Рыбинская Среда
Меню   ≡ ╳
  • ДЕНЬ ЗА ДНЁМ
    • МАСТЕРА «ПРЕОБРАЖЕНИЯ»
      МАСТЕРА «ПРЕОБРАЖЕНИЯ»
      МАСТЕРА «ПРЕОБРАЖЕНИЯ»
      Новости от молодежного движения "Преображение". Рассказывает Дарья Вдовина: "С 3 по 10 мая наша молодежь...
    • НАШИ НА ВОКАЛЬНОМ КОНКУРСЕ В СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЕ
      НАШИ НА ВОКАЛЬНОМ КОНКУРСЕ В СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЕ
      НАШИ НА ВОКАЛЬНОМ КОНКУРСЕ В СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЕ
      На прошлой неделе в Санкт-Петербурге завершился Всероссийский конкурс вокального и интсрументального...
    • «Я ИДУ ПО РЫБИНСКУ»
      «Я ИДУ ПО РЫБИНСКУ»
      «Я ИДУ ПО РЫБИНСКУ»
      Среди записок недавно ушедшей от нас Галины Дмитриевны Левиной обнаружилось замечательное стихотворение,...
    • В МУЗЕЕ ФОРТЕПИАНО ЗВУЧАЛА ФЛЕЙТА-ТРАВЕРСО
      В МУЗЕЕ ФОРТЕПИАНО ЗВУЧАЛА ФЛЕЙТА-ТРАВЕРСО
      В МУЗЕЕ ФОРТЕПИАНО ЗВУЧАЛА ФЛЕЙТА-ТРАВЕРСО
      Еще одна удивительная встреча состоялась на этой неделе в рыбинском Музее фортепиано Алексея Ставицкого. Её...
    • «РЫБНАЯ СЛОБОДА», №28
      «РЫБНАЯ СЛОБОДА», №28
      «РЫБНАЯ СЛОБОДА», №28
      Вышел в свет 28-й номер журнала "Рыбная слобода". Позади десять лет деятельности нашего издания, официально...
    • «ХОР — ЭТО МНОГО СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ ВМЕСТЕ»
      «ХОР — ЭТО МНОГО СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ ВМЕСТЕ»
      «ХОР — ЭТО МНОГО СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ ВМЕСТЕ»
      Каждый год 1 февраля мы отмечаем день рождения замечательного музыканта Ярославского края,...
    • Документы Рыбинского архива на сайте Троице-Сергиевой Лавры
      Документы Рыбинского архива на сайте Троице-Сергиевой Лавры
      Документы Рыбинского архива на сайте Троице-Сергиевой Лавры
      В октябре 2021 года Рыбинская епархия присоединилась к проекту Троице-Сергиевой лавры по цифровому...
    • Вадим Нефёдов. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА
      Вадим Нефёдов. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА
      Вадим Нефёдов. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА
      Вслед за недавним сообщением о присуждении премии Вадима Нефедова рыбинским краеведам "Рыбинская среда"...
    • Первый Арт-кемп на Брейтовской земле
      Первый Арт-кемп на Брейтовской земле
      Первый Арт-кемп на Брейтовской земле
      В Брейтово и Прозорово с 9 по 11 апреля прошли мероприятия первого Арт-кемпа «Арт-резиденция...
    • ПЯТЬ ЮБИЛЕЕВ: Рыбинск в 2021 году
      ПЯТЬ ЮБИЛЕЕВ: Рыбинск в 2021 году
      ПЯТЬ ЮБИЛЕЕВ: Рыбинск в 2021 году
      Календарь памятных дат будущего 2021 года приготовил Рыбинску пять юбилеев. Первый из них приходится на 3...
    • ИЗЪЯТЬ У СОБСТВЕННИКА В ПОЛЬЗУ ГОСУДАРСТВА
      ИЗЪЯТЬ У СОБСТВЕННИКА В ПОЛЬЗУ ГОСУДАРСТВА
      ИЗЪЯТЬ У СОБСТВЕННИКА В ПОЛЬЗУ ГОСУДАРСТВА
      Администрация Рыбинска намерена изъять здание бывшей мужской гимназии, расположенной на улице Крестовой, 92....
    • Житель Рыбинска стал добровольцем для испытания вакцины от COVID-19
      Житель Рыбинска стал добровольцем для испытания вакцины от COVID-19
      Житель Рыбинска стал добровольцем для испытания вакцины от COVID-19
      Коронавирус, распространившийся в этом году по всем странам мира, стал серьезным испытанием для экономики...
  • ПУБЛИЦИСТИКА
    • К ЮБИЛЕЮ АКАДЕМИКА УХТОМСКОГО: «ЖИВОЕ ЗНАНИЕ»
      К ЮБИЛЕЮ АКАДЕМИКА УХТОМСКОГО: «ЖИВОЕ ЗНАНИЕ»
      К ЮБИЛЕЮ АКАДЕМИКА УХТОМСКОГО: «ЖИВОЕ ЗНАНИЕ»
      25 июня 2025 года исполнится 150 лет со дня рождения академика Алексея Алексеевича Ухтомского. К этой дате вышли...
    • Леонид Иванов. КАК РЫБНАЯ СЛОБОДА МОРОВУЮ ЯЗВУ ПЕРЕЖИЛА
      Леонид Иванов. КАК РЫБНАЯ СЛОБОДА МОРОВУЮ ЯЗВУ ПЕРЕЖИЛА
      Леонид Иванов. КАК РЫБНАЯ СЛОБОДА МОРОВУЮ ЯЗВУ ПЕРЕЖИЛА
      До последнего времени в распоряжении краеведов было крайне немного данных о том, как те или иные...
    • ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ОТЦА
      ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ОТЦА
      ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ОТЦА
      «Милая Светлана! Прости за наивность — не жду ответа, а пишу потому, что мне очень скучно и так тебя не...
    • 17 февраля — день памяти Героя Советского Союза Анатолия Смирнова
      17 февраля — день памяти Героя Советского Союза Анатолия Смирнова
      17 февраля — день памяти Героя Советского Союза Анатолия Смирнова
      17 февраля исполнится двадцать лет памяти Героя Советского Союза  Анатолия Васильевича Смирнова (9 ноября 1919...
    • Алексей Крылов. РОЖДЕСТВО НА БЕРЕГУ ЧЕРЕМУХИ
      Алексей Крылов. РОЖДЕСТВО НА БЕРЕГУ ЧЕРЕМУХИ
      Алексей Крылов. РОЖДЕСТВО НА БЕРЕГУ ЧЕРЕМУХИ
      Не могу сказать, что регулярно читаю журнал «Рыбная слобода», но в моём архиве отыщется несколько номеров...
    • БАМ. ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ
      БАМ. ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ
      БАМ. ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ
      Так называется фотопроект Александра Ведерникова - фотохудожника, имя которого известно рыбинцам. Многие...
