Сергей Овсянников
Имя художника Николая Корнилиевича Пимоненко (1862-1912) если и не знакомо абсолютно каждому любителю живописи, то и никак не может считаться совсем уж забытым. Художник не был обделен прижизненным признанием: академик живописи, член Товарищества передвижников, Товарищества южнорусских художников, Общества мюнхенских художников и Парижского интернационального союза искусства и литературы. Одно из его полотен («Гопак») было приобретено даже Лувром. Картины Пимоненко, изображающие будни и праздники украинских селян, до революции пользовались большим успехом у публики.
Правда, особую популярность имели незамысловато-развлекательные и сентиментальные работы, среди которых скандальную славу получила картина «Додому» «пиратским образом» попавшая на этикетки бутылок «спотыкача». Последний факт чуть не стоил художнику членства в Товариществе передвижников, и Пимоненко, совершенно непричастный к инициативе предприимчивого виноторговца, был вынужден обращаться с жалобой на него в суд.
Зато лучшие работы художника отличает прекрасное знание быта, неподдельная любовь к своим героям и при этом несомненное живописное мастерство. Да и большинство его героев – простых людей родной земли – не вызывали вопросов и подозрений ни у какой власти. Поэтому неудивительно, что и в советские годы вышел целый ряд монографий, посвященных украинскому живописцу, а в 1959 в его честь была даже названа улица в Киеве. Да и сейчас, в 21 веке — нет-нет да и обнаружишь купринскую «Олесю» или шолоховский «Тихий Дон» с подходящими по сюжету работами Пимоненко на обложке.
Будущий художник родился в семье иконописца в пригороде Киева – Приорке. С детства тянувшийся к искусству, он в 1882 г. успешно закончил Киевскую рисовальную школу Н.И.Мурашко и легко поступил в петербургскую Академию художеств. Однако уже через два года резко ухудшившееся здоровье заставило Пимоненко вернуться на родину, не завершив образования.
Спустя несколько лет молодой живописец, успешно преподающий в Киевской рисовальной школе, попытался всё же получить академическое звание. В 1891 г. он отправил картины «Свадьба в Киевской губернии» и «Утро Христова воскресения»[1] в Петербург, на выставку в Академию. Его работы имели успех, вскоре он стал «почетным вольным общником» Академии художеств, однако главным было даже не это еще довольно скромное звание, а зрелость произведений молодого мастера, ставших первым решительным шагом и в профессиональной карьере.
«Свадьба в Киевской губернии», хранящаяся в Киевском государственном музее изобразительного искусства, всегда была в центре внимания интересовавшихся украинским мастером, как этапная в его творчестве вещь, отмеченная композиционным мастерством, индивидуальностью характера каждого персонажа. При этом вторую работу обходили почти что полным молчанием. Причина проста: после успешного экспонирования в Петербурге картина – как в воду канула.
Теоретически, эта участь вполне могла бы ожидать полотно и в самом прямом смысле. Вероятно, сразу после выставки оно попало в усадьбу Иловна графов Мусиных-Пушкиных, приобретенное одним из представителей этого широко известного просвещенного рода, связанного как Россией, так и с Украиной. А в начале 1940-х гг. Иловна вместе с большей частью Мологского уезда оказалась… на дне Рыбинского водохранилища. К счастью, уже с 1921 года картина находилась в собрании Рыбинского музея, где под названием «Пасхальная заутреня в Малороссии» хранится и по сей день.
«Пасхальная заутреня» — настоящее «хоровое» полотно, которыми славились художники-реалисты. Расположение фигур кажется совершенно естественным, лишь при внимательном анализе можно подметить успешно примененные навыки недавнего ученика Академии, крепко «сшивающего» композицию упруго изогнутыми, но стремящимися к центру полотна линиями тропинок, белых рушников с пасхальной снедью, зеленой травы между фигурами.
Пимоненко стремится показать всё разнообразие занятий прихожан маленькой деревянной церкви ночью Светлого праздника . В центре – двое крестьянских ребятишек уже затевают обмен или игру «крашонками», задорно поддразнивая стоящую рядом с ними девочку, обиженно прижавшую свое пасхальное яичко к груди. Вполголоса рассуждают о чем-то женщины, стерегущие выставленные на траву блюда с куличами, на коленях одной из них прикорнула спящая девочка. Свой праздник – у молодежи: сосредоточенно и чуть нарочито улыбаются празднично одетые крепкие краснощекие девахи, около которых неотлучно вьётся воздыхатель.
