ИРИНА ГАЛКИНА
Архитектурная среда
Город – наш общественный дом. От его состояния, элементарного благоустройства во многом зависит наше настроение и самочувствие. Особенно значительна роль исторических городов, которые имеют огромное значение для патриотического, гражданского и эстетического воспитания. Историко-культурный потенциал исторических городов, к которым с 1986 года принадлежит Рыбинск, должен быть максимально выявлен и всесторонне использован.
Каменная летопись Рыбинск начинает создаваться с конца 18 – начала 19 веков в традициях господствовавшего стиля классицизма, который в своей основе был интернациональным стилем с определенными национальными оттенками. Носителем национальных традиций в этот период было деревянное народное зодчество, хотя и оно в определенной степени стилизовалось под каменные строения. С 1830-х годов в связи с распадом классицизма в русской архитектуре начался долгий и противоречивый поиск национального стиля. Первые здания в Рыбинске в «национальном» (этот термин включает различные направления в русском зодчестве – «русско-византийский стиль», «неорусский стиль») стиле появились в середине 19 века. Они внесли особый колорит в несколько однообразную ампирную застройку города. Это были большей частью церкви, часовни и подворья. Наиболее значительным гражданским зданием, построенным в этом стиле, остается здание Новой биржи (1912).
Здания, построенные в «национальном» стиле благодаря своим значительным размерам не только внесли необходимое разнообразие в застройку города, но и установили необходимую связь с наследием Древней Руси, которым была так богата ярославская земля.
К сожалению, в советский период большинство православных зданий было снесено или значительно перестроено. Поэтому сегодня, на мой взгляд, важно понять роль зданий национального стиля в архитектурном ансамбле исторического центра Рыбинска и определить возможные пути их воссоздания.
* * *
Архитектурный ансамбль исторического центра Рыбинска сформировался в первой половине 19 века на прогрессивных принципах классицизма. Четко расположенная система высотных доминант (в основном это храмы) в сочетании с рядовой (фоновой) застройкой создавала выразительные виды Рыбинска. Стилевое решение касалось не только значительных градообразующих зданий, но и рядовой застройки. Наблюдается стилизация даже деревянных зданий, появляется даже любопытное явление как «деревянный классицизм». Более того, единственный в городе памятник древнерусской архитектуры – Казанская церковь — был неоднократно перестроен в новых формах, и лишь при внимательном её изучении можно увидеть древние истоки памятника.
Поиск национального стиля в русской архитектуре был сложным и противоречивым, он занял вторую половину 19 и начало 20 веков. Среди архитекторов, оставивших след на этом пути, необходимо назвать К.А.Тона, В.А.Шервуда, И.П. Ропета, А.А. Гартмана, А.А. Парланда, В.А. Иванова, А.В. Щусева. В своем поиске архитекторы обращались к наследию Древней Руси и к византийским образцам, каждый по своему интерпретировал это наследие.
Первым значительным зданием, построенным в Рыбинске в «неорусском» стиле, стала церковь Покрова Богородицы (1859) в Зачерёмушной части города по проекту архитектора В.И. Озерецковского. (Место строительства храма было определено первым регулярным планом, утвержденным в 1784 году Екатериной Великой, но строительство по ряду причин было отложено на десятилетия). Крестообразная в плане церковь была решена в русско-византийском стиле. Двухэтажный храм возвышался над малоэтажной застройкой Зачерёмушья. Наиболее эффектно были решены крыльцо главного входа под шатром, двухъярусная колокольня со шпилем и восьмигранные барабаны куполов.
Примерно в это же время возводится на берегу Волги у речного перевоза Никольская часовня (1867) . Построенная на высоком волжском берегу (возможно, под неё сделана специальная насыпь) часовня завершила формирование архитектурного ансамбля волжской набережной города, внося в впервые в него элементы национального своеобразия. Несмотря на незначительные размеры, благодаря удачно выбранному месту и крупным членениям фасадов, часовня не терялась среди гораздо больших по размеру зданий.
