Социальная ответственность СМИ и прошедшие в стране выборы, новые технологии массовых коммуникаций, стремительно врывающиеся в наш быт, и существование провинциальных газет в условиях экономического кризиса. Вот лишь некоторые из проблем, обсуждение которых состоялось в рамках только что прошедшей в Москве V Всероссийской конференции «Состояние и проблемы развития региональных рынков печатных СМИ». В России выходят в свет 3347 газет, при этом, как показали исследования ЦИРКОН, из двенадцати субъектов информационного поля наименьшим влиянием обладает аудитория средств массовой информации. В то же время районная газета как выразитель настроения муниципальной аудитории не имеет и еще долго не будет иметь в России альтернативы. Значит, коллективам редакций районных газет необходим своего рода режим благоприятствования. Между тем, производство газет у нас в стране, в соответствии со специальными классификаторами ОКУД, относится к перерабатывающей промышленности, а деятельность телерадиокомпаний принадлежит в разряду развлекательных услуг. Потому налогообложение СМИ не способствует развитию социальной ответственности СМИ. Когда в одном конференц-зале руководители нескольких сот региональных СМИ встречаются с представителями законодательной власти и высокопоставленными чиновниками, учеными, исследователями и разработчиками новых коммуникационных технологий, разговор о подобных проблемах получается не просто острым, но и очень продуктивным. Такую встречу уже в пятый раз за прошедшие пять лет устраивают специалисты Фонда развития информационной политики. В этот раз к традиционным организаторам встречи представителей СМИ из нескольких десятков российских регионов присоединилось и Федеральное Агентство РФ по печати и массовым коммуникациям. Напомним нашим читателям, что представители ФРИП три года назад побывали и в Рыбинске – в связи с практикой проведенного у нас референдума по статусу города. С тех пор большинство городских СМИ и рыбинские чиновники нередко становятся участниками многочисленных мероприятий ФРИПа. С одной стороны, деятельность Фонда, ставшая для российских журналистов примером последовательной и целенаправленной работы по «наведению мостов», результативному взаимодействию прессы и власти, решает никем пока не решаемую задачу формирования в стране информационной политики. С другой – ФРИП как будто добровольно принял на себя функции Союза журналистов, давно оставившего попытки наладить взаимодействие и общение граждански активных представителей этой профессии. * * * Конференция открылась 40-минутной встречей с Председателем Совета Федерации РФ Сергеем Мироновым, который, отвечая на ряд острых вопросов о выборах, электронном правительстве, непродуманных законодательных актах, заметил: « Есть умные губернаторы, которые понимают, что хвалебное слово о них в подконтрольных им газетах ничего не стоит. И я не знаю, как можно способствовать независимости прессы. В этом мы рассчитываем на вас». Коллеги из Краснодарского края, отметившие тот факт, что в России уже имеется огромный негативный опыт реализации национальных проектов, задали вопрос о сути программы электронного правительства, подготовка которой осуществляется без научного обоснования, необходимых кадров, подготовки специалистов. Сергей Миронов пояснил, что в соответствии с этой программой своя страница в интернете теперь должна быть у каждого чиновника, а СМИ, в свою очередь, получат дополнительный ресурс для того, чтобы влиять на принятие решений. Сергей Михайлович пригласил журналистов и всех активно настроенных граждан задавать ему вопросы на его сайте по адресу www.mironov.ru, — «сам читаю всю почту, сам реагирую», добавил Председатель Совета Федерации. *** Председатель подкомитета по технологическому развитию Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Илья Пономарев назвал существующий «Закон о СМИ» долгожителем. Да, каждый новый созыв вносит свои поправки в этот документ, но он работает. Вот и сейчас думцы заняты подготовкой ряда новых поправок, учитывающих современные условия развития СМИ. Когда телевидение появится на экране мобильного телефона, будет ли это зона действия СМИ или мобильного оператора? Какова практика правоприменения в кабельных сетях? Эти и другие вопросы лежат в основе сегодняшних поправок в старый закон. Одной из самых горячо обсуждавшихся на конференции была тема перехода на цифровое вещание. К 2015 году в России не останется аналогового телевидения, и самые большие пессимисты не раз произнесли с высокой трибуны слова о том, что через 