Замечательное событие состоялось в музее-заповеднике сегодня, в заключительный день каникул — с концертом выступил юный талантливый пианист Владимир Иванов. В недавнем прошлом воспитанник Ирины Александровны Никулушкиной и рыбинской музыкальной школы №7, пятиклассником он поступил в музыкальную школу при Ярославском училище имени Л. Собинова, а позднее — в столичную среднюю специальную школу имени Гнесиных.
Ему пятнадцать лет, он учится в восьмом классе. В его программе — «Рапсодия» Ф. Листа и «Ноктюрн» Шопена, четыре сонаты Доминика Скарлатти, произведения Чайковского, Верди — в обработке Гершвина, Рахманинов… Рояль звучит то как весеннее пение птиц, то как ревущее зимнее море. Когда Володя исполняет колыбельную Чайковского, чудится, что в этих звуках узнает себя зимняя Волга. Как органичны эти звуки рояля в картинной галерее!
Слушая легкую и виртуозную игру юного исполнителя, понимаешь, что мастерство пианиста заключается, по-видимому, именно в том, как он «делает» звук, как он посредством музыкального инструмента взаимодействует со звуком как с одной из составляющих среды. Важна не только техника — важно нечто внутри человека, что способно, неуловимо преобразовывая звук, приподнимать всё вокруг. Приподнимать над обыденностью не только души людей, но, кажется, облагораживать и вполне материальные вещи — например, живописные полотна художников-самоучек, старинные музейные экспонаты и усадебную мебель, скучающие пальмы и китайские розы в кадках… Боже мой! Но при этом есть в окружающей среде и то, что этому звуку соответствует, — например, теремные потолки картинной галереи и вся архитектура новой биржи…
«Володя, сколько времени вы тратите на занятия музыкой ежедневно?» — спрашиваю юного музыканта. «К сожалению, из-за школьного графика, очень загруженного и неудобного, в будние дни получается немного — всего три с половиной часа, — отвечает он. — Этого не хватает. Но меня спасают выходные, когда есть возможность потратить времени и в два, и в три раза больше». — «Как долго вы готовили прозвучавшую сегодня программу?» — «Некоторые произведения были сделаны еще в Ярославле под руководством Недды Израилевны Аязян, другие — в Москве, где сейчас я учусь у педагога Татьяны Григорьевны Шкловской». Не могу не спросить у Володи — много ли среди его нынешних одноклассников таких же одаренных, успешно концертирующих музыкантов. Мой вопрос его, конечно, смущает: «Да, много, — отвечает он. — Практически все, — многие концертируют с оркестрами в России и за границей».
Может быть, так и есть — юные дарования у нас целыми классами концертируют оркестрами за границей. Но всё же Володя — особенный. Ибо я своими глазами видела, как его музыка меняет мир.