Анна Романова.
В Рыбинском музее-заповеднике прошла удивительная выставка: на ней были представлены работы двух учениц одного мастера, — очень разные, но такие близкие по духу, по художественной манере, и даже по мироощущению. Этим мастером был Анатолий Илларионович Попов. Мэтр уже много лет живет и работает в Смоленске, а десятки его учеников, среди которых такие наши «градообразующие» личности, как график Геннадий Соколов, архитектор Александр Жданов, киновед Борис Крейн, искусствовед Татьяна Ртищева, — несут нам свет изобразительного искусства в той или иной форме.
Ученицы же, о которых идет речь, — это Ирина Конде (Качайкина), живущая теперь в республике Гвинея, и Светлана Соловьева, жизнь и творчество которой связаны с Рыбинском. Обе, восприняв творческий импульс рыбинской ДХШ, учились в Ярославском художественном училище. Светлана, получив квалификацию «Учитель рисования и черчения», вернулась в Рыбинск, позднее начала преподавать в той же детской художественной школе, и теперь ее педагогический стаж достиг 35 лет. Ирина же после училища поступила во ВГИК и закончила его с отличием по специальности художник-постановщик мультипликационных фильмов. После окончания вуза она живет и работает в Африке, самобытная культура которой оказала большое влияние на творчество художницы.
В то же время, ее живая, сплошь кинематографичная творческая манера, кажется, настроена именно на русского зрителя – ему она помогает увидеть нечто главное в африканских обычаях, народном творчестве, экзотической природе Гвинеи. Несомненно, это изобразительное искусство идет от некого светлого истока жизни, в котором нет больших различий между народами, в котором всё едино.
Восхождение к этому светлому истоку и есть то, что объединяет две таких разных точки зрения на мир, две таких разных страны и двух художников. Этот факт, кстати, отметили и однокашники Светланы и Ирины, собравшиеся на открытие выставки.
Для Светланы Соловьевой натура – это Рыбинск, и зритель вначале с интересом и увлечением рассматривает знакомые черты города на ее полотнах. Поскольку большие полотна у Светланы почти всегда жанровые, то зритель постепенно оказывается незаметно для себя вовлеченным в действие, происходящее на картине. Так происходит на ее полной воздуха и света работе 1987 года с собором и множеством людей (работа эта давно – с момента памятной многим выставки городских художников 1988 года – хранится в запасниках Рыбинского музея-заповедника). Так настраивают зрителя «Задворки» и «Пленэр», изображающие в первом случае оживленный дворик старого центра, а во втором – учащихся художественной школы на пленэре, во дворе этого учебного заведения. Эти работы не отражение действительности — они ее идеальный вариант. Некий момент всеобщего счастья, залитого светом и теплом. Очень краткий, но совершенно реальный. Как луч солнца, который, выглянув из-за тучи, на мгновение преображает реальность вокруг нас.
Отметим, что на открытии выставки было много учеников Светланы. «Преподавание рисунка, живописи и композиции в Рыбинской ДХШ — большая часть моей жизни. Все эти годы я старалась серьезно и глубоко подходить к содержанию и смыслу обучения изобразительному искусству детей 11–17 лет как к одному из способов познания окружающего мира», — пишет она о своем творческом кредо на портале рыбинской ДХШ.