    • РЫБИНСК, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ. Ул. Гоголя, 26
      РЫБИНСК, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ. Ул. Гоголя, 26
      РЫБИНСК, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ. Ул. Гоголя, 26
      Дом на улице Гоголя, 26 был уникальным памятником духовной жизни рыбинской и нтеллигенциии в 20-е годы ХХ века....
    • РЫБИНСК, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ. Ул. Румянцевская, 36
      РЫБИНСК, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ. Ул. Румянцевская, 36
      РЫБИНСК, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ. Ул. Румянцевская, 36
      В своде памятников Рыбинска это здание числилось как дом Лютикова. Таких зданий - со сложными решениями...
    • Михаил Демин. «ПЕШИЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА»: ПЕРВЫЙ ОПЫТ
      Михаил Демин. «ПЕШИЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА»: ПЕРВЫЙ ОПЫТ
      Михаил Демин. «ПЕШИЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА»: ПЕРВЫЙ ОПЫТ
      Паломничества давно представлялись мне занятием содержательным, но далёким. Святая земля или Новый...
    • «РЫБИНЦЕВ СЧИТАЮ ОСНОВНЫМИ МОИМИ ПРИХОЖАНАМИ»
      «РЫБИНЦЕВ СЧИТАЮ ОСНОВНЫМИ МОИМИ ПРИХОЖАНАМИ»
      «РЫБИНЦЕВ СЧИТАЮ ОСНОВНЫМИ МОИМИ ПРИХОЖАНАМИ»
      Десять лет прошло с тех пор, как совершили мы путешествие во Фроловское Большесельского района. Публикацию...
    • Светлана Соловьева. МЫ БЫЛИ ОДЕРЖИМЫ ЧИСТЫМ ТВОРЧЕСТВОМ
      Светлана Соловьева. МЫ БЫЛИ ОДЕРЖИМЫ ЧИСТЫМ ТВОРЧЕСТВОМ
      Светлана Соловьева. МЫ БЫЛИ ОДЕРЖИМЫ ЧИСТЫМ ТВОРЧЕСТВОМ
      31 января сообщество художников Рыбинска и бывшие ученики ДХШ простились с художником Светланой Соловьевой....
    • ВЕЧЕР ПАМЯТИ ЧЕЛИЩЕВОЙ В МУЗЕЕ ФОРТЕПИАНО
      ВЕЧЕР ПАМЯТИ ЧЕЛИЩЕВОЙ В МУЗЕЕ ФОРТЕПИАНО
      ВЕЧЕР ПАМЯТИ ЧЕЛИЩЕВОЙ В МУЗЕЕ ФОРТЕПИАНО
      Середина января. Святки. Столько событий в нашем зимнем, морозном, заснеженном Рыбинске!  Пишем только о тех,...
  • СОБЕСЕДНИК
    • К ЮБИЛЕЮ АКАДЕМИКА УХТОМСКОГО: «ЖИВОЕ ЗНАНИЕ»
      К ЮБИЛЕЮ АКАДЕМИКА УХТОМСКОГО: «ЖИВОЕ ЗНАНИЕ»
      К ЮБИЛЕЮ АКАДЕМИКА УХТОМСКОГО: «ЖИВОЕ ЗНАНИЕ»
      25 июня 2025 года исполнится 150 лет со дня рождения академика Алексея Алексеевича Ухтомского. К этой дате вышли...
    • Леонид Ваксман. ДОБРОТА
      Леонид Ваксман. ДОБРОТА
      Леонид Ваксман. ДОБРОТА
      24 сентября Рыбинск простился с Леонидом Максимовичем Ваксманом. Он прожил большую жизнь - всего трех лет не...
    • «ГОСПОДЬ НА НАШЕЙ СТОРОНЕ»
      «ГОСПОДЬ НА НАШЕЙ СТОРОНЕ»
      «ГОСПОДЬ НА НАШЕЙ СТОРОНЕ»
      В минувшем году исполнилось 75 лет священнику Александру Чистову, который с сентября 2019 года живет и трудится...
    • Протоиерей Анатолий Денисов: «ПУСТЬ ПЕЧАЛИТСЯ ТОТ, КТО БОГА НЕ ЗНАЕТ»
      Протоиерей Анатолий Денисов: «ПУСТЬ ПЕЧАЛИТСЯ ТОТ, КТО БОГА НЕ ЗНАЕТ»
      Протоиерей Анатолий Денисов: «ПУСТЬ ПЕЧАЛИТСЯ ТОТ, КТО БОГА НЕ ЗНАЕТ»
      Протоиерей Анатолий Денисов, настоятель Троицкого храма в селе Прозорово Брейтовского района, благочинный...
    • ГАЛИНА ЛЕВИНА. ПРОЩАНИЕ
      ГАЛИНА ЛЕВИНА. ПРОЩАНИЕ
      ГАЛИНА ЛЕВИНА. ПРОЩАНИЕ
      2 ноября умерла Галина Дмитриевна Левина. Она была одним из последних представителей плеяды рыбинских...
    • Юрий Первов. КАК МЫ ВОССТАНАВЛИВАЛИ ИВЕРСКИЙ ХРАМ
      Юрий Первов. КАК МЫ ВОССТАНАВЛИВАЛИ ИВЕРСКИЙ ХРАМ
      Юрий Первов. КАК МЫ ВОССТАНАВЛИВАЛИ ИВЕРСКИЙ ХРАМ
      В приходе храма Иверской иконы Богоматери вышла в свет книга  воспоминаний о протоиерее Димитрии Садовском...
    • «ЖИВЁМ В ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ГЕФСИМАНИИ»
      «ЖИВЁМ В ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ГЕФСИМАНИИ»
      «ЖИВЁМ В ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ГЕФСИМАНИИ»
      Минувшей осенью в Рыбинской епархии несколько дней гостила монахиня Магдалина (Проферансова) из монастыря...
    • «В СЕЛЕНИЯХ ПРАВЕДНЫХ» (Памяти Галины Павловны Бабошиной)
      «В СЕЛЕНИЯХ ПРАВЕДНЫХ» (Памяти Галины Павловны Бабошиной)
      «В СЕЛЕНИЯХ ПРАВЕДНЫХ» (Памяти Галины Павловны Бабошиной)
      12 апреля 2021 года не стало Галины Павловны Бабошиной (в девичестве Пановой).  Прожив долгую-долгую жизнь,...
    • ИРИНА НИКУЛУШКИНА: «БЕЗ БОГА НЕВОЗМОЖНА ИСТИННАЯ ЖИЗНЬ»
      ИРИНА НИКУЛУШКИНА: «БЕЗ БОГА НЕВОЗМОЖНА ИСТИННАЯ ЖИЗНЬ»
      ИРИНА НИКУЛУШКИНА: «БЕЗ БОГА НЕВОЗМОЖНА ИСТИННАЯ ЖИЗНЬ»
      За большой вклад в развитие культуры Ярославской области Почетной грамотой губернатора области награждена...
    • СРЕДИ СВОИХ.  Десять писем Анастасии Ширинской Вадиму Нефедову
      СРЕДИ СВОИХ.  Десять писем Анастасии Ширинской Вадиму Нефедову
      СРЕДИ СВОИХ.  Десять писем Анастасии Ширинской Вадиму Нефедову
      Об Анастасии Александровне Ширинской (1912-2009) написано и сказано много. Изданы её мемуары «Бизерта. Последняя...
    • «Горбачёв сказал: «Мне жаль Ахромеева и тебя».  Я ему ответил: «А мне жаль Родину»
      «Горбачёв сказал: «Мне жаль Ахромеева и тебя».  Я ему ответил: «А мне жаль Родину»
      «Горбачёв сказал: «Мне жаль Ахромеева и тебя».  Я ему ответил: «А мне жаль Родину»
           Известие о смерти 95-летнего маршала Советского Союза Дмитрия Тимофеевича Язова, пришедшее почти сразу...
