В первой половине февраля в Рыбинске целую неделю гостили члены сестричества Свято-Елизаветинского монастыря из Минска. Точнее, не гостили – ибо быть в гостях, как правило, означает проводить время праздно, — но трудились здесь, не покладая рук. Выставка товаров монастырского производства «С любовью из Белоруссии», открытая с утра до ночи в «Авиаторе», была лишь частью той обширной миссионерской деятельности, с которой белорусы ездят по необъятной России. На выставке посетителей ждала экспозиция «Белорусская хатка», где можно было познакомиться с традиционным белорусским бытом и научиться плетению из соломы различных поделок, а также кукольный театр «Батлейка» с представлением евангельских сюжетов для детей и взрослых. В Общественно-культурном центре Рыбинска была организована специальная кинопрограмма «Доброе кино», включавшая бесплатные показы художественных и документальных фильмов-лауреатов фестиваля «Золотой Витязь», в том числе видеостудии Свято-Елисаветинского монастыря.
Еще одна неотъемлемая часть их «программы пребывания» в России – общение, непосредственные встречи с жителями тех мест, где удается побывать. Руководителем миссии в Рыбинске была монахиня Мария (Литвинова), (кандидат медицинских наук, мастер спорта по художественной гимнастике), которая выступила с лекциями в нескольких учебных заведениях Рыбинска, на предприятиях и даже в военной части. А в день отъезда уделила время для того, чтобы ответить на вопросы «Рыбинской среды».
— Как вас принимают в Рыбинске?
— Принимают хорошо. Но случаются и такие моменты, которых не ожидаешь. Сегодня в одном учебном заведении, например, замдиректора очень строго сказала мне перед лекцией: «Имейте в виду, что разговаривать с учащимися о православии вы можете лишь в культурологическом смысле». Что такое культурология? Если брать культуру, то ведь вся она у нас основана на православной вере. В ее основе – христианские заповеди! И я сначала даже расстроилась – смогу ли я говорить «в культурологическом смысле»?
— О чем же было ваше выступление?
— О том, что Россия – страна православная, что именно благодаря православию она выросла как страна, величию которой удивлялся весь мир. И особенно Европа — когда в 1877 году шла война, и русские люди гибли не за своих родных, не за свою страну, а за братьев православных в Сербии, Грузии, Армении, Болгарии… Они отдавали жизни свои и знали, что это высший долг, что высшая награда у Господа – это положить «душу свою за други своя». И это было Европе непонятно! Они не могли уяснить себе – как это возможно? Потому что там в основе всего — европейский прагматизм, а здесь – душа, дух, Божий Дух. И люди знали это. А солдаты суворовских войск, прежде чем идти в бой, меняли грязные рубахи на чистые, — потому что может быть, это будет последний бой, и уйти надо чистым душой и телом. Они были уверены, что их на небесах ждут венцы, ведь они отдают жизни свои за близких. Это же надо помнить – это русское чудо! И надо возвращать себе память об этом. Ради этого мы работаем, — ведь у нас единая вера. И – единая страна. Как бы ее не разделяли политики, духом мы должны быть едины, молясь вместе и причащаясь у единой чаши. Вот откуда наше единство, и оно должно сохраняться, расширяться и углубляться.
Конечно, всему этому находятся противники. И в первую очередь, враг рода человеческого, который будет разделять и ослаблять нас, который каждому будет шептать что-то такое, отчего не захочется работать. Мне, например, он будет говорить: «Ты устала, хватит тебе ездить и говорить людям о единстве. У тебя возраст такой, что пора уже отдыхать. Зачем ты ездишь? Тебя не везде приветливо встречают». Этого не надо бояться. Надо быть твердым и уверенным, и слышать Божий голос, который говорит нам, что мы делаем Божье дело.
Так бывает не только в дороге, но в любом деле, даже и у нас в монастыре. Каждый раз надо спрашивать – что хочет Господь, и следовать именно этому. Иногда мы и сами ничего не хотим. Но совесть нам подсказывает, что мы должны сделать что-то очень важное. А совесть – это что? Это и есть Господь.
Особенно когда совесть нам подсказывает, что мы должны помочь людям. Даже если, как нам кажется, мы не можем этого сделать. Вот, например, у нас в Свято-Елизаветинском монастыре есть мужское подворье. Оно расположено в тридцати километрах от нашего монастыря, Там сейчас живет примерно 160 человек. Всё это мужчины, вышедшие из мест лишения свободы, многие из них сидели не раз. Есть там и алкоголики, и наркоманы. Большинство – безнадежные курильщики. Очень сложный народ! Но когда побудешь там, и поговоришь с ними, увидишь не лица, а лики! Именно в том смысле, о котором говорила наша святая Елизавета: «Лик Божий в человеке может быть затемнён, но не уничтожен». Божья искра, Божья суть всё равно есть в человеке, только надо ее разглядеть, отмыть, почистить, осветлить. Чем? Исповедью, причастием, молитвами. Во имя этого мы и стараемся им помочь. Потому что без этой работы жизнь пуста. Если ты не работаешь так, чтобы от души, от сердца, через Бога служить людям, то жизнь становится пустой. И всякий нормальный человек ощущает ее как бездарно прожитую. Понимаете?
— Да. Но как это применить к нашей жизни?