В 1868 году в квартале ул. Ивановской и Пушкина построена высокая двухэтажная церковь Нерукотворного Спаса . Объемно-планировочное и декоративное решение фасадов роднит её с храмами, возводимыми К.А. Тоном в Петербурге. После поездки в Ярославскую и Владимирскую губернии для знакомства с древнерусскими памятниками у архитектора начался новый период творчества. В завершении храмов появляется шатровое завершение, которое ранее было уделом колоколен. Особенно привлекательной смотрелась Спасская церковь издалека: над низкой одно-двухэтажной застройкой возносились её островерхие шатры с позолоченными главками. Вместе с Покровской церковью, расположенной в Зачерёмушье, она создавала второй план панорамы Рыбинска с Волги.
В 1868 году в Крестовоздвиженском приходе построена Сретенская
церковь (по проекту архитектора М.А. Щурупова в русско-византийских формах). Это первая попытка строительства храма в национальных формах в приходах Волжской набережной.
В 1882 году за р.Черемухой построен небольшой храм во имя Тихона Задонского, в 1893 году к основному зданию храма пристроен большой придел. Проект этого храма наиболее близок к древнерусским образцам 17 века, в настоящее время – это единственная шатровая колокольня в рыбинском храмовом зодчестве.
В 1909 году по проекту архитектора Г.В. Саренко построен Старообрядческий молельный дом. В большом здании из красного кирпича архитектор добился компромиссного сочетания древнерусских элементов с элементами классицизма .
Подворья Толгского монастыря (1903) и Югско-Дорофеевской пустыни, построенные в традициях древнерусской архитектуры, стали важными архитектурными акцентами в ансамбле исторической части города.
Иверская церковь (1890 г. ) за Волгой, после храма Тихона Задонского, — вторая удачная стилизация древнерусских форм. От церкви начинались дороги в ярославскую глубинку, поэтому её архитектура должна была соответствовать древним национальным традициям.
Что касается общественных зданий в ациональном стиле, среди них надо выделить построенное в 1870 году по проекту архитектора К.К. Рахау здание железнодорожного вокзала – главные ворота в город. Центральный павильон вокзала был увенчан небольшим объемом в виде сказочного теремка с часами.
В фасадах здания отделения Государственного банка, расположенного на бывшей Театральной улице, органично присутствуют древнерусские и романские мотивы.
В 1912 году в центре Рыбинска на Волжской набережной по проекту архитектора В.А. Иванова было завершено строительство Новой биржи, ставшее важным архитектурным звеном в ансамбле волжской панорамы.
Все рассмотренные здания, построенные в «русско-византийском» или «неорусском» стилях, благодаря большим размерам и высокому качеству строительства внесли в застройку исторического центра элементы стилевого разнообразия и подлинно национальный колорит. Через архитектуру этих зданий жители и гости города могли почувствовать связь Рыбинска с древним уникальным наследием Ярославщины и центральной России.
* * *
Как известно, исторический центр Рыбинска нуждается в большом объеме восстановительно-реставрационных работ. После их проведения он может предстать в ином облике, ему будет возвращено былое своеобразие, — это, прежде всего, касается зданий, построенных в «национальном» стиле.
Отсутствие средств на проведение большого объема реставрационных работ требует объективного подхода к ситуации. Например, трудно сегодня представить, чтобы начались работы по восстановлению на пустом или застроенном месте храмов Покрова или Нерукотворного Спаса. Сегодня на их месте достаточно установить информационные знаки (стенды) с изображением церквей и их краткого описания, как это уже делается в других городах России.
В то же время, историческом центре Рыбинска есть объекты, не требующие значительных средств на восстановление, однако восстановление их первоначального облика значительно изменит к лучшему вид городских улиц и площадей.
В первую очередь – это Никольская часовня. В настоящее время завершается благоустройство набережной города, сюда перенесли речной вокзал. Отреставрированная часовня зафиксировала бы верхнюю часть ансамбля набережной, включающего Спасо-Преображенский собор, Красный гостиный двор, Новую биржу, Хлебный гостиный двор, старую биржу. Поднимающиеся со стороны Волги гости города могли бы любоваться изящной архитектурой часовни, которая одновременно своими фасадами прикрывала бы производственные здания водоканала.