    • МУЗЕЙ РОЯЛЕЙ?  В РЫБИНСКЕ?
      МУЗЕЙ РОЯЛЕЙ?  В РЫБИНСКЕ?
      МУЗЕЙ РОЯЛЕЙ?  В РЫБИНСКЕ?
           В нескольких залах Красного гостиного двора Рыбинска разместилась коллекция фортепиано известного...
    • «ПРАВНУК СВЯЩЕННИКА, ВНУК ЖАНДАРМА, СЫН ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННОГО»
      «ПРАВНУК СВЯЩЕННИКА, ВНУК ЖАНДАРМА, СЫН ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННОГО»
      «ПРАВНУК СВЯЩЕННИКА, ВНУК ЖАНДАРМА, СЫН ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННОГО»
      Слыша сегодня мощный голос рыбинского протодиакона Димитрия Михайловича Сладинова, прихожане...
    • «В ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ МУЖСКОЙ РАБОТЫ МНОГО»
      «В ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ МУЖСКОЙ РАБОТЫ МНОГО»
      «В ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ МУЖСКОЙ РАБОТЫ МНОГО»
      История рыбинского Софийского женского монастыря - история во многом трагическая. Основанный еще в 1860-м...
  • РЕГИОНАЛЬНЫЙ
    УЧЕБНИК
    • Искусство
      • ВОСПОМИНАНИЕ О ВЫСТАВКЕ
        ВОСПОМИНАНИЕ О ВЫСТАВКЕ
        ВОСПОМИНАНИЕ О ВЫСТАВКЕ
        3 апреля - день памяти преподобного Серафима Вырицкого, уроженца Рыбинского края, нашего земляка,...
      • «БАБЬЕ ЛЕТО»: юбилейная выставка Татьяны Потурай
        «БАБЬЕ ЛЕТО»: юбилейная выставка Татьяны Потурай
        «БАБЬЕ ЛЕТО»: юбилейная выставка Татьяны Потурай
        13 сентября в 16.00 в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике...
    • История
      • 60 лет основанию Мемориала «Огонь Славы»
        60 лет основанию Мемориала «Огонь Славы»
        60 лет основанию Мемориала «Огонь Славы»
        В этом году, когда мы отмечаем 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, исполняется 60 лет с момента...
      • ПОЛВЕКА ВЕЧНОМУ ОГНЮ
        ПОЛВЕКА ВЕЧНОМУ ОГНЮ
        ПОЛВЕКА ВЕЧНОМУ ОГНЮ
        Огонь Славы у Обелиска в честь боевых и трудовых подвигов рыбинцев был зажжён 9 мая 1975 года. Вначале в 1968...
    • Очерки по истории РЫБНОЙ СЛОБОДЫ
      • Галина Левина. ВЕЛИКАЯ СУДОВАЯ ПРИСТАНЬ. 1763 год.
        Галина Левина. ВЕЛИКАЯ СУДОВАЯ ПРИСТАНЬ. 1763 год.
        Галина Левина. ВЕЛИКАЯ СУДОВАЯ ПРИСТАНЬ. 1763 год.
         2 ноября – день памяти Галины Дмитриевны Левиной, автора книги "Очерки по истории Рыбной слободы"...
      • Галина Левина. СКОЛЬКО ЛЕТ РЫБИНСКУ?
        Галина Левина. СКОЛЬКО ЛЕТ РЫБИНСКУ?
        Галина Левина. СКОЛЬКО ЛЕТ РЫБИНСКУ?
        На рубеже ХХ-ХХI вв. энтузиасты-краеведы перерыли всё: и печатные источники, и архивные документы, и...
    • Краеведение
      • ВЫШЕЛ В СВЕТ 31-й НОМЕР ЖУРНАЛА «РЫБНАЯ СЛОБОДА»
        ВЫШЕЛ В СВЕТ 31-й НОМЕР ЖУРНАЛА «РЫБНАЯ СЛОБОДА»
        ВЫШЕЛ В СВЕТ 31-й НОМЕР ЖУРНАЛА «РЫБНАЯ СЛОБОДА»
        Содержание этого номера «Рыбной слободы» сформировали памятные даты 2025 года. Первая из них – столетие...
      • «ДИАЛЕКТИКА ВЕЩЕЙ». Михаил Соколов и другие
        «ДИАЛЕКТИКА ВЕЩЕЙ». Михаил Соколов и другие
        «ДИАЛЕКТИКА ВЕЩЕЙ». Михаил Соколов и другие
        Купила на развале книгу писем Михаила Ксенофонтовича Соколова. В целом - очень грустную книгу. Двадцатые,...
    • Литература
      • «ТЫ НЕ ОДИН»
        «ТЫ НЕ ОДИН»
        «ТЫ НЕ ОДИН»
        Не было еще такой эпохи, когда бы и искусству, и театру, и литературе в один миг пришлось бы провалиться в...
      • Ирина Хохлова. СЕРЕЖЕНЬКА
        Ирина Хохлова. СЕРЕЖЕНЬКА
        Ирина Хохлова. СЕРЕЖЕНЬКА
        Публикуя накануне дня памяти преподобного Сергия Радонежского рассказ Ирины Хохловой, «Рыбинская среда», ...
    • Обществознание
      • ДОМАШНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ВОСКРЕСНОГО ДНЯ. Материнские заметки
        ДОМАШНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ВОСКРЕСНОГО ДНЯ. Материнские заметки
        ДОМАШНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ВОСКРЕСНОГО ДНЯ. Материнские заметки
        Со времен апостольских христиане встречали день Господень – день Воскресения Спасителя – Литургией. Со...
      • НАЙТИ НОВЫХ ЛОМОНОСОВЫХ
        НАЙТИ НОВЫХ ЛОМОНОСОВЫХ
        НАЙТИ НОВЫХ ЛОМОНОСОВЫХ
        С 1 октября начинается этап школьных олимпиад по предметам – очень важное время для тех учащихся, кто в...
    • Экология
      • ИЗ ИСТОРИИ АРКТИЧЕСКИХ ЦИКЛОНОВ В  НАШЕМ КРАЕ
        ИЗ ИСТОРИИ АРКТИЧЕСКИХ ЦИКЛОНОВ В  НАШЕМ КРАЕ
        ИЗ ИСТОРИИ АРКТИЧЕСКИХ ЦИКЛОНОВ В НАШЕМ КРАЕ
        "В конце декабря 1978 и начале 1979 года сформировался очень мощный арктический антициклон, - сообщает...
      • ХОПЫЛЕВО — 2019
        ХОПЫЛЕВО — 2019
        ХОПЫЛЕВО — 2019
        В минувшие выходные завершилась первая июльская смена семейного волонтерского слета в Хопылево, который...
  • НЕБЕСНОЕ
    ЗЕМЛЯЧЕСТВО
    • Анна Новоторцева. МОЙ ДЕД И ЕГО БРАТЬЯ
      Анна Новоторцева. МОЙ ДЕД И ЕГО БРАТЬЯ
      Анна Новоторцева. МОЙ ДЕД И ЕГО БРАТЬЯ
      Мой дедушка по материнской линии Новоторцев Вячеслав Федорович родился 9 февраля 1925 г., в день памяти...
    • Схииеромонах Алексий (Василенко): «СВЯЩЕННИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ВСЁ ВРЕМЯ НА ПЕРЕДОВОЙ»
