Среди сегодняшних представителей богатырского сословия Ярославской митрополии особенным уважением пользуются благочинные, прослужившие в своих округах по несколько десятилетий. Во многом практики и на церковной ниве настоящие крепкие хозяйственники, в силу опыта и духовной зрелости своей они давно уже стали не только опорой прихожанам и местной власти, но — необходимым фактором устойчивого развития территории. Таков отец Александр Иванов, благочинный Мышкинского округа, настоятель Успенского собора города Мышкина. Собранные в настоящей публикации отдельные высказывания и рассуждения отца Александра прозвучали в моменты подготовки города Мышкина к проведению Вторых епархиальных Агафодоровских чтений, среди самых активных организаторов которых был и он сам.
Герой своего и нашего времени
…Владыка Агафодор был великий человек. Это был, по сути, основатель церковно-приходских школ. А, между прочим, еще недавно церковно-приходская школа давала человеку основательное образование. И для подавляющего большинства это оказывалось единственно доступное образование. Вот и у отца Павла Груздева образование было – всего четыре класса ЦПШ. Я вам сейчас пример приведу – вы не поверите. Мой папа тоже кончил четыре класса церковно-приходской школы («с коридором», — как тогда говорили). И когда я учился в школе, и нужно было перемножить какие-то большие числа, я, как меня учили, делал это на листочке, в столбик. А отец что-то там перебирал на пальцах и сразу выдавал правильный ответ – как его учили в ЦПШ. Им, конечно, преподавали там и церковные науки, и мой отец знал кондак, тропарь и величание ко всем большим православным праздникам – я в этом убедился, уже когда стал священником…
Семья и школа
Родился я в деревне Гурьево, за Покровом. Потом мы переехали жить в поселок Бумажной фабрики, и в Рыбинск я оттуда ходил когда-то пешком. Поселок этот тогда представлял собой почти что центр цивилизации – здесь был расположен Рыбинский районный дом культуры. Вы не знаете, где теперь находится Рыбинский районный дом культуры? Нет?..
А учился я в Покровской школе. У нас были очень хорошие учителя – Дурдина, Рогова, Сучкина, Алексеева, а по немецкому языку – Вера Юрьевна (фамилию сейчас не вспомню). Все они уже ушли. Последнюю Валентину Яковлевну Рогову хоронили недавно – я был на похоронах. Это была заслуженная учительница…
Семья у нас была большая – четверо детей, да еще бабушка. Помню, как хотелось булочки с чаем. Всё это можно было купить за пять копеек: три копейки стоила булочка и две – чай. И – что мы с ребятами делали? Воровали пятаки из церковной кружки в Покрове. Брали проволоку, закрепляли на ее конце пластилин, нагревали его рукой или на огне, и, пока не остыл, опускали в ящик. Пятак прилипал к пластилину, его вытаскивали. Не всегда, конечно, иногда он срывался и падал обратно – что поделаешь. Кто-то стоял на стрёме… Я в этом потом каялся, конечно…
«Ты – наш…»
В юности еще произошла у меня встреча с архимандритом Таврионом, который позднее был духовником в Спасо-Преображенской пустыньке под Елгавой. А тогда он служил еще в Некоузе, в храме Николо-Замошья. Так случилось, что я мальчишкой еще помог ему на пригородный поезд поднять авоськи, и он мне сказал: «А ты ко мне приедешь, мы с тобой еще увидимся».
С 1978 по 1981 год я в Угличе работал, на лесокомбинате. А после работы ходил окружным путем в один-единственный открытый в те годы в Угличе храм – Царевича Димитрия-на-Поле. Священником там в те годы был отец Борис Балашов… Тот самый, который написал уже теперь много книг, и одним из первых возрождал приходские образование. Мы пригласили его сейчас на наши Агафодоровские чтения – кого же как не его? Но это я отвлекся…
Тогда я уже знал, что буду служить в храме. Потому что еще задолго до этого отец Павел Груздев мне сказал: «Сашка, ты будешь с нами, ты – наш…»
Во диаконы меня рукоположили в 1981 году. И с архимандритом Таврионом мы действительно встретились – когда я стал священником, то ездил в Спасо-Преображенскую пустыньку, и служил там панихиду и литию на его могилке.