В квартале от Никольской часовни — пересечение Крестовой и Стоялой улиц. Исторически это одно из оживленных мест города: по Стоялой проходил транзитный путь
от Ярославского тракта к Заволжью. В ансамбле этого «креста» привлекает внимание церковное здание – бывшее подворье Югско-Дорофеевской пустыни, находившейся в 25 км от Рыбинска на пути в г. Мологу. Чудотворный образ иконы Югской богоматери неоднократно спасал рыбнослободцев-рыбинцев от страшных эпидемий, потому наши земляки проявляли особое усердие в почитании этой иконы и отвели лучшее место в городе для строительства подворья. Представление о нем дает старая фотография: угол комплекса занимает часовня, под крестом в сдвоенных окнах фигуры святых — редчайший пример применения росписи в экстерьере здания. Необходимо восстановить декоративное решение фасадов часовни с венчающей её главой, музеефицировать одно из многочисленных помещений подворья, поселив в нем список (копию) Югской иконы Богоматери.
Сегодня удивляет тот факт, что до сих пор не ведутся реставрационные работы на подворье Толгского монастыря, который в своей основе уже восстановлен и является одной из достопримечательностей Ярославля. Основа здания подворья в Рыбинске сохранена, так же, как декор и фасады здания, особенно эффектно смотрится парадный вход в здание с кувшинообразными столбами. Восстановления требует завершение — пятиглавие и колокольня, увенчанная главой.
В соседстве со зданием Толгского подворья находится бывшее отделение Государственного банка – трехэтажное здание с эркерами по бокам имеет богатое декоративное решение, сочетающее древнерусские и романские мотивы. Приспособление данного здания под гостиницу предусматривало снос всего здания, включая главный фасад. Но возникает сомнение – смогут ли современные реставраторы качественно повторить все декоративные элементы, самое совершенное повторение – это уже не подлинник, а лишь копия. Необходимо помнить, что каждое здание в Рыбинске по- своему уникально и ему трудно найти аналоги в застройке города.
Среди православных зданий необходимо обратить внимание на Сретенскую церковь, построенную в 1873 году по проекту столичного архитектора М.А. Щурупова в русско-византийском стиле. Церковь избежала значительных разрушений и сегодня восстановлена, остается лишь покраска фасадов. Выбор цвета для покраски фасадов храма – все еще нерешенная задача.
На ул. Луначарского сохранилось здание Молельного дома старообрядцев поморского согласия (1914 г., архитектор Г.В. Саренко). Здесь расположена музыкальная школа, и в ближайшее время вряд ли можно говорить о восстановления его первоначального облика. Но даже сегодня можно подолгу рассматривать декоративное решение фасадов, особенно эффектно выглядит парадное крыльцо на южном фасаде.
Важно отметить восстановление памятников, построенных в традициях национального стиля, в стороне от исторического центра. Это, в первую очередь, церковь Тихона Задонского, церковь Иверской иконы Божией Матери за Волгой и церковь Александра Невского в с. Макарово (на дороге в Переборы). Эти небольшие по размерам, но изящные по архитектурным формам памятники дают представление о ярком и самобытном средневековом наследии Ярославского края.
Вопрос об облике Казанской церкви, являющейся памятником культуры федерального значения, вероятно, будет решен нескоро. Ведь свой первоначальный облик храм утратил еще в начале 19 века, когда в створе ул. Большой Казанской была построена высокая ярусная колокольня, а шатровая колокольня на храме была разобрана. Возможно ли сегодня воссоздание первоначального облика древнерусского в своей основе памятника?..
* * *
Рассмотренные в главе вопросы связаны с реставрацией памятников, которые требуют значительных средств и опытных мастеров-реставраторов. Развитие реставрации в Рыбинске важнейшая задача. В Рыбинске сегодня отсутствует качество и культура строительных работ, которыми отличался город в предреволюционный период. Как правило, большинство градообразующих зданий в Рыбинске было построено столичными архитекторами, которые осуществляли постоянный архитектурный контроль за строительством. Качество строительства этих градообразующих зданий подтягивало на соответствующий уровень и окружающую вокруг них городскую застройку. Носителями национального стиля в архитектуре города были отчасти и деревянные здания, которые в своей основе уничтожены.
Необходимо сохранить оставшиеся памятники деревянного зодчества, как память о ярком и самобытном творчестве безымянных народных мастеров. В проведении восстановительно-реставрационных работ на улицах Рыбинска не должно быть мелочей, будь это значительное по размерам здание или решетка ограды набережной.
Вернуть своеобразие исторического центра Рыбинска — важнейшая и труднейшая задача настоящего времени. Но возвращенный облик Рыбинска сможет стать важнейшим источником воспитания подрастающих поколений рыбинцев и основой для внедрения различных инноваций в современную городскую среду.
