25 июня 2020 года исполнилось 145 лет со дня рождения нашего земляка, выдающегося учёного-физиолога, выпускника Московской духовной академии и Санкт-Петербургского государственного университета, академика Алексея Алексеевича Ухтомского. Эта дата — не только повод для публикации о нём самом, но и необходимость добрым словом вспомнить всех, кто в конце ХХ века был причастен к открытию дома-музея учёного в Рыбинске. В начале 1990-х многие полагали, что залогом успеха в дальнейшем развитии свободного (только что освободившегося от «условностей» советского времени) человеческого общества должен быть научный подход. И имя Ухтомского было своего рода символом этой идеи.
«Рыбинская среда» публикует статью Наталии Николаевны Бикташевой, на протяжении трех десятков лет осуществляющей руководство Домом-музеем Ухтомского — филиалом Рыбинского музея-заповедника. Статья написана накануне нынешней круглой даты.
* * *
Алексей Алексеевич родился в 1875 году в сельце Вослома Арефинской волости Рыбинского уезда. Потомок древнего рода Рюриковичей, ведущих начало от великого князя Всеволода Большое Гнездо, Алексей Алексеевич больше известен как создатель учения о доминанте как основном факторе, определяющем целенаправленное поведение организма и отвечающем на вопрос, веками мучивший человеческую мысль: что же лежит в основе нашего поведения, наших устремлений, порывов, поступков? Доминанта – вот главный физиологический фактор умственного и физического труда, этических и нравственных побуждений. Этот принцип лежит и в основе социальных взаимодействий.
Однако А. Ухтомский стал известен в последнее время и как яркий и оригинальный религиозный мыслитель. Он оставил нам разнообразные работы, касающиеся богословия, истории, культуры, нравственных аспектов науки.
Будучи глубоко верующим человеком, Алексей Алексеевич считал, что только религиозная мысль улавливает те стороны действительности, которые недоступны до сих пор научному осмыслению. Вот что писал Алексей Алексеевич своему доброму другу В. А. Платоновой в 1910 году: «Кругом нас, в близкой нам окружающей действительности Бога не видно. Мы и все люди ждём Его, разыскиваем, болеем тем, что в ближайшей действительности Его нет. Его всё-таки нет. Он предмет нашего желания и предчувствия, любви, ревности и пр., но Он не есть нечто нам уже данное. Это и значит, что мы веруем в Него, хоть Его ещё и нет». Учёный называл идею Бога центральной стимулирующей и творящей идеей человеческой истории, являющейся рядами попыток «осуществить Бога».
Учёный создал свою нравственную теорию, в основе которой – Закон Заслуженного собеседника и Двойника. Академик А.В.Симонов писал о том, что эта теория органически связана с естественно-научными представлениями Ухтомского о природе поведения и психики человека. Именно теория доминанты позволила Ухтомскому открыть феномен Двойника, т.е. проецирования на образ другого человека своих собственных качеств, и противопоставить двойнику образ Заслуженного собеседника, как результат глубокого интереса и уважения к человеческой личности.
«Поставить доминанту» на лицо другого человека, значит, по Ухтомскому, «уметь подойти к каждому отдельному человеку, уметь войти в его «скорлупу», зажить его жизнью, понять его точки отправления, встать на его точку зрения».
Двойник, по определению ученого, – это метод общения, в результате которого мы судим о человеке по себе, на свой лад, приписываем ему качества, вовсе ему не присущие, т.е. «на свой аршин». Для Ухтомского, как для религиозного мыслителя, не подлежало сомнению, что высшей задачей религии и церкви является призвать человечество к единению, но право носить в душе Бога надо завоевать, воспитывая в себе нравственность и силу духа. Понятие греха он воспринимал как строжайшую нравственную требовательность к себе и ответственность за свои поступки.
Для Ухтомского мерилом всех преобразованных возможностей всегда был высоконравственный человек и его действия в истории. Ученый писал: «Общество высшее, слышащее, предвидящее и познающее начинается лишь там, где люди научились терпеть, слышать, понимать, чувствовать, предусматривать вместе».
А.А.Ухтомскому одному из немногих русских ученых естествоиспытателей удалось проникнуть в тайны природы религиозного опыта и в психологию религии. Взгляды ученого на человека и человеческую жизнь как вечную и неповторимую ценность, на значение нравственности и животворящей силы гуманизма, на высочайшую ответственность каждого из нас за то, что происходит в мире, содержатся в дневниковых записях, письмах, записях на полях книг – все это называется эпистолярным наследием ученого.
Мы еще долго будем находить в этом наследии ответы на вечные вопросы – об Истине, Добре и Зле. Не случайно Русская Православная Церковь считает деятельность А.А.Ухтомского редким и отрадным явлением в духовной жизни российского общества.