В память о Вадиме Вадимовиче Нефёдове и по многочисленным просьбам читателей публикуем один из его материалов, в котором гениально и просто очерчены прошлое, настоящее и будущее одной из самых важных для Рыбинска краеведческих тем. Отметим, что впервые эта публикация увидела свет в журнале «Рыбная слобода» в 2013 году, но с той поры не только не устарела, а даже обновилась и наполнилась новым содержанием, — в соответствии с содержанием сегодняшнего дня. Помещаем эту статью в сороковой день кончины Вадима Вадимовича.
Народная мудрость приметила одну из присущих русскому характеру черт и метко определила ее известной всем фразой: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». Это в некоторой степени имеет отношение и к нашему Рыбинску.
История распорядилась так, что еще со времен Рыбной слободы и буквально до начала XX века наш город оказался в центре торгово-экономических путей России, на основной транспортной артерии страны – Волге. Сотни тысяч людей, называемых бурлаками, тянули барки с миллионами пудов зерна и другого груза с низовьев реки. В итоге этот трудовой народ и груз концентрировались в Рыбинске, чтобы в дальнейшем продолжить свой путь к цели. Все это ежегодно, из столетия в столетие, продолжалось и развивалось, а вместе с этим процессом развивался и наш родной город. Для него тогда не надо было придумывать, как сейчас принято, какого-либо «бренда», так как он сам собою, естественным образом стал городом-тружеником, который и среди купечества, и в простонародье именовался «столицей бурлаков». И не было на всей Волге другого такого населенного пункта, который мог бы оспорить данный общепризнанный факт и претендовать на столь гордое и самобытное название. Здесь необходимо внести некоторые уточнения: бурлачество в нашей стране в то время имело довольно широкое распространение. Лямку тянули и на других реках: на Днепре, Дону, Двине, Ижоре, Неве и т.д. Но такого скопления бурлаков и их «привязки» к одному городу не было нигде. Поэтому его название «столица бурлаков» носило не только волжский, но и всероссийский характер. На этом можно было бы поставить точку в ответе на вопрос в заголовке статьи, да никто по большому счету и не возражал против этой исторической истины. Вот только очень жаль, что все это в прошлом, а историческая память об этом постепенно стирается.
К сожалению, в настоящий момент однозначно ответить на вопрос: «Где же находится столица российских бурлаков?», довольно затруднительно. Конечно, на этот «бренд» продолжает исторически претендовать Рыбинск, ведь здесь даже установлен первый в нашей стране памятник бурлаку. Имеет на это определенные виды и Углич – несколько лет назад там возродили «туристическую практику» волжского бурлачества. Нижний Новгород может также выдвинуть весомый аргумент – при расположенной в городе Волжской государственной академии водного транспорта в качестве филиала действует Музей речного транспорта, созданный в 1971 г. Из семи экспозиционных залов в первом находятся экспонаты, рассказывающие об истории зарождения судоходства на Волге. Один из разделов этого зала посвящен бурлачеству. Его экспонаты поступили сюда из фондов Музея волгаря, который в 1920-1930-х гг. существовал в Саратове.
Таким образом, сейчас в России о бурлачестве напоминают лишь туристы-бурлаки в Угличе, наш памятник на Волжской набережной и несколько экспонатов Нижегородского музея. В сложившейся ситуации, как всегда, возникает два вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?». На первый вопрос ответ найти несложно: виноваты мы, рыбинцы, в том, что не смогли или не захотели, сохранить врученное нашему городу самой историей название «столицы бурлаков». Конечно, в XX веке, с бурным развитием судоходства, с появлением на реках мощных самоходных грузовых пароходов и теплоходов, бурлаки исчезли как класс. И никто по этому поводу не испытывает печали, но историческую память мы не имеем права стирать, она нужна нам как воздух, как живительная влага. Каждое поколение просто обязано предпринимать все усилия для сохранения знаний об исторической уникальности родных мест, изучения и пропаганды роли и места малой родины в истории страны. Без любви к истории и уважения к ней у нас не будет будущего.
