Вера Александровна Нефедова была старейшей преподавательницей кафедры органической химии Ярославского педуниверситета, и.о. зав кафедрой с момента ее основания – 1965 г., доцентом, кандидатом биологических наук.
Два года назад мы прощались с нею, вспоминали …
Вместе с ней ушла эпоха преподавателей кафедры, родившихся в довоенное время и получавших образование в годы 2-й мировой войны. Ей было 16 лет, когда и ее призвали в действующую армию, но отец выкрал дочь из мобилизационного пункта. Это было в Москве. Призвали, потому что она уже помогала в госпитале ухаживать за поступавшими ранеными. Дочь рассказывала случай из воспоминаний матери: В.А. держит в руках ампутированную ногу, а солдат кричит: «Сестричка, сестричка, только осторожней, больно!». Он звал не врача, а СЕСТРИЧКУ! Так жизнь формировала характер девчонки.
У Веры Александровны — рязанские корни. Она была дочерью первого пролетария… сына московского городового, стоявшего на Якиманке.
Она родилась 1 марта 1925 года и не дожила до полных 95 лет нескольких дней.
Из воспоминаний дочери. «Сначала мама с отличием окончила училище начальных классов, поэтому имела право поступать без экзаменов, а выбор ее пал на МГПИ. В 1942 году она поехала в Москву на деньги, которые ей дал сельский священник. Она поступила на естественный факультет, чтобы узнать, есть ли Бог? Как она думала, что узнала (на некоторое время), а оказалось, что нет.
Война. Жила в общежитии в комнате на 20 человек. Никогда ничего не пропадало, и вдруг Вера обнаруживает пропажу «колобушек», напеченных мамой ей в дорогу. Но однажды ночью она обнаружила воришку: крыса, прогрызла мешочек с колобушками и каждую ночь по одной выкатывала их.
После отличного окончания института, блестящей защиты диссертации, она могла остаться в Москве, но решила, что не должна быть зависимой от кого-то (ХАРАКТЕР!), распределилась в Ярославль в сельскохозяйственный институт, который через некоторое время перевели в Уссурийск, куда отправилась и Вера Александровна. Но климат оказался неподходящим для нее, и она вынуждена была уехать, отработав положенные три года. Сначала она недолго работала в Костроме, в Караваево, в сельхозинституте, а потом зав. кафедрой химии пединститута Карнаухов Ал. Ст. уговорил ее перебраться в Ярославль. Пока не было жилья, ездила читать лекции и вести занятия из Костромы на такси, туда и обратно, — зарплата доцента позволяла.
В 1965 году кафедру химии ЯГПУ разделили на две части – ждали приезда Виктора Михайловича Власова, работавшего в Академическом институте Органической химии в Иркутске. Два года Вера Александровна возглавляла новую, только еще формирующуюся кафедру Органической химии. С приездом заведующего кафедрой навсегда Вера Александровна была связана с одной дисциплиной – биохимией, позже пришлось осваивать тоже биохимию, но частную, — биохимию спорта. Тема научной работы – «Изучение состава сапропелей». Лаборатория находилась в подвальном помещении факультета, рядом соседствовал «крысиный» виварий, низкое, влажное помещение с облезлыми стенами. В свое время у нее «пропустили» пневмонию. Она боролась с последствиями этого всю жизнь, приучила себя ежедневно полоскать горло холодной водой, использовала лечебные травы, в том числе, ей присылал брат из Уссурийска лиану Кирказон, обладавшую целебными свойствами. (Сейчас эта лиана, говорят, почти полностью «перекочевала» в Китай).
Но научные работы велись серьезные, их объектом были илистые отложения озера Неро. Впоследствии эти работы привели к практическим результатам – сапропель стали добывать в больших масштабах и использовать как удобрение.
В этой лаборатории получили навыки исследовательской работы многие студенты, которые и до сих пор считают, что это была отличная научная школа.
Рабочий день Веры Александровны начинался на третьем этаже – занятия и лекции, а после них она спускалась в подвал, а за ней и ее исследователи – студенты. Там работали допоздна. Аналитическая химия – в ней важна точность и воспроизводимость результатов. Этому учила Вера Александровна. В те годы не было таких приборов, как сейчас, поэтому только искусство экспериментатора могло дать надежные результаты.
Отметим, что в истории кафедр химии существовали разные направления обучения, разные отделения: физики и химии, химии и биологии и наоборот, химии с доп. изучением иностранного языка (французский язык), сейчас — сочетание химии и педагогики с методикой преподавания химии. В реальной жизни выпускники оказывались перед выбором своего направления работы. И это необязательно была химия, что было бы сейчас особенно важно.
