Вадим Нефедов
В 1977 году в дни празднования 200-летия Рыбинска на улице Пролетарской (ныне Стоялая) прошли торжественные мероприятия по случаю открытия памятника бурлаку. Его автор скульптор Л.Писаревский, умерший в 1974 г., – наш земляк – в свое время был широко известен в мире искусства благодаря своим памятникам, до сих пор украшающим улицы и площади более десятка городов.
Сотни жителей Рыбинска, присутствовавших на церемонии открытия, с удовольствием восприняли это историческое для нашего родного города событие, тем более что в выступлениях организаторов данного мероприятия звучали слова о том, что наш памятник бурлаку является «первым в мире и больше нигде нет подобной скульптуры». Эту новость зафиксировали журналисты и, соответственно, довели ее до многих тысяч читателей, зрителей и слушателей. С годами эта новость превратилась в аксиому и ни у кого, в том числе и у автора статьи, не возникало сомнений в ее истинности. Но такое понимание «аксиомы» приемлемо только в математике, а первичное значение этого слова в греческом языке гласит, что это «положение, принимаемое без логического доказательства в силу непосредственной убедительности». К сожалению, так произошло и с рыбинским памятником бурлаку: кто-то сказал, выдавая желаемое за действительное, кто-то подхватил и распространил эту «новость». А дальше это утверждение стало жить самостоятельной жизнью: почти за 40 лет оно неоднократно фиксировалось в многочисленных журнальных и газетных статьях, десятках книг и различных путеводителей. В это же время экскурсоводы нашего музея-заповедника, а также многочисленных рыбинских турагентств настойчиво убеждали в данном факте многие тысячи туристов и гостей города. И очень жаль, что среди этих туристов не оказалось ни одного жителя французского города Страсбург, который расположен на реке Иль, рядом с ее впадением в Рейн.
Так вот житель Страсбурга усомнился бы в «первенстве» нашего волжского памятника и поведал рыбинским экскурсоводам следующую историю.
Более ста лет назад, а именно в 1906 году, когда их город входил еще в состав Германской империи, городские власти много внимания уделяли его благоустройству и развитию. В одном из фешенебельных районов Страсбурга, который назывался «квартал миллионеров», для удобства жителей решили построить каменный мост через реку Иль, который соединял места расположения речного порта и железнодорожного вокзала.
Исполнителем проекта был назначен начальник городского департамента строительства известный архитектор Фриц Бебло (1872-1947 гг). Для украшения моста был объявлен конкурс среди скульпторов, которые представили свои работы специальной комиссии. Победителем стал скульптор Фредерик Альфред Марцольф (1867-1936 гг).
В результате творческой работы этих талантливых людей и возник один из архитектурных памятников Страсбурга. Мост, которому в 1960-е гг присвоили имя Дж.Ф.Кеннеди, представляет собой 30-метровое однопролетное каменное сооружение в стиле модерн, украшенное четырьмя скульптурами (по две с каждой стороны), изображающими бурлака, землекопа и двух рыбаков (один забрасывает сеть, другой вытаскивает).
Таким образом, бурлак из Страсбурга старше своего рыбинского коллеги на 70 лет!
Возможно, данная новость не очень понравится моим землякам, да и самого меня не обрадовало это открытие. Однако, как говорится: «Платон мне друг, но истина дороже».
Пусть это не мешает нам, не первые, но внимательно всматриваясь в изображения этого речного труженика, понимать, что наш родной бурлак представляет собой более философское и исторически правдивое произведение искусства.
Крупная фигура жителя Западной Европы больше похожа на атлета, периодически занимающегося в фитнесс-клубе. У него литые мускулы, одухотворенное с целеустремленным взглядом лицо, а такую прическу-укладку можно сделать только в салоне красоты. Да и босиком более приятно ходить по речному пляжу, а не тянуть лямку, упираясь в землю на протяжении многих километров.
Глядя на родного волжанина, без пояснений понимаешь, что бурлак только-только закончил свою изнурительную работу и присел отдохнуть. Он крепок телом, но крепость состоит из мышц-узлов от непосильного труда. На мой взгляд, «Бурлак» Писаревского — один из персонажей картины-шедевра И.Е.Репина «Бурлаки на Волге». Так что пусть мы не первые, но зато, на мой взгляд, лучшие!