Рыбинская епархия целым рядом торжеств отметила 400- летие Югской иконы Богоматери. Перед Югской иконой молится вся Россия, но место особого почитания этого образа — Рыбинский и Мологский уезды Ярославского края. Здесь находился ныне затопленный водами Рыбинского моря Югско-Дорофеевский монастырь, в котором хранилась эта святыня. Как Толгскую икону Божией Матери православные христиане считали заступницей Ярославля, так Югскую — покровительницей Рыбинска.
Иконописный канон образа Богоматери Одигитрии известен православным христианам с 1615 года, когда на землю русскую напали шведы, и, разоряя города, церкви и монастыри, дошли до Пскова. Там, в Печерской обители, был схимник Дорофей, пришедший сюда с Верхней Волги, из села Нижне-Никульского близ города Мологи. В те тревожные дни, молясь перед иконой Божией Матери, он услышал от нее голос, повелевавший ему взять в определенном месте образ Богоматери Одигитрии и идти с ним к себе на родину. После утрени схимонах отыскал этот образ. Настоятель Печерской обители архимандрит Иоаким не сразу отпустил подвижника, а лишь после того, как и сам сподобился видения Божией Матери.
Возвращаясь в родные края, Дорофей хотел поставить икону в приходской Спасской церкви родного села. Но в семи верстах от него, там, где сливаются реки Белая и Черная Юги, схимонах Дорофей остановился отдохнуть и, поставив икону на дереве, задремал. А когда собрался продолжить путь, то не смог сдвинуть икону с места, все его старания были безуспешны. Было это 3 июня 1615 года по старому стилю — 16 июня по новому. Велико было его недоумение, но старец понял, что Богоматери не угодно, чтобы он продолжал путь. И устроил здесь келью и поставил в ней икону Богоматери.
Вскоре к нему для поклонения чудотворному образу Богоматери стали приходить жители окрестных мест; больные по вере своей получали исцеления. А старец не забывал о повелении Богоматери устроить обитель, и трудился, как умел, — расчищал место для будущего монастыря. Но почил о Господе в 1622 году и был погребен в сооруженной им самим часовне.
После кончины старца Дорофея священники Нижне-Никульского дважды переносили икону в приходскую церковь. Но каждый раз находили ее в часовне старца Дорофея, на прежнем месте. А богомольцы по-прежнему стекались к иконе Богоматери, прося у Нее помощи и утешения.
Когда об этом стало известно Ростовскому митрополиту Варлааму, а затем и патриарху Филарету, святитель обратился к царю Михаилу Феодоровичу. И, с его согласия послал в Ростов грамоту, в которой давал разрешение устроить монастырь там, где пребывала чудотворная икона Богоматери, принесенная старцем Дорофеем, которую теперь называли Югской.
Двадцать лет спустя она прославилась тем, что избавила Рыбную слободу, (нынешний город Рыбинск), от страшной эпидемии. «В то ужасное время жители города Ярославля приняли во всеградском крестном ходе икону Богоматери Толгская, а обыватели Рыбной слободы обратились с молитвою к Пресвятой Деве перед иконою Её Югская, принимали лик её в свои дома, и язва прекратилась». – повествует издание Югской обители 1894 года.
С тех пор крестный ход с Югской иконой в Рыбную слободу в течение более чем двухсот лет совершали ежегодно. Позднее, в конце XVIII века, стали приносить Югскую икону в Рыбинск два раза в году – на Петров пост и на Воздвижение Креста Господня.
Обитель начали отстраивать с конца XVIII века. Чудотворная икона пребывала в приделе главного Троицкого собора. Всего же к середине XIX века в обители было четыре храма, среди них – храмы в честь Успения Божией Матери, Никольский и больничный – в честь Молчанской иконы Богоматери.
Югский монастырь уже тогда посещали за год более пяти тысяч человек. «Южская Пустыня есть один из лучших общежительных монастырей Российского Севера, если не наилучший», — писал святитель Игнатий Брянчанинов югскому игумену Варфоломею, с которым состоял в переписке тридцать лет. А вот впечатление русского писателя Ивана Аксакова: «Порядок и благочиние всюду. Это вообще свойство общежительных монастырей, где никто не имеет своей собственности, а всё, начиная от куска хлеба до последней рубашки, выдается из общей монастырской казны. Все братья имеют какое-нибудь определенное занятие на пользу монастыря, который довольно богат своей казной, зато и обстроился в последние 15 лет очень изящно и богато».
Накануне ХХ века в Югской обители, кроме храмов, монастырских корпусов и больницы, были три каменных гостиницы, амбары и конный двор, кузница, плотина, большой сад, баня, сыроварни и маслобойни, и многое другое.
* * *
В 1918 году на территории Югского монастыря разместили «детскую трудовую коммуну». В 1922 году в Рыбинске прошел судебный процесс по так называемому «делу рыбинских и угличских церковников» — священнослужителей, которые пытались препятствовать «кампании по изъятию церковных ценностей». Как сообщали газеты, «найденные в Югском монастыре драгоценности составляли одну треть всех церковных ценностей губернии». В те годы исчезла из поля зрения верующих и чудотворная Югская икона Божией Матери.
Отдельные немногочисленные предметы из обители стараниями местных краеведов были переданы в Рыбинский музей. Редкие святыни сохранили жители окрестных мест. Так, в конце ХХ века был найден хранившийся на чердаке деревенского дома в Брейтовском районе образ редкого письма с клеймами. Эта Югская икона с тех пор пребывает в Троицкой церкви села Прозорово Рыбинской епархии.
Монастырская община была ликвидирована советской властью в 1929 году. В середине 30-х Югский монастырь стал базой для Волгостроя. А потом над его руинами сомкнулись воды рукотворного Рыбинского моря.