Более сложно ответить на второй вопрос: «Что делать?» Нельзя сказать, что рыбинцы ничего не предпринимали для увековечения заслуг наших земляков-предков. Писатели и поэты, краеведы и журналисты в своем творчестве периодически обращались к теме бурлачества. В 1977 г. к двухсотлетию города на улице Пролетарской был установлен упомянутый выше памятник бурлаку работы скульптора Л. Писаревского (в 1996 году он был перенесен на Волжскую набережную к Старой бирже.). Члены Рыбинского научного общества и местные краеведы на своих собраниях неоднократно обсуждали вопросы, связанные с реанимацией исторического признания нашего города «столицей бурлаков». К примеру, на одном из таких собраний 15 января 1997 г., проходившем в здании РГАТА под председательством ректора вуза В.Ф. Безъязычного, присутствовали Л.М. Марасинова, Н.А. Петухова, Ю.И. Чубукова, Н.Н. Бикташева и многие другие. В ходе обсуждения было выработано решение о целесообразности использования Старой биржи, после завершения реставрации, под Музей бурлачества с интерактивным элементом. Последнее подразумевало возможность для посетителей испробовать себя в качестве бурлаков и протянуть по Волге груженую барку на несколько сотен метров. Однако слова словами, а дело так и не сдвинулось с места. С годами эта идея была позабыта, а отдельные ее элементы подхватили для местного использования практичные представители из других городов и весей.
Чтобы вернуть нашему родному городу Рыбинску его исторический статус «столицы бурлаков», необходимо все-таки найти вариант ответа на второй вопрос. За примером обратимся к нашим «заморским» коллегам.
Применение людей в качестве тягловой силы для транспортировки грузов на речных судах – «бурлачество» – это не сугубо русское изобретение. В подавляющем большинстве стран, где вообще есть реки, для этих целей использовались бурлаки. Были они в Англии, Франции, Италии, Испании, Америке и т.д. Слово «бурлак» абсолютно так же звучит в Португалии, Чехии, Польше, Словакии. В ряде стран оно выглядит более романтично: в Италии бурлака называют «бардотто», в Испании – «сиргадор», в других странах (Китае, Корее, Англии и др.) название это носит описательный характер и переводится как «человек, тянущий лодку».
По всей видимости, самую, длительную историю бурлачества можно проследить в Китае. Изображение бурлаков встречается в росписях храма Цяньфо-дун в г. Дуньхуан и относится к VII-X вв., а в письменных источниках указывают и тот факт, что бурлачество существовало 3000 лет назад! Что касается завершения истории бурлачества, то Китай также держит первенство: использование бурлаков практиковалось здесь до середины XX в. Однако в отдельных случаях они использовались и позднее.
Так что по самым скромным подсчетам китайские бурлаки трудились на своих реках около трех тысячелетий. Самое интересное заключается в том, что в Китае чтили бурлаков, ценили их труд и уважительно относились к бурлацким династиям. Их последних представителей, которые тянули лямку на Янцзы, Хуанхэ и других реках, можно встретить и в наши дни. Поэтому в Китае есть и самая настоящая столица бурлаков – г. Чунцин, расположенный на берегу великой реки Янцзы при впадении в нее притока Цзялин. Чунцин является городом центрального подчинения и расположен в центральной части Китая. Его площадь составляет 1473 кв. километров, а население – около 32 млн. человек. Это один из крупнейших промышленных и коммерческих центров страны. На его заводах выпускают автомобили, мотоциклы, кондиционеры, имеется три крупных металлургических предприятия, заводы химической промышленности и медикаментов.
Конечно, Чунцин нельзя сравнивать с Рыбинском по территориально-экономическим показателям, да этой цели никто и не ставит. Но в историческом плане, как столица китайских бурлаков, он достоин уважения и должен использоваться нами для изучения опыта и подражания.
По представлению руководства Чунцина министерство культуры КНР включило историю бурлачества на реке Янцзы в состав нематериального культурного наследия Китая. В рамках этой программы ученые и краеведы Чунцина приступили к серьезной работе по ее реализации и уже к октябрю 2010 года завершили и представили общественности многотомный труд под названием «Национальный научно-исследовательский проект о бурлаках». Исследование проводилось под патронажем муниципального министерства культуры, радио и телевидения г. Чунцина. Работа разделена на девять глав. В нее, в том числе, вошла коллекция из 363 песен, 259 фольклорных произведений и др. В настоящее время это наиболее всеобъемлющий труд, отражающий историю возникновения и развития бурлачества на реке Янцзы. Одним из промежуточных итогов данного исследования стало включение его материалов в программу обучения учеников младших и средних классов общеобразовательных школ г. Чунцина.