Биохимия, одна из самых сложных дисциплин на всех отделениях, к ней приходят студенты на старших курсах с базисом других дисциплин, на которых построен фундамент этой науки. Биохимию изучают студенты многих направлений: химики, биологи, географы, студенты факультета физвоспитания — все в разных объемах, в соответствии со своей спецификой образования.
На прощание с Верой Александровной пришли ее студенты-выпускники, коллеги, родные, близкие к семье люди. Все они, включая дочь, Ольгу Борисовну Хохлову, — ныне профессора Медицинской академии, отмечали, что она воспитывала, прежде всего, личным примером (всегда находилась в состоянии решения каких-то проблем, впереди всегда была работа) и ненавязчивым высказыванием своего личного мнения: «Наверное, надо так, так и так…», а выводы приходили позже и оказывалось, что именно так и надо было поступать.
Как рассказали родные Веры Александровны, «ее приезды в родные рязанские места были праздником для всех от мала до велика, ждали Верочку… Общаться с ней было очень легко, казалось, что беседующие – люди одного возраста, так ненавязчиво было общение с ней, скорее долгожданно. Она была авторитетом для всех, даже для родителей племянников. Она говорила и про работу, и про политику, поражали ее светлые суждения. Она умела выслушать, понять, — просто удивительный человек. Она считала, что нет идеальных людей, а если человек что-то натворил, нет ни у кого такой власти, чтобы осуждать его; в этом проявлялась ее мудрость».
Среди прощавшихся с Верой Александровной была ее врач. Она помогала дочери последние полгода. В.А. проявила себя как не болтливый, сдержанный человек. Доверительные отношения возникли не сразу. Человек с юмором, и хотя ей всегда было очень больно, но В.А. всегда соглашалась и выполняла любые предложения: ходила на ходунках, выдувала шарики… Она всегда отзывалась на то, что НАДО. При этом она оставалась интересным собеседником. Несмотря на боли, которые сопровождали ее уход из жизни, мужество не покидало ее. Ушла, почти что молча, ничего не говоря.
Что бы ни начинала делать В.А., она все делала хорошо: что биохимия, что дача. Как-то привезла коллег на дачу. Увидев огород, они «обалдели»: чистый, без единого сорнячка, грядки по линеечке. Позже они говорили только: «Какая труженица!».
Тружеником был и ее муж Борис Николаевич! Однажды ему «помогли покосить траву». Борис Николаевич вышел из дома и взялся за косу: «Ты куда? – Так люди пройдут, посмотрят и скажут: неужто это Борис косил?» и переделал их работу.
На прощании были и студенты физико-химической специализации – первые студенты, с которыми встретилась В.А., приехав на работу в пединститут. По возрасту преподаватель и студенты были тогда еще близки. «Я очень благодарна судьбе, что мне выпало такое счастье встретить в свое время Веру Александровну, — вспоминала одна из тех студенток. — Она была настолько глубоко знающим и любящим свой предмет, что мы, студенты, какие бы мы ни были, мы не могли себе позволить халтуру, чтобы эрудированному человеку, который с радостью несет тебе знания, ответить пренебрежением, этого не было. Вера Александровна любила нас. В группе были в основном девчонки, только три парня, поэтому позволяла себе на лекциях некоторые отступления, говорила: «Девочки! Как вы пользуетесь духами? Не надо поливаться ими так, что когда проходишь мимо чувствуешь их, надо, чтобы только прикоснувшись к вам, почувствовать их запах». Столько лет прошло, а такие наставления остались на всю жизнь. Она любила деятельной любовью, выкладывая свою душу, а мы отвечали ей тем же. Проработав в деревне три года, я приехала и работала с В.А. три года уже как коллега». И.С. вспомнила переданный ей разговор студентки: «Если я сдала зачет И.С., то была уверена, что теперь уж точно экзамен-то сдам!». – Ну, это проснулась, заговорила во мне Вера Александровна – спасибо ей!».
Учитель выпуска, кажется, 1956 года, отделения физики и химии вспоминала: «Сегодня мы простились с человеком светлым, умным, добрым. Для меня лично она сделала очень много. Она очень хотела, чтоб я была в науке, и, работая с ней вместе, многому научилась. Жизнь распорядилась так, что к химии не имею отношения до сих пор, а работаю учителем физики всю жизнь. При решении возникающих проблем в школе, шла советоваться только к Вере Александровне. А куда еще? Она всегда могла дать очень мудрый совет. И до сих пор мысленно обращаюсь в затруднительных случаях к ней. Спасибо ей, что она была, и я всегда буду ее помнить…»
Светлый, добрый, умный – главные определения, обращенные к личности Веры Александровны рефреном звучали при прощании с ней.
Остается пожалеть, что многое узнается слишком поздно, особенно когда уходят люди старшего поколения.
Лидия Ватлина
Дата публикации — 23 февраля 2022 г.