Святой Серафим Вырицкий, совершивший свой духовный подвиг в трудные для нашей страны послереволюционные и военные годы, большую часть жизни прожил на петербургской — ленинградской земле. Но всегда помнил и о своей родине.
В деревню Вахромеево Арефинской волости Ярославской губернии добраться нелегко, самый доступный путь — через деревни Ананьино, Локтево, Поздняково, откуда едва заметная среди болот тропа ведет к заветному месту. Но сегодня на месте деревни лишь огромная лесная поляна. Семья Муравьевых жила на окраине деревни, насчитывавшей 25 дворов, и ничем не отличалась от земляков. Была там и деревянная часовня, которую затем перевезли в деревню Локтево. Эти вотчины принадлежали богатому графу Александру Матвеевичу Мамонову.
31 марта (ст.ст)1866 года в семье Муравьевых родился сын Василий. На следующий день после рождения его крестили в честь исповедника прп. Василия Нового. Для крещения отправились за несколько верст в деревню Спасское, что на реке Ухре. Несмотря на то, что сегодня к селу нет проезжей дороги, у алтарной части сохранившейся стены Преображенского храма установлен крест в память крещения здесь святого земляка. Вокруг церкви есть большое приходское кладбище, на котором похоронены сестры Василия Муравьева, Елизавета и Евдокия, и отец — Николай Иванович.
Будущий всероссийский исповедник оставил родину в 10-летнем возрасте. Односельчанин, работавший старшим приказчиком в одной из лавок С.-Петербурга, пригласил Василия Муравьева на заработки. В 17 лет он уже был старшим приказчиком. В 1890 году Василий Муравьев обвенчался с землячкой Ольгой Нетрониной. В Метрической книге рыбинской Казанской церкви за 1885 год она упоминается как «рыбинская мещанка девица Ольга Ивановна Нетронина». Есть свидетельства о том, что она — приемная дочь Нетрониных. Ее отец, Иван Григорьевич Нетронин, родился в крестьянской семье в деревне Харино, Арефинской волости, и был женат на простой женщине, Анне Тихоновне, жил в собственном доме на Крестовой улице и держал в Рыбинске небольшую портняжную мастерскую.
В 1892-м Василий Муравьев открыл собственное дело. Обладая большим опытом и имея прочные торговые связи, он организовал контору по заготовке и продаже пушнины. Значительная часть товара поставлялась за границу — в Германию, Австро-Венгрию, Англию, Францию и другие страны. Торговая деятельность была для Муравьева не способом умножить капитал, а необходимым средством для оказания помощи церкви и ближним.
Интересный факт: в 1894 году Василий Муравьев жил в Казачьем переулке, 7 — обычном доме с типичным для Петербурга двором-колодцем, где в это же время снимал квартиру Владимир Ульянов. Может быть, они и не были знакомы, но не сталкиваться постояльцам небольшого дома и не кланяться друг другу при встрече, как воспитанным людям, — было невозможно…
До 1914 года супруги Муравьевы числились крестьянами Ярославской губернии, имевшими вид на жительство в столице и занимавшимися там купеческим промыслом по сословному свидетельству 2-й гильдии. С 1915 г. Василий и Ольга Муравьевы получили статус постоянных жителей города, и Василий Николаевич стал действительным Петроградской 2-й гильдии купцом, одним из пяти крупнейших мехоторговцев столицы.
В 1895 году в их семье родился сын Николай, а затем появилась на свет и дочь Ольга. Однако девочка умерла в младенческом возрасте, и после ее кончины по обоюдному согласию и благословению о. Варнавы Василий и Ольга стали жить, как брат и сестра.
В семье Муравьевых уже тогда сложился обычай — после литургии в дни двунадесятых праздников в доме накрывали столы и зазывали с улицы на трапезу всех неимущих. Кроме того, Муравьевы не раз принимали к себе больных из казенных больниц. Сердечное участие и искренняя любовь творили чудеса — безнадежно упавшие духом и истощенные тяжкими недугами люди вставали на ноги и возвращались к деятельной жизни.
В 1920 году Василий Николаевич получил благословение митрополита Петроградского Вениамина на принятие монашеского пострига в Александро-Невской Лавре. В это же время послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря стала и Ольга Муравьева. На рубеже 1926-1927 г.г., будучи пострижен в великую схиму, он получил имя Серафима в честь святого преподобного Серафима Саровского чудотворца. Старец Серафим стал духовным руководителем Александро-Невской Лавры.
На поприще духовника Александро-Невской Лавры иеросхимонах Серафим пребывал почти три года. Новое испытание — болезнь – он принял с удивительным спокойствием и благодушным терпением, словно очередное послушание от Бога. Митрополит Серафим (Чичагов), который в миру имел профессию врача, ознакомился с заключением медицинской комиссии и немедленно благословил переезд старца в Вырицу. Вместе с ним туда отправились схимонахиня Серафима (в миру — Ольга Ивановна Муравьева) и их двенадцатилетняя внучка Маргарита — юная послушница Воскресенского Новодевичьего монастыря. К тому времени монастыри и подворья были полностью разгромлены и разграблены. Даже колокольный звон был запрещен. В истории Церкви не раз случалось, что во времена самых жестоких гонений и упадка веры Господь посылал в помощь людям особых избранников — хранителей чистоты веры. Таким избранником в России 30-х — 40-х гг. стал святой преподобный Серафим Вырицкий.
…Центральная улица Рыбинска, получившая первоначальное название Крестовой, до сих пор хранит колорит провинциального уездного города. Правда, деревянный купеческий Рыбинск эпохи Василия Муравьева практически утрачен. Лишь кое-где в городе сохранились типичные одноэтажные домики с резными наличниками окон. От соборной площади начинается Большая Казанская улица, уходящая в глубь вдоль Волжской набережной. В ее начале во времена Василия Николаевича находилась домовая церковь Покровского Воскресенского общества, в которой до сих пор сохранилась редкая, старинного письма, икона «Недреманное око», где Богородица и Богомладенец изображены с закрытыми глазами. В этом храме молился Василий Муравьев…