«…Поздняя осень. Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели. Только не сжата полоска одна…» Декламируя Некрасова, топаю по дорожкам нашего садоводческого товарищества. Точно, полоска не сжата. И не одна. Вот другая, третья, четвертая… А причина все та же, что и во времена Некрасова – умерли хозяева. Со всеми я водил знакомство, с некоторыми приятельствовал.
Поразительно, как быстро дикая природа берет верх над тщетными стремлениями человека облагородить ее. Вчера еще здесь лежали аккуратные клубничные грядки, а сегодня стеною стоит бурьян. Еще немного времени и появится густая щетка березового самосева, а потом, глядишь, и кроны молодых яблонь исчезнут в дебрях березовой рощи. Чтобы хоть как-то обозначить в веках свое краткое пребывание на земле, мы с женой посадили по краям участка два куста можжевельника. Он живет до полутора тысяч лет, так что, когда время изгладит воспоминания о нашем сообществе садоводов, в возникшем на его месте лесу (надеюсь все-таки лесу, а не пустыне), можно будет встретить двух можжевеловых патриархов, помнящих о том, что «и мы пахали». А оливы вообще живут до трех тысяч лет. Представляете: где-то и по сю пору стоят деревья, под которыми отдыхали Иисус Христос или Александр Македонский? Впрочем, последний отдыхал редко, а все махал да махал мечом. А кто из них оказал большее влияние на ход истории? То-то же. Увы, оливы в нашем климате не растут.
Да, труды человеческие тщетны и рано или поздно пойдут прахом, но раз уж человек создан, то обязан трудиться. «Возделывать свой сад,» – как сказал Вольтер. В сущности, возделывание своего сада и есть настоящая жизнь. В начале XX века жил в Петербурге бурятский врач П.А. Бадмаев. Одни на него молились, другие считали шарлатаном, но что бы то ни было, в тогдашней общественной сутолоке он оставил заметный след. Например, регулярно восстанавливал подорванную потенцию знаменитому Григорию Распутину. Но не это его главная заслуга. Главное, что он перевел на русский язык кодекс тибетской медицины «Жуз-Ши» (ныне чаще пишут «Джус-Ши). В предисловии к этому переводу Бадмаев написал слова, с которыми трудно не согласиться: «Физический труд только тогда приносит пользу организму, когда он целесообразен в самом широком смысле этого слова и совершается на открытом воздухе… Из всех видов физического труда врачебная наука Тибета рекомендует сельскохозяйственный труд… потому что этот труд имеет значение воспитательное, и он легче всего способствует умственному и физическому развитию… Сельские хозяева, по существу, жители мирные, доброго нрава, и у них больше, чем у ремесленников зарождается чувство сострадания к животным и возникает легче всего идея человеколюбия. Они враги всевозможных беспорядков, грабежей, разбоя, войн. Они более всех сочувствуют обиженным, ценят время и следят за временем года, чтобы предупредить могущие быть бедствия. Они больше всего ценят природу и понимают значение собственности и труда. Все другие отрасли труда имеют место только при процветании сельскохозяйственного труда, иначе они являются началом, нарушающим умственное и физическое развитие, и влекут за собой гибель рабочих и даже вырождение целой страны».
К сожалению, за истекшее столетие человечество далеко ушло от понимания этих простых и очевидных мыслей. Высшей формой жизни теперь считается существование в стекло-железо-бетонной коробке, в которую даже воздух поступает, пройдя многочисленные фильтры, а высшей формой труда – биржевые спекуляции с ценностями, созданными где-то за тридевять земель или вовсе существующими лишь в электронном воображении. Впрочем, зря я огульно обвиняю все человечество. В Китае, например, главенствующая роль земледелия закреплена законодательно. В преамбуле закона КНР о сельском хозяйстве так определена его цель: «Гарантировать статус сельского хозяйства в качестве основы народного хозяйства». Возможно этой простой фразой и объясняется нынешней небывалый рост всей экономики Китая. То же и Вьетнам. 40 лет назад там царил голод, а ныне Вьетнам является крупным экспортером сельскохозяйственной продукции.
России такая перспектива, к сожалению, не грозит. Наши экономисты, прославившиеся лишь организацией небывалых темпов разрухи, предпочитали манипулировать абстрактными макроэкономическими понятиями и долдонить о сельском хозяйстве, как о «черной дыре». Простая мысль не приходит им в головы, что, если корове давать все время половинный рацион, то она рано или поздно помрет, не принеся никакой пользы, кроме шелудивой шкуры и кучи малоаппетитных костей. В этом случае слова о «черной дыре» будут вполне уместны. Если же корову кормить досыта, то она даст и молоко, и мясо, и приплод, и целую кучу навоза для удобрения земельных угодий. Однако с точки зрения макроэкономики кормить корову от пуза в России до недавнего времени считалось невыгодным.
Ну что же, будем выживать привычным способом – с помощью лопаты, грабель, косы и тяпки. Засучил рукава и… Впрочем, о чем я говорю? – Сейчас осень. Природа погружается в зимнюю спячку. Пора и нам отдохнуть от летних хлопот. («Нам» – я имею ввиду дачников – крестьян поневоле. Настоящим крестьянам некогда отдыхать и зимой). Итак, заберемся на печь (на диван, в кресло), включим телевизор, отодвинем газеты, возьмем в руки какую-нибудь хорошую старую книгу (Например, «Домострой» древнегреческого философа Ксенофонта Афинского, «Домострой», кстати, в обратном переводе на греческий означает «Экономик») и прочитаем следующее: «Даже очень удачливые люди не могут обойтись без земледелия. Занятие им доставляет приятность, умножает дом и упражняет тело тем, что оно делается способным ко всему, что подобает свободному человеку. Во-первых, земля дает то, от чего они получают удовольствие… Во-вторых, множество съедобных вещей она частью производит, частью питает, ведь и скотоводство связано с земледелием…Но, доставляя всякие блага в изобилии, земля не позволяет брать их легко, а приучает переносить и зимний холод, и летний зной. Тем, кто работает своими руками, она дает упражнение, а тех, кто заботливо наблюдает за полевыми работами, упражняет тем, что заставляет рано вставать и быстро ходить, ибо в деревне, как и в городе, все хорошо делать в свое время… Земля побуждает земледельцев также защищать страну с оружием в руках, потому что хлеб, производимый ею, легко может стать добычей победителя… Земля также учит справедливости тех, кто может понимать ее уроки, потому что, кто больше всего ухаживает за ней, тот больше всего от нее и получает… Земледелие учит также помогать друг другу. Как на войну надо идти с людьми, так с людьми же надо идти и на полевые работы… Хорошо сказал тот, кто земледелие назвал матерью и кормилицей всех искусств. Действительно, когда хорошо идет земледелие, тогда и все прочие занятия процветают; где же земля принуждена оставаться невозделанной, там, можно сказать, все занятия приходят в упадок и на суше, и на море…»
Ну как? Не правда ли, древнегреческая мудрость столь схожа с древнетибетской? Наверное, это общее свойство мудрости – соглашаться с очевидными вещами.
Дата публикации — 4 октября 2023 года