31 января сообщество художников Рыбинска и бывшие ученики ДХШ простились с художником Светланой Соловьевой. Чин отпевания был совершен в Спасо-Преображенском соборе, погребение — на городском кладбище в Глушицах.
Светлана Владимировна Соловьева родилась в 1954 году в Рыбинске. В 1975 году окончила Ярославское художественное училище. Стаж работы в Рыбинской ДХШ составил 41 год. Соловьева была преподавателем высшей квалификационной категории. Как художник, она была очень требовательна к себе, и ее работы, участвовавшие в городских и областных художественных выставках, часто безупречны как в композиции, так и в цветовом решении. Коллеги по творческому цеху всегда высоко ценили ее творчество. Работы Светланы Владимировны есть в собрании Рыбинского музея-заповедника.
В 2016 году, работая над книгой к 50-летию ДХШ, мы записали с ней интервью, итогом которого стала следующая публикация, составленная от ее лица.
Вся моя жизнь связана с изобразительным искусством. Помню подготовку к занятию рисованием в детском саду. Мы, дети, сидим за столом, а воспитательница, чтобы нам было удобнее работать, разливает густые яркие гуашевые краски по маленьким баночкам. На всю жизнь запомнился вкусный аромат свежей гуаши, ощущение от движения беличьей кисти, опускаемой в краску и, конечно, сочные мазки на бумаге.
У меня уже тогда было предчувствие будущей профессии.
С удовольствием рисовала в детском саду, общеобразовательной школе, а когда мне исполнилось двенадцать лет, моя мама, прочитав в местной газете объявление о наборе детей в художественную школу, сказала мне: «Вот куда ты стремишься!». Я пошла туда учиться.
Впечатления от того, что я увидела в стенах ДХШ, были ошеломляющими и подобными своеобразному калейдоскопу. Разноцветные события кружились, сменялись с невероятной быстротой, завораживали. Незнакомые, никогда ранее не виданные предметы: разнофактурные драпировки, вазы, кринки, чайники, муляжи фруктов и овощей для натюрмортов, которые нужно было подсвечивать специальными светильниками, коробки с ленинградской акварелью, разные кисти и сорта бумаги – словно загипнотизировали меня. В общеобразовательной школе мы рисовали в альбомах, а в художественной – на больших отдельных листах, да еще стоя!
А пленэрные уроки! Эта дивная июньская пора походов по городским улицам и паркам в поисках приглянувшихся рыбинских пейзажей!
В ДХШ я нашла много новых друзей, и атмосфера в нашем замечательном классе, состоявшем из почти равного количества мальчиков и девочек, была исключительно творческая. Все занимались с большим интересом и желанием.
Я не помню, чтобы кто-то ходил в художку, потому что заставляли родители. Ученики школы чувствовали себя особенными людьми среди своих сверстников, оставшихся за рамками мира изобразительного искусства.
Перед моим мысленным взором встают юные прекрасные лица моих одноклассников — Нины Бойцовой, Володи Чеперегина, Жени Юматова, Коли Пастоухина, Жени Норинова, Коли Малафеева, Гены Федорова, Иры Качайкиной, Оли Морковкиной и других.
Несмотря на то, что школа в первые годы своего существования не имела постоянного помещения, в этом было своеобразное очарование, потому что мы все время переезжали. Сначала занимались в интерьере Дома пионеров на улице Чкалова, затем в Рыбинском историко-художественном музее и, наконец, в классах на проспекте Ленина. И везде нас, детей, и нашего преподавателя Анатолия Илларионовича Попова сопровождал гений места.
Мой учитель – необыкновенный художник, ему свойственно редкое творческое горение, которым он щедро одаривает своих учеников.
С благодарностью вспоминаю других преподавателей школы, тогда еще очень молодых, красивых и обаятельных А.А. Иванова, А.П. Попова, П.В. Потурая, Т.И. Мануилову, Т.Д. Потурай. Заслугой этих людей было создание волшебной, артистической, мажорной атмосферы внутри учебного заведения.
В те времена тотального серого однообразия и дефицита промтоваров наши наставники одевались необычно, творчески, и даже визуально производили яркое, запоминающееся впечатление. Ручной росписи зонт Татьяны Дмитриевны, одежда мужчин с чеканными украшениями работы Петра Владимировича привлекали внимание учеников и горожан. Помню, что был поднят вопрос о разработке и пошиве специальной формы для юных художников, мы обсуждали это с Анатолием Илларионовичем, но, к сожалению, эта идея не осуществилась.