«С формулировкой — «за ветхостью«…»
Вот мы говорим – «советская власть плохая», но что-то всё же было в ней, какая-то надежда на изначальную справедливость. Мой брат Павел до восьмого класса был круглым отличником – таким у нас пришивали на воротничок красные картонные звездочки. Потом он сдавал вступительные экзамены в институт, но не прошел по конкурсу. И пошел работать слесарем. И работал так до самой пенсии. И теперь он уже на пенсии, но всё верил в эту вот справедливость, и только сейчас стал задумываться о жизни вечной. Хотя я ему и раньше говорил: «Хватит уже, пора жить Богом». Но у меня такое впечатление, что он верил в эту справедливость по инерции. Как вот сейчас «по инерции» стоят везде эти памятники Ленину…
Когда меня назначили служить в Мышкин, и я приехал сюда в первый раз, то на «лысой резине» старого автомобиля никак не мог забраться в гору – машина скользила. Когда все-таки забрался, то увидел, что тут он стоит… С тех пор была у меня мечта – перенести его. И вот только 25 лет спустя мечта эта стала сбываться. И место подходящее этому памятнику нашли. Это происходит, конечно, благодаря нашему обществу, в котором появилось убеждение в необходимости памятнику этому найти более подходящее место. Ведь у нас в Мышкине Ленин стоит аккурат на месте бывшей Никольской часовни, построенной в 1888 году в память спасения царской семьи при крушении поезда. А Успенский собор – в память победы над Наполеоном… Храмы ведь не просто так ставили – храмы это тоже памятники. Так что не может памятник Ленину стоять там, где стоял храм. Этот нонсенс какой-то. Между прочим, в Борисоглебе памятник Ленину давным-давно переставили. Недавно его сняли с постамента на реставрацию и в Пречистом, с простой формулировкой – «за ветхостью»…
«За что нам такое наказание – война?»
Недавно я был на Соловках, и говорил там с паломниками с Украины – целый автобус их приехал. Они исповедовались, причащались, и вот на трапезе, за чаем, прямо на улице мы разговорились. Они спросили: «Батюшка, за что нам такое наказание – война?». Не секрет, говорю, что многие на Украине считают русских людьми второго сорта: «русские не умеют молиться», «у русских нет семьи»», «русские не умеют работать», «русские не умеют жить»…Это же гордыня! «Вот вас Господь и вразумляет». Ну, думаю, обиделись. Нет, не обиделись, а многие согласились!
Сколько у нас беженцев? Много. Разве плохо мы их принимаем? На все крупные предприятия – в обязательной форме, чуть ли не по разнарядке принимают на работу жителей Украины. У нас в Мышкине 24 семьи беженцев живут, но только одна приходит помолиться в собор. Как же так? У вас на родине горе, война, чума! Так ведь надо же молиться! Господь же нам сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже». Так давайте обратимся к Нему. «Просите, и дастся вам». – так почему же вы не просите?
«Настоящая русская элита»
…Сейчас во многих сферах жизни у нас не осталось профессионалов. Наше «богатырское сословие» священства выросло и окрепло. А остальные-то сословия – куда делись? Захирели как-то. Особенно мне жаль сословие русской интеллигенции. Вот мы с вами сегодня в Мышкине на оргкомитете конференции сидели за одним столом с самой настоящей русской интеллигенцией, самой настоящей нашей элитой. И если ручеек знаний о нашем крае попадет из прошлого в будущее, то только благодаря ей…
«Сколько еще не открытого!»
Вы меня спрашиваете, зачем Мышкину столько научных чтений – Паисиевские, Кассиановские, Агафодоровские… Надо, чтобы человек духовно обогащался. Преображается он благодатью Божией. А обогащается – наукой, искусством, краеведением… Чтения наши дают человеку возможность осознать – кто он, с кем он, где находится и что должен делать. Телевизор этого не даст. В Мышкине я бываю на всех научных конференция – они всегда меня удивляют. А сколько еще нового и не открытого!
В конце зимы, перед родительской субботой, был я в компании мужчин. Один из них меня спрашивает: «Батюшка, а вы знаете, какой завтра день?» Только я хотел сказать, что родительская суббота, а он и говорит: «Валентин и Валентина!» Тут в разговор вмешивается его шестилетний сын и всем нам говорит: «Да вы ничего не знаете! Завтра – день влюбленных!» Так как вы думаете – нужны эти чтения или нет?..
… Куда у нас возят детей? На масляной неделе, например, их возят смотреть, как сжигают чучело масленицы – палку какую-то с соломой, чучело, идол!
…Я, грешным делом, хожу сейчас с кинолекторием по школам. Матушка меня ругает, но я все равно хожу. Рассказываю детям про космос. Тем, кто постарше, показываю фильм «Космос как послушание», а младшие у меня смотрят фильм «Щенок». И рассказываю всем примерно следующее. Жил-был мальчик. Он учился в сельской школе. Рядом с ним за партой сидел его друг, который учился на одни пятерки. И когда в седьмом классе была поездка в планетарий в Москву для отличников, то друга взяли, а его – нет. И осталась у мальчика мечта – побывать не только в планетарии, но и в Звездном городке, где готовят космонавтов. И когда исполнилось ему 60, то мечта исполнилась… Это я про себя им рассказываю. И, конечно, рассказываю о том, что я видел в Звездном городке. И вижу, как у них тоже появляется мечта.
Записала Анна Романова
1 «Богатырское сословие» — труд Алексея Алексеевича Золотарева, посвященный выдающимся русским священникам. По меткому выражению нашего земляка-писателя «богатырским сословием» называют представителей священства