«Рождество! Сколько радостного трепета в этом слове переживалось в учебные годы и во все другие времена! Знают ли это теперь современные дети и юноши? Если нет, то, значит, огромный сдвиг сделал русский мир в сторону бездны. Христос провидел эти сдвиги и говорил: «Дерзайте, Я победил мiр». …Я уже в 14-й камере. Четвертое переселение. И в тюрьме нет подходящего места…» (Из письма Д.К. Воскресенскому. 5 января 1930 года).
«Приветствую с праздником Рождества Христова! Нет у вас храма, нет и молитвы. Не слышите вы праздничных пений об ангелах, о пастырях, о волхвах, о Младенце Предвечном, о вифлеемских яслях… Одно у вас остается, что зависит от вас и неотъемлемо от вас: не теряйте веры в то, что есть Бог во Святой Троице: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, — что Бог Сын сошел на землю, воплотился от Девы Марии, явился Иисус Христос, дал Евангелие, совершил чудеса, пролил Кровь Свою, распятый на кресте, воскрес, вознесся, придет на землю во второе пришествие судить мир. Храните веру эту, и каждый день хотя мало помолитесь. Господь не затеряет вас…» (Из письма Степану Попову. 12 января 1930 года).
«Поздравляю с праздником Рождества Христова! Радостен этот праздник для нас, христиан. Безбожники не знают такой радости. …Нашу праздничную радость Господь дает нам только в Своем Доме, то есть в храме. Как мирской хозяин угощает своих гостей у себя в доме, за своей трапезой, так и Господь угощает нас духовно только у Себя Дома за Своей Духовной Трапезой. Желаю веселиться духовно о Рождестве Спасителя Нашего. Пошли Господь благословение очагу вашему». (Из письма Е.В. Масленниковой. 24 декабря 1930 года)
Наша справка:
Священномученик Вениамин — в миру Василий Константинович Воскресенский — родился в семье сельского священника. Окончил Ярославскую Духовную семинарию и Московскую Духовную академию, позднее — Тифлисское Императорское музыкальное училище по классу теории музыки. В 1897—1916 гг. преподавал в ряде семинарий России, в том числе в 1911 — 1916 гг. — в Ярославле.
Принял епископский сан в 1921 г. после съезда духовенства и мирян Тутаевского уезда, состоявшегося 4 июня. Известность и авторитет бывшего преподавателя Ярославской Духовной семинарии, члена Епархиального Совета, одного из самых активных деятелей духовного просвещения в Ярославской епархии были столь велики, что съезд направил к нему делегацию с просьбой принять на себя бремя архипастырского служения. Редкий, исключительный случай, когда мирянин принял епископский сан, характеризует не только исключительную по своей сложности обстановку того времени, но и высокие духовные качества владыки Вениамина.
Как и для многих других, мученический путь владыки начался с ареста летом 1922 г., когда в Ярославле обновленческий ВЦУ организовал самозванное Епархиальное управление, которое активизировалось вследствие отсутствия на кафедре сосланного митрополита Агафангела. Верные православию священнослужители и миряне просили владыку Вениамина быть их архипастырем. 15 октября 1922 г. на собрание духовенства и мирян пришло около трех тысяч человек. Его протокол содержит православную оценку обновленчества, выражает верность ярославцев Святой Соборной и Апостольской Церкви, отвержение ВЦУ и признание правящим епископом Преосвященного Вениамина. В это время епископ Вениамин находился в ярославской тюрьме в Коровниках, где пробыл до конца 1922 г., руководя епархией из заключения.
Возвратившись на архиерейскую кафедру, епископ Вениамин был вновь арестован во время поездки по северным городам епархии для совершения там праздничного Богослужения на Святую Троицу 14 июня 1927 года. Епископ Вениамин и еще пять человек, «сгруппированных» с ним, обвинялись в антисоветской пропаганде ярко монархического характера. Агентурных материалов для такого заключения не хватало. Основанием для него послужило то, что «во время богослужения архиерейский дьякон на возгласах поминал царя: „Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело“» (строчки из псалма).
По пути во Владимирскую тюрьму конвоиры задержались в городе Тутаеве. По словам архимандрита Павла (Груздева), епископа Вениамина с предварительно обритой наполовину головой водили по городу, избивая и осыпая оскорблениями. Епископ Вениамин был приговорён к ссылке в Казахстан сроком на 3 года. Священнослужители и миряне Ярославской епархии писали ссыльному Владыке о неразрешимых ярославских церковных проблемах, спрашивали совета об отношении к событиям, происходящим в Церкви. Епископ Вениамин отвечал им в письмах.
В 1929 г. владыку перевели из г. Джамбейта, где он отбывал ссылку, в селение Каратюб, удаленное от ближайшей железнодорожной станции на 241 км. Здоровье его было окончательно подорвано: прогрессировал паралич правой стороны тела. Владыку перевезли в г. Красноводск в Туркмении, где он скончался 5 октября 1932 г.
Причислен к лику святых на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в августе 2000 г.