Подавляющее большинство людей пользуется утилитарным языком, в котором слово, как правило, имеет одно значение. Именно поэтому современному человеку бывает почти невозможно читать Писание с его глубоко символическим языком, и значительная часть атеистической критики Библии связана как раз с неспособностью к символическому пониманию.
Между тем, символ всегда не просто сообщал какую-то информацию — он был связан с чувством общности, напоминал о понесенных вместе трудах и опасностях, или о чем-то другом очень важном. То есть символ существует внутри вселенной, где все взаимосвязано и все наделено глубоким смыслом. И язык Предания не просто сообщает нам какую-то информацию — он вводит нас в свой мир. Церковь возвещает свою веру на языке символов,отраженных в иконописи, храмовой архитектуры, богослужебном пении, обрядах. Одним из древнейших христианских символов является «Ихтис» — изображение рыбы.
Греческое слово «Ихтис» (рыба, отсюда «ихтиология», наука о рыбах) можно прочесть как акроним (сокращение по первым буквам) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Божий Сын Спаситель).
Может показаться, что совпадение названия рыбы и акронима имени Христа совершенно случайно — просто «игра слов». Но первые христиане остро осознавали, что мир, в котором они живут — с его рыбами и птицами, растениями и животными — это Божий мир. Великая книга природы написана Богом, обращена к людям, и ее главное предназначение — говорить о Создателе. Рыба — это не просто рыба, как и вообще в мире нет ничего «простого», бессмысленного, ничего не означающего. Рыба присутствует в этом мире, чтобы научить нас чему-то и открыть какие-то тайны. Не случайны и человеческие языки — то, что рыба напоминает о Христе, это не совпадение, а промысл.
Начертание рыбы означает, что человек по имени Иисус, живший в конкретное время в конкретном месте, — есть Христос, то есть предреченный пророками Избавитель, Сын Божий и Спаситель. Причем в древнем мире слово «спаситель» (сотер) было царским титулом. Древние властители претендовали на то, что они являются «сотерами», то есть спасителями своих подданных от войны и других бедствий. Христиане говорили, что подлинный Царь и Спаситель — Христос, который спасает нас от подлинного бедствия — греха.
Ихтис также служил «символом» в первоначальном смысле — как знак, по которому свои узнают друг друга. Это было особенно важно во время гонений — один христианин мог провести на земле дугу, которая сама по себе ничего не означала и не выдавала его гонителям, а другой мог провести такую же дугу, так что получалась рыба — и так братья во Христе узнавали друг друга.
Ихтис служил (и служит) и в качестве напоминания (мы могли бы сказать «гиперссылки») на многие Евангельские эпизоды, связанные с рыбаками и рыбами. Он напоминает об Апостолах-рыбаках; о чудесном улове святого Апостола Петра, после которого он, пораженный, восклицает «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных» (Лк 5:8,9).
О словах Господа Петру «не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лк 5:10).
Об умножении хлебов и рыб, которое дважды упоминается в Евангелии (Мк 6:41; 8:7).
О чуде с монетой во рту у рыбы (Мф 17:7).
О другом чудесном улове, когда уже по Воскресении Своем Господь «сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить [сети] от множества рыбы» (Ин 21:6).
О трапезе, которую Воскресший разделил с учениками — «Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу» (Ин 21:13,14).
У ранних церковных авторов рыба также ассоциируется с Евхаристией, которую Христос подает Своим верным, как Он говорит в Евангелии «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?» (Лк 11:11). «Рыба» — Христос, как истинный хлеб жизни, противопоставлялась толкователями «змее» — диаволу.
Святой Климент Александрийский называет Христа «рыбаком» и сравнивает христиан с «рыбами»:
Рыбарь всех смертных,
Тобою спасенных
В волнах неприязненных
Из моря нечестия.
Тертуллиану вода и рыбы говорят о Таинстве Крещения: «Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде».
Изображение рыбы встречается в раннем церковном искусстве — например, мы можем вспомнить знаменитую мозаику в иерусалимской церкви Умножения Хлебов и Рыб. Хотя символ рыбы никогда не исчезал из христианского искусства, он постепенно отошел на второй план — и пережил возрождение в 70-е годы ХХ века, когда христиане стали размещать его на логотипах своих бизнесов или на машинах, иногда с надписью «Иисус» или «Ихтис» внутри.
По материалам журнала «Фома» (13 июля 2015 года, С. Худиев) и журнала «Рыбная слобода» (Анна Романова)
Дата публикации — 10 августа 2023 года