Ольга Глыбочка, член Союза журналистов России
Творческие люди города нередко отмечают свои юбилейные даты концертами, отчетами, встречами со зрителями. Это стало доброй традицией. И часто, побывав на таком праздничном мероприятии, зритель получает огромное удовольствие. Вот и юбилейный концерт «С песней по жизни» солиста русского народного хора «Россияне» и народного коллектива «Оркестр русских народных инструментов им. П.И. Павлова» Михаила Иванова, состоявшийся в конце января во Дворце культуры «Вымпел» и приуроченный к 70-летию выдающегося вокалиста, не стал исключением. Около четырех часов в переполненном зале царило вдохновение, единое дыхание талантов и поклонников.
Концерт тепло и задушевно вела руководитель городского центра досуга ветеранов «Рябинушка» при Дворце культуры «Вымпел» Валентина Наумова. Оба его отделения открывал оркестр русских народных инструментов им. П.И. Павлова под управлением художественного руководителя, главного дирижера Владимира Белова. Позвучали технически сложные, исполненные на высоком уровне «Праздничный вальс» Пиццигони, «Интермеццо» Столыпина и «Фантазия» Дербенко. Удачно с оркестром выступил юный баянист, ученик детской школы искусств № 6 Андрей Малиновский, солирующий в «Фантазии на темы русских народных песен». Прекрасно дополнил программу хорошо известный любителям музыки дуэт Валентина и Татьяны Потаповых, исполнивших лирическую песню «В старом саду» и песню из кинофильма «Первая перчатка». Щедрыми аплодисментами наградили зрители и русский народный хор «Россияне» под управлением Юлии Рыковой, (концертмейстер – Владислав Серков) с любимой всеми русской народной песней «Вниз по матушке, по Волге». Практически все номера воспринимались зрителями, как неожиданные прекрасные сюрпризы и открытия и награждались долго несмолкающими аплодисментами и криками «бис» и «браво»…
…Михаил Иванов редко устраивает подобные развернутые сольные концерты, в которых со всей полнотой раскрываются возможности его чистого, легко льющегося лирико-драматического тенора. По этой причине главным сюрпризом был, конечно, сам юбиляр. Пел он и с хором, и под аккомпанемент оркестра, и под баян Владислава Серкова, и под аккомпанемент известной рыбинской пианистки Татьяны Буткной. Репертуар был настолько удачен, что просто не мог не вызвать восторг и восхищение гурманов хорошей музыки и песни. Прозвучали городские романсы «Я помню вальса звук прелестный», «В крови горит огонь желаний», «Скажите, девушки, подружке вашей…»; лирические песни «Если б гармошка умела…», «Что так сердце растревожено»; песни военных лет «Эх, дороги…», «Смуглянка», «Выйду на улицу» и, конечно, коронная «Калинка», буквально взорвавшая зал бурей оваций.
…Песня — неотъемлемая часть жизни Михаила. «Сколько себя помню – всегда пел и пою по сей день», — говорит он. Родился Михаил Петрович в грозовом 1942 году в поселке «Красные текстильщики» Саратовской области, куда семья была эвакуирована вместе с тружениками и оборудованием Вышневолоцкого хлопчатобумажного комбината, на котором работала его мама Лидия Никандровна. Жили, как многие тогда – трудно, голодно. Миша в буквальном смысле дважды рожденный. От недоедания, холода, болезней он до того был истощен, что уже и не чаяли, что выживет – лежал бездыханный, посиневший. Мама рассказывала ему, что склонилась над ним и горько заплакала, слезы ее оросили лицо покидающего этот мир сына и… Он словно пробудился ото сна, открыл глаза, задышал. Материнские слезы оказались чудодейственными.
Из того поселкового трехлетнего детства в памяти Михаила практически ничего не сохранилось. Кроме одной запечатлевшейся на всю жизнь картины, связанной с песней: он стоит на бахчевом бескрайнем поле, смотрит в небо и видит там жаворонков. Они поют. Звонкая их песня так захватывает малыша, что он никак не может оторвать взгляда от поднебесья и просит жаворонков петь долго-долго. И хочет петь с ними – так же звонко и красиво. Теперь эта картина нередко приходит к нему во сне.
