Еще одно историческое исследование, публикуемое «Рыбинской средой», посвящено литературному приложению к рыбинской газете «Рабочий и пахарь» под названием «День отдыха», выходившему в свет в 1920-е годы. Автор исследования — Вероника Спиридонова, занимавшаяся в объединении «Историческое краеведение» под руководством Ирины Николаевны Потёмкиной, методиста Рыбинского ЦДЮТЭ.
Городская ежедневная газета, с которой начинается история послереволюционной печати в нашем крае, стала выходить в Рыбинске с 1917 года. Первый номер газеты вышел 28 июня (11 июля) 1917 года. Малый формат и несовершенная фотография не позволяли прочесть каждую заметку. В феврале 1918 года газета получила название «Известия Рыбинского Совета рабочих и солдатских депутатов». С 12 августа 1917 года до 2004 года редакция размещалась в доме Бендта на Крестовой, 63. В 1919 году ответственным редактором газеты стал Александр Моисеевич Веселов. В 1920 году его назначили редактором газеты «Известия Ярославского губернского исполнительного комитета». А с 1921 — 1924 гг. он работал в газете «Рабочий и пахарь».
Именно при этом редакторе газета ещё раз поменяла название. В 1923 году, когда в стране был взят курс на союз, или как говорили тогда, «смычку рабочего класса и крестьянства», был объявлен конкурс на лучший газетный заголовок в духе требования партии большевиков. Объявили конкурс, в качестве приза предложили годовую подписку на газету. Выбрали словосочетание «Рабочий и пахарь». Его предложили сразу два человека: Здоровяков, работник водного транспорта, и Барышев, работник кассы социального страхования. При Веселове в газете появилось литературное приложение «День отдыха».
Александр Моисеевич Веселов, (литературный псевдоним «Саша Весёлый») начал писать стихи задолго до работы в газете. «Весёлый» не боялся поднимать свой голос против произвола и верил в победу пролетариата. В одном из своих стихотворений он писал:
Пусть в дороге мне светит
Правды истинный маяк.
Тот смелей в борьбу вступает,
Кто победы видел знак.
Веселов был автором нескольких произведений и даже отдельных сборников. К сожалению, неожиданная смерть (он умер от брюшного тифа) рано оборвала жизнь этого талантливого редактора, но он успел оставить глубокий след в сердцах товарищей и много сделал для развития газеты. Он до конца своих дней оставался заведующим губернским издательством, губернским агентством печати и агитотделением при губкоме в Ярославле. Веселов внес значительный вклад в развитие печатного дела и журналистики в Ярославле и в области в целом. Спустя год после смерти Веселова сотрудники о нём вспоминали с особой теплотой. «Весь Рыбинск знал товарища Веселова. Добродушно смотрели проницательные глаза сквозь очки, резко очерченный рот всегда улыбался. Любил «побалагурить»». Саша был «остёр на язык». Со всеми ровен, выдержан, никогда не волновался, при работе вникал в малейшие подробности. Иной раз сотрудникам и попадало за упущения, но всегда с «подходцем», без лишнего крика… Глубоко начитанный человек, он от одного из ближайших сотрудников получил прозвище «ходячая энциклопедия»». При Александре Моисеевиче Веселове газета приобрела особые черты, тираж с 3300 в 1923 году вырос до 6300 экземпляров в 1925 году. С января 1925 года ответственным редактором газеты стал Ицхокин Абрам Исаакович, способный литератор, по отзыву Алексея Суркова. Позднее А.И. Ицхокин работал в центральной прессе и ТАСС.
Еженедельное воскресное приложение к газете «Рабочий и пахарь» «День отдыха» начало выходить с февраля 1925 года. Оно занимало первоначально одну восьмую часть газетного листа. К середине 1925 года приложение развернулось в целый газетный лист, завоевало симпатию читателя и настолько окрепло, что неоднократно поднимался вопрос о выделении «День отдыха» в самостоятельное приложение к газете. Выходило приложение три с половиной года. Для того, чтобы дальнейшую работу вести сообразуясь с запросами и пожеланиями читателя, редакция предлагала анкеты, на вопросы которой мог ответить каждый рабселькор и каждый читатель, интересующийся «Днем Отдыха» и желавший «видеть его вполне отвечающим своим требованиям».
Следует отметить, что газета часто публиковала анкеты для читателей, так как интересовалась популярностью и недостатками издания. Постепенно появлялись всё новые рубрики. «День отдыха» успел привлечь к работе почти всех рыбинских рабочих и сельских корреспондентов и выявить из их среды наиболее одарённых, способных к литературному творчеству.
В приложении печатали свои стихи и рассказы как начинающие литераторы известные в будущем поэты и писатели: Алексей Сурков, Александр Князев, а также уже известные поэты, такие как Демьян Бедный. Присылали свои стихи и рассказы литераторы из Ленинграда, Саратова, Ярославля.
По просьбе читателей в приложении стали помещать статьи об историческом прошлом Рыбинска. Традиционными стали рубрики «Тёрка», «Всякая всячина», «Незамысловатые головоломки», «Почтовый ящик». За 1926 год вышло 34 номера приложения, в них было опубликовано 45 рассказов, из них 23 юмористических; 5 басен, 15 очерков, 5 рассказов и стихов в картинках, 9 песен и частушек, 9 статей, 225 заметок в «Тёрке» и 84 во «Всякой всячине», 27 незамысловатых головоломок, 149 иллюстраций. Оформлял газету, придумывал рисунки к стихам и рассказам художник Пётр Алексеевич Алексеев.
Вот содержание воскресного номера от 3 января 1926 года: «Наш отчет — от редакции», юмористический рассказ «Тяжелый крест», его автор печатался под псевдонимом Метеор, бытовой очерк «Достижения на «брачном фронте», под псевдонимом «Не статистик», очерк из истории Рыбинска «Как строился городской театр» — А. Курашова и два стихотворения: «Аэроплан в деревне» — Н. Ипатова и «Вечером» — А. Маркова.
В номере от 31 января 1926 года опубликовано стихотворение Алексея Суркова «Святки». В этом стихотворении он рисует картину празднования святок в деревне, непременно сопровождавшегося катанием на лошадях и обильным застольем. Здесь же в противовес старым обычаям он отмечает, как празднует святки комсомол. Комсомольцы в праздник поехали в лес на заготовку дров для избы-читальни.
Политический очерк Вячеслава Сокольского «Под крылом Чжан-Цзо–Лина» посвящен событиям, происходившим в Манчжурии на севере Китая. В частности, сообщалось о нападении на советских граждан, служивших на Китайской Восточной железной дороге. Эта дорога была по особому договору закреплена за СССР и Китаем, но маньчжурский царь нарушил этот договор. Эту историю В. Сокольский достаточно подробно описал в очерке. Этот автор писал в приложение очерки о путешествиях или о далёкой Африке или о соседних городах Мышкине, Угличе.
А. Ситский поместил рассказ «Без венца» (подзаголовок «Деревенские штрихи»). В нём обсуждался очень важный и актуальный для того времени вопрос о новых отношениях между молодыми людьми, о советских обрядах. То есть свадьба по советскому закону должна была быть «без попа». Красноармейцу, коммунисту «не к лицу» было венчаться. Для деревенской девушки это было серьёзным испытанием, так как это противоречило традициям. Не только старшее поколение, но даже молодые говорили: «Как можно без венца? Бог счастья не даст». В рассказе невеста легко соглашается идти против воли отца и придумывает счастливый конец истории взаимоотношений, хотя в жизни всё было намного сложнее.