Эта часть полотна оттеняет другую, где нескончаемая череда крестного хода втягивается в двери храма. На фоне обобщенно написанных фигур второго плана выделяется девушка в белой свитке. Можно уверенно утверждать, что не имеющий точной датировки этюд «Молодица» Киевского государственного музея изобразительного искусства сделан именно для этого образа. Правда, «Молодица», одетая в повседневный костюм, прозаичнее; поставленная определенным образом фигура откровенно позирует. Зато на картине — настоящая украинская красавица в праздничной одежде, фигура которой к тому же преображена отблеском свечи. Свет вообще играет в этой картине едва ли не ведущую роль. Свечи у куличей, свечи в руках людей, озаренная изнутри множеством невидимых нам свечей церковь и, наконец, наступающий рассвет. Красота природы (а есть ещё и зеленая трава, и белые цветущие вишни) заставляет забыть обо всех мелочах, задавая картине ее удивительно гармоничное звучание.
Известно, что художник за жизнь не раз снова возвращался к теме «Пасхальной заутрени». Однако известная по воспроизведениям в книгах версия начала ХХ века значительно уступает прообразу. Больше бытовых деталей – почти нет очарования «святой ночи».
Однако «Утро Христова воскресения» — не единственная работа Пимоненко в Рыбинском музее-заповеднике. Другое заметное полотно украинского мастера в музейной коллекции – «Последний луч» — попало в музей из Петроградского отделения Государственного музейного фонда в том же 1921 году. Она не раз воспроизводилась в монографиях о Пимоненко. Однако их авторы явно судили о ней по тем черно-белой фотографии, которую они заполучили из музея еще в середине ХХ века.
«Последний луч» во многом продолжает традиции, заложенные в «Утре Христова воскресения». И здесь главную роль играет природа, свет зари, на этот раз вечерней. Однако то, что было прежде развернуто в большую многофигурную композицию, здесь сводится к двум детским фигурам, превращающимся в прекрасный символ. Меркнущий луч садящегося за деревья солнца скользит земле, стенам беленой хатки и озаряет фигуру девочки-подростка, которая, держа за руку маленького братца, загоняет на ночь гусей. И за этой поэтической одухотворенностью образа просто забываешь о незамысловатой простоте, казалось бы, совершенно обыденной сценки. Следует отметить и изменение живописной манеры художника по сравнению с «Утром». Она, не теряя уверенности, становится еще свободнее и мягче, разнообразнее. Кажется, что мастер написал картину по какому-то неожиданному наитию — из-под живописи закатного неба просвечивают ветви деревьев совершенно другого пейзажа.
Правда, в творчестве Пимоненко известно несколько работ схожего сюжета. Однако бытовой этюд Сумского музея «Девочка с гусями» — явно является очень отдаленным прообразом «Последнего луча», а полотно «Гуси, домой!», хранившееся в частном собрании в Киеве, не свободно от кокетливой сентиментальности.
Логику детального формирования коллекций провинциальных музеев в 1920-е годы постичь довольно сложно. Регулярно возникает ощущение непостижимой воли Провидения, которая странно выразилась в том, что в весьма удаленном от Малороссии волжском городе Рыбинске, появилось небольшое, но и достаточно неплохое собрание украинских мастеров: К.Я. Крыжицкий, В.Д. Орловский, С.И. Васильковский, Н.Д.Кузнецов и – Пимоненко.
Впрочем, можно довольно уверенно предполагать, что образованные и широко мыслившие основатели картинной галереи Рыбинского музея-заповедника хотели показать искусство самых разных частей единой тогда страны. Легко представить, что командированный в Петроград рыбинец, восторженно глядя на предложенное Государственным музейным фондом чудесное полотно[2], поспешил отставить его в сторонку – для родного музея. А, может быть, его привлекла и уже знакомая — по мусин-пушкинской картине — фамилия художника. Так или иначе, но в Рыбинске оказались две едва ли не лучшие картины украинского мастера, без которых представление о его творчестве, безусловно, остаётся неполным.
[1] Встречается также название «Освящение пасок»
[2] и от волнения перепутав название, (картина до последнего времени экспонировалась под условным названием «Вечереет»)