Анна Романова
Архитектурная среда
Поразительно архитектурно-градостроительное сходство двух наших городов. Северную столицу создавали великие зодчие. Планировка Рыбинска — четкая, логичная, органично вписанная в волжский ландшафт — своеобразная провинциальная реплика на планировочную схему Петербурга. Историческая застройка Рыбинска отличается целостностью благодаря работам петербургских архитекторов, их проекты задали масштаб и сформировали архитектуру городской застройки провинциального Рыбинска.
Северную столицу создавали великие зодчие. Многие изумительные по красоте ансамбли Петербурга проектировал К.И. Росси. Среди них – Дворцовая площадь со зданиями Главного штаба и министерств, ансамбль Михайловского дворца, комплекс Александринского театра. Карл Росси одним из первых подошел к городу как к единому художественному ансамблю. И это касалось не только столицы.
В судьбе городов, как и в судьбе отдельных людей, бывают периоды особых удач, благоприятного стечения обстоятельств, создаются условия для бурного развития и раскрытия возможностей, дарований. Для старого Рыбинска этот период наступил в конце XVIII — первой половине XIX века..
Судьба была столь благосклонна к Рыбинску, что подарила ему именно в это время и необыкновенно талантливого исполнителя этих архитектурных замыслов, зодчего, который составил целую эпоху в нашей национальной архитектуре — Карла Ивановича Росси. Его творчество оказало на формирование архитектурного облика Рыбинска решающее влияние. Именно архитектурные проекты Росси задали масштаб и образ застройки провинциального Рыбинска.
В 1811 году он создал для города 18 образцовых проектов — 14 фасадов жилых домов, «фасад деревянному гостиному двору для временных ярмонок», «фасад каменному гостиному двору», «фасад каменной хлебной пекарни», «фасад деревянной хлебной пекарни», а также предложил свой вариант фасада уже простроенной по проекту Г.Петрова.
Оригиналы этих проектов хранятся ныне в Центральном государственном военно-историческом архиве в Москве, и составляют наиболее значительную часть уникального альбома проектов, выполненных Росси в 1811 году. К сожалению, гостиные дворы или снесены или перестроены, судьба проектов пекарен не известна.
Часть проектов жилых домов была реализована в Рыбинске, и по счастью до настоящего времени здания, построенные по проекту великого зодчего, сохранились.
Все фасады частных домов, составленные К. Росси, адресованы конкретным заказчикам, почти всё это двухэтажные, сравнительно небольшие дома. (…)
Среди всех выделяется «фасад каменному дому купца Ивана Крашенинникова». Он самый большой — по лицу тринадцать вертикальных осей, образуемых окнами в двух этажах. По центру фасада — шестиколонный ионический портик с гладким треугольным фронтоном, опирающийся на рустованную аркаду нижнего этажа. Клан Крашенинниковых относился к числу наиболее богатых и влиятельных в Рыбинске. На протяжении XVIII — начала XIX века эти купцы неоднократно занимали видные посты в городском управлении. Так в 1812 году Крашенинников был городовым старостой, его имя часто встречается в документах городских учреждений: он торгует, строит барки, поставляет кирпич на строительство биржи и т.д.. Видимо, поэтому фасад его дома и отличается от других наибольшей значительностью и парадностью.
(…) Получая образцовые фасады, заказчики-купцы и местные строители обращались с ними достаточно вольно. Выбирали, видимо, самые простые в исполнении образцы, но представительные внешне. Колонны часто заменялись пилястрами, причем короткими, только в верхнем этаже. Не столь важен был, как в проектах, рисунок руста, допускались нарушения в пропорциях здания и чистоте исполнения архитектурных деталей.
В регулярной застройке города большое значение придавалось оформлению угловых домов, фасады которых выходили сразу на две улицы. Такие дома сохранились на Волжской набережной (д. № 53), улице Герцена (д. № 5), улице Чкалова (д. № 15).