Традиционными и любимыми читателями стала рубрика «Терка». В этой рубрике помещались анекдоты или небольшие сатирические высказывания. В них авторы высмеивали недостатки жизни города. Материал для небольших фельетонов присылали рабкоры и селькоры. «Терка» выходила и отдельно от приложения, летом, когда большинство авторов находились в отпусках, и в 1928 году, когда приложение стало выходить не регулярно, а затем и вовсе перестало выходить.
«Всякая всячина» помещала любопытные новости со всего света; «Незамысловатые головоломки» содержали арифмографы или ребусы, авторами которых были корреспонденты. Интересно содержание зашифрованных фраз. Очень часто они имели политический смысл. Например: «Девятое января убило веру в царя».
Приложение было богато иллюстрировано художником Петром Алексеевичем Алексеевым. Алексеев пришел в редакцию в 1925 году. Можно предположить, что он придумал логотип приложения «День отдыха», на котором был изображен партийный клуб на бульваре и частично сам бульвар. До революции этот дом принадлежал Журавлёву и в нём располагался коммерческий клуб.
К каждому рассказу П.А. Алексеев делал небольшие зарисовки. Особенно выразительными были рисунки к юмористическим рассказам, и к разделу «тёрка». У Алексеева явно прослеживается дар художника — карикатуриста.
При изучении содержания приложений определился круг литераторов, часто печатавших свои произведения в приложениях. Среди них А. Ситский. Возможно это не настоящая фамилия, псевдоним. Его рассказы «Бесноватая», «Председатель Матрёна» а вернее житейские зарисовки на бытовые темы с юмористическим оттенком привлекали внимание читателей. Другой часто встречающийся в приложении автор – Алексей Марков. Его рассказы «Бабья буча», «Дорога» – о жизни людей в тяжёлые времена. Рассказ «Травы шумящие» – о любви молодых людей Дуни и Даньки и препятствиях, стоящих на их пути. Вот лишь одно описание природы из этого рассказа: «Шумят травы росистые. Солнце нежное закатное. Небо-синь с каймой ало-золотой. Поёт пчела запоздалая, мёдом течёт роса в лугах, мёдом хмельным бродит кровь».
Особенно часто в приложении помещал свои рассказы в приложении Александр Князев. Александр Дмитриевич Князев родился в деревне Обухово Нижне-Никульской волости Рыбинского уезда в 1903 году. Работал матросом в речном пароходстве. В юности начал писать в газету заметки о жизни и труде речников, очерки о рабочих и стал сотрудником Рыбинской газеты «Рабочий и пахарь». Александр Князев был активным членом Рыбинского отделения Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАПП), стоял у истоков областной писательской организации. В литературно-художественном сборнике Ярославской ассоциации ВАПП «Рост» был опубликован его рассказ «Раздор» о деревенской жизни и отдельным изданием вышла книга его рассказов «С Волги». В 1930-м году Князев работал редактором многотиражной газеты моторостроительного завода города Ярославля, а в 1935 году был избран секретарём областного правления Союза писателей. В тот период Ярославская область входила в состав Ивановской промышленной области, и Князев переезжает в Иваново. В 1935 году в Иванове была издана его пьеса «Лён», которая была поставлена на сцене Рыбинского театра драмы. Свои рассказы и очерки Князев печатал в ивановском литературно-художественном журнале «Звено» и в московском литературно-художественном сборнике «От края до края». В дальнейшем у Александра Дмитриевича Князева было двадцать пять публикаций и пять отдельных изданий. В литературном приложении «День отдыха» он напечатал очерк «На буксире» о труде речников, рассказы «Зелёный туман» и «Смышлёный».
Рассказ «Зелёный туман» – о жизни матросов и их отдыхе. В основном рассказ посвящен отдыху матросов на берегу. Главный герой – Митька, деревенский парень из бедной семьи. Отчим работал крючником и трагически погиб. Жизнь Митьки с раннего детства была наполнена трудом. До прихода на реку он работал пастухом. Митька прожигает свою жизнь потому, что не представляет свою жизнь без веселья, но это веселье он не представляет без пьяного угара…
Рассказ «Смышленый» является зарисовкой из жизни маленького мальчика — сироты Пашки. Команда матросов взяла его к себе на судно. Команда очень любила мальчика, только капитан его недолюбливал. Во взрослой жизни Паша мечтал быть кочегаром. Но однажды Пашка предотвратил взрыв парового котла, за которым не досмотрел кочегар. На следующий день вся команда качала героя на руках, а капитан поцеловал его. С тех пор мальчик получил ласковое прозвище «смышлёный».
В 1978 году Александр Князев приезжал в Рыбинск, обошел деревни Юршинского острова, места. Где прошло его детство. «Я рядовой солдат армии советских литераторов», — говорил о себе Князев.- Я горжусь, что дружил с Алексеем Сурковым и Василием Смирновым.
Активным автором приложения «День отдыха» был в будущем знаменитый поэт Алексей Александрович Сурков. Во многих номерах присутствуют его рассказы, стихи и очерки. Причём, большинство из них в дальнейшем не вошли ни в один из его сборников.
Работая избачом на родине, в селе Волково, он стал писать заметки обо всех радостях и горестях сельчан в газету «Рабочий и пахарь»». Позднее Сурков вспоминал: «Газета «Рабочий и пахарь» объявила конкурс на стихи, и я что-то туда послал. Лавров на этом конкурсе не стяжал и премий не получил, но одни стихи были напечатаны. Как это бывает с начинающими поэтами, меня ошеломило это настолько, что я стал слишком много писать и посылать. За это я благодарен редактору Ицхокину. Несмотря на молодость, он оказался парнем, любящим поэзию, и отвратил меня от эпигонства. Случай сыграл большую роль, одно из стихотворений, написанное в августе 1924 года, секретарь редакции Александр Нестеренко, который был внештатным корреспондентом «Правды», взял и переслал в Москву». Стихотворение называлось «РКП — пролетарский возница» и под ним стояла подпись «крестьянин А. Сурков». Первоначально оно было опубликовано 17 августа 1924 года в газете «Рабочий и пахарь». Интересно не стихотворение, а мнение редакции, очевидно, это мнение ответственного редактора Александра Веселова: «Редакция помещает без изменений стихотворение крестьянина Некрасовской волости деревни Волково т. Суркова, как характеризующее отношение крестьян к заключению англо-русского договора. Кроме этого стихотворение т. Суркова заслуживает внимания, как крестьянина-самородка». Сурков вспоминал: «Вдруг приходит ко мне кто-то из мужиков и говорит: «Олешка, это твои стихи напечатаны в «Правде»?».
Осенью 1924 года из избачей Суркова перевели в инструкторы в отдел пропаганды и агитации. Он перебрался в Рыбинск и стал постоянным автором газеты «Рабочий и пахарь». Сурков позднее вспоминал: «Для меня сотрудничество с «Рабочим и пахарем» явилось одной из самых решающих сторон моей творческой биографии».
Писал в газету Сурков много, пробуя себя в разных жанрах: небольшие статьи, очерки, частушки на злобу дня, стихи, подписываясь при этом иногда своим именем, иногда псевдонимами. В приложении «День отдыха» Сурков стал печатать свои материалы со второго выпуска (21 февраля 1925 года), где за подписью «Алеша Заволжский» поместил «Выборные частушки».
Ванька нынче был в ответе,
Гнал мазурик самогон.
Права выбора в совете
На три годика лишён.
В раннем творчестве Суркова проявления народно-песенного лирического течения, частушек довольно часто. В них лирический герой представляет народное, массовое сознание. В приложении от 22 марта 1925 года напечатаны его «Книгочастушки».
Деревенька спит в сугробах
Без печати тёмная.
У ребят нужда в учёбе
Острая, огромная!
Свою боль о пребывании в плену в Пяскульском лагере он выплеснул в рассказе «Песня», опубликованном в приложении «День отдыха» 11 апреля 1926 года. «Брызги укатившегося революционного прилива, вытолкнутые стихией отступления, продырявленные пулями, обмороженные, заплутавшиеся в лесах, изловлены и, как затравленные волки, брошены в промозглую, вшивую клетку-барак…».
Военная тема становится главной в его стихах и рассказах, ей посвящены стихотворения: «Степная могила», «О войне и детях», «Лунный поход», «Проклятие». Теме любви посвящено лишь два стихотворения: «Военморская любовь» и «Пути сошлись».
У околицы зорьки краше,
Наблюдая туч хоровод,
Паренька комсомольца Маша,
С коромыслом и вёдрами ждёт.
Рыбинску посвящено стихотворение «Осеннее»:
В золоте листьев дорожки бульвара,
Бурым налётом дряхлеет газон.
Смыло дождём со скамеек пары,
В ветвях деревьев запутался сон.
Дождь на решётках нижется в бусы
В ветре сыром – клёнов испуг
Длинными связками дикие гуси
С криком прощальным тянут на юг.
Благодаря газете «Рабочий и пахарь» и её воскресному приложению «День отдыха», в городе сложилось и оформилось отделение Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАПП), а при самой газете работал литературный кружок, объединивший молодых поэтов и прозаиков. В Рыбинское отделение пролетарских писателей входили поэт Виктор Марков, Александр Князев, В. Боровицкий, М. Щеголев, Д. Бондарев. Возглавлял Рыбинское отделение ВАПП Алексей Сурков.
Источники и литература
1. «Вглядись в минувшее бесстрастно…»: Культурная жизнь Ярославского края 20-30-х гг.: Документы и материалы/ Под редакцией А.М.Селиванова. — Ярославль, 1995 С.4
2. Анский. В камере нарсудьи //День отдыха: приложение к газете «Рабочий и пахарь». 1926, 31 января
3. Би. Покушение //День отдыха: приложение к газете «Рабочий и пахарь». 1926, 31 января
4. Дубинина В. На литературном поприще // Верхневолжская правда. 1985, 27 июня
5. Князев А. Зелёный туман //День отдыха: приложение к газете «Рабочий и пахарь». 1926, 9 мая
6. Князев А. Смышлёный //День отдыха: приложение к газете «Рабочий и пахарь». 1926, 11 апреля
7. Марков А. «Травы шумящие» //День отдыха: приложение к газете «Рабочий и пахарь». 1926, 28 февраля
8.Ситский А.Без венца //День отдыха: приложение к газете «Рабочий и пахарь». 1926, 31 января
9. Сокольский Вячеслав. Под крылом Чжан — Цзо — Лина //«День отдыха» приложение к газете «Рабочий и пахарь». 1926, 31 января
10. Сурков А.А. Военноморская любовь («Майский день за соснами поник …») // День отдыха: приложение к газете «Рабочий и пахарь» 1926, 17января. А. Заволжский.
11. Сурков А.А. Книгочастушки («Деревенька спит в сугробах…») // День отдыха: приложение к газете «Рабочий и пахарь». 1925, 22 марта. Подпись: Ась
12. Сурков А.А. Наши земляки. Интервью/Биография края моего. Ярославль, 1967
13.Сурков А.А. Осеннее (« Сереньких дней запотевшие стёкла…») // День отдыха: Еженедельное прил. к газете «Рабочий и пахарь», 1925, 11 октября. Подпись: А.Заволжский
14.Сурков А.А. Песня («Ночь. Темнота. Завывание ветра…».) Рассказ // День отдыха: приложение к газете «Рабочий и пахарь» 1926, 11 апреля. Подпись: Алексей Сурков
15. Сурков А. Святки // «День отдыха» приложение к газете Рабочий и пахарь. 1926, 31 января
16. Сурков А.А. Степная могила («Солнце встает сквозь вату туманов…») // Рабочий и пахарь. № 42, 1926, 21 февраля.
Опубликовано 7 июля 2О19 года