      Схииеромонах Алексий (Василенко): «СВЯЩЕННИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ВСЁ ВРЕМЯ НА ПЕРЕДОВОЙ»
      Схииеромонах Алексий (Василенко): «СВЯЩЕННИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ВСЁ ВРЕМЯ НА ПЕРЕДОВОЙ»
      1 декабря 2024 года исполнилось 70 лет со дня рождения протоиерея Димитрия Садовского, настоятеля храма...
    • Семейные реликвии из «хлебного города»
      Семейные реликвии из «хлебного города»
      Семейные реликвии из «хлебного города»
      Осенью 2017 года мы поместили публикацию «Храм Всех Русских святых в рыбинском Заволжье», посвященную...
    • СВЯТИТЕЛЬ АГАФАНГЕЛ. К 170-летию со дня рождения
      СВЯТИТЕЛЬ АГАФАНГЕЛ. К 170-летию со дня рождения
      СВЯТИТЕЛЬ АГАФАНГЕЛ. К 170-летию со дня рождения
      16 октября - день памяти святителя Агафангела, митрополита Ярославского.  «История скажет своё правдивое...
    • ПОСЛЕДНИЙ АРХИПАСТЫРЬ МАНЬЧЖУРИИ
      ПОСЛЕДНИЙ АРХИПАСТЫРЬ МАНЬЧЖУРИИ
      ПОСЛЕДНИЙ АРХИПАСТЫРЬ МАНЬЧЖУРИИ
           Среди выдающихся иерархов Русской Православной Церкви земляков у рыбинцев не так уж много. Одним из...
    • Лидия Ватлина.  ДВЕ ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
      Лидия Ватлина.  ДВЕ ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
      Лидия Ватлина.  ДВЕ ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
      6 июля 1415 года - день мученической кончины мыслителя и проповедника, национального героя Чешской земли Яна...
    • АКАДЕМИК УХТОМСКИЙ. К 145-летию со дня рождения
      АКАДЕМИК УХТОМСКИЙ. К 145-летию со дня рождения
      АКАДЕМИК УХТОМСКИЙ. К 145-летию со дня рождения
      25 июня 2020 года исполнилось 145 лет со дня рождения нашего земляка, выдающегося учёного-физиолога, выпускника...
    • Юрий Кублановский. ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ
      Юрий Кублановский. ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ
      Юрий Кублановский. ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ
      В той части Рыбинска, где служил и просвещал покойный отец Димитрий Садовский, в детстве я не бывал. Да ведь и...
    • Вместе с Лазарем четверодневным
      Вместе с Лазарем четверодневным
      Вместе с Лазарем четверодневным
      Сегодня состоялось погребение настоятеля рыбинского храма Иверской иконы Божией Матери протоиерея...
    • Рыбинск. 1944 год
      Рыбинск. 1944 год
      Рыбинск. 1944 год
      В год 75-летия Великой Победы "Рыбинская среда" напомнит рыбинцам, читателям портала о тех земляках - авторах...
    • ИЗ ЖИЗНИ РУССКИХ ПРАВЕДНИКОВ
      ИЗ ЖИЗНИ РУССКИХ ПРАВЕДНИКОВ
      ИЗ ЖИЗНИ РУССКИХ ПРАВЕДНИКОВ
      Эта встреча представителей старшего поколения духовенства епархии с прихожанами Спасо-Преображенского...
    • АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ: ТОЛЬКО ФАКТЫ
      АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ: ТОЛЬКО ФАКТЫ
      АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ: ТОЛЬКО ФАКТЫ
      6 декабря Русская Православная Церковь чтит память святого благоверного князя Александра Невского. Кем был...
  • КИНОТЕАТР
  • КАТАЛОГ
    • Напутствие. Людмила Марасинова
      Напутствие. Людмила Марасинова
      Напутствие. Избранные статьи и письма Л.Марасиновой
      Наследие ученого-исследователя Людмилы Михайловны Марасиновой, касающееся общих закономерностей развития...
    • Санкт Петербург - Рыбинск. Триста лет обшей истории.
      Санкт Петербург - Рыбинск. Триста лет обшей истории.
      Санкт Петербург — Рыбинск. Триста лет обшей истории.
      Исторические взаимосвязи двух российских городов, возможно, впервые становятся темой для путеводителя....
    • Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 3(21)2019
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 3(21)2019
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 3(21)2019
    • Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 2(20)2019
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 2(20)2019
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 2(20)2019
    • Журнал Рыбная Слобода приложение
      Журнал Рыбная Слобода приложение
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА Приложение
      Этот номер журнала посвящен тридцатилетию рыбинского хорового фестиваля имени Владислава Геннадиевича...
    • Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 14
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 14
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 2(14)2017
    • Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 19
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 19
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 1(19)2019
      Этот номер "Рыбной слободы" рассказывает читателю о Некоузском благочинии Рыбинской епархии Русской...
    • Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 17
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 17
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 3(17)2018
      В 2018 году исполнилось 300 лет со дня рождения преподобного Феодора Санаксарского — нашего земляка, потомка...
  • КОНТАКТЫ
Главная » Собеседник » Юрий Первов. КАК МЫ ВОССТАНАВЛИВАЛИ ИВЕРСКИЙ ХРАМ
Юрий Первов. КАК МЫ ВОССТАНАВЛИВАЛИ ИВЕРСКИЙ ХРАМ
4596459745984599460146024603