— Очень просто. Каждый на своем месте, в своей профессии, работе должен видеть эту глобальную цель. И тогда все мы в таком единстве помогаем друг другу. Кто-то через свою профессию, кто-то непосредственной помощью, а кто-то – молитвой… То есть все мы друг без друга жить не можем. Мы все дополняем один другого. И в семье, и в трудовом коллективе, и в стране. И в мире! Ведь все равно все мы братья и сестры, и все произошли от Адама и Евы. Неважно даже то, что все мы в этом мире разделены какими-то религиозными догматами. «Как мы должны относиться к человеку другой веры? – вопрошает у нас батюшка в монастыре, и сам отвечает, — с любовью!» Чтобы каждый человек чувствовал любовь Христову, исходящую от православного христианина. Чтобы и этот человек захотел прийти сюда. Как сектанты? – Они привлекают людей на свою сторону фальшивой любовью. Но люди часто идут за ними, потому что они истосковались по доброму отношению к ним. Это позднее уже открывается и зомбирование, и жесткое отношение, направленное на то, чтобы подавить волю человека… Что свободы там никакой нет – это человек поймет гораздо позднее. А может и не поймет – потому что будет подвержен гипнозу. Поэтому, что в монастыре у нас нравится, так это большая миссионерская работа.
— Откуда она? Кто ее начал? Ведь Свято-Елизаветинский монастырь совсем молод – он основан в 1999 году.
— Основоположником миссионерской работы стал наш священник, отец Андрей Лемешонок. У нас на выставке есть много записей его бесед. В начале 90-х годов он служил в соборе святых апостолов Петра и Павла города Минска, и как священник ходил в психиатрическую больницу. Со временем к нему присоединились и стали помогать его духовные чада. Потом они вместе поехали к отцу Николаю Гурьянову, на остров Залит на Псковском озере. И отец Николай благословил их строить монастырь, вынул пять российских рублей и сказал: «Вот мой первый вклад, остальное люди доложат». И когда в момент основания монастыря думали, как его назвать, то поняли, что, по сути, уже образовано сестричество. Кто был в нашей современной истории яркий представитель сестричества и миссионерской помощи? – Пресвятая Елизавета, основательница Марфо-Мариинской обители в Москве, вдова князя Сергея Александровича, брата императора Николая II. Так появилась идея. То есть наш монастырь родился из сестричества. А поскольку идея сестричества и миссионерское дело неразделимы, так повелось и в монастыре. Позднее все первые белые сестры стали монахинями, и пришло новое «поколение» белых сестер. Сейчас у нас более трехсот белых сестер и сто семь – черных, то есть монахинь.
Ничего мы не придумывали специально. Как, например, вот это мужское подворье. Просто нам передали землю в окрестностях города, и когда туда впервые приехали сестры, они увидели там старый полуразвалившийся коровник. Когда вошли внутрь, то увидели там как раз вот этих неприкаянных людей, пятерых или шестерых бывших заключенных, которым было негде жить, некуда идти. Тогда наши монахини начали им помогать. Поначалу прямо в этом старом коровнике сделали печурки, какие-то первые кельи, в которых можно было обитать… В те годы я была белой сестрой, ходила в больницу. Но мы не помогаем непосредственно персоналу больницы, а лишь проводим духовную работу – готовим людей к молебну о здравии, к причастию, разговариваем о вере. И я хорошо помню, как на этом подворье выстроили сначала небольшой корпус со столовой внизу, а позднее в восьмистах метрах от него – трехэтажный братский корпус, и рядом, отдельно – очень красивую трапезную. А напротив возвели храм иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Всё это построили, а потом и расписали наши мастера.
Но это всё было позднее. А сначала, когда речь пошла о строительстве монастыря, денег, конечно, было совсем мало. И тогда отец Андрей сказал нам: «Знаете что, мы будем зарабатывать сами. Давайте организовывать мастерские». Так у нас были открыты иконописные мастерские, иконоокладные, золотошвейные, столярные, по цветным металлам, слесарные, свечные… Сейчас их у нас около сорока.
— Сестра Мария, вы немало общались с рыбинцами. Скажите, какое впечатление они на вас произвели?
— Я бы сказала, что в целом это довольно закрытые, замкнутые люди. Наверное, люди становятся такими, когда не чувствуют заботы о себе. Я говорю о заботе со стороны власти. Вы знаете, если бы такой сильный снегопад случился в Минске, мы бы, конечно, за день с его последствиями не справились бы. Но за неделю справились бы точно. А у вас, кажется, никто и не собирается чистить все до одной эти улицы, и люди ходят по узеньким тропинкам, которые сами же себе и протоптали… Но это ведь только впечатление нового человека. И всё-таки все эти люди, которых я вижу в аудиториях, или на выставке – родные мне люди. Я чувствую наше родство, и потому мне здесь хорошо. Ведь для того мы и ездим по России, чтобы дать почувствовать людям, что мы едины, и никто не одинок.
Записала Анна Романова
Наша справка:
Монастырь в честь Святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы был основан в Минске в 1999 году. Обитель созидается под руководством духовника сестричества протоиерея Андрея Лемешонка. Примером во внешней и внутренней жизни обители служат Марфо-Мариининская обитель преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы и Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь архимандрита Софрония (Сахарова) в Эссексе (Великобритания). В настоящее время в монастыре более 100 насельниц. Сестры Свято-Елизаветинского монастыря несут послушание в Минской республиканской клинической психиатрической больнице, психоневрологическом интернате №3 г. Минска, в интернате для детей с особенностями психофизиологического развития, во Второй городской клинической больнице Минска, туберкулезном диспансере, в Минском городском центре реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями и других лечебных учреждениях.
Интернет-сайт монастыря: www.obitel-minsk.by