Вслед за недавним сообщением о присуждении премии Вадима Нефедова рыбинским краеведам «Рыбинская среда» публикует его статью, вышедшую в свет во втором полугодии 2022 года в журнале «Рыбная слобода». Напомним читателям, что полковник Генерального штаба МО России Вадим Вадимович Нефёдов вышел в отставку несколько лет назад. За плечами – карьера военного атташе в странах Ближнего Востока, служба в академии Генерального штаба МО России, работа в должности директора музея этой академии. Будучи родом из Рыбинска, Нефедов с 15-летнего возраста пошёл по военной стезе. Всего за 36 лет пребывания в Вооруженных силах России ему пришлось побывать в 19-ти странах мира. Но при этом всю жизнь главным его увлечением остается история Рыбинской земли, на которой его предки жили и трудились из века в век.
Год назад небольшим тиражом вышла в свет книга «Вадим Нефёдов. Рядовой краеведческого фронта», составленная преимущественно из публикаций 2013-2017 годов в газете «Рыбинская среда» и журнале «Рыбная слобода». А в октябре 2022 года автору исполнилось 70. Сейчас Вадим Вадимович живет в Рыбинске.
С чего начинается Родина? В моей юности на этот вопрос, не задумываясь, отвечали словами песни:
«…С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается,
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях,
У нас никому не отнять…»
Но в те недавние годы, когда «идейные и нравственные завоевания» отцов были поставлены под сомнение, любовь к Родине перестала быть доминантой для растущих поколений. Но без любящей семьи, добрых друзей, без созидательного дела человек не может быть счастлив. Он страдает. Как человек, оставшийся без основополагающего чувства Родины.
Как осознать, ощутить кровную связь с землёй своих предков? Постараться узнать о них как можно больше, восстановить хотя бы только в своей семье некогда порушенные родовые связи, и на этом пути каждому удастся обрести исконную любовь к своей Родине – не «идеологически направленную», а глубоко личную, способную гореть в душе человека до самой его кончины и, самое главное, передаваться по наследству.
Слово «патриот» происходит от греческого слова «pater», что означает «отец». Отсюда проистекает и понятие «Отечество». То есть Отечество это общность людей – от предков к потомкам. Тем более что в течение многих веков жизни на одном месте люди обретают пусть и очень далёкое, часто относительное, но родство… Конечно, понятия «патриотизм», «любовь к Родине» сегодня несколько переосмысливаются. В прежние времена они были более обобщёнными. «Родина» понималась нами только с большой буквы: «Наш адрес не дом и не улица, наш адрес – Советский Союз». Сейчас же мы все возвращаемся – и я лично это пропагандирую – к тому, чтобы нашим «адресом» была именно улица, именно дом – родные места. Где родился ты, где родились твои предки.
Я думаю, что нам нужно свой патриотизм строить от корней человека. Как говорят, «где родился, там и пригодился»… Хотя, конечно, это образное понятие: пригодиться человек везде может. Но воспитание молодого поколения в духе патриотизма надо строить на корневой системе – на взаимосвязи предков и потомков.
Убеждение это ко мне пришло не случайно. Работая за рубежом, по долгу службы я общался с представителями разных народов – европейцами, азиатами, африканцами, японцами, арабами и многими другими. И вот на что обратил внимание. Например, в старушке-Европе за прошедшие столетия привита любовь к своим предкам, своим корням. Очень многие досконально знают свой род, гордятся им. Придёшь к кому-нибудь из них, например, к англичанам или немцам, в гости – на стенах фотографии всех предков, включая прадедов и прапрадедов. Так заведено не только в домах людей родовитых, но и самых простых. И это-то особенно показательно.
