«Это село называется Спас. Радостно душам, но страшно — за нас», — написал в 1970 году Ю. Кублановский. Как будто предвидел не только всё более глубокую безнадежность сегодняшнего существования такого значительного храма в нашей глубинке, но и то, что спустя тридцать лет понадобится грамматическое уточнение для «знатоков родного края», написавших в топографических картах и на дорожных указателях это странное слово «Спасс».
Храму Всемилостивого Спаса Нерукотворного Образа в Спасском-на-Волге была посвящена одна из школьных исследовательских работ, результаты которой прозвучали на недавней VII научно-практической конференции «Шаг в будущее». Автор – ученик пятого класса православной гимназии Евгений Виноградов, руководитель исследования – преподаватель русского языка и литературы того же учебного заведения Ольга Николаевна Васильева.
«ЭТО СЕЛО НАЗЫВАЕТСЯ СПАС»
Село Спасс (в прошлом Спасское-на Волге) находится в Назаровском сельском поселении Рыбинского района Ярославской области. Оно расположено по левому берегу реки Волги, на расстоянии полукилометра от берега. Между селом и Волгой лежит сосновая роща на песчаном гребне. До революции и при Советской власти основным видом пассажирского транспорта здесь был водный, рядом на берегу был плавучий дебаркадер пристани Горелая гряда. Здесь, в с. Спас, и находится огромный полуразрушенный храм, о котором многие знают только то, что он был возведен в честь Всемилостивого Спаса Нерукотворного Образа. Известно, что этот храм закрыт был советской властью в 1934 году.
Храм в Спасском поражает своим величием. Однако сведения о нем имеются только в двух источниках. «Церковь Всемилостивого Спаса Нерукотворного Образа каменная, приходская. Престолов в ней три: в настоящей холодной Спаса Нерукотворного Образа, в зимней в правом приделе Введения во храм Божией Матери, в левом приделе в честь Святителя и Чудотворца Николая. Построена в 1828 г. иждивением прихожан», — сообщает книга «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской Епархии» 1908 года.
В краткой иллюстрированной энциклопедии «Монастыри и храмы земли Ярославской» говорится, что храм «построен в 1804 -1828 гг. на месте утраченных деревянных храмов по проектам Ильи и Евграфа Казаковых. Для возведения храма крестьяне во главе с Л. Недосуговым построили в селе кирпичный завод. /Храм/ расписан в 1820-е годы романовским живописцем В. Кузьминым. Резчиком И. Михайловым в 1824 г. сооружен иконостас. Иконы местного ряда выполнены Н. Курочкиным, живописцем Норской слободы».
В Интернете размещены фотографии разрушенной святыни и статьи о нём. Но новых данных о храме там нет. В Рыбинском музее-заповеднике нет ни одной вещи, ни одного документа, ни одной фотографии храма Всемилостивого Спаса, предоставленной для обозрения посетителям. В историческом отделе музея нам вызвались помочь в поиске информации, но ничего не нашли. В 2011-2012 годах по инициативе Администрации Рыбинского муниципального района одна за другой были изданы две туристические карты-схемы (руководитель проекта М.В. Кабачинская, текст — О.Ю. Тишинова) «Рыбинский район. Территория туризма и отдыха». В них указанный храм не обозначен даже как утраченный.
Это кажется странным, если принять во внимание огромные размеры храма, приход которого, по сведениям одного из упомянутых источников, насчитывал более двух тысяч человек, не считая детей. До своего закрытия храм действовал около ста лет. Он был самым большим в Рыбинском крае до возведения нового Спасо-Преображенского собора. Следовательно, село Спасское – на — Волге в конце ХVIII века имело большое значение для развития Рыбинского края.
