На карте нашего края еще так много «белых пятен»! О своём исследовании одного из них рассказывает Елена Куликова, историограф Угличского благочиния, сотрудник Угличского филиала Государственного архива Ярославской области.
«В апреле 2018 года довелось совершить паломничество по местам земного бытия одного из величайших святых старцев Угличского княжества XV века — преподобного Вассиана, в миру князя Василия Шестихинского, связанного корнями своими и происхождением с Ситским краем — Некоузской землей, а также с соседним Бежецким пограничьем.
В Ярославском Патерике, изданном в 1912 году, читаем: «…Преподобный Вассиан был второй известный по имени ученик и постриженик преподобного Паисия. Он был пришелец из села Рожалова Кесовской волости города Бежецкого Верха, по происхождению был боярского рода князей Шестихинских. Пришел в обитель преподобного Паисия в 1473 году, имея 33 года от рождения. Он был из числа тех пятидесяти братиев, о которых упоминается в житии прп. Паисия. Через некоторое время он был пострижен в иноческий образ. Жил «в послушании велицем» и в воздержании, в трудах монастырских пребывая без роптания, во смирении же, кротости и терпении, во всем повинуясь наставнику своему прп. Паисию…» Летописец упоминает блаженного Вассиана и инока Боголепа как свидетелей ангельского гласа и небесного света при явлении в обители Пресвятой Богородицы. В 1482 году, при обретении иконы Покрова Божией Матери, преподобный Паисий вместе с учениками своими, в числе коих был и священноинок Вассиан, выходил из монастыря со святыми крестами и иконами на берег Волги, дабы встретить и внести новообретенную икону в свою обитель». Далее в Летописце следует повествование о выходе преподобного Вассиана из Покровской обители, по благословению старца Паисия, в 1492 году и основание им своего монастыря.
О происхождении князей Шестихинских известно, что род свой они вели от святого благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского, по прозванию Черного (1237–1299) и владели в XIII–XVI вв. обширными землями в Койском, Рожаловском и Моложском стане. По современным географическим картам это будет территория поймы трех рек: Сити, Ильди и Корожечны. Наиболее крупные селения этого поместья: само село Шестихино, село Рожалово, село Вепрь, село Васьянское, село Кой, село Кесова Гора, село Сонково, село Сандово, село Коприно, село Левцово и село Покровское-на-Сити как самая северная граница поместья. Довольно обширное имение на 80 квадратных километрах. Сразу внесем ясность, что данная историческая территория входила в состав Угличского удельного княжества с первой половины XIII века до 1776 года. Князья Шестихинские являлись подданными Угличских удельных князей. Они имели родственные связи с князьями Ухтомскими, Шехонскими, Моложскими, Милославскими, Ситскими, Нелединскими. Это был один из древних почтенных родов на Угличской земле и во всем Русском государстве.
Многим бы хотелось приписать себе родство с этой династией. В первые годы после Смутного Времени общество жило под впечатлением пережитого политического и социального хаоса. Скомпрометировавшие себя бояре пытались всеми способами снискать себе милость новоизбранного государя Михаила Федоровича. В числе этих людей был и князь Григорий Шаховской, сподвижник Лжедмитрия. В научном исследовании кандидата исторических наук Бурякова В.А. от 1996–2000 гг. подробно изложена ситуация с фальсификацией московского летописного свода, проведённой сторонниками Шаховского относительно жития преподобного Вассиана и основанной им Троицкой обители, которую Шаховские «перенесли» на свои земли и обозначили, как Рябову (Калязинскую) Пустынь, приписав себе еще и родство с князьями Шестихинскими3. Из за допущенной в XVII веке фальсификации жития прп. Вассиана в официальных источниках прочно укрепилось за ним именование Рябовский. Не хотелось бы, чтобы неблаговидный поступок одного отпрыска рода Шаховских бросил тень на всю династию, немало послужившую России.
В ходе изучения находящихся на хранении в Угличском филиале государственного архива Ярославской области Угличских писцовых книг XVII века под редакцией М.А. Липинского (вышли в свет в 1888 году), была выявлена информация о вотчине Покровского Угличского монастыря, находившейся в селах Вепрь на Корожечне и селе Васьянском на пруду1. Пустошей в вотчине насчитывалось 52, 2 церковные, 5 дворов за духовными людьми, 8 монастырских дворов с 17 насельниками. Общая площадь Покровской вотчины в Койском стане составляла 1195 четвертин земли. Находилось это Покровское подворье в Койском стане (современный Кашинский район), примерно в 20 км к юго-западу по старой дороге от села Рожалова Некоузского района. Самые значительные селения в границах этого подворья – села Вепрь и Васьянское. Достаточно провести обычный лингвистический анализ Угличских писцовых книг, чтобы понять, где действительно находилась Троицкая пустынь преподобного Вассиана. Известно, что Покровская обитель сильно пострадала во время польско-литовского разорения, и ее древние летописи были уничтожены. Восстанавливал их в начале XIX века, предположительно, игумен Игнатий по московскому летописному своду, носившему следы фальсификации.
