня на работу концертмейстером, не побоявшись никаких санкций от областного начальства. В Московский Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (сейчас он называется Музыкальная Академия им. Гнесиных) я поступила вновь через два года, училась по специальности у Г.Б. Гордона — одного из последних учеников Г.Г. Нейгауза, по камерному ансамблю – у И.В. Никоновича – прекрасного педагога и исполнителя произведений А. Скрябина.
И все это время в качестве концертмейстера Дворца культуры «Авиатор» я работала в Академическом хоре под руководством Н.Н. Дьяконова и в вокальной студии под руководством Ф.Ф. Рудакова, а затем В.Г. Теребунской. С этими коллективами приходилось часто выступать не только на сцене нашего Дворца, но и в Ярославле, в Москве на различных конкурсах и фестивалях самодеятельного искусства и торжественных праздничных концертах. Соответственно, нужно было много работать, много играть. Ведь часто бывает так, что когда человек приходит преподавателем фортепиано, он перестает играть, заниматься. А здесь у меня была необходимость много и серьезно работать. И я почувствовала большой интерес к этой работе. Мне всё это очень нравилось.
Активным участником этих мероприятий был А.А.Кустов. Благодаря работе концертмейстером, я стала свободно читать с листа, хорошо чувствовать ансамбль с солистом-вокалистом. Режиссером-сценаристом концертов была известная в Рыбинске Нина Алексеевна Яковлева, которая воодушевила меня и на сольные выступления. Выступала я также и с оркестром народных инструментов под руководством Адольфа Константиновича Павлова. — На юбилее, посвященном 30-летию моей творческой деятельности, с этим оркестром была исполнена Фантазия на темы Рябинина композитора Аренского. Вот так я полюбила концертные выступления и как аккомпаниатор, и как солист. Конечно, выбор деятельности и профессии зависит от природных способностей, но надо сказать, что мне повезло и с педагогами, и с коллегами по музыке, и с талантливыми, творческими людьми, которых я встретила на жизненном пути. Спасибо всем им!
— Расскажите, как вы стали преподавать? Когда?
— После окончания института основной моей деятельностью стала педагогика – Детская музыкальная школа, за 49 лет работы в которой я воспитала много учеников. Как и М.Л. Челищева, я люблю устраивать концерты, где играю и сама, и мои ученики. Чаще всего это бывают тематические классные вечера, посвященные жизни и творчеству русских и западноевропейских композиторов (Чайковского, Глинки и его современников, композиторов «Могучей кучки», Прокофьева, венских классиков — Гайдна, Моцарта, Бетховена; Шуберта и др.)
Совместно с моей коллегой по работе в ДМШ №7 Н.В. Головановой мы проводили и костюмированные вечера с декорациями, инструментальными и вокальными номерами, викторинами, привлечением к участию в них и родителей. Это оживляет процесс обучения, стимулирует интерес к подготовке музыкального произведения, выступлению перед слушателями. За годы работы в школе прошло много конкурсов, в которых участвовали и побеждали мои ученики. Это и Рыбинский региональный конкурс юных пианистов имени М.Л. Челищевой (победителями в нём стали мои ученики В. Иванов, Н. Соколов, Т. Береснева, А. Иванова,), и Ярославский областной конкурс «Музыкальные надежды» (В. Иванов, В. Большакова), и Угличский фестиваль-конкурс юных пианистов «Волжский подснежник» (А. Герасев – М. Свистунова, В. Иванов – Н. Соколов), и межрегиональный рыбинский конкурс «Музыкальная весна» (М. Соколова, В. Большакова, Н. Назарова), и Международный конкурс-фестиваль «Балтийское созвездие» (В. Иванов), и Всероссийский конкурс детского и молодежного творчества «Славься, Отечество!» (В. Большакова), и Ярославский областной открытый конкурс пианистов им. А.Д. Львовой (В. Иванов), и Международный фестиваль–конкурс детского и юношеского творчества «Кубок содружества-2012» в Одессе, и IV Открытый Ярославский конкурс молодых пианистов Алексея Наседкина (В. Иванов), и Открытый межмуниципальный конкурс современной инструментальной музыки (В. Большакова, Ф. Киречко, Н. Назарова). Мой талантливый ученик Владимир Иванов заслужил право быть губернаторским стипендиатом в 2011-2013 годах, да и в дальнейшем, уже учась в Ярославле, держал эту высокую планку ответственности за музыкальную культуру Ярославской области, являясь стипендиатом благотворительного фонда Владимира Спивакова.
— Расскажите о ваших учениках – тех, кто избрал музыку своей профессией.