Юрий Первов. КАК МЫ ВОССТАНАВЛИВАЛИ ИВЕРСКИЙ ХРАМ

В приходе храма Иверской иконы Богоматери вышла в свет книга  воспоминаний о протоиерее Димитрии Садовском (1954-2020), настоятеле храма в 1992-2020 годах. Отец Димитрий принял храм в руинах, и не только восстановил его при помощи своих прихожан и помощников, но и с Божьей помощью основал один из самых многочисленных приходов в нашем крае. «Рыбинская среда» публикует фрагменты  книги – воспоминания священников и духовных чад отца Димитрия. Сегодня – слово художнику, резчику по дереву, преподавателю Рыбинской Детской художественной школы Юрию Первову.

…Иногда в жизни происходят моменты мистические. Мы, здравые люди, воспринимаем  мистику как что-то противоестественное. Но на самом деле мы ведь просто не знаем законов природы! Одна женщин рассказывала, как во время войны она хотела повеситься, потому что от мужа вестей не было, дети были голодные, сама была на пределе, и жизнь была для нее невыносима. И вот она взяла веревку, пошла в сарай, все приготовила… И вдруг старичок какой-то заходит и спрашивает: «Что это ты делаешь?». Она ему сказала, что уже на пределе: «Не могу больше». А он ей говорит: «Перестань. Твоя война закончится через три дня». И ушел. И она остановилась. На третий день – стук в окно. Вернулся муж. Весь израненный, но живой. Легче в материальном смысле не стало. Но потихоньку жизнь начала налаживаться. И кто был этот старичок – она так и  не узнала.

Эту историю рассказал отец Димитрий. И сколько таких вот историй он перелопатил, сколько «пропустил через себя», через свое сердце за эти тридцать лет.

Мы познакомились в 1992 году. За несколько месяцев до этого, однажды в мае, поехали мы к Петру Владимировичу Потураю[1] на дачу – поздравить его с днем рождения. Дорога пролегала мимо руин Иверского храма. Вижу – храм в лесах. Думаю: «Надо же! Кто-то взялся церковь восстанавливать. Хорошее дело. Как бы хорошо здесь поработать!». Как будто  меня подслушали. Через некоторое время появляется мой знакомый – Андрей. «Вы с домом закончили?»  — «Да». – «Давай, надо помочь отцу Димитрию на храме. Ты можешь крышу сделать?».  Разговор был в августе, а крышу надо было закрыть к новому году. Сели на велосипеды и поехали через мост. Вдруг на мосту он мне кричит: «Тормози!». Оказывается, по мосту идет сам отец Димитрий – очень уставший с виду человек, на которого свалились все эти строительные проблемы по восстановлению храма… Так я увидел его впервые. Ему было 35 лет. Мне – 33.

На одном из первых богослужений в Иверском храме

Мы остановились, спешились и пешком дошли до церкви, по дороге говорили… Вошли в церковь. Что я увидел? Там, где сейчас свечной ящик, можно было встать, и, подняв голову вверх, увидеть звезды. И когда шел дождь, с крыши в эти дыры прямо в храм текла вода. А там, где сейчас иконостас, сверху падала мокрая штукатурка – с шатра текло. Помню, когда выпадала моя очередь дежурить ночами, это случалось, — как даст об пол такой кусок, упавший с высоты в 9 или 10 метров, так и вздрогнешь, и вскочишь…

В церковь в то время заходили сбоку – там был пролом в центральном окне. Вместо пола – накиданы доски. Стекол в окнах нет – они закрыты были полиэтиленом, который «полоскался» на ветру.  Голова упиралась в «потолок» — бетонное перекрытие. По стене над арочными окнами шли трещины, которые говорили о том, что здание разваливается, потому что «поехал» фундамент. То есть еще лет пять – и здание было бы не спасти. Я взялся, потому что только что достроил дом. Подумал: «Там, на доме, у меня было четыре башни, а здесь – всего одна». Опыт был за плечами.

Первое, что нужно было сделать – закрыть крышу. И не просто крышу. Надо было построить шатер с маковкой. Помню, я осмотрел леса, и меня поразило, что они были сделаны неправильно, и работать на них было нельзя. Оказалось, что их на скорую руку ставили учащиеся ПТУ, которые никогда ничего подобного не делали. По этим лесам нельзя было добраться до конца каменной кладки.

Стройка часто сопряжена с какими-то травмами. Но на церкви без этого обошлось – по молитвам отца Димитрия, несомненно. Хотя всем нам приходилось работать на высоте, перемещаться по лесам. Были у нас в бригаде Николай Лукич, Иван Васильевич Жуков с сыном, Толя Хватов, Юра Александров – отец Георгий, Коля Ульянов, Коля Силуянов. Был у нас хороший штукатур Володя Смолин, и он взял к себе в помощники Сергея Романова – отца Сергия. Он тогда был совсем юным, и мы все его опекали, на правах старшего поколения. Основные инструменты наши были – ножовка и топор. Буржуйку нам дали, что греться. И был у нас огромный энтузиазм. То есть веры у многих пока еще не было, но у всех была большая симпатия к отцу Димитрию. Все хотели ему помочь. Мы обычно все вместе работали, и все вместе шли на службу. Потом со временем разделились – одни помогали на службе, другие продолжали строить.

Виктор Горюнов. Храм Иверской иконы Богоматери. Бумага, карандаш.

Кроме того, одновременно со стройкой мы сами воспринимали христианские истины. Нас не надо было специально собирать и устраивать какие-то тематические вечера. Поработаем «наверху», сядем пить чай – и пошли разговоры о философии, о жизни, о политике… Отец Димитрий был удивительный собеседник! Ведь среди нас были разные люди. Кто-то всерьез увлекался восточной философией, модно было читать Рерихов, Блаватскую. Одни ушли в секты, другие пытались «ловить» летающие тарелки, третьи занялись «биоэнергетикой». Время было такое! У многих в головах было намешано всего… И весь этот наш бардак в головах отец Димитрий терпеливо разгребал. С помощью Священного Писания и святых отцов. Ведь некоторые моменты в Евангелии, услышанные нами впервые нас поражали, и мы так сразу не могли внутренне с ними согласиться. Как, например, фрагмент о юноше, который сказал Христу: «я пойду за Тобою, но прежде позволь мне пойти и похоронить отца моего». Христос ему ответил: «Оставь мертвым погребать мертвецов, а ты следуй за мною». Мы не понимали – в чем здесь справедливость…

Однажды я вырезал маленькую  скульптуру «Бегство в Египет»: Мария с Младенцем на ослике, рядом – Иосиф. Увидев ее, отец Димитрий начал рассуждать об этом сюжете. Оказалось, что для людей евангельских времени уже нет. Для нас линия жизни связана с хронологией. Для них – с совершенно иным восприятием реальности. Так, благодаря отцу Димитрию, мы прикасались к новым понятиям, к вере, к Православию.

Помню, обсуждали роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Нам казалось – откровение о том, что, на самом деле нет плохого и хорошего, но есть свет и тень, и все мы – производное обстоятельств… Но отец Димитрий говорит: «Ты понимаешь, тут такая хитрость есть. Свет, дающий тень, — тварный. Но есть нетварный свет, не дающий тени. И вот эту разницу в романе никто не рассматривает».