Национальный стиль в архитектуре Рыбинска
Архитектурная среда
Fri, 25/12/2009
Город – наш общественный дом. От его состояния, элементарного благоустройства во многом зависит наше настроение и самочувствие. Особенно значительна роль исторических городов, которые имеют огромное значение для патриотического, гражданского и эстетического воспитания. Историко-культурный потенциал исторических городов, к которым с 1986 года принадлежит Рыбинск, должен быть максимально выявлен и всесторонне использован.
Каменная летопись Рыбинск начинает создаваться с конца 18 – начала 19 веков в традициях господствовавшего стиля классицизма, который в своей основе был интернациональным стилем с определенными национальными оттенками. Носителем национальных традиций в этот период было деревянное народное зодчество, хотя и оно в определенной степени стилизовалось под каменные строения. С 1830-х годов в связи с распадом классицизма в русской архитектуре начался долгий и противоречивый поиск национального стиля. Первые здания в Рыбинске в «национальном» (этот термин включает различные направления в русском зодчестве – «русско-византийский стиль», «неорусский стиль») стиле появились в середине 19 века. Они внесли особый колорит в несколько однообразную ампирную застройку города. Это были большей частью церкви, часовни и подворья. Наиболее значительным гражданским зданием, построенным в этом стиле, остается здание Новой биржи (1912).
/image/%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA
Здания, построенные в «национальном» стиле благодаря своим значительным размерам не только внесли необходимое разнообразие в застройку города, но и установили необходимую связь с наследием Древней Руси, которым была так богата ярославская земля.
К сожалению, в советский период большинство православных зданий было снесено или значительно перестроено. Поэтому сегодня, на мой взгляд, важно понять роль зданий национального стиля в архитектурном ансамбле исторического центра Рыбинска и определить возможные пути их воссоздания.
* * *
Архитектурный ансамбль исторического центра Рыбинска сформировался в первой половине 19 века на прогрессивных принципах классицизма. Четко расположенная система высотных доминант (в основном это храмы) в сочетании с рядовой (фоновой) застройкой создавала выразительные виды Рыбинска. Стилевое решение касалось не только значительных градообразующих зданий, но и рядовой застройки. Наблюдается стилизация даже деревянных зданий, появляется даже любопытное явление как «деревянный классицизм». Более того, единственный в городе памятник древнерусской архитектуры – Казанская церковь — был неоднократно перестроен в новых формах, и лишь при внимательном её изучении можно увидеть древние истоки памятника.
Поиск национального стиля в русской архитектуре был сложным и противоречивым, он занял вторую половину 19 и начало 20 веков. Среди архитекторов, оставивших след на этом пути, необходимо назвать К.А.Тона, В.А.Шервуда, И.П. Ропета, А.А. Гартмана, А.А. Парланда, В.А. Иванова, А.В. Щусева. В своем поиске архитекторы обращались к наследию Древней Руси и к византийским образцам, каждый по своему интерпретировал это наследие.
Первым значительным зданием, построенным в Рыбинске в «неорусском» стиле, стала церковь Покрова Богородицы (1859) в Зачерёмушной части города по проекту архитектора В.И. Озерецковского. (Место строительства храма было определено первым регулярным планом, утвержденным в 1784 году Екатериной Великой, но строительство по ряду причин было отложено на десятилетия). Крестообразная в плане церковь была решена в русско-византийском стиле. Двухэтажный храм возвышался над малоэтажной застройкой Зачерёмушья. Наиболее эффектно были решены крыльцо главного входа под шатром, двухъярусная колокольня со шпилем и восьмигранные барабаны куполов.
Примерно в это же время возводится на берегу Волги у речного перевоза Никольская часовня (1867) . Построенная на высоком волжском берегу (возможно, под неё сделана специальная насыпь) часовня завершила формирование архитектурного ансамбля волжской набережной города, внося в впервые в него элементы национального своеобразия. Несмотря на незначительные размеры, благодаря удачно выбранному месту и крупным членениям фасадов, часовня не терялась среди гораздо больших по размеру зданий.