* * *
Большинство сохранившихся до наших дней каменных домов старого Рыбинска относится к первой половине XIX в. Именно в этот период благодаря широкому применению образцовых проектов город сложился как архитектурный ансамбль в стиле классицизма. К началу 1860-х гг. здесь существовало уже около 250 жилых каменных домов, сосредоточенных на нескольких улицах. С 1860-х гг. характер застройки Рыбинска стал заметно меняться. В ней появились вариации на темы романского стиля и готика, ренессансной архитектуры и барокко. Однако рыбинские купцы свои новые постройки часто возводили, руководствуясь все теми же образцовыми проектами, только уже не первой, а второй серии (1843-1852). Гораздо ярче, чем в жилой застройке, эклектика проявилась в оформлении гостиниц и магазинов, а также выстроенных в этот период крупных общественных зданий.
В застройке старого Рыбинска можно выделить работы трех групп архитекторов. К первой, самой многочисленной, можно отнести тех, кто постоянно жил в городе. Имена этих зодчих сохранились лишь в документах местных архивов. Однако именно их почерк определил индивидуальность некоторых зданий. Во второй четверти XIX в. рыбинским городским архитектором был Г. Березин, затем – В.Д. Житков. Долгое время – с 1843 по 1879 гг. – этот пост занимал П.А. Уткин, выпускник Академии художеств. В последней трети XIX в. в городе много строил архитектор В.И. Озерецковский, а в начале XX в. – А.П. Медведев.
Крупные работы в Рыбинске выполняли и ярославские архитекторы: в первой половине XIX в. – П.Я. Паньков, позднее Г.В. Саренко, Н.Ю. Лермонтов. Наконец, целый ряд городских общественных зданий был возведен по проектам столичных архитекторов А.И. Мельникова, К.К. Рахау, В.А. Шретера, М.А. Щурупова.
В середине XIX в. деловая жизнь города отличалась особой интенсивностью. Этому способствовал и технический прогресс. В 1846 г. в Рыбинск пришел первый буксир с баржами; в 1860 г. было открыто телеграфное сообщение с Ярославлем; в 1870 г. началось движение по железнодорожной ветке Рыбинск – Бологое, а в 1898 г. – Рыбинск – Ярославль. Постоянно возрастал и поток грузов, шедших по Волге. В 1880-е гг. в Рыбинске и его окрестностях существовали девять крупных пристаней, к которым в благоприятные для навигации годы причаливало до 12 тысяч судов.
Технический прогресс потребовал строительства сооружений и зданий, связанных с промышленностью и транспортом: вокзала, электростанции, железнодорожных мостов, водонапорной башни, корпусов заводов и паровых мельниц. О росте торговли во второй половине XIX в. свидетельствует возведение в городе каменного ярмарочного двора за Черемухой, завершение строительства комплекса Красного гостиного двора, открытие отделений крупнейших российских банков и, наконец, возведение в 1911 г. крупнейшего по местным масштабам здания – новой хлебной биржи.
Экономический расцвет города повлек за собой и прогресс в области просвещения, культуры, благоустройства. В 1875 г. в Рыбинске появились мужская и женские гимназии, в 1886 г. – мореходный класс (на базе которого в 1899 г. было открыто Речное училище), а в 1902 г. – Коммерческое училище. На средства местных купцов строятся Техническое (1897) и Городское четырехклассное училище (1903). В конце 70-х годов ветхое деревянное здание театра было заменено новым, каменным. В городе были устроены бульвары и скверы. В 1901 г. начал действовать водопровод, на улицах появились газовые фонари. Тогда же начали сооружаться асфальтовые тротуары вдоль центральных улиц.
Немалое внимание в городском строительстве отводилось культовым зданиям. Были возведены три новые церкви, несколько часовен, католический костел; с 1861 г. начал действовать Софийский монастырь, в 1875 г. построена лютеранская кирха, в 1876-1877 гг. перестроено здание подворья Югского монастыря, в 1885 г. появилось подворье Толгского монастыря (современное здание построено в 1903 г.), затем старообрядческая молельня (1910 г.) и синагога (1915 г.).
Двадцатый век коренным образом изменил облик Рыбинска. Многое, очень многое безвозвратно утрачено. Прежде всего, краса и гордость рыбинской архитектуры – старинные деревянные особняки. Но протянутая вдоль Волги главная улица Рыбинска (Крестовая, а в советское время – проспект Ленина), повторившая в масштабе провинциального волжского города непрерывность фасадов на главной улице северной столицы, сохранилась. И вместе с ней сохранился дух старого Рыбинска, неторопливый, но уверенный ритм жизни которого так близок всякому русскому человеку.