Именно такой глубины суждений не хватало в нашей среде художников. Ведь отец Димитрий и сам был из этой среды, и до того, как стал священником, работал в Академии художеств. Поэтому его знали и любили в нашей художественной школе, и он бывал и у Петра Владимировича, и у Саши Андреева, и у многих других. Он всегда бывал на наших выставках. Думаю, ему в нашей среде было комфортно и интересно. Помню, мы обсуждали иконы, и выяснялось, что не всякая икона, созданная как произведение искусства, может быть иконой в настоящем смысле слова. Высший образец – Рублев, монах и художник. А ведь сейчас иконы пишут люди, которые часто далеко отстоят от Православия. Один художник стал резать икону Архистратига Михаила, поражающего дьявола. И вот это существо, которое он поражает, вырезано со всей тщательностью – каждая чешуйка, каждое кольцо… Можно сказать, вырезано с большим интересом ко всем этим подробностям. И эту икону держать в руках невозможно – как будто держишь скорпиона. Хочется скорее ее куда-то положить. Отец Димитрий считал, что человек, который пишет иконы, должен не только ходить в храм, но и часто исповедоваться и причащаться.

Мы часто говорили с отцом Димитрием о том, как уйти от формализма в церковной жизни. Ведь бывает в жизни так, что человек далекий от религии приходит в храм и оказывается лучше и чище, чем многие люди, которые годы и десятилетия провели там. Отец Димитрий рассказывал нам историю об одном циркаче, который работал всю жизнь на сцене, но состарился. Дома у него не было, близких тоже. И он попросился в монастырь, чтобы там работать и так до конца дней зарабатывать себе на хлеб. Его приняли. Но со временем братия монастыря начала замечать, что этот циркач часто уединяется в своей келье. Решили посмотреть, чем он там занимается. Оказалось, он встает на молитву, но при этом  жонглирует шариками. Братия в гневе решила выломать дверь тут же, но когда они ворвались в келью циркача, с иконы сошла Сама Божья Матерь. А братии стало ясно, что этот человек не мог по-другому служить Богу, потому что больше ничего не умел…

* * *

…Строительство крыши – это отдельная история. Там сохранились старые детали, нужно было просто сделать обмер и выполнить такие же. Нам требовалось одно нестандартное бревно и брус 200х200, который нам и привезли. Я залез, померял – Боже мой! 18 метров! Как же привезти и завести такое бревно? Сказал отцу Димитрию. Он сразу как-то погрустнел. Но потом говорит: «У нас есть Валя, она живет в Майском. Спрошу у нее».  И эта Валя – человек, который всей душой в церкви, до сегодняшнего дня – решила эту проблему!

Женщины в Церкви – это удивительное явление. Как они у Гробя Господня первыми появились, так и сегодня многое в Церкви на их плечах держится! «Юра, тебе какие нужны бревна?» — «Валя, самые большие!» Там надо было сначала положить бревно от угла до угла, а в него вставить вертикальную ось и подвести стропила, восемь штук. То есть одно 18 метров, и еще несколько по 15 метров.  И вдруг однажды смотрю – к нам едет лесовоз! И я понимаю, что это наши бревна! И Валя выскакивает из кабины: «Юра, такие пойдут?» — «Валя, конечно, пойдут!». Мы еле скинули их с машины. Каждое по нескольку тонн. Те, что поменьше, закатили, а большое я начал обтесывать. Все подготовил сам… И вдруг оказалось, что восьмерик – неровный! И разница в длине стропил составляла до 60-ти сантиметров. А ведь мы все подготовили на земле… Кроме того, когда залезли, то увидели, что кирпич наверху местами сильно разрушен. Потому что прорастали растения, целые березы, корни разрушали камень, голуби там жили… И в эту кашу нельзя было ставить шатер!

Когда надо было заводить всё наверх, мы вызвали специальную технику с 40-метровой стрелой, он один тогда такой был в наших краях. Бедный водитель, он не знал, что ему предстоит. Обвязали мы шатер. Когда все стронулось, стрела вдруг закачалась. А прямо под стрелой – кабина водителя. «Отвязывай давай», — кричит он мне. А я не могу отвязывать, потому что вся эта старая конструкция со старыми стропилами и крестом рухнет вниз с 20-метровой высоты. И вот этот шатер проплыл прямо над кабиной, и он поставил ее там, где сейчас тропинка ведет в трапезную. Как жаль, что тогда еще не было смартфонов, и мы все это не засняли! Помню, батюшка стоит и смотрит, потом вздохнул и перекрестил эту конструкцию прямо в воздухе, и снова стоит и смотрит. А когда поставили этот старый шатер на землю, он снова вздохнул.

Водитель быстро все отвязал и поскорей от нас уехал. Потом, спустя какое-то время, мы снова его вызвали, и он уже подготовился всерьез. Нужно было наше 18-метровое бревно завести внутрь и поставить в подготовленный паз. И он должен был держать его на тросе. А мы должны были очень быстро поставить упоры. Это был уже октябрь 1992 года, шел дождь со снегом. Он поставил бревно, но оказалось как-то под наклоном – стрелы ему больше не хватало. И тогда мы попросили его упереть колесиками и держать, как можно вертикальнее. А сами в это время внутри отпустили все тросы. Хорошо, что он не видел, что мы делаем. Бревно-то было в «свободном полете»! И могло увернуться, вывернуть, все, что можно, и уйти вдоль дороги…. Если бы оно пошло, никакими силами его было бы не остановить.

Все это свершилось, когда был конец службы. Выходят бабушки из храма. Смотрят – шатра нет, и стоит огромный столб. И стали креститься.

Помню, когда сняли старый шатер, и мы закончили работу, я сел на велосипед и поехал домой. А на мосту остановился и оглянулся. Церковь стояла обезглавленная. Вид был жуткий. И тогда я очень остро почувствовал ответственность, даже испугался: «что я наделал?»

На следующий день мы нашли скобы. Я вбивал их кувалдой в столб и лез наверх. Вниз старался не смотреть, потому что в такой ситуации от этого становится еще в два раза страшней. Когда вбил последнюю скобу, то повесил на нее блок с роликом, продел веревку и спустил вниз. Это была лебедка, которой мы поднимали стропила наверх. Но первое же стропило показало нам, что блока не хватает, оно встало и все, его не завести. Отец Димитрий сидит внизу, переживает: «Ну что, ребята?» Я снова полез наверх и стал спиной выжимать эту балку, а она была такая тяжелая. Трос не давал ее заводить, мы веревку поослабили, и балка вся легла на меня. Я поднатужился и поставил ее туда, и гвоздем ее там зацепил. Слез, говорю отцу Димитрию: «Больше не смогу сегодня. Остальное завтра». Он говорит: «Юра, ведь она одна не выдержит, надо еще хотя бы одну». Что делать? Полез снова наверх… В тот вечер мы смогли поставить все балки. До сих пор не представляю, как мы это сделали. Ведь одно дело, когда ты стоишь на полу, и совсем другое, когда у тебя под ногой скоба, под мышкой молоток с гвоздем, и все это на высоте.