В 1868 году в квартале ул. Ивановской и Пушкина построена высокая двухэтажная церковь Нерукотворного Спаса . Объемно-планировочное и декоративное решение фасадов роднит её с храмами, возводимыми К.А. Тоном в Петербурге. После поездки в Ярославскую и Владимирскую губернии для знакомства с древнерусскими памятниками у архитектора начался новый период творчества. В завершении храмов появляется шатровое завершение, которое ранее было уделом колоколен. Особенно привлекательной смотрелась Спасская церковь издалека: над низкой одно-двухэтажной застройкой возносились её островерхие шатры с позолоченными главками. Вместе с Покровской церковью, расположенной в Зачерёмушье, она создавала второй план панорамы Рыбинска с Волги.
В 1868 году в Крестовоздвиженском приходе построена Сретенская
церковь (по проекту архитектора М.А. Щурупова в русско-византийских формах). Это первая попытка строительства храма в национальных формах в приходах Волжской набережной.
В 1882 году за р.Черемухой построен небольшой храм во имя Тихона Задонского, в 1893 году к основному зданию храма пристроен большой придел. Проект этого храма наиболее близок к древнерусским образцам 17 века, в настоящее время – это единственная шатровая колокольня в рыбинском храмовом зодчестве.
В 1909 году по проекту архитектора Г.В. Саренко построен Старообрядческий молельный дом. В большом здании из красного кирпича архитектор добился компромиссного сочетания древнерусских элементов с элементами классицизма .
Подворья Толгского монастыря (1903) и Югско-Дорофеевской пустыни, построенные в традициях древнерусской архитектуры, стали важными архитектурными акцентами в ансамбле исторической части города.
Иверская церковь (1890 г. ) за Волгой, после храма Тихона Задонского, — вторая удачная стилизация древнерусских форм. От церкви начинались дороги в ярославскую глубинку, поэтому её архитектура должна была соответствовать древним национальным традициям.
Что касается общественных зданий в ациональном стиле, среди них надо выделить построенное в 1870 году по проекту архитектора К.К. Рахау здание железнодорожного вокзала – главные ворота в город. Центральный павильон вокзала был увенчан небольшим объемом в виде сказочного теремка с часами.
В фасадах здания отделения Государственного банка, расположенного на бывшей Театральной улице, органично присутствуют древнерусские и романские мотивы.
В 1912 году в центре Рыбинска на Волжской набережной по проекту архитектора В.А. Иванова было завершено строительство Новой биржи, ставшее важным архитектурным звеном в ансамбле волжской панорамы.
Все рассмотренные здания, построенные в «русско-византийском» или «неорусском» стилях, благодаря большим размерам и высокому качеству строительства внесли в застройку исторического центра элементы стилевого разнообразия и подлинно национальный колорит. Через архитектуру этих зданий жители и гости города могли почувствовать связь Рыбинска с древним уникальным наследием Ярославщины и центральной России.
* * *
Как известно, исторический центр Рыбинска нуждается в большом объеме восстановительно-реставрационных работ. После их проведения он может предстать в ином облике, ему будет возвращено былое своеобразие, — это, прежде всего, касается зданий, построенных в «национальном» стиле.
Отсутствие средств на проведение большого объема реставрационных работ требует объективного подхода к ситуации. Например, трудно сегодня представить, чтобы начались работы по восстановлению на пустом или застроенном месте храмов Покрова или Нерукотворного Спаса. Сегодня на их месте достаточно установить информационные знаки (стенды) с изображением церквей и их краткого описания, как это уже делается в других городах России.
В то же время, историческом центре Рыбинска есть объекты, не требующие значительных средств на восстановление, однако восстановление их первоначального облика значительно изменит к лучшему вид городских улиц и площадей.
В первую очередь – это Никольская часовня. В настоящее время завершается благоустройство набережной города, сюда перенесли речной вокзал. Отреставрированная часовня зафиксировала бы верхнюю часть ансамбля набережной, включающего Спасо-Преображенский собор, Красный гостиный двор, Новую биржу, Хлебный гостиный двор, старую биржу. Поднимающиеся со стороны Волги гости города могли бы любоваться изящной архитектурой часовни, которая одновременно своими фасадами прикрывала бы производственные здания водоканала.