— Большинство учащихся остались любителями музыки, а наиболее талантливые избрали музыку своей профессией. Первой моей выпускницей, выбравшей профессию преподавателя музыки, была И. Крылова-Ковалева, которая после окончания музыкального училища работала в нашей музыкальной школе. Затем Л. Калинина–Мазалова – преподаватель Рязанского музыкального училища, талантливый педагог, выступающий с методическими докладами и мастер-классами; выпускник 1997 года Артур Калатанов – сейчас преподаватель и концертмейстер ДШИ №5 г. Рыбинска; К. Климина — концертмейстер Центра оперного пения им. Г. Вишневской; И. Варенцова – преподаватель и концертмейстер музыкальной школы в Москве, а также есть и выпускники — музыкальные руководители в детских садах г. Рыбинска. Часть выпускников еще учатся в средних специальных и высших учебных заведениях. Это К. Кравченко – студентка музыкального отделения Ярославского педагогического института им. Ушинского; В. Иванов – студент Московского музыкального колледжа им. Гнесиных; А. Герасев – студент Нижегородской государственной консерватории. Они, так же как и я, любят выступать, передавать свою любовь к музыке слушателям концертов.
— Один из самых ярких молодых исполнителей – Владимир Иванов, который, учась в столице, нередко выступает в Рыбинске, и мы с удивлением и с радостью видим, как он растёт. В чём секрет успеха?
— Володя много работает, но, думаю, что не менее важно то, что его родители всегда не просто всегда интересовались его успехами, но жили жизнью своего ребенка. Это вдохновляет юного исполнителя и помогает ему расти.
— Какое место в вашей жизни занимает вера?
— Без нее, наверное, невозможно истинно, правильно жить. Вера дает истинный взгляд на смысл жизни, предназначение каждого человека, воспитывает мужество в преодолении трудностей, дает радость общения с Богом. Меня крестили в детстве. Среди моих родных глубоко верующим человеком была бабушка – папина мама. Она даже совершала пешие паломничества в Киев. Сама же я осознанно пришла в Церковь, когда мне было трудно. Конечно, и в детстве меня водили ко причастию, и помню впечатления от красоты православных богослужений. Но период учебы и вообще молодость были посвящены другим каким-то проблемам, в храм я тогда не ходила. Хотя, думаю, вера всегда была со мной. И когда я пришла в храм, я ощутила поддержку. Потом оказалось, что я нужна воскресной школе, и вот уже много лет я аккомпанирую там на хоровых занятиях. Иногда мы готовим концерты. Немного огорчает «текучка кадров» — дети там довольно часто меняются, приходят и уходят. Но в целом атмосфера воскресной школы даёт особый заряд оптимизма. И это длится уже много лет.
— Вы ежегодно устраиваете концерты просветительского характера вместе со своими учениками. Сколько их состоялось за эти годы?
— Для меня всегда была интересна и важна музыкально-просветительская деятельность. Но сколько было концертов – не могу сказать, не считала. В настоящее время резко снизилась потребность людей в духовной жизни, в работе над собой. Люди часто настолько окружены всякой информацией и повседневной суетой, что некогда подумать и оценить главные ориентиры и ценности в своей жизни и будущем своих детей. Материальное вытеснило духовное. Меньше стали ходить на концерты классической музыки, интересоваться успехами своих детей, воспитывать целеустремленность и трудолюбие для достижения хорошего результата в музыкальной учебе.
Поэтому сейчас учитель музыки не часто может увидеть созревший плод своего труда – все меньше детей, которые доводят исполнение музыкальных произведений до совершенства. Два десятилетия назад у нас было больше тех, кто хотел учиться музыке, больше было стремления стать лучше, репертуар обучающихся был сложнее и они справлялись с ним. Поэтому сейчас приходится надеяться только на свои усилия, стараться заинтересовать детей, показать им цель, помочь достигнуть ее.
За годы работы в музыкальной школе были проведены сольные концерты, посвященные творчеству И.С. Баха, В. Моцарта, Ф. Шопена, русским композиторам; совместно с И.А. Большаковой были исполнены фортепианные ансамбли танцевальной музыки, постоянно участвовала в городских педагогических концертах к Международному Дню Музыки. Концерты проходили как в родной школе, так и в ОКЦ, в концертном зале Рыбинского музея-заповедника, в музыкальной школе им. П.И. Чайковского, в недавно открытом «Музее фортепиано», в Воскресной школе Георгиевского храма и других местах. Играла также на вечерах в «Театральной гостиной», руководимой режиссером Н.А. Яковлевой. Надеюсь, если Бог даст, и в дальнейшем заниматься любимым делом!
Записала Анна Романова