Тогда всё обошлось. Но происшествий было немало. Однажды упали леса. Штукатурили стену, и рабочие сами стали отрывать доски, которые мешали им штукатурить. В другой раз Кира, который любил выпить, упал с яруса на ярус, и попал боком на ведро с гвоздями. Но тоже обошлось без переломов и больших ран. А еще было дело – я сам упал с высоты, прямо из-под креста. Тогда мы все уже понемногу стали терять страх, и лазать наверх без страховки.

Однажды мы с Николаем Лукичом делали верхнюю маковку, и надо было там устроить такой «воротничок». Лукич заметил, что углы у нас не совпадают. А леса уже сняты, и строить заново неохота. Но до определенного уровня были оставлены конструкции лесов, и на них просто накиданы доски. И мы залезли туда, я шагнул к Лукичу, и мы оба полетели вниз. Это непередаваемое ощущение. Когда мы приземлились на следующем ярусе, оказалось, что я мертвой хваткой вцепился в фуфайку Лукича. Даже пальцы смог разогнуть не сразу. Запомнил, что это было первого апреля.

Лукич был образцовый строитель. Он знал все технологии. Умел делать все правильно и красиво: отпилит ровно, прикрутит надежно и красиво… Спрашиваю: «Ты где научился?» — «В Германии, — отвечает, — пока в концлагере сидел». Он попал туда 14-летним мальчишкой. Но не как заключенный, а как рабочий. Немцы отступали, увидели, что мальчишка голодный. А он был сирота, и для него «кто кормит, тот и папка». Попал с ними в Германию, научился плотницкому делу. После войны вернулся в СССР. Но в НКВД у него допытывались, как это он попал в Германию, да что делал. Отпустили, однако в ПТУ на профессию токаря не взяли, а ему очень хотелось… Пока мы строили, он иногда рассказывал мне, как жил и работал. Была глубокая осень, часто шел дождь со снегом. И мы залезали в эту маковку внутрь, и там сидели. А когда дождь кончался, то вылезали. Заканчивал маковку я уже без него, было тяжело.

Со строительством иконостаса, который сейчас многие называют самым красивым в Рыбинске, тоже все складывалось непросто. Иногда приходилось будто стену лбом проламывать. В моих планах был пятиярусный иконостас. Сделал эскиз – под арку. Показал отцу Димитрию. Он говорит: «Слушай, большой». – «Да, — говорю, — большой». Но у него было сомнение: «Не справимся». Я подготовил такой сборный макет, в котором было видно, как поэтапно всё это строится. Сначала – конструкция, потом – орнамент, потом иконы появлялись (вырезал такие цветные картиночки из журнала). Но – не пошло. Мы перебирали разные варианты, но ни на одном не останавливались. Отцу Димитрию не нравилось. Одновременно рисовали свои варианты, если я правильно помню, Павел Гаврилов, Елена Чекушкина. Но окончательный вариант так и не сложился.

Взяли несколько вариантов эскизов и поехали в Ярославль, к архиепископу Михею. Владыка выбрал мой вариант. Эскиз вернулся в Рыбинск. На нем был нарисован крест, и стояла подпись: «Бог благословит». Казалось бы – все было ясно. Но сатана не дремал. Он так же, как всегда, действовал через людей…

Мы съездили в Арефино, заказали там на промышленной пилораме брус – нам пожертвовал его владелец пилорамы Дима. Брус был отменного качества. Я уже прямо видел иконостас. Но отцу Димитрию не нравился мой эскиз, и я это понимал. Ладно. Мы закончили заниматься полом, алтарем. Поставили каркас для иконостаса — все вертикали и горизонтали. И я ушел. Это был 2000 год.

Почти сразу мне предложили сделать иконостас для одного старинного храма в Москве, на окружной дороге, недалеко от усадьбы Тютчевых. Я согласился. Пружина-то уже была сжата во мне, хотелось делать иконостас! Он был велик – 11 метров в высоту. Как будто Господь сказал: «Сынок, хочешь поработать? На!» Я взялся и за год сделал практически всю резьбу. Но общий итог работы там получился грустным – золотильщики не были профессионалами, и очень скоро вся позолота осыпалась.   Там как-то поправляли эту ошибку. А я взялся за следующую работу…

Иконостасом в Иверском храме стали заниматься другие люди. Они пришли ко мне, и показали эскиз, обрезанный до трех ярусов. Я сник. Решил, что это точка невозврата. Вертикали были смещены и опилены, горизонталей не было вообще… Я спросил: почему? «Мы решили взять за основу иконостасы первых христиан». А ведь первохристиане не строили никаких иконостасов. Они ставили тябло, на которое довольно хаотично устанавливали иконы, остававшиеся от умерших. И здесь в нашем иконостасе не было вертикалей, а значит – не было стройности.

…Некоторое время я работал у одного бизнесмена – резал украшения для его дома, для интерьера и фасада. Прошло четыре года. И вдруг снова приезжает ко мне Саша Андреев. Оказывается, в храме побывал недавно назначенный архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, и, увидев фанерный иконостас,  сказал, что все неправильно. «Ты знаешь, у меня 25 июня день рождения, приходи, отец Димитрий хочет с тобой поговорить». Я пришел. Батюшка рассказал мне о визите владыки и просил взяться за работу по иконостасу. Я сказал, что от моего эскиза там уже ничего не осталось, и я не вижу возможности взяться за эту работу. И тогда батюшка заплакал. И, конечно, я согласился: «Хорошо, тогда давайте конкретно – как делать». – «Надо встретиться и посмотреть вместе». – «Хорошо. Только у меня условие: чтобы никто не давал мне советов»… Это был 2005 год.

С чего начинать?  Некоторые иконы праздничного ряда уже написаны, но все разного размера! Стройности нет. Как всё это упорядочить? В то время Господь послал нам очень хорошего столяра – Сашу Карпова. С ним мы и делали иконостас в течение пяти лет. Ведь для резьбы нужны заготовки, которые нужно собрать склеить, закруглить… И не только вручную. Помню, была у нас такая проблема: нужно было закруглить край балки – тябла. Подходящего станка не было Но Саша нашел на тридцатом заводе. Отвезли мы туда балки. А там, оказывается, станок берет только 40 миллиметров. И всё свелось к тому что  мы взяли рубанки – Лёша Калюкин, Миша Мальцев – и сделали всё вручную.

Так как резьба покрывала все неровности ручной обработки, меня такой результат удовлетворял. А Саша готовил колонны, маленькие и большие, диаконские врата, Царские врата. Отлично готовил – аккуратность у него невероятная. Мы с ним вместе лазали и рулеткой обмеряли каждый фрагмент. Немного сдвигали колонны, чтобы скрыть разницу в размере икон. То есть в каждом случае делали по-разному.

И за пять лет сделали всё, что требовалось. Начали с первых двух квадратов у Царских врат. Но я понимал, что иконостас получается плоский, а потому скучный. И нужно было добавлять фигурные балки. Мне хотелось, чтобы резьба была видна от входа, а когда подходишь ближе, то ее можно и рассмотреть.

