Ирина Стрункина, заведующая музеем Рыбинского речного училища.
Рыбинское речное училище, ныне Рыбинский Филиал Московской Государственной Академии водного транспорта, имеет богатую историю. За 135 лет своего существования учебное заведение выпустило огромное количество специалистов водного транспорта. Особое место в их ряду занимает судьба выпускника 1903 года Владимира Дмитриевича Ковалева – епископа Угличского Исаии.
«… Я как запоздалый путник, ищущий
спасения, пришел к подножию
Святого Алтаря на склоне своих лет…»
().
Родился Владимир Дмитриевич в Угличе 31 октября 1882 года. Его мать Александра Алексеевна Ковалева принадлежала к мещанскому сословию. Отец, Дмитрий Владимирович Протопопов, происходил из дворянского рода Угличского уезда, некогда вышедшего из духовного сословия. Родители запретили Дмитрию Владимировичу жениться на любимой девушке из-за существенной разницы в происхождении. Он стал крестным отцом своему сыну Владимиру, отдал ему всю свою любовь, заботился и поддерживал сына. Александра Алексеевна посвятила себя воспитанию мальчика. Владимир получил приличное домашнее образование.
В Рыбинском архиве есть Формулярная книга учащихся Рыбинского речного училища за 1901-1917 года. В ней под номером 44 содержится информация о Ковалеве (он же Протопопов) Владимире Дмитриевиче. На момент поступления ему исполнилось 19 лет. Окончив курс Угличского городского училища, 15 октября 1901 года он поступил учиться в Рыбинское речное училище и закончил его 22 марта 1903 года. За время обучения и после окончания училища с 1903 по 1905 год в его послужном списке значились 23 месяца плавания по рекам центральной России: практикантом на буксирном пароходе «Монгол» товарищества бр. Нобелей (с мая по октябрь 1902 г.); на пароходе «Николай» Вытегорского округа МПС по р. Шексне (с апреля по октябрь 1903 г.) и — в должности младшего помощника капитана — на пассажирском пароходе «Князь Ярослав Мудрый» Общества «Самолет» (в 1904 и 1905 гг.). 11 января 1906 года ему был выдан аттестат за № 44.
По окончании училища Владимира Ковалева зачислили в Волжское пароходство. Он плавал от Твери до Астрахани, был капитаном на речных сухогрузах и пассажирских судах. Между длительными рейсами его временным пристанищем была комната в общежитии Волжского пароходства на окраине Ярославля
С момента окончания речного училища и до 1946 года Владимир Дмитриевич работал на речном транспорте. Всю свою жизнь он был глубоко верующим человеком, не скрывал этого, хотя служба и не позволяла ему в те годы часто бывать в храме. Но о принятии священства в 20-е и 30-е годы не могло быть и речи, — людей расстреливали за веру. Его первым и единственным духовным наставником, а также большим другом был отец Владимир Градусов.
Началась война. Капитана Ковалева по возрасту не мобилизовали в действующую армию, оставили плавать на судах по Волге. Незащищенные сухогрузы, без оборонительных орудий были открытой мишенью для немецких бомбардировщиков. Волгу бомбили постоянно и топили суда, но ни один немецкий снаряд не попал в судно капитана Ковалева.
Только летом 1946 года в возрасте 64 лет он принял решение посвятить свою дальнейшую жизнь служению церкви.
Игорь Выдрин в публикации о митрополите Никодиме пишет: «В 1946 году на теплоходе капитана Ковалева путешествовал по Волге Патриарх Алексий I. Они познакомились, разговорились. Увидев капитанскую каюту, Святейший ахнул: она вся была увешана иконами. Капитан оказался крещеным, верующим, да к тому же неженатым. Потом они встречались в Москве, шестидесятичетырехлетний капитан принял предложение Патриарха стать монахом. Церковное служение епископа Исайи проходило исключительно в Ярославской епархии».
9 июня 1946 года он был рукоположен в диакона Вознесенского храма г. Спасска Рязанской области. 10 июня 1946 года пострижен в монашество. 1 февраля 1947 года рукоположен в иеромонахи. В декабре 1947 года награжден наперсным крестом. В 1949 г. он получил сан игумена. С января 1951 года – эконом и казначей Ярославского Архиерейского дома. В 1952 году был возведен в сан архимандрита. 13 июня 1952 г. стал настоятелем Федоровского Кафедрального Собора г. Ярославля.