В квартале от Никольской часовни — пересечение Крестовой и Стоялой улиц. Исторически это одно из оживленных мест города: по Стоялой проходил транзитный путь
от Ярославского тракта к Заволжью. В ансамбле этого «креста» привлекает внимание церковное здание – бывшее подворье Югско-Дорофеевской пустыни, находившейся в 25 км от Рыбинска на пути в г. Мологу. Чудотворный образ иконы Югской богоматери неоднократно спасал рыбнослободцев-рыбинцев от страшных эпидемий, потому наши земляки проявляли особое усердие в почитании этой иконы и отвели лучшее место в городе для строительства подворья. Представление о нем дает старая фотография: угол комплекса занимает часовня, под крестом в сдвоенных окнах фигуры святых — редчайший пример применения росписи в экстерьере здания. Необходимо восстановить декоративное решение фасадов часовни с венчающей её главой, музеефицировать одно из многочисленных помещений подворья, поселив в нем список (копию) Югской иконы Богоматери.
Сегодня удивляет тот факт, что до сих пор не ведутся реставрационные работы на подворье Толгского монастыря, который в своей основе уже восстановлен и является одной из достопримечательностей Ярославля. Основа здания подворья в Рыбинске сохранена, так же, как декор и фасады здания, особенно эффектно смотрится парадный вход в здание с кувшинообразными столбами. Восстановления требует завершение — пятиглавие и колокольня, увенчанная главой.
В соседстве со зданием Толгского подворья находится бывшее отделение Государственного банка – трехэтажное здание с эркерами по бокам имеет богатое декоративное решение, сочетающее древнерусские и романские мотивы. Приспособление данного здания под гостиницу предусматривало снос всего здания, включая главный фасад. Но возникает сомнение – смогут ли современные реставраторы качественно повторить все декоративные элементы, самое совершенное повторение – это уже не подлинник, а лишь копия. Необходимо помнить, что каждое здание в Рыбинске по- своему уникально и ему трудно найти аналоги в застройке города.
Среди православных зданий необходимо обратить внимание на Сретенскую церковь, построенную в 1873 году по проекту столичного архитектора М.А. Щурупова в русско-византийском стиле. Церковь избежала значительных разрушений и сегодня восстановлена, остается лишь покраска фасадов. Выбор цвета для покраски фасадов храма – все еще нерешенная задача.
На ул. Луначарского сохранилось здание Молельного дома старообрядцев поморского согласия (1914 г., архитектор Г.В. Саренко). Здесь расположена музыкальная школа, и в ближайшее время вряд ли можно говорить о восстановления его первоначального облика. Но даже сегодня можно подолгу рассматривать декоративное решение фасадов, особенно эффектно выглядит парадное крыльцо на южном фасаде.
Важно отметить восстановление памятников, построенных в традициях национального стиля, в стороне от исторического центра. Это, в первую очередь, церковь Тихона Задонского, церковь Иверской иконы Божией Матери за Волгой и церковь Александра Невского в с. Макарово (на дороге в Переборы). Эти небольшие по размерам, но изящные по архитектурным формам памятники дают представление о ярком и самобытном средневековом наследии Ярославского края.
Вопрос об облике Казанской церкви, являющейся памятником культуры федерального значения, вероятно, будет решен нескоро. Ведь свой первоначальный облик храм утратил еще в начале 19 века, когда в створе ул. Большой Казанской была построена высокая ярусная колокольня, а шатровая колокольня на храме была разобрана. Возможно ли сегодня воссоздание первоначального облика древнерусского в своей основе памятника?..
* * *
Рассмотренные в главе вопросы связаны с реставрацией памятников, которые требуют значительных средств и опытных мастеров-реставраторов. Развитие реставрации в Рыбинске важнейшая задача. В Рыбинске сегодня отсутствует качество и культура строительных работ, которыми отличался город в предреволюционный период. Как правило, большинство градообразующих зданий в Рыбинске было построено столичными архитекторами, которые осуществляли постоянный архитектурный контроль за строительством. Качество строительства этих градообразующих зданий подтягивало на соответствующий уровень и окружающую вокруг них городскую застройку. Носителями национального стиля в архитектуре города были отчасти и деревянные здания, которые в своей основе уничтожены.
Необходимо сохранить оставшиеся памятники деревянного зодчества, как память о ярком и самобытном творчестве безымянных народных мастеров. В проведении восстановительно-реставрационных работ на улицах Рыбинска не должно быть мелочей, будь это значительное по размерам здание или решетка ограды набережной.
Вернуть своеобразие исторического центра Рыбинска — важнейшая и труднейшая задача настоящего времени. Но возвращенный облик Рыбинска сможет стать важнейшим источником воспитания подрастающих поколений рыбинцев и основой для внедрения различных инноваций в современную городскую среду.