Пытаясь узнать больше, я опросил родственников, живущих в Спасе. Двоюродная сестра моего отца, Татьяна Владимировна Щукина (тетя Таня), сообщила мне то, что слышала от своей матери. «Храм, — рассказывала она, — был огромный, очень богатый. И был такой яркий, красочный! Не как остальные храмы – серенькие, бледненькие. Этот был ослепительный. Всеёв золоте». Когда Татьяна Владимировна была маленькой, она, как и все дети, забиралась в закрытый уже храм, внутреннее убранство которого было еще не все утрачено. Она сказала, что ее поразил своим цветом купол храма. «Он был голубой! Как яркое небо! И святые, и ангелы… они будто живые, от них будто свет шел! Золотого резного дерева было много. А еще на колокольне табличка железная была. Там было написано, что колокольня возведена на средства прихожан в честь Победы в 1812 году над Наполеоном. Потом табличку сбили». Еще Татьяна Владимировна знает, что у дальней её родственницы Зинаиды Тимофеевны Платовой дедушка был дьяконом в этом храме. В данное время Зинаида Тимофеевна плохо себя чувствует, но, надеемся, поправится и расскажет, что ей известно об этом храме.
Взрослые, помогавшие мне в работе, подтвердили мое предположение о том, что храм Спаса Всемилостивого Нерукотворного Образа — не простой храм, а ценное наследие культуры, о котором забыли. Особенно я заинтересовался сохранившейся живописью храма. Как сказали мне специалисты, сложно отнести её к какому-либо направлению или стилю. Она неоднородна. Некоторые фрески написаны под влиянием «строгановского» письма («оживки», прорисовка мелких деталей, яркие цвета, богатое золотое убранство). Другие фрески имеют отношение к классицизму. На стенах видны изображения колонн, которые как бы повторяют архитектуру храма в стиле классицизма. Некоторые персонажи, изображенные на фресках, одеты в римскую одежду.
Изображение Спаса Нерукотворного Образа в сохранившихся фресках встречается трижды. Оно характерно для стиля, возникшего во время существования «строгановской» школы. Так, у Христа почти золотые волосы; лицо и волосы тщательно, утонченно прорисованы; плат, на котором изображен лик, со складками по бокам; концы плата на одном из изображений держат ангелы. В обрамлении некоторых фресок просматриваются замысловатые узоры.
В нашем крае в то время, когда создавался храм Всемилостивого Спаса, в почете было так называемое «греческое» письмо. Оно удивительно тем, что мастера «греческого письма» — старообрядцы, наследники «строгановской» школы, — стараясь сохранять традиции иконописи до «раскола» (что было запрещено), научились на старую традицию написания наносить некоторые «новообрядческие» веяния. В результате получилось неопределенное направление живописи под общим названием «греческое письмо». «Греческим письмом» писали в Романове, центре верхневолжского старообрядчества.
Совсем недавно искусствовед Рыбинского музея И.Л. Хохлова из этого разнородного «греческого письма» выделила так называемые «романовские письма». Это доказывает, насколько мало исследована живопись, рождавшаяся в Романове. Поэтому фрески в храме Всемилостивого Спаса, написанные романовским живописцем В. Кузьминым, нуждаются в тщательном изучении.
Чтобы в полной мере исследовать историческое и художественное значение храма, требуется время. Но время препятствует этому. Сейчас храм Всемилостивого Спаса Нерукотворного Образа находится в ужасном состоянии. Те малые фрагменты росписей, которые еще есть, вскоре будут утеряны окончательно. В трапезной уже отсутствует крыша, начал обрушаться купол храма.
В 2010 году в Рыбинске возникла инициативная группа по восстановлению храма. Активным участником её явилась Виктория Викторовна Соколова, проживающая в селе Спас. Моя семья связалась с ней, и недавно Виктория Викторовна, Татьяна Владимировна и мои родители обратились в Государственные Ярославский и Рыбинский архивы. Идея восстановления святыни в настоящее время кажется неосуществимой, но воссоздать историю храма ещё возможно.
Работа продолжается. Она может быть востребованной для всех, кто интересуется историей и культурой родного края.
Скажите, а само село Спас , его возникновение историки к какому веку относят? Когда в документах появились первые упоминания села?
Мне сложно работать в архивах, но может кто-то поможет?
С уважением,
Константин
Это очень давние времена, — в 13-14 веке здесь уже было крупное селение, принадлежавшее, если не ошибаюсь, потомкам татар. Постараюсь в ближайшее время разместить публикацию на эту тему. Она была в бумажной версии газеты некоторое время назад.
А ещё село Спас раньше принадлежало к Романовскому уеду. (Или Романово -Борисоглебскому.) В разные годы границы менялись.