Еще одна удивительная встреча состоялась на этой неделе в рыбинском Музее фортепиано Алексея Ставицкого. Её главным участником был настоящий виртуоз флейты-траверсо Игорь Лисов. На самом деле, как сказал Иван Карпов, по приглашению которого Игорь приехал в Рыбинск, Лисов — мультиинструменталист. Слушатели встречи в Музее имели возможность слышать флейту. Точнее четыре ее разновидности.
И все-таки большинству других участников — взрослым — наверняка показалось, что наши берега каким-то чудом посетил живой и настоящий персонаж «Властелина колец» или «Хроник Нарнии». И наше волшебное общение со средневековой музыкой, о которой нам рассказывал настоящий ее знаток и блестящий исполнитель, продолжалось больше часа.
Из интервью Игоря Лисова сайту «Jazz-квадрат»: «Ещё в 60-е на территории СССР появилась волна интереса к старинной музыке, и возникли попытки играть её на тех инструментах, которые были в то время, когда эта музыка создавалась. В Европе — чуть раньше. Но, это если мы забудем про Мендельсона, который ещё в 19-м веке открыл миру Баха. И даже в самом 18-м веке, в эпоху Барокко – уже тогда существовало общество старинной музыки, инициированное Генделем, в котором играли и изучали музыку Ренессанса! В 60-е в Москве появился ансамбль Мадригал, потом в Прибалтике – Hortus Musicus, в Питере – Pro Anima и Арс Канцони. Можно сказать, что долгое время, и, практически, по сей день, исполнение старинной музыки на старинных инструментах было чем-то контркультурным, чуть ли не андеграундом. Да что там «чуть ли не» – андеграунд, по сути, и был. Сравнительно недавно (в 97-м) появился факультет старинной музыки в Московской консерватории, основанный клавесинистом Алексеем Любимовым, скрипачом Назаром Кожухарём и виолончелисткой Натальей Гутман. В Питере возник фестиваль EARLYMUSIC, созданный Андреем Решетиным. Елена Привалова-Эпштейн, органистка, ученица Алексея Шевченко, доцента московского факультета старинной музыки, делает фестиваль «Органные вечера в Кусково». И вообще, появились музыканты, получившие образование на Западе. Их не много, но они есть и играют».https://jazzquad.ru/index.pl?act=PRODUCT&id=4270&ysclid=lrf19oxqjd786090237
Игорь Лисов — музыкант разностороннего дарования, автор ряда инструментальных, камерных и оркестровых сочинений. «Изучал композицию под руководством Евгения Костицына (ученика Эдисона Денисова), — пишет о нем сайт Санкт-Петербургской филармонии. — В марте 2014 г. блестяще дебютировал как солист барочной капеллы «Золотой Век» с сюитой си-минор Баха для флейты и оркестра на Первом Международном фестивале И.-С.Баха «BWV 2014″, в Москве».
Для рыбинских слушателей Игорь провел настоящее путешествие в мир средневековой музыки — начиная от простых танцевальных мелодий — подумать только! — XIV века, через нюансы звучания и жизнеописаний композиторов, имена которых далеко не всегда сохранила история, до музыки XVIII века. Два фрагмента его выступления можно услышать на странице «Рыбинской среды» Вконтакте.
К другой и, может быть, более известной части творческой «ойкумены» Лисова вы сможете прикоснуться, заглянув на страницу группы «Зеленые рукава» (https://vk.com/zrukava).
Анна Романова
Фото — Юлия Карпова