Что же происходило на самом деле с преподобным Вассианом после 1492 года? По летописи, он вышел из Покровской обители и останавливался в Угличском Николо-Улейминской монастыре на несколько дней. Версия летописца сомнительна, так как в Николо-Улейминском монастыре не имелось ни одного фрескового изображения либо иконы этого значительного события. По картографии от города Углича и Покровского монастыря до села Васьянского ныне Кашинского района Тверской области всего 68 км. Это направление старой кашинской дороги. Здесь, в 5 верстах от Углича, в XV веке находился приписной к Покровскому Николо-Городищенский монастырь. Возможно, в подлинном летописном источнике речь шла именно об этом, не восстановленном после польского разорения монастыре. Старая кашинская дорога через 25 верст на запад раздваивается. Одно направление идет строго на Кашин, а второе на юго-запад, в вотчину князей Шестихинских – село Вепрь на реке Корожечне. Сам факт принадлежности села Вепрь с деревнями и пустошами Покровскому монастырю говорит о дарении этого имения, которое мог совершить только владелец этих земель – преподобный священноинок Вассиан, в миру князь Василий Шестихинский! Село же Васьянское образовалось как раз на месте монашеских подвигов преподобного старца Вассиана и строительства им той самой Троицкой обители. Можно предположить, что преподобный Вассиан направился в сторону собственных земель до села Вепрь. Далее он отошел от села на 6 км в глухую лесную чащу, где очистил место от леса и ископал себе келию. Рядом срубил деревянный храм, посвятив его Святой Троице. Так зародился новый монастырь. Само селение, естественно, стало носить имя своего основателя – Васьянское (Вассианское). Так как преподобный Вассиан являлся иноком Покровского монастыря, то его новоустроенная Троицкая обитель была приписана к Покрово-Паисьевскому монастырю. Существовала Троицкая обитель около двух с половиной столетий, с 1492 года до печально известной реформы Екатерины II, и была упразднена как малочисленная в последней трети XVIII века. На ее месте в 1789 году был построен каменный приходской храм в честь Архистратига Божия Михаила, с приделами преподобного Вассиана и пророка Илии. Как известно, скончался преподобный 12 февраля 1509 году в своей обители. В лике святых преподобных отцов он был прославлен уже в 1549 году. Со временем посвящение Святой Живоначальной Троице оставалось только за каменной часовней в селении Вепрь на Корожечне. В 1776 году реформой императрицы Екатерины II часть территории Угличского уезда (провинции), в которую входили города Бежецкий Верх и Кашин, села Кесова Гора и Красный Холм, была передана в новообразованную Тверскую губернию. Так бывшее подворье Угличского Покровского монастыря в селе Васьянском оказалось оторванным от исторической родины. Память о Троицкой обители и ее основателе была почти утрачена. В Тверской губернии эти пришлые земли не вызывали особого интереса, отчасти из-за отсутствия информации о них, находившейся в соседней Ярославской губернии. При разделении единой территории были нарушены вековые родственные и социальные связи. Однако, пока была в нормальном состоянии историческая дорога на Кашин из Углича, а из Кашина на Кесову Гору, Кой, Красный Холм и Бежецк, сохранялось культурное и социальное единение населения. Дорогу закрыли в 90-е гг. XX века. Теперь это лишь направление, весьма не безопасное для путешествий на обычном легковом транспорте. Значит, настало время «собирать камни» и восстанавливать утраченное духовное и культурное наследие на пространстве нашей исторической территории.
* * *
14 апреля 2018 года мы совершили первое паломничество – к месту рождения прп. Вассиана, в село Рожалово Некоузского района. Вместе с подругой Натальей и ее мужем мы ехали по неплохой асфальтовой дороге. Мимо пролетали села и деревни. Некоузский район приятно удивил обилием храмов, хотя и не действующих. Богатая многообразная архитектура церквей говорила о былой высокой культуре и духовности местных жителей.
Само село Рожалово несет на себе отпечаток княжеской усадьбы. Широкие улицы, аккуратные дома с высокими крышами явно старой постройки, но ухоженные, радуют глаз. Тихвинский храм сохранился в удовлетворительном состоянии. По преданиям, он был возведен на месте старого деревянного, где в середине XV века был крещен князь Василий Шестихинский – святой старец Вассиан. К сожалению, местные жители ничего не знают о своем святом покровителе. Мы побыли в храме, прочитали молитвы к преподобного Вассиану. Три голубя на железных стяжках под куполом внимательно наблюдали за нами. Теперь они охраняют это святое место.