28 ноября 1954 года архимандрит Исаия в Московском Богоявленском Соборе был хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Московский Алексий I, митрополит Коломенский и Крутицкий Николай, Экзарх Украины, митрополит Киевский Иоанн, архиепископ Алеутский и Североамериканский Борис, епископ Куйбышевский и Сызранский Иероним, епископ Псковский и Порховский Иоанн.
В приветственном слове новопоставленному епископу Исаие Святейший Патриарх Алексий I сказал: «Воспитанный для борьбы с водной стихией и наученный водить корабли, ты рано был окружен и житейского моря волнами, но и в «мори путие Господни, и стези Его в водах многих» (Пс.76,20). И всюду ведущий ко спасению Промысел Божий. Он восприял тебя от вод многих (Пс. 17, 17), чтобы поселить тебя «во дворех дому Бога нашего». «Я призываюсь быть кормчим вручаемого мне церковного корабля, — ответствовал епископ Исайя при наречении, — с трепетом, но и любовию принимаю подвиг епископского служения, надеясь на помощь Божию».
23 мая 1955 года епископ Угличский Исаия совершил первую Божественную Литургию в храме Царевича Димитрия на поле г. Углича. С 28 ноября 1954 года по 21 октября 1960 года был временным управляющим Ярославской епархией.
Служение Владыки Исаии в те нелегкие послевоенные годы имело особый смысл. Людям, истерзанным ужасами войны, нужен был именно такой, добрейшей души Владыка – утешитель (как его назвали), сам прошедший горнило войны. Он умел понять и поддержать, отвести от губительного отчаяния вдов и сирот, искалеченных инвалидов. К тому же в 50-е годы народ жил крайне бедно, на грани голода. Многим нуждающимся он помогал материально, отдавая им свою пенсию. Скончался епископ Исаия 21 октября 1960 года в Ярославле.
Время, в которое проходило служение владыки, было очень тяжелым для церковной жизни. Как известно, с 1948 года политика государства по отношению к Церкви и религии значительно ужесточилась. 7 июля 1954 года было принято постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения», которое призывало партийные организации к активной борьбе с «религиозными предрассудками и суевериями», к разоблачению «реакционной сущности и вреда религии». 10 ноября того же года последовало постановление ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения», которое ознаменовало временную приостановку активного наступления на религию. В конце 1958 года начала осуществляться новая широкомасштабная кампания по искоренению религии в СССР, инициированная Н. Хрущевым: храмы (особенно на Украине) закрывались сотнями, многие сразу же уничтожались. Было закрыто более 40 монастырей, ликвидировано пять семинарий из восьми. Отдельные, наиболее активные религиозные деятели подвергались уголовному преследованию, во время пасхальных богослужений бывали провокации и бесчинства, среди священнослужителей были и такие, кто публично снял с себя сан и занялся финансируемой государством атеистической пропагандой. Непоколебимо нести людям Слово Божие, помогавшее верующим переносить все трудности того времени, — в этом видел свою задачу Угличский епископ Исаия, который твердо стоял в вере.
Упоминания о епископе Исаие есть в книге, посвященной архимандриту Павлу Груздеву, — «Последний старец». Именно епископ Исаия обратил внимание на бывшего заключенного и помогал тому в его желании стать священником. «Воистину, Божий промысел соединил в Воскресенском соборе этих двух людей – недавно рукоположенного епископа и бывшего арестанта Павла Груздева, — пишет автор. — Владыка Исаия, много повидавший на своем веку, с первого взгляда определил в немолодом уже «каторжнике» истинного служителя алтаря Божия, и потом, в течение нескольких лет, когда решалась судьба Груздева, архипастырским своим попечением помог ему преодолеть все препятствия на пути к священству».
Личность епископа Исаии является примером того, как человек не изменил своим жизненным принципам и остался верен себе несмотря ни на какие политические коллизии. Это еще одна славная страница, вписанная в книгу истории нашего училища.