…После войны семья вновь возвратилась в Вышний Волочек. Мама не покладая рук работала, вся в заботах о том, чтобы прокормить, одеть, обуть двух своих детей. Миша – ходит в детский сад, а все остальное время проводит со старшей сестрой Евгенией. Оставить его не с кем. А Женя – активная участница самодеятельности – ходит в хор, в танцевальный, драматический кружок. И всюду хвостиком за ней шагает младший брат. Постигая при этом все виды искусств: цепкая детская память схватывает все происходящее – наизусть Миша знает все роли в очередном детском спектакле, движения танцев, хоровые песни.
Однажды на одной из репетиций хора, руководитель стала проверять хористов на знание партий. У кого-то что-то не ладилось. А Миша, как это частенько бывало, тоже подпевал, сидя в сторонке. Он так увлекся, что после остановки хора, продолжил песню. Она лилась звонко, чисто, правильно. Удивленный педагог сказала: «А ну-ка, спой! Спой еще. Что ты запомнил?» И пятилетний мальчуган запел. Он без запинки пропел партии за все голоса! И тут же был принят в хор солистом. Дебютом, который положил начало сольной карьере Миши Иванова, стала тогда «Вечерняя песня» Тона на стихи Ушинского. Именно ею, спустя 65 лет, Михаил Петрович открыл свой юбилейный концерт.
…Миша, конечно же, пошел по стопам старшей сестры — ходил во все кружки, активно пел, танцевал, исполнял первые драматические роли. Пел он и в детском саду, потом – в школе. В семье поговаривали, что растет будущий артист: может быть, танцор, или актер, а, скорее всего, певец.
В 1956-м году семья переехала в Рыбинск. Здесь жили сестры мамы Михаила. Ему уже было 13 лет. Он пошел учиться в школу №17, что в микрорайоне «Волжский». Там же, в коммунальной квартире на троих соседей, семье Ивановых выделили комнату. И в Рыбинске Михаил продолжил активно участвовать в самодеятельности, выступать в качестве солиста на смотрах, завоевывать лауреатские звания в школьных, городских, областных смотрах, конкурсах, песенных фестивалях, получать за свое прекрасное пение Почетные грамоты, дипломы, другие награды. Свое мастерство он оттачивал, слушая пластинки с записями романсов и песен известных русских и зарубежных певцов, пел репертуар Лемешева, Карузо, Шаляпина, Лоретти, стараясь им подражать и добиться того же исполнительского совершенства, что и они. Он так любил петь, что делал это в любую свободную минуту. И что характерно: соседи, жившие под его постоянное песенное сопровождение, никогда не выражали недовольства. Напротив, поощряли его. И с гордостью говорили: «С нами живет будущая звезда вокального искусства!».
Все складывалось так, что судьба подростка, казалось, была предопределена. Повсюду говорили о его таланте, советовали маме отдать сына после окончания школы в высшее музыкальное учебное заведение. Однако само дарование было настолько требовательно к себе, что полагало: чтобы поступить в такое заведение, его мастерства недостаточно. При этом Михаил и не стремился становиться певцом, он не придавал никакого значения своему таланту. Он мечтал стать архитектором или инженером авиастроения. Неслучайно в школьные годы он, помимо того, что беспрестанно пел, успешно занимался в авиамодельном кружке. Не помогли и увещевания учителя пения Августы Петровны, которая буквально умоляла выпускника школы Мишу Иванова поступать в Ярославское музыкальное училище им. Собинова. Она-то понимала, что парень талантлив.
Но Миша решил иначе: получив аттестат зрелости, поступил в профессионально-техническое училище №3, а через 18 месяцев, окончив его на «отлично», стал заправским слесарем-ремонтником моторостроительного завода – сделал первый шаг на пути к осуществлению мечты стать инженером-авиаконструктором. Трудовой стаж прервался спустя несколько месяцев – подоспело время служить в армии. Надо сказать, что к армейским будням он был готов, что называется, во всеоружии – имел первые разряды по боксу, классической борьбе, лыжам. Да и для армейской самодеятельности он – парень, что надо: поет, танцует, может выступать в драматических спектаклях.
