Автор этой и множества других таких же необычных фоторабот – Владимир Борисович Вербицкий, доктор биологических наук, более тридцати лет живущий в Борке и работающий в Институте биологии внутренних вод РАН. Лучшие его фотоснимки экспонировались в сентябре на персональной выