Ноябрьская публикация графики юных художников – воспитанников Рыбинской детской художественной школы, иллюстрировавшая статью В.А. Гречухина о «царстве рыбинских дворов», неожиданно открыла в нашей газете целую серию материалов о мастерах кисти и резца. С одной стороны, типографские возможности, применимые к газетной бумаге, невелики. Но с другой – графика, созданная карандашом или пером, — не просто украшение страницы, она как будто бы делает и саму эту страницу произведением искусства.
Даже если на этой странице речь идет не о чем-то высоком, а о самых злободневных вещах. Например, о необходимости защищать тот старый Рыбинск, который все-таки еще сохранился.
Сегодня «Рыбинская среда» публикует рисунки Сергея Стукалина. У этой публикации есть два повода. Первый повод – сам Рыбинск, — тот, которого уже нет. Ведь большая часть рисунков сделана с натуры в 80-е годы прошлого века. Второй повод – сам художник, которому совсем скоро (в это трудно поверить) исполнится шестьдесят.
Он родом из Глебова. В 74-м окончил Ярославское художественное училище и поступил на работу в Рыбинский филиал художественно-производственных мастерских. Его акварели быстро завоевали зрительскую симпатию. Основной темой творчества была архитектура старых городов, и конечно, самого Рыбинска, но не его «парадно-приглаженные» виды, «с традиционным силуэтом Спасо-Преображенского собора и Волжской набережной, а милые, скромные уголки», как точно написал автор одного из буклетов, выпущенных к выставкам Сергея Стукалина. Молодой художник был одним из тех, кто первым открыл современникам поэтическую красоту привычного, провинциального Рыбинска.
С начала 80-х Стукалин становится активным участником многочисленных выставок разного уровня – от городских до республиканских, много путешествует, работает на творческих дачах художников. Тогда появляются серии работ «По Средней Азии», «Русские города», «Подмосковье». «Прибалтика» — акварели и многочисленные беглые зарисовки тушью. Эти наброски с натуры, уже не существующей, но такой живой, трепещущей в изображении мастера сегодня почти что бесценны – карандаш и тушь деликатно то, что недоступно обычной фотографии не смогла бы скрыть.
В 1985-м Сергей Стукалин был принят в Союз художников страны. В 1990 году в Рыбинском музее прошла совместная выставка С. Стукалина с ярославским художником Еленой Мухиной. Тогда впервые было выставлено значительное количество работ мастера сразу, и зритель смог по достоинству оценить особое внимание художника к деталям, особый «почерк» его рисунка, деликатную декоративность пейзажей.
С тех пор в Рыбинске состоялись уже семь персональных выставок автора. Его работы выставлялись за пределами страны – во французском Нанте и в столице Греции Афинах. Его замечательные акварели украшают коллекцию современного искусства, хранящуюся в Рыбинском музее-заповеднике.
Накануне круглой даты художник готовится снова представить рыбинскому зрителю свои живописные открытия на новой персональной выставке.