2-3 года в России исчезнут все региональные телекомпании. Однако первый заместитель руководителя объединенной редакции новостей Российского агентства международной информации РИА Новости Наталия Лосева напомнила о существующем опыте Европы, в которой главным конкурентом телевизионных «монстров» остаются местные телекомпании, так называемые «local news», которые существуют, в основном, за счет пользовательского контента. Нам сегодня трудно представить, что в жизни русской провинции так быстро произойдут перемены, которые смогут превратить подавляющее большинство населения в активных интернет-пользователей. Однако все мы совсем недавно стали свидетелями быстро совершившейся у нас революции телефонной связи. При этом у России в силу ее технологической отсталости есть свои преимущества. Оказывается, в США переход к мобильным телефонам длился больше десяти лет – там довольно долго народ недоумевал, зачем нужны мобильники, если доступный любому стационарный телефон есть буквально на каждом углу? У нас же, чтобы эта идея ушла «в массы», понадобилось только три года. В интернете конкурентным преимуществом СМИ должен стать именно профессионализм. Ведь бедствием большинства существующих блогов давно стал серый пиар, «размещалово» — как окрестили его продвинутые и интеллигентные российские пользователи. * * * Прошедшие в России 11 октября выборы стали темой номер один на секции, посвященной обсуждению социо-политической ситуации в стране. Заметим, что на подобной широкоформатной встрече коллег из СМИ большинства российских регионов эта тема видится совсем не так, как в Москве или в другом отдельно взятом городе. Два главных вывода руководителя региональной программы ФРИПа Александра Кынева: муниципальные выборы представляют серьезную угрозу для партии власти; завалить избирателя деньгами невозможно – проблемы остаются. В этот раз во многих регионах предвыборные технологии были направлены на то, чтобы электорат НЕ пришел на выборы, потому что при отсутствии какой бы то ни было явки гораздо легче организовать явку нужного избирателя. Были названы несколько методов такого воздействия. Среди прочих была и несвоевременная подача тепла в квартиры. Совершенно иную точку зрения на современные политические процессы предложил профессор кафедры политической теории и политического управления Сыктывкарского госуниверситета Виктор Ковалев: не следует изучать практику выборов – института выборов у нас нет. То, о чем мы говорим, является лишь прикрытием авторитарного режима. В то же время теория социальной ответственности СМИ связывает это понятие с логикой свободного государства. Своего рода подтверждением последней точки зрения были цифры, названные коллегами из СМИ Архангельской области. В одном из крупных городов этого региона на, по сути, безальтернативных выборах мэра 21 процент голосов был отдан за подставного кандидата, который вообще не вел избирательную кампанию, и еще 10 процентов избирателей просто испортили бюллетени. * * * Экономический кризис не мог не повлиять на рынки печатных изданий в России. Читатели Ярославской области почувствовали это, глядя на заметно поредевшие витрины газетных киосков. Первыми в ряд ненужных товаров попали более пятидесяти дорогих столичных журналов, среди которых оказались, к примеру, такие известные проекты издательского дома «КоммерсантЪ» как «Молоток» и «Автопилот». В тот же период времени – первое полугодие 2009 года – закрылись и сотни региональных газет. Вот лишь некоторые цифры: 45 газет ликвидированы в Тюменской области, 63 – в Краснодарском крае, около ста – в Мурманской области. Однако к середине года ситуация начала выправляться. В том же Краснодарском крае уже зарегистрированы 76 новых изданий. Тот же процесс пошел и в других регионах. Заглядывая в далекое и близкое будущее, эксперты отмечали, что газета как средство массовой информации даже в эру стремительного распространения новых технологий сохранит свою аудиторию. Своеобразный портрет газеты будущего набросал один из экспертов ФРИПа, доцент факультета журналистики МГУ Дмитрий Мурзин: вместо газетной бумаги – тончайший дисплей, который можно будет, свернув, положить в карман. Авторизовавшись на первой странице такой газеты, читатель получает возможность не только увидеть видео события, о котором идет речь в той или иной публикации, но отправлять и получать адресованные лично ему сообщения в сети интернет… Такой дисплей уже создан учеными. Осталось разработать материал особой текстуры, который был бы похож на газетную бумагу. Анна Романова
Меню
≡
╳