Однако в Рыбинском крае все эти годы жила память о Югском Дорофеевском монастыре и его Святыне. С конца 80-х годов ХХ века зародилась традиция 16 июня, в день празднования Югской иконе Богоматери, совершать богослужения на водах Рыбинского моря. Архив Рыбинской епархии хранит фотоснимки той поры, запечатлевшие многолюдный молебен на борту теплохода 16 июня 1989 года. Среди священнослужителей – протоиерей Николай Лихоманов, ныне епископ Рыбинский и Угличский Вениамин. Под его руководством в Ярославской митрополии в 1990-е годы была проделана большая исследовательская работа – составлено издание «Все мы – Христовы», содержащее сведения о
нескольких сотнях священнослужителей, монахов и мирян ярославской земли, пострадавших в годы гонений. В этом значительном по объему собрании биографических материалов есть сведения и о многих насельниках Югско-Дорофеевской пустыни. В том числе о прославленном в лике святых
преподобномученике Алексии (Задворнове), и о канонархе обители, иеромонахе Амвросии (Голышеве), об иеромонахе Андрее (Реброве), «судимом за «исцеления» (как сказано в
следственном деле), об иеромонахе Афанасии (Беляевском), в пятнадцать лет пришедшем в Югскую обитель и здесь принявшем монашество, а затем пострадавшем за веру Христову, и о схииеродиаконе Василии Мореве, келейнике митрополита Агафангела Преображенского, принявшем немало страданий за веру, но все-таки прожившем долгую жизнь…
* * *
Рыбинская епархия была образована в 2012 году. Тогда же в городе Рыбинске был поднят вопрос о возрождении мужского монастыря — в память о затопленном Югско-Дорофеевском. В 2013 году, когда администрация Рыбинска передала в ведение Рыбинской епархии комплекс зданий бывшей школы в поселке ГЭС, в северной части города, недалеко от плотины гидроэлектростанции и берега рукотворного моря, решено было открыть здесь архиерейское подворье «Югская Дорофеева пустынь». Сегодня здесь в честь преподобного Дорофея Югского устроена домовая церковь, в которой в воскресные и праздничные дни служат литургию.
На подворье живут послушники и трудники. Здесь продолжают традицию социального служения Русской Православной Церкви, в том числе стараются помочь начать новую жизнь тем, кто был в местах лишения свободы. В другом корпусе, уже отремонтированном и благоустроенном, сейчас живут семьи беженцев с юго-востока Украины. Но для того, чтобы преодолеть разруху и наладить здесь жизнь по монастырскому уставу, требуется еще очень много сил и средств. Для Рыбинской епархии это задача на годы.
Традицию совершать богослужение в Рыбинском море в день празднования Югской иконе Божией Матери в Ярославской митрополии хранят уже более четверти века. В 2013 и 2014 годах этот праздник был отмечен совершением Божественной Литургии на теплоходе по архиерейскому чину.
* * *
Подготовка ко дню празднования Югской иконе совпала с тем моментом, когда в Рыбинский кафедральный собор крестным ходом из Ярославля принесли чудотворную Казанскую икону Богоматери. 14 июня вместе с ней далее крестным ходом на берег моря, к месту праздничной литургии, перенесли и один из чтимых списков Югской иконы. Крестный ход, возглавляемый Преосвященнейшим Вениамином, епископом Рыбинским и Угличским, прошел через весь город под звон колоколов и молебное пение.
Кульминацией торжеств стала Божественная Литургия, которую 16 июня совершили митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, епископ Рыбинский и Угличский Вениамин, епископ Шуйский и Тейковский Никон и епископ Кинешемский и Палехский Илларион в сослужении священнослужителей Ярославской митрополии. Богослужение совершалось под открытым небом у поклонного креста, установленного в память Югской Дорофеевой пустыни на берегу Рыбинского моря, в полутора километрах от места, где была обитель.
На богослужении были и главы муниципальных районов Рыбинской епархии, настоятели и настоятельницы монастырей, многочисленные гости и паломники.
По уже давно сложившейся многолетней традиции, после литургии священнослужители отправились на теплоходе по Рыбинскому водохранилищу к тому месту, где стоял монастырь, и совершили там молебное пение.
* * *
В рамках празднования 400-летнего юбилея Югской иконы и Югско-Дорофеевой обители состоялись презентации книг, посвященных чудотворной иконе и обители, были проведены открытые уроки, краеведческие встречи, в Рыбинском музее-заповеднике открыта выставка, посвященная 400-летию Югской Дорофеевой пустыни.
И в вышедшей в свет в издательстве «Медиарост» книге, и в экспозиции выставки Рыбинского музея-заповедника впервые за последние сто лет собраны воедино сведения об истории Югской Дорофеевой пустыни. Эту большую работу весьма добросовестно проделал заместитель директора Рыбинского музея-заповедника Сергей Николаевич Овсянников. Он не только сопоставил с другими известными источниками историческое описание пустыни, составленное в Ярославской консистории, но и разыскал архитектурные проекты различных зданий обители, и даже проект иконостаса главного храма. Кроме того, он привлек к работе над книгой и экспозицией рыбинских коллекционеров, и, в частности, Алексея Орлеанского, у которого нашлись весьма редкие фотоснимки монастыря, а также священников рыбинской епархии, предоставивших ставшие историческими фотоснимки конца ХХ века.
Справедливо ли, что древний чудотворный Югский образ Богоматери пребывает в Еврейской автономной области, в тысячах километров от места, где она находилась три столетия по воле самой Божией Матери. Пусть затоплен монастырь, но сейчас он возрождается и икону надо вернуть в Ярославскую область. Было большой ошибкой владыки Иосифа возить икону по всей России и оставить её в Биробиджане, вместо того, чтобы вернуть на историческое место пребывания.