Помимо научно-исследовательской и краеведческой работы в Чунцине с 2009 года проводят ежегодный «Международный культурно-туристический фестиваль бурлаков на реке Янцзы». Во время подобных фестивалей организуют различные семинары с участием специалистов из других стран, устраивают выставки, экскурсии и другие научно-культурные и туристические мероприятия. В частности, 10 апреля 2012 года в ходе четвертого ежегодного фестиваля был организован международный форум на тему «Бурлачество как культурный бренд». В рамках научного обмена в работе форума приняли участие 20 экспертов и ученых из Японии, Китайской академии социальных наук, научно-исследовательских институтов и Центрального университета национальностей КНР. О проведении многоплановой работы властями и энтузиастами Чунцина в рамках изучения и пропаганды исторического значения бурлачества говорят и другие факты. Несколько лет назад на одной из центральных улиц Чунцина установлена скульптурная композиция из пяти бурлаков, тянущих речное судно, а в пригородном парке Сунцюань скульптор Сун Кайпин воздвиг второй памятник, также изображающий пятерых бурлаков на горной тропе в районе Трех ущелий, через которые протекает река Янцзы. Некоторые предприимчивые горожане пошли дальше и, с учетом наплыва большого количества туристов, создали в Чунцине два частных музея. Один из них, открытый в 2005 г., называется «Музей бурлачества», и руководит им женщина-бурлачка, 65-летняя Ву Сюлан. А второй – «Музей бурлацких камней» – возглавляет потомственный бурлак (в третьем поколении) Хун Кан. Оба музея, хоть и имеют экспозиционные площади всего по несколько десятков квадратных метров и по сотне экспонатов, пользуются большим успехом у посетителей. Но в планах городской администрации предусмотрено создание большой экспозиции, посвященной истории бурлачества. По крайней мере, в 2005 году на одной из центральных площадей Чунцина построили музей «Три ущелья», куда свозят все памятники истории и культуры из затопленного рукотворным морем района. А море это образовалось в результате строительства гидроэлектростанции (абсолютно рыбинский вариант!). Так вот уже сейчас музейная экспозиция начинается с фигур бронзовых бурлаков, тянущих лямку на Янцзы, и ее пополнение превратилось в постоянный процесс. Таким образом, в Китае есть «столица бурлаков», и ею является город Чунцин.
Столь же уважительное отношение к бурлакам и у жителей Испании. В Каталонии под эгидой департамента культуры с 2009 г. в районе города Сарагоса проводится ежегодный фестиваль сиргадоров (бурлаков). Тысячи любителей и почитателей истории и местных традиций в августе собираются на берегу реки Эбро. Там проводят народные гуляния и организуют соревнования бурлаков. В качестве объекта, который необходимо протянуть на определенное расстояние, используют малогабаритные речные суда или даже просто привязанный большой камень. Вес груза составляет примерно одну тонну. И здесь дело не в копировании реальных условий тяжелого труда бурлаков, а в том, чтобы, не привлекая больших финансовых средств, устроить замечательный праздник и еще раз почтить исторические традиции своих предков.
Поэтому спросим себя еще раз: что мы можем сделать для того, чтобы выражение «Рыбинск – столица бурлаков» упоминалось не только в литературных произведениях и научно-исторических исследованиях? Во-первых, создание материальных элементов в сохранении исторической памяти о гордом и самобытном названии города требует желания и готовности к объединению усилий городской администрации, ученых, краеведов и энтузиастов – представителей общественности и деловых кругов Рыбинска.
Во-вторых, мы можем всеми силами способствовать созданию на первых порах хотя бы частного музея бурлачества. (В Рыбинске есть частные «Музей Нобеля», «Музей кино», «Музей рыбы», а про бурлаков забыли!) Одновременно с этим приложить усилия для расширения постоянной экспозиции по истории бурлачества и роли в ней Рыбинска в нашем музее-заповеднике и наполнения ее соответствующими экспонатами.
В-третьих, в ходе ежегодных празднований Дня города, которые, как правило, организуют в летние месяцы, необходимо включить в программу соревнование бурлаков. Не требуя больших материальных затрат, это зрелищное спортивное мероприятие может привлечь большое количество зрителей и несколько команд участников. По мере накопления опыта данные соревнования могли бы носить областной, всероссийский, а если пригласить любителей из Украины, Белоруссии, Испании и Китая, то и международный характер.
В-четвертых, было бы неплохо приложить усилия к установлению контактов с министерством культуры, радио и телевидения города Чунцин с целью возможного участия небольшой рыбинской делегации в проходящем там ежегодном Международном культурно-туристическом фестивале бурлаков. Это необходимо для изучения китайского опыта и установления прямых контактов между двумя столицами бурлаков.
Журнал «Рыбная слобода».
2013 год, №2.