Единственное, что удалось воплотить из прежнего замысла – вертикаль, которая идет от Царских врат выше, к «Спасу в силах» и иконе Богоматери «Знамение».  Это большая вертикаль, которую поддерживают колонны Царских врат. А в центре этой вертикали – Евхаристия.  «Спас в силах» поддерживают также две колонны. И вверху – арочное завершение – «Знамение». Также удалось сделать так, чтобы тябла по отношению к вертикали располагались крестообразно, и это удалось сделать. То же мы повторили в Царских вратах, которые видятся как покрытый цветами – процветший – Крест.

Когда мы начали монтировать первые фрагменты резьбы, кто-то стал высказывать вопросы: не слишком ли всё это перегружено орнаментом? Но отец Димитрий больше не прислушивался к вопросам. Да и когда видишь резьбу на фоне большого пространства фанеры, может так показаться. А позднее бывало и так: принесем с Сашей целую партию новой резьбы, смонтируем ее на иконостасе, а её как будто  никто и не заметил. Так «незаметно» иконостас и прирастал в течение пяти лет.

Когда закончилась работа над ним, я стал заниматься киотами.  Был момент, когда делали полы в алтаре, то полукруг солеи пришлось оформлять вручную. Также в то время вырезал киот для алтарной иконы Спасителя. Затем вырезал круглый столик для освящения хлебов. А «лебединая песня» — это аналой в центре, перед солеей.

Позднее я оформил резьбой иконостас в глебовском храме свв. блгв. Князей Феодора, Давида и Константина. Там всё было почти так же, как в Иверском храме. Батюшка, настоятель храма говорит: «У нас нет  ни проекта, ни материалов. И денег тоже нет. Но иконостас очень нужен». Там, в Глебово, мне удалось реализовать мечту и сделать Царские врата с резными рельефами Благовещения и евангелистов. Также в технике ажурной резьбы выполнил и сюжет Евхаристии над Царскими вратами.

В последнее время, вплоть до 2020 года, по воскресеньям после поздней литургии отец Димитрий собирал нас на чаепития. Казалось бы, мы много и обо всём говорили. Но теперь понимаю, что ещё больше вопросов – осталось. Для многих из нас отец Димитрий был единственный человек, который ни при каких обстоятельствах от тебя не отвернется, что бы с тобой ни случилось. Согрешил, или обидел кого, или сам не знаешь – что тебе надо, — всегда можно было прийти к нему. И он поможет. И нам казалось, что так будет всегда.

Одна из последних моих встреч с ним произошла на дне рождения у нашего общего знакомого – художника. Там было шумно. Я подсел к нему, спрашивал о чем-то. Он отвечал.  Но у него же был голос такой – немного шелестящий. Поэтому приходилось переспрашивать. И в последнее время он стал какой-то очень мягкий, даже сентиментальный. Что-то скажет, и тут же прослезится. Как-то сказал: «Мне сейчас  почему-то всех жалко».

И я помню последний его подарок. Это было в 2019 году. После службы я после службы вместе со всеми подошел ко Кресту, а он, увидев меня, сказал: «Погоди», ушел в алтарь и вынес оттуда такой большой резной крест, а на нем литое изображение. Это был крест из Иерусалима с литыми вставками, в которые насыпана земля со святых мест.

Когда мы хоронили Петра Владимировича Потурая, отец Димитрий сказал: «Это сорт людей, которых мы все воспринимаем как вечных. А когда они уходят, мы никак не можем с этим согласиться, и только все вопрошаем – почему?!» Точно так мы думали, когда ушел он нас отец Димитрий. Вспоминая восстановление храма, я понимаю, как мучительна была для него вся эта огромная каждодневная работа и забота о каждом из нас. Какой крест он нёс на себе!..

Записала Анна Романова.

Март 2021 года

Опубликовано 8 июля 2023 года.

[1] П.В. Потурай – художник, директор Рыбинской Детской художественной школы в 1969-2003 годах.

08.07.2023 Романова Анна

Похожие сообщения

  • К ЮБИЛЕЮ АКАДЕМИКА УХТОМСКОГО: «ЖИВОЕ ЗНАНИЕ»
    К ЮБИЛЕЮ АКАДЕМИКА УХТОМСКОГО: «ЖИВОЕ ЗНАНИЕ»20.05.2025
  • Леонид Ваксман. ДОБРОТА
    Леонид Ваксман. ДОБРОТА25.09.2024
  • «ГОСПОДЬ НА НАШЕЙ СТОРОНЕ»
    «ГОСПОДЬ НА НАШЕЙ СТОРОНЕ»18.07.2024

Популярные сообщения

  • Спас
    Спас14.05.2013
  • Митрополит Агафодор (Преображенский)
    Митрополит Агафодор (Преображенский)14.12.2009
  • Три письма на одну тему
    Три письма на одну тему17.04.2013
← «ЖИВЁМ В ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ГЕФСИМАНИИ»
ГАЛИНА ЛЕВИНА. ПРОЩАНИЕ →

Написать ответ Cancel reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Авторские экскурсии по Рыбинску

Книги и журналы о Рыбинске

  • ДЕНЬ ЗА ДНЁМ
  • ПУБЛИЦИСТИКА
  • СОБЕСЕДНИК
  • РЕГИОНАЛЬНЫЙ
    УЧЕБНИК
    • Искусство
    • История
    • Очерки по истории РЫБНОЙ СЛОБОДЫ
    • Краеведение
    • Литература
    • Обществознание
    • Экология
  • НЕБЕСНОЕ
    ЗЕМЛЯЧЕСТВО
  • КИНОТЕАТР
  • КАТАЛОГ
  • КОНТАКТЫ

Метки

Cхиархимандрит Илиан Адмирал Ушаков Адольф Павлов Александр Занин Анна Романова Архимандрита Иероним Борис Крейн Вадим Нефедов Василий Аксёнов Виктор Поляков Влад Ивинский Владимир Гречухин Владимир Макаров Галина Левина Елена Белова Епископ Исаия Угличский Епископ Рыбинский и Угличский Вениамин Иван Александрович Колышкин Иван Глумов Иван Семенович Унковский Ирина Галкина Ирина Соловьева–Змитрович Ирина Стрункина Кшиштоф Занусси Лев Иванович Митин Леонид Алексеевич Ухтомский Леонид Ваксман Людмила Марасинова Михаил Киселев Михаил Матвеев Михаил Рапов Наталия Гудкова Наталия Халюто Николай Венцов Николай Лосев Николай Невский Николай Пимоненко Ольга Васильева Петр Потурай СЕРГЕЙ СТУКАЛИН Светлана Колесник Сергей Овсянников Сергей Шестериков Юлия Чубукова Юрий Кублановский
Copyright © 2004-2023 rybinskayasreda.ru Все права на материалы, находящиеся на сайте rybinskayasreda.ru охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта ссылка на ресурс rybinskayasreda.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
Публицистика
Региональный учебник
Небесное землячество
Провинциальный наблюдатель
Яндекс.Метрика