Михаил попал в Северодвинск – на Северный флот. Когда новобранцы прибыли к месту дислокации, их выстроили на плацу, чтобы выявить умения и способности. На вопросы следовало делать шаг вперед. Миша Иванов выходил из строя не один раз – он и столяр, и плотник, и слесарь, и артист, и спортсмен…
— А кто из вас может дирижировать хором? – спросил офицер.
И вдруг Миша, неожиданно для самого себя, сделал шаг вперед. Оглянувшись по сторонам, он увидел, что является единственным смельчаком. Признаться, испугался. Но отступать было некуда. Так в 20 лет он стал дирижером. Из 1200 курсантов отобрал 70 поющих голосов, и начались репетиции. Флотская хормейстерская карьера была настолько успешной, что Михаил руководил хором личного состава «учебки», а также хором учащихся и педагогов одной из подшефных Северодвинских общеобразовательных школ. В его распоряжение были предоставлены три аккомпаниатора — баянисты с консерваторским образованием. А «наш пострел» и без образования так работал, что призовые места и награды в смотрах непременно доставались коллективам, руководимым Михаилом. Уместен вопрос: как можно работать с хором, не имея ни опыта, ни специального образования? Для Иванова это стало возможным благодаря феноменальному музыкальному слуху, предельному вниманию, цепкой зрительной памяти – ведь он с малых лет наблюдал работу хормейстера во всех ее нюансах и тонкостях. Этот визуальный, так сказать, опыт теперь успешно претворился в его собственной практике.
В то время Михаил пел мало, его захватила хормейстерская работа. Как солиста его практически не знали. И вот в 1966 году был объявлен очередной смотр художественной самодеятельности Северного флота. Михаил решил участвовать в нем, как солит. Спел он тогда «Испанское болеро», народную неаполитанскую песню в обработке Э. Капуа «Мое солнце» и «Ямайку» Т. Валли. На заключительном, как бы теперь сказали – гала-концерте, среди слушателей был хормейстер ансамбля песни и пляски Северного флота Виктор Гостинский. Он по достоинству оценил талант певца и пригласил его в ансамбль. Миша, поколебавшись некоторое время, согласился. Его откомандировали в ансамбль. По истечении срочной службы, предложили остаться на сверхсрочной. Остался.
Началась совершенно новая, необычная для него, увлекательная и удивительная артистическая жизнь. Два года прошли в постоянных репетициях, гастролях, выступлениях на разных сценических площадках, поездках по городам и весям… Кроме счастливой возможности стать артистом прославленного ансамбля, ему довелось петь на многих концертах самого высокого уровня, в том числе и на сцене театра Советской Армии в ансамбле с такими артистами как Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Людмила Зыкина, Майя Кристалинская, Иосиф Кобзон, Алла Пугачева. В это же время он стал студентом заочного дирижерско-хорового отделения Мурманского музыкального училища, поскольку на вокальном отделении заочного обучения не было. Именно в этот период он ясно осознал, как были правы окружающие, как права была школьный учитель пения: его жизненная дорога – дорога певца, солиста, артиста.
…Но нет. Он оставляет учебу в музыкальном училище, демобилизуется и возвращается в Рыбинск. Устраивается на Волжский машиностроительный завод. Этот выбор был для него непростым. Артист хора высшей категории, каковым он тогда числился в ансамбле – это звучит внушительно, но жалованье настолько мало, что его едва хватает, чтобы прокормиться самому. А у Михаила уже своя семья в Рыбинске, мать, сестра, которым также нужна его материальная поддержка. Таким образом, волею жизненных обстоятельств ему пришлось расстаться с карьерой профессионального певца. Но не с песней, конечно.
Работая на Волжском машзаводе, Михаил был постоянным участником самодеятельности, хормейстером цехового хора, победителем многих вокальных конкурсов, бессменным солистом русского народного хора Дворца культуры «Волжский».