17 апреля 2018 года мы решились на поездку в само Васьянское. Надо было разбираться во всем до конца. Сидя в архивах и библиотеках, или дома за компьютером, невозможно докопаться до истины. Мы пустились в путь по нижней дороге, через Калязин и Кашин, минуя поселок Кесову Гору. Далее тщетно искали подъезд к самому Васьянскому. Эту дорогу показывал нам навигатор, но ее уничтожили лесовозы. Путь прерывался в деревне Дурасово. Поговорив с местными жителями, мы решили идти через лес, по вырубленной просеке. Нам предстояло преодолеть 5 километров в одну сторону по снегу и остаткам льда. Хотя на дворе стоял апрель и солнце пригревало, в лесу лежал снег. С нами пошла деревенская такса по кличке Гошка. Видимо, сам святой старец Вассиан даровал нам этого проводника. От Дурасова мы прошли к заброшенной деревне Глухово. Обратили внимание на множество лосиного помета вокруг. Фактически мы шли по звериной тропе. Попадались и следы пребывания медведей: встречали помет, глубокие борозды от когтей на коре деревьев. Наш пес-проводник вел себя временами странно: то описывал круги, заливаясь звонким лаем на весь лес, то подталкивал под ноги своим длинным носом меня, бредущую позади всех. Бежал всегда с наветренной стороны. Полуторагодовалый Гошка, как мы узнали потом, был уже опытным охотником и облаивал нас специально. Видимо, зверь был неподалеку с подветренной стороны. Несколько раз мы провалились под лед, зачерпнув в сапоги талой водички. Пришлось переходить речку Ильдь в двух местах. Волей Божией мы добрались-таки до открытого поля, откуда увидели разрушенный коровник и крыши домов вдалеке. Пройдя еще километр, мы вошли в Васьянское. Большое селение сейчас почти заброшенно, из-за отсутствия нормальных дорог, как связи с внешним миром. Всего один жилой дом находится в селе прямо напротив храма. Мы узнали от хозяина этого дома, что есть еще верхняя дорога, которая подходит к селу с востока. Дорога грунтовая, она проходима для транспорта в сухое время года. Еще мы узнали, что по той восточной дороге приходит иногда в местный полуразрушенный Васьянский храм крестный ход, ведомый батюшкой из села Поречье Кашинского района, почитателем древней Троицкой обители и преподобного Вассиана. Осмотрев храм, мы обнаружили поклонный крест, установленный с правой стороны у алтаря с надписью: «Сей крест установлен на месте древней обители Святой Троицы преподобного Вассиана Рябовского». Последнее слово здесь казалось чуждым и лишним. Исторически правильно именовать святого старца Вепревским или Угличским, по месту его земных подвигов, так как родился, жил и скончался он в пределах Угличского княжества. Однако мы очень обрадовались, что оказались не единственными искателями истины.
Важное открытие ожидало нас у алтаря в самом Архангельском храме. Мы не обнаружили фресковой иконы преподобного Вассиана в этом храме, зато обнаружили на кирпичной кладке пола целую россыпь бело-зеленых камней. Порода камня – известняк. В средние века он активно применялся для строительства храмов и гробниц. Зелень возникает на известняке от химического воздействия суглинистых почв. То, что под алтарной частью находится, либо находилось каменное захоронение, не вызывает никаких сомнений. А иначе откуда здесь, на остатках кирпичного пола, мог взяться известняк? Хочу высказать предположение, что захоронение преподобного Вассиана может находиться здесь же под спудом. Мы помолились прп. Вассиану и пропели литию по инокам древней Троицкой обители.
Это глухое лесное Васьянское отличается от некоузского Рожалова настолько же, насколько глухой дремучий лес, куда удалился для спасения преподобный Вассиан, далек от земной роскоши. Отказавшись от земного богатства и почестей, трудами и молитвою святой старец, доблестный воин средневековой Святой Руси, приобрел Царство Небесное!
Наше путешествие длиной 10 километров продолжалось почти пять часов. Уставшие, мокрые, но счастливые мы вернулись в Дурасово, приведя и таксу. Наш проводник не желал с нами расставаться. Он норовил забраться в нашу машину и уехать дальше к новым открытиям, которые ждали нас еще через пару недель.
Наш следующий маршрут лежал в Верхнюю Троицу на реке Медведице, находящуюся на расстоянии около 60 километров к юго-западу от Васьянского. Приблизительно в 1522–1525 гг. учениками преподобного Вассиана Угличского там была основана еще одна Троицкая обитель. Имена учеников старца пока неизвестны. Верхняя Троица Кашинского района некоторое время была тоже приписной к Угличскому Покровскому монастырю. Вообще, наша земля очень похожа на шкатулку с секретами. Мы только один раз повернули ключик. Сколько открытий нас еще ждет впереди, известно одному Господу Богу…
К сожалению, не удалось обнаружить ни одного иконописного или фрескового изображения преподобного Вассиана в храмах Углича, Некоуза, Пошехонья, Бежецка, Кесовой Горы, Сонкова, Сандова. Нет его иконографии в «Иконописном подлиннике», изданном не так давно МДА. Анализ летописных источников и научных исследований о преподобном старце, установление подлинного места основанной им Троицкой обители, а также выявление места упокоения святого по документальным источникам, и определение визуальным и археологическим способом наличия склепного захоронения начала XVI века на месте предполагаемой обители приблизили нас к главной цели исследования – восстановить память о святом преподобном Вассиане Угличском (+1509) в пределах его исторической родины».
«Рыбная слобода». 2019. №1