Помню, на заре моей дипломатической деятельности меня поразил такой момент. Приехал я в Судан. Вскоре был приглашён в гости военным атташе из ФРГ. Прихожу – куда же это я попал? Нет, конечно, всё в гостиной снятой моим немецким коллегой виллы красиво, изящно, но вот сами вещи, непривычные для Судана, — откуда они взялись? Например, старинный шкаф, комод, удивительной красоты этажерка, портреты старой работы на стенах? Оказывается, он всё привёз с собой. Для меня это было удивительно: нам, советским дипломатам, уезжавшим работать за границу, разрешено было брать только по 80 килограммов вещей на каждого человека и по 20 килограммов на билет. В итоге получилось, что мне – с женой и ребенком — можно было привести с собой только 300 килограммов. Как вы понимаете, тут не до изысков, взять хотя бы самое необходимое: ехали-то ведь на годы. Хотя я всегда с собой возил фотографии моих предков, виды Рыбинска. Это не было данью моде, хотя в те времена такой моды я особенно не замечал – во всяком случае, в своём ближайшем окружении. Эти действия были продиктованы моим абсолютно искренним чувством любви к своей семье и родному городу…
Но вернёмся к моему немецкому коллеге. «Юрген, — спрашиваю его, — а откуда все эти вещи?». «О! Вот это шкаф 1685-го года….» Его один из прусских королей подарил далёкому предку Юргена, а тот – своей супруге. Я спрашиваю: «Как же ты все эти вещи сюда привёз из Германии?» А он говорит, что, дескать, у них – у немцев, французов, других европейцев – в случае, если человека помещают в экстремальную обстановку, отправляют в Африку и ещё Бог знает куда, чтобы он себя чувствовал более или менее комфортно, позволяют с собой брать любые вещи и в любом количестве. Дают, допустим, 10-тонный контейнер – грузи что хочешь. Всё за государственный счёт. Плюс дают рабочих, которые помогут все вещи упаковать и погрузить. Точно так же по окончании срока службы в этой стране вещи увозят обратно. И я задумался: в чём крепость этих людей, европейцев, устойчивость и древность их культуры? Не в том ли, что любовь к государству у них растёт из собственных корней каждого гражданина, из его собственной семьи? Ведь если ты уважаешь своих предков, знаешь их, ценишь, хранишь память, значит, стараешься походить на них. И вот на этой благодатной, удобренной историческими событиями почве растёт каждое их семейное древо. А в совокупности получается, что это страна. Ведь Германия тоже некогда делилась на 39 княжеств. У них, как и у нас, были периоды и раздробленности, и объединения. Но страна осталась целостной. Народ немецкий по сей день свято чтит свои национальные традиции, свою историю… Вот и меня хоть куда отдели, но корни мои — а значит, и я сам — всё равно духовно будут здесь, на Рыбинской земле…
Я не говорю о том, чтобы непременно публиковать каждую историю семьи, рода. Ведь ее надо знать вовсе не для того, чтобы отчитываться перед кем-то. История своего рода, как и вера, — сугубо внутреннее дело. Есть у тебя, чем из истории своей семьи поделиться с окружающими, пожалуйста! Но если кто-то из твоих предков сильно в чём-то согрешил, так покайся за него, помолись о нём. И ты сам, и дети твои должны об этом знать — от них ни в коем случае не надо ничего скрывать: у каждого свой крест. Тем более что так и твои дети получат возможность внести свою лепту в искупление грехов своего прадеда или деда. Все это вместе поможет каждому осознать свое место в обществе.
Изучение своего рода обязательно надо начинать с выяснения происхождения фамилии. Я, например, узнал, что фамилия Нефёдов пошла от слова «неофит», то есть новообращённый в христианство. Одного из предков моих так назвали. К настоящему моменту — конечно, с помощью покойной Нины Александровны Петуховой, — установлено, что род Нефёдовых значится в местных архивах уже с середины ХVIII века. Мой сын — это уже 9-е поколение… Десятилетиями мои предки жили в деревне Осиповское (район Копаево). В книгах церкви преподобного Симеона Богоприимца – в селе Семёновское, что на Слуде – хранились записи о многих поколениях Нефёдовых. Все они покоятся на местном кладбище. В нашем генеалогическом древе уже несколько сотен имён. Предки проявляли себя на разных поприщах. Однако военных среди них было немного: один был рядовым 147-го Самарского полка, другой – в качестве рядового участвовал в русско-японской войне, ещё один — уже по линии бабушки – участвовал в Первой мировой войне в одном из начальных офицерских званий…
Читал, что в некоторых российских школах появился предмет «Родоведение» — наряду с «Родиноведением». Идея замечательная — хорошо бы, чтобы в каждой школе детям внушали необходимость знания истории их семей. Чтобы хотя бы раз в месяц в каждом классе проводилось – пусть на первых порах факультативное – занятие по родоведению. Это дело даст благие плоды. Надо приучать человека знать и любить свой род, только тогда он научится любить свою Родину.
