10 октября — особая дата для Рыбинска. Это день рождения историка Людмилы Марасиновой (1936-2001), активная и последовательная деятельность которой была направлена на сохранение и приумножение историко-культурного наследия Рыбинска. «Рыбинская среда» публикует последнюю, написанную ею в апреле 2001 года статью, опубликованную только в изданном в «Библиотеке «Рыбинской среды» сборнике «Напутствие» (Рыбинск,2012 год). Правда, статья осталась недописанной. Но и в этом со временем проявилось её особое значение.
Признание глубинного системного кризиса современной цивилизации ни у кого не вызывает сомнений. Особенно тяжело и мучительно переживает его Россия. Этот кризис можно назвать кризисом Человека. То, что он поразил одну из великих держав, с великой культурой, историей, огромными природными ресурсами, представляет особую опасность. Последствия этого кризиса могут решить не только судьбу России, но и судьбу планеты.
«Кризис. Черная культура. Светлый человек.» Под таким названием вышла в свет книга культуролога М.Л. Князевой. Автор – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник факультета журналистики МГУ, поэт, прозаик, публицист, автор многих научных публикаций и поэтических сборников. С некоторыми из выводов Князевой хотелось бы познакомить читателей.
Цивилизация инстинктов
Кризис затронул духовную сущность человека. Вопрос о природе и сути человека, человечности из области абстрактных построений резко и весомо ворвался в повседневье рядового обитателя нашей современности. Выводы исследовательницы, работающей в сфере психологии культуры, можно в кратком изложении свести к следующим моментам:
— В духовной сфере современного человека имеет место ряд патологических явлений: нравственный и эмоциональный дискомфорт, жизнь в отрицательном информационном поле. СМИ фокусируют деструктивные события. Они взвинчивают человека, сосредотачивают внимание на фактах террора, насилия, катастроф. Господствует принцип «хорошая новость – это не новость». Эмоциональная палитра сводится к страху, ужасу, обиде, разочарованию, чувству угрозы, опасности, недоумению, бессилию, зависти. В этой атмосфере возникает мнительно-тревожный тип личности, происходит торможение нравственной, интеллектуальной, творческой активности, замедляется и даже пресекается личностный рост человека и формирование независимой индивидуальности. Известный культуролог ХХ века Дж. Тойнби писал: «В настоящее время огромная масса людей все еще остается на том интеллектуально-нравственном уровне, на котором люди пребывали и 150 лет назад». Мера нравственного убожества и деградации современного человека в полной мере видна на страницах желтой прессы. Таким образом происходит стагнация человеческой личности.
— Возникла мода на патологию, черную культуру. Человек болен физически и духовно. Его оздоровлению не помогут ни революции, ни реформы. Патологию личности лечить труднее, чем болезни общества. Искусство все более становится провокатором деструктивного развития человеческой личности. Тенденция к формированию патологической ,деструктивной личности совпадает с тайными интересами технократической цивилизации, цивилизации потребления, которая имеет и третье название – «цивилизация инстинктов».
Аскет или потребитель?
Любая здоровая, устойчивая цивилизация ориентируется на аскетического человека. А неограниченное производство нуждается в потребителе, который способен потреблять безгранично.
Культура есть система формирования потребностей. Высокая культура сокращает физиологические потребности и развивает интеллектуальные, нравственные, эстетические, информационные и иные. Развитая культура есть тормоз для многих проявлений потребностей общества. Через создаваемые культурой формулы потребления она формирует гармонизированного, духовного человека и его здоровый образ жизни. Этот человек самодостаточен, уравновешен, внутренне комфортен. Он обладает непосредственными энергетическими связями с миром.
Такой человек не подходит цивилизации машинного производства. Она вступает с ним в глубинное противоречие. Ей нужен другой человек. Тот, кто будет прожевывать километры колбас и жвачек, выпивать галлоны пива и пепси-колы и почему-то ежедневно менять одежду и мебель. Технократической цивилизации необходим неврастеник. Черная культура призвана создавать нужный цивилизации ущербный, неустойчивый тип личности.
Рынку нужен больной человек
Рынок ведет человека к неистовому потреблению, постоянно превышающему физиологические потребности и возможности организма. Голосом и лицом рекламы: ешь это, жуй то, запивай этим, отдыхай там, лежи на том-то, носи то-то. Рынку мало развязать человеку инстинкты. Ему нужно привести их в гиперразвитие, при котором индивид уже не в состоянии их контролировать. Инстинкты должны быть не просто развиты – они должны бунтовать в человеке, бороться, пожирать его.
Рынку нужен хронически больной человек, жертва черной культуры. В ней нет различия между жизнью и смертью, ибо всё мертво, безжизненно и бесценно. Смерть – есть высшая точка самореализации и самоутверждения измученного, обессиленного, надломленного и деформированного сознания.
Черная культура обессмысливает жизнь. Не любит ее, не ценит, не лелеет. Наступает кризис сочувствия. Человек не просто становится холоден. В нем появляется тотальное равнодушие к проявлениям зла.
Смерти физической предшествует смерть духовная, нравственная. Черная культура снимает все тайные покровы. Всё дозволено. Всё открыто. Это приводит к цинизму. Появляется упрощенчество, отказ от высоких чувств, огрубление, упрощение сознания. Черная культура развивает недоверие к интеллектуальному, к умным, образованным людям. Все это приводит к разрыву связей между поколениями.
Черная культура основана на принципиальном отсутствии низшего и высшего, высших ценностей. Все, что находится выше уровня понимания обычного человека – теперь выглядит смешно и недостойно. Потому что эта культура вообще не предполагает высшего ранга человеческих отношений. Она создает клише примитивного поведения. Один из принципов черной культуры – тотальное отторжение, тотальная неслиянность человека с человеком.
Так черная культура становится прямым побудителем к криминальному способу поведения, продуцирует патологическое состояние и разрушительные пороки. Она развивает чувство отчуждения и эмоционального оскудения.
В конечном счете, она разрушает жизнь как таковую…
Что же можно противопоставить этим негативным явлениям? Черной культуре противостоит светлый человек.
Но об этом в следующей статье.