В те далекие годы все художники, в том числе наши учителя, были одержимы чистым творчеством, о коммерческом успехе никто не думал, и такой настрой наполнял школу духом бескорыстного, самоотверженного созидания.
В нашем классе существовало азартное соперничество – кто лучше сделает работу по рисунку, живописи, композиции. Мы пробовали разные приемы работы, изобразительные эффекты. Анатолий Илларионович советовал нам больше ходить на выставки, воспринимать старинное и современное искусство, читать серьезную литературу, не пропускать показ интересных фильмов. Запомнились его слова: «Душа должна трудиться!»
Учась в ДХШ, я особенно увлекалась композицией: склеивала два, три листа формата А1 и на такого размера листах создавала свои фантазии.
По-разному сложились профессиональные судьбы моих одноклассников из ДХШ. Впоследствии некоторые наши мальчики и девочки получили среднее и высшее художественное образование. Володя Чеперегин окончил Ленинградский институт имени Репина, Женя Юматов – Московское высшее художественно-промышленное училище, Ира Качайкина – Московский институт кинематографии по специальности «Художник-постановщик мультипликационного фильма». Хочется сказать особо об этой неординарной женщине. Закончив с отличием престижный московский вуз, она уехала с мужем-гвинейцем на его родину и там, благодаря своим профессиональным и человеческим качествам, стала заметной фигурой в культурной жизни этой страны. Ирина устраивает персональные выставки своих оригинальных работ, преподает в институте культуры. Ей присвоено звание «Заслуженный работник культуры Республики Гвинея».
Моей судьбой была родная Рыбинская детская художественная школа. Я стала преподавателем рисунка, живописи и композиции. Для меня учеба в ДХШ, а затем на педагогическом отделении Ярославского художественного училища и последующее возвращение в школу в качестве учителя слились в единое целое, в непрерывный творческий процесс, в котором одно подпитывает и дополняет другое.
Когда учишь других – учишься сам.
Своей задачей как педагога считаю не только обучение детей изобразительной грамоте, но и развитие у них художественного вкуса, творческих способностей, что может пригодиться в будущем человеку любой профессии. Стараюсь, чтобы ученики относились к изобразительному искусству как к одной из наук, помогающих познать окружающий мир. Также я увлекаюсь методической стороной педагогической деятельности – работаю над учебными программами по рисунку, живописи, композиции, участвую в обобщении и распространении учительского опыта на уровне города, области, региона.
Долгие годы работы и общения с учениками и коллегами по работе включают в себя огромное количество событий, и все они были полны духовного, интеллектуального, творческого смысла. У нелегкого педагогического труда есть теплая, радостная, благодарная сторона. Это общение с преданными изобразительному искусству мальчиками и девочками, совместная работа над графическими, живописными, композиционными заданиями, участие в выставках школьных работ в городе, области и за ее пределами, поездки на экскурсии — в картинные галереи и художественные учебные заведения.
Многие из моих выпускников продолжили обучение изобразительному искусству, архитектуре, дизайну в средних и высших учебных заведениях. Среди них Людмила Абрамова (Санкт-Петербургский институт имени Репина), Никита Егоров (Московская академия живописи, ваяния и зодчества), Егор Абрамов (Московский институт по землеустройству, факультет архитектуры), Станислав Светлов (Санкт-Петербургский университет культуры), Евгений Шабанов (Ярославский политехнический университет, факультет архитектуры), Оксана Жукова (Костромской педагогический университет, художественно-графический факультет) и другие.
Не представляю себе педагогическую деятельность без личной творческой. Все мы родом из детства, и мое школьное увлечение композицией не прошло, а еще более укрепилось. Я участник городских, областных, республиканской выставок, мои графические и живописные работы находятся в собрании Рыбинского историко-художественного музея-заповедника. Композиции «Город на Волге», «На задворках», «Школьный мир» я посвятила родному Рыбинску, моим ученикам.
Все мы чьи-то ученики и учителя, члены удивительного творческого братства. Рыбинская детская художественная школа собрала нас всех под свои крылья, стала нашим милым домом, ангелом-хранителем, взлелеяла, воспитала, научила, выпустила в жизнь. Наша ДХШ – это необыкновенный, исключительно притягательный мир, который завораживает, не отпускает…
Ну где еще можно встретить такие доверительные, доброжелательные отношения между взрослым человеком и подростком? Между близкими людьми, конечно, всякое бывает, но школа не забывается, остается в сердце навсегда.