Он не стал инженером-конструктором авиастроения. Но стал профессиональным экономистом – окончил финансово-экономический факультет института народного хозяйства и двадцать лет работал по специальности. Прошел карьерный рост от кладовщика до заместителя генерального директора по экономике научно-производственного объединения» «Продмаш».
…Но вернемся в зал Дворца культуры «Вымпел» — там уже началось второе отделение юбилейного концерта Михаила Иванова. А вот и сюрприз: на сцену вышел статный, высокий молодой человек – Константин Иванов, сын Михаила Петровича. Окончив Рыбинский авиационный техникум, Костя решил поступать в Государственный институт театрального искусства в Москве — в прославленный ГИТИС. Конкурс был очень высоким. Отец сказал ему тогда: «У тебя один шанс из ста». И этот шанс Иванов-младший реализовал. Ныне он лауреат и дипломант международных конкурсов вокального искусства, доцент, заместитель заведующего кафедрой вокала ГИТИСа. Вот уж поистине: что не довершил отец, то завершил сын. Более того, внук Михаила Петровича Петя Иванов учится в Москве в музыкальной школе по классу виолончели и, так же, как отец и дед, любит петь и пробует себя в вокальном жанре не без успеха – имеет дипломы лауреата Российских конкурсов.
Голос у Константина Иванова таков, что, кажется, запой он во всю силу своих легких, и — затрещат стены зала. Сочный, мощный баритон, необыкновенно широкий диапазон с очень красивым тембром. Понятно поэтому, что исполненные им «Мелодия» Пахмутовой, «Благодарю тебя» Бабаджаняна, «Проходит все» и «Все отнял у меня» Рахманинова прозвучали так, что никого не оставили равнодушным, аплодисменты было не унять.
И, наконец, объявлен Павел Иванов – любимец рыбинской публики. Тоже наш земляк солист московского музыкального театра оперетты им. Немировича-Данченко, один из создателей проекта «Новые голоса» — также известного рыбинским слушателям, лауреат и дипломант международных конкурсов вокалистов. Павел, как и Константин окончил ГИТИС и, как выяснилось на этом концерте, был учеником Константина Иванова. Такие вот удивительные совпадения и такая прекрасная встреча трех Ивановых на одной сцене Рыбинска!
Можно сказать, что Павла Иванова открыл для нас еще Адольф Константинович Павлов, ушедший из жизни год назад. Десятилетний Паша дебютировал с его оркестром русских народных инструментов с песней «Эх, дороги», а будучи сложившимся артистом, неоднократно приезжал на концерты оркестра, на Лукьяновские вечера. Зал встретил Павла как родного – восторженные крики аплодисменты, радость на лицах! Красивый, открытый, доброжелательный, улыбчивый Павел Иванов, конечно же, оправдал любовь своих земляков – выступил, как всегда, на высоком уровне. Он исполнил русские народные песни «Ах, ты, ноченька», «Запрягу я тройку борзых», а также «Чернобровую казачку» Блантера на слова Сельвинского, «Россию» Тухманова на слова Ножкина, «Отчий дом» Мартынова на слова Дементьева.
Закончился юбилейный концерт, который без натяжки можно назвать большим песенным праздником, вручением солистам цветов – их преподнесла директор дворца Елена Силкина, она же поблагодарила всех участников за доставленную радость от встречи с песней. А заключительным аккордом в исполнении трио Ивановых, дуэта Потаповых, хора «Россияне» и всех участников концерта стала всем с детства знакомая песня о том, что «через годы, через расстояния, на любой дороге, в стороне любой песне ты не скажешь «до свидания», песня не прощается с тобой!». Зал подхватил знакомые слова в едином порыве. И это было прекрасно.
…Многая Лета Вам, Михаил Петрович! Спасибо за праздник – Вам и всем, кто разделил его с нами.
В материале использованы фотографии из личного архива Михаила Иванова.
Фото концерта «С песней по жизни» — Льва Ландина.