В день снятия блокады Ленинграда, вспоминая выдающихся рыбинцев, связавших свою жизнь с городом на Неве, вспомним и о том, что 80 лет назад в блокадном городе умер выдающийся русский ученый Алексей Алексеевич Ухтомский. По просьбе нашей редакции Людмила Владимировна Соколова, доктор биологических наук, профессор Санкт-Петербургского университета, автор ряда книг об академике Ухтомском, прислала заметки о путях развития рыбинского Дома-музея выдающегося ученого. Наша просьба вызвана была тем обстоятельством, что через три года, в июне 2025 года, исполнится 150 лет со дня рождения ученого, и эта дата, несомненно, будет широко отмечена научной общественностью страны и мира.
Когда только музей задумывался, было ясно, что это должен быть не просто мемориальный дом-музей с традиционной историко-бытовой экспозицией и соответствующим представлением хранящихся в нем материалов, но именно живой музей, работа которого мыслилась направленной не столько в прошлое, сколько в настоящее и будущее. Ведь сам Ухтомский и все, что сделано им в Большой науке, — это, прежде всего, открытая система, раскрывающаяся только в диалоге человека с самим собой и с миром. Причем понять эту систему, проникнуть в нее можно только вобрав в себя всю полифоничность высказанных им мыслей о Человеке, его судьбе и предназначении. Сила и удивительная притягательность этой системы в ее гармоничной целостности, в настоятельной потребности рассматривать человека в неразрывном единстве всех его начал — физических, духовных и нравственных.
Воплотить эти идеи в одном мемориальном доме-музее — архитрудная задача, у жизни музея свои законы и установки. Но практически с самого начала музей взял верный курс — он вынес свою работу вовне, наладил тесные творческие отношения со школами города, проводил активную просветительскую деятельность. Но со временем — и это естественно — лимит возможностей и энергии истощился, и пришло время подумать о том, как мы видим будущее музея, какие направления его деятельности могли бы быть актуальными в наше время.
Во-первых, понятно, что силами одного музея (весьма и весьма ограниченными) невозможно сделать какого-либо прорывного шага в этом отношении. Требуется привлечение широкого круга общественности, возможно, создание Попечительского совета при музее, куда бы вошли не только ученые и преподаватели школ и вузов, но и представители администрации города, культурной элиты, видные бизнесмены и общественные деятели. Главная задача этого совета не должна концентрироваться только на насущных проблемах самого музея, ее следует понимать более широко — как помощь в организации единой культурно-образовательной среды города, среды, основанной на бесценных идеях Ухтомского о законах человеческого общежития, о важности воспитания в каждом исторического чувства, чувства Родины и ответственности за ее судьбу. Ведь, по сути, Ухтомский, равно как и другие деятели русской культуры, ратовавшие за ее сохранение и развитие, должны помочь нам, порой заблудшим в европейских ценностях, возвратиться к нашим национальным истокам, основанных на идеях любви, верности, взаимопомощи, сострадания и милосердия. А у русской культуры великая созидающая сила — она способна творить человека и весь окружающий мир.
Создание такого Попечительского совета важно и потому, что свежие силы, заинтересованные и мыслящие люди, способны привнести ценные идеи и для самого музея, обозначив новые актуальные направления его работы.
Подобное можно реализовать и в рамках создания научно-общественного комиссии по разработке и освоению наследия Ухтомского (по типу бывшей когда-то Всероссийской комиссии при АН СССР).
Второе касается собственно музейной работы. Вероятно, стоит подумать об обновлении экспозиции, особенно в плане приложения идей Ухтомского к проблемам современной науки и образования. Важная тема и «этика в науке (индивидуальность и индивидуализм)». Кроме того, важно представлять и «среду» Ухтомского, его окружение; время, в котором он жил, вехи истории и вехи человеческой жизни, отношение самого Ухтомского к историческим событиям.
Хорошо бы наладить (а может быть, они уже налажены?) тесные творческие контакты с другими мемориальными музеями страны, почерпнув что-то интересное и важное в организации их работы (существуют же музейные сообщества!), поделившись собственным опытом. Может быть, стоит более широко использовать интерактивные формы подачи материала. Мне казалось более чем уместным подготовить интересную виртуальную обзорную экскурсию по музею (я не говорю уже о возможности создания и тематических экскурсий), разместив это на сайте музея. Сам сайт должен быть более «широким». Кроме собственно музейной экспозиции с краткими комментариями, там, на мой взгляд, могут быть введены отдельные большие рубрики, содержание которых должно отражать деятельность по изучению наследия Ухтомского (вышедшие книги, статьи, материалы конференций, касающиеся жизни и ученого — при этом хорошо бы подготовить и представить более или менее полную библиографию статей, книг и выступлений об Ухтомском, равно как и разместить отсылку на файлы с наиболее значимыми работами или их сканы). Важно было бы составить и описать подробную и полную фото- и фильмотеку о жизни и творчестве Ухтомского, его окружении и среде.
Хорошо бы публиковать на сайте все выступления по Ухтомскому и открыть дискуссионную рубрику-клуб (например, «Ухтомский и современность» или «Двойник или Собеседник»?). Можно создать при музее и дискуссионный клуб «Новые идеи в науке и образовании (новое в старом)», где обсуждались бы насущные вопросы организации образовательной среды современной России. Можно попытаться организовать при музее и Лекторий с рассмотрением проблем широкого спектра. К дискуссиям можно привлекать и семейные клубы, где уместно было бы обсуждать проблемы современной молодежи («Умеем ли мы общаться?», «Великая тайна общения»).
Все это будет прекрасным подспорьем для тех¸ кто работает и будет работать с наследием, кто хочет поделиться своим мнением о проблемах науки и культуры, воспитания и образования.
Учитывая необходимость достойно и адекватно донести творчество Ухтомского до подрастающего поколения, было бы целесообразно продолжить планомерную разработку планов внедрения его идей и подходов в учебные курсы средней и высшей школы. Вот некоторых из тем, которые можно предложить для разработки: «А.А. Ухтомский и русская культура», «А.А. Ухтомский и русская (религиозная) философия», «А.А. Ухтомский и В.И. Вернадский о будущем человечества», «Духовно-религиозное наследие А.А. Ухтомского (на путях русского православия)», «А.А. Ухтомский о корнях патриотизма и национализма» и т.д.
Важным для будущего музея является сохранение тесных контактов с научными центрами страны и региона, религиозными объединениями, которые помогут организовать вокруг музея более крупное научно-общественное сообщество. Кроме того, надо более широко представлять музей и разработки на различных конференциях и научных форумах.
В плане дальнейшей разработки научного и духовного наследия Ухтомского, учитывая приближение юбилейной даты, надо уделить серьезное внимание подготовке и изданию сборника (коллективной монографии) «Вклад А.А. Ухтомского в гуманитарную науку», где специалисты широкого профиля в области гуманитарного знания могли бы обобщить опыт осмысления и применения на практике научного наследия Ухтомского.
Опубликовано 27 января 2023 года.