Первая публикация о нашей поездке (см. № 2 (14) 2017 года) завершилась преддверием Троицкой всенощной в храме Гроба Господня. Но с той поры уже прошел целый год – год, в котором вместо привычных троицких веточек березы у меня и моих спутников дома хранились листья лавра и веточки мирта в напоминание о чуде путешествия в Святую Землю на праздник Святой Троицы 2017 года.
За этот год многое изменилось. Но одной из самых важных перемен, наверное, было открытие нового восприятия евангельских событий – ведь каждый из нас побывал там, где родился, вырос и проповедовал Христос, и где Он был распят, где умер и воскрес. Да, свидетелей тех дней давно нет на свете. И предметы, здания, и даже целые селения, о которых рассказывали нам гиды, весьма условно связаны с теми давними временами. Но во Святой Земле так же, как и две тысячи лет назад, несет свои воды Галилейское море, по волнам которого Он ходил будто посуху. Так же в совершенно чистом небе ежедневно встает над Вифлеемом яркое («в сто тысяч солнц») светило. А старые улочки этого города вымощены тем же камнем, что и две тысячи лет назад. А в Иерусалиме точно так же, как две тысячи лет назад, сотни людей ежечасно проходят по торговой улице Виа Долороса — именно там, где Он шел на Голгофу… Но каждый, кто побывал в кувуклии и припадал в ней ко Гробу Его, теперь всегда будет вновь переживать этот момент как дорогое ему событие личной истории.
Иерусалимский храм Воскресения Христова возведен в IV веке на том месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Господь Иисус Христос. Храм с тех пор не раз перестраивали. Сегодня это архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Христова Распятия, ротонду, под которой расположена кувуклия (место погребения Христа), Кафоликон (соборный храм Иерусалимской православной Церкви), подземный храм Обретения Животворящего Креста Господня, храм святой равноапостольной Елены и еще несколько приделов. Основные права владения храмом сегодня принадлежат Греко-православному Иерусалимскому патриархату, а также Иерусалимскому патриархату Армянской апостольской церкви и католическому ордену францисканцев. Но здесь одновременно служат представители шести христианских церквей – греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской. Каждой из них выделены свои приделы и часы для молитв. «Нашей» Иерусалимской православной Церкви принадлежат Голгофа и Кафоликон. Литургию на Гробе Господнем (в Кувуклии) друг за другом служат православные христиане (с 1 часу ночи), армяне (с 4 часов утра), католики (с 6 часов).
Этот храм — поразительное место смешения народов, рас, языков, слов и способов молитвы, объединяющее всех Единым Богом и стремлением славить Его. Символ этого всемирного «движения» — сама очередь в Кувуклию, в которой, кажется, все равны, и «несть иудея, ни эллина». Студенты с гитарами и темнокожие коптские женщины в белоснежных одеждах и тюрбанах, францисканские монахи и целые арабские семьи, группы русских или японских паломников… Кого здесь только нет! Люди самых разных народностей терпеливо стоят с серьезными, как правило, лицами. В этот момент почти каждый, наверное, старается осознать – что именно главное в его жизни, о чем, самом важном и сокровенном, он станет здесь просить Христа? И для многих, очень многих паломников именно здесь, в Кувуклии, заключена главная цель поездки на Святую Землю. Обычно у двери в Кувуклию стоит монах, который «регулирует» движение. Когда очередь «в три кольца», одновременно ко Гробу Господню впускают сразу трех человек. Больше там, наверное, просто не поместится. Встать в полный рост там невозможно. Нужно стоять на коленях. И вот — перед вами отполированная миллионами рук и голов поверхность розово-белого камня, вокруг мерцают лампады, отражаясь в мраморных стенах красного и розового оттенка. Успеваешь, вздрогнув сердцем, оглядеться и произнести (если не растерялся сразу) всё, что собирался. И вот уже строгий голос монаха настойчиво твердит именно тебе: «Проходите, скорее…»
Конечно, так бывает не всегда. Впервые мы прибыли сюда днем, когда было почему-то немноголюдно, и монах где-то задержался… И вот теперь в сокровенном месте копилки моей памяти есть эти несколько секунд, проведенные у Гроба Господня в совершенном одиночестве.
Еще одно сокровище из этой «копилки» — ночная литургия праздника Святой Троицы на Голгофе. Сам момент начала службы, совершаемой одновременно у большинства престолов Храма Гроба Господня, был поразительным. Сначала в приделе католиков вступил многоголосый орган – его звуки стали слышны не только рядом с кувуклией, где собралось огромное количество людей. Очень скоро вслед за органом из другой части храма послышались громогласные молитвы армян, непривычные уху русского православного христианина. Хотя, кто знает, может быть именно так в прямом смысле и нужно «вопить к Богу» молитвой покаяния? Литургию на Голгофе совершал знакомым нам чином, за ней вместе с иерусалимским клиром и сотнями русских паломников молились два десятка русских священников в одинаковых облачениях из ризницы Храма Гроба Господня. Был среди них и наш батюшка – клирик кафедрального Спасо-Преображенского собора Рыбинска Иоанн Перевезенцев. Праздничное евангелие читали по-арабски, по-гречески и по-русски. И хотя позади был полный впечатлениями большой день, а отдых был очень кратким, — показалось, что литургия прошла на одном дыхании, а усталость так и не успела наступить…
-
* *
…Сколько благодатных озарений может выдержать сердце? Проверить можно только опытным путем. Паломничество на Святую Землю и есть этот опытный путь, на который ты потом всю жизнь мысленно возвращаешься.
Духов День – день рождения Церкви – мы встретили за литургией в Троицком соборе Русской Миссии в Иерусалиме. Богослужение возглавил сам Блаженнейший и Всесвятейший Феофил III, Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, всего Заиорданья, Канны Галилейской и святого Сиона. За литургией молились представители трех Православных Церквей – Иерусалимской, Греческой и Русской. Среди десятков представителей духовенства был и иподиакон Патриарха Роман Гультяев – наш замечательный гид по Святой Земле. Какой радостью было стройное пение хора сестер Горненского монастыря, звучавшее на трех языках. Какой радостью было само привычное нам богослужение, за которым впервые, вместе с другими моими спутниками, я приняла Святое Причастие у Патриарха. Получить благословение Святейшего Владыки собрались, кажется, все несколько сотен человек, молившихся за литургией. По окончании службы Блаженнейший Феофил, выйдя из алтаря, на несколько секунд остановился на нижней ступени амвона, а затем, вздохнув и перекрестившись, шагнул в это море людей и неторопливо и сосредоточенно плыл в нем, благословляя каждого…
…Всего лишь два часа спустя мы были уже в самолете, отправлявшемся на взлетную полосу. Позади было жаркое израильское солнце, а впереди – московский дождь и такая желанная дорога домой.