Сегодня Крещенский сочельник. Уже совершено первое Великое освящение воды. Удивительно, что именно в момент чина освящения вод вышло солнце, и небо над Рыбинском весь день было чистым. Многие сожалеют о том, что нет снега, мороза, настоящей зимы. Но во многих территориях православной веры не бывает холодной зимы. Известен византийский обычай освящать воду в фонтане атриуме храма Святой Софии в Константинополе, а также обычай Святой земли — на праздник Крещения Господня освящать воду в Иордане (на фото). В Русской Церкви великое освящение воды совершают дважды — после вечерни в канун Крещения (после литургии в Сочельник) и в сам праздник, после совершения литургии.
Обычай великого освящения воды в этот праздник — очень древний. Святитель Иоанн Златоуст, живший в IV веке, в «Слове на Богоявление» описывает праздник так: «В полночь все, зачерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды, и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится от продолжительного времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остаётся неповреждённою и свежею и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников».
В одном из писем в редакцию «Рыбинской среды» автор описывает один свой мальчишеский эксперимент: «Моя мама в крещенье приносила из церкви бутылку со святой водой, она иногда протирала ею глаза и рассказывала, как эта вода делается. Я почему-то не поверил в кресты и освящение. Ее вода стояла в подвале, в пыльной бутылке, закрытая бумажной пробкой из газеты, и каждый раз, когда меня посылали за чем-то в подвал, я подносил ее к свету и видел: не портится. Я в свои бутылочки наливал воду из деревенской колонки девятого января, девятнадцатого (мой день рождения) и двадцать девятого, и закупоривал такими же пробками. Только вода, налитая девятнадцатого января не портилась, а в других бутылках через полгода появлялась на поверхности плесень…» (Фрагмент повести Владимира Зарубаева).
Отметим здесь, что хранить святую воду так, как описывает автор, не должно. Крещенскую воду называют агиасмой, по гречески значит — святыня. Хранить её нужно не в гаражах, на полу или в подвале, чтобы не мешала, а возле икон. Агиасму принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал — если человеку в тот момент необходимо укрепиться духом, или есть для этого какая-то внутренняя причина. На принятие святой воды и просфоры существует такая молитва: «Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».
В ночь на Крещение Господне, действительно, как говорит Предание, все водное естество освящается. И становится подобным водам Иордана, в которых был крещен Господь. Освящение воды — это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога на земле.
Сегодня, 18 января, в 17.00 состоится праздничное Архиерейское богослужение на Всенощном бдении в кафедральном Спасо-Преображенском соборе. А завтра, в воскресение, епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин совершит литургию в храме Ярославских чудотворцев Феодора, Давида и Константина в селе Глебово Рыбинского района. Начало архиерейского богослужения — 9:00