Я тоже, работая преподавателем высшего учебного заведения, в свое время нацелил на это своих, уже взрослых, имеющих достаточно высокие воинские звания слушателей, дал им задание завести папку — под документы и фотографии – и толстую тетрадь, куда можно будет постепенно вписывать информацию о своих предках. Объяснил, как нужно искать информацию в архивах, как её оформлять. Сказал, что на основании собранных ими данных мы затем вместе вычертим фамильное древо каждого. Что интересно, уже на первых порах более половины слушателей этим делом всерьёз заинтересовались — после зимних каникул уже показали первые находки. Лично меня это очень обрадовало. Ведь знание людьми своих фамильных истоков — это сегодня, в общем-то, наша национальная идея, и другой пока нет! Ведь ничто высокое людей до недавнего времени не объединяло – на чём, на каких благих примерах можно было воспитывать детей?
Если у человека есть общие корни со страной, в которой он живёт, то он ощущает себя на своём месте – не только в личном, но и государственном масштабе. И у него есть надежда, что его дети будут продолжать дело прежних поколений.
Сегодня дело обстоит так плохо, что кто скажет: каково, например, полное имя-отчество и девичья фамилия его прабабушки, где и когда она родилась, когда умерла, где похоронена. Даже о дедушках и бабушках многие россияне очень мало знают. А ведь это важно, поскольку если для тебя это – бабушка, то для твоего сына — прабабушка. Это уже корень, твоё начало, будущее твоих детей – духовное наследие и залог нравственной стабильности. И я очень хочу, чтобы следующее поколение – в большей своей части — могло сказать, когда жили и кем были предки. Чтобы нынешний школьник знал, где и когда родился его прадед, кем был, какой вёл образ жизни, каким был семьянином, скольких детей воспитал. Чтобы знал, кем по профессии были дети его прадеда, как сложились их судьбы. Чтобы этот школьник всё собирал про свой род — фотографии, письма, предметы. Это и есть патриотизм! И с этой традицией, кстати, многое, что испокон веков присутствовало в жизни традиционной русской семьи, вернётся.
Прежде всего — Православие. Ведь, почитая своего прадеда, ты обязательно пойдёшь в храм и поставишь за упокой его души свечку. Даже если ты пока не воцерковлённый человек. Духовные связи постепенно восстановятся – человек почувствует себя частью единого, большого родового организма, отступить от нравственных норм которого ему уже будет трудно. Так общество сможет начать выздоравливать.
Так изменится и понимание Родины. Краеведение – это следующая после родоведения ступенька в постижении этого понятия — Родина. То есть человек узнает, что предки его не просто жили здесь, но и что они привносили в общество плоды своих трудов, и на строительство местного храма твой прадед пожертвовал рубль. Осознав это, человек будет относиться и к этой церкви, и вообще, к своему родному месту бережнее, будет стараться узнать о нём, о людях, здесь живших в разные годы, больше.
Уж потом, если будет желание, можно будет изучать историю целой страны. Но начинать нужно с малой родины. Потому что когда человек знает своих предков, свои корни, живётся ему намного проще, комфортнее. И даже когда невзгоды застают врасплох, ощущение связи со многими поколениями своих предков делает человека духовно сильнее. Если же человек «оторван от корней», при любой неприятности он впадает в уныние, не находит себе места в жизни. Объясняется это и психологическими, и социологическими, и историческими причинами. Все эти характеристики существования человека так или иначе рассматривают его природу в развитии, во взаимосвязи с предыдущими поколениями. В ней — залог его не только моральной, но даже физической крепости, способности с помощью Божией преодолеть самые суровые жизненные испытания.
Патриот – это наследник духовных традиций отца и деда и, одновременно, наследник традиций Отечества, их защитник. Это настоящий богатырь, черпающий нравственную силу от знания истории земли, где лежат поколения его предков. Поэтому он непобедим, как были непобедимы былинные герои и святые русские воины.
P.S. Редакция благодарит журналиста Лиану Гаврилову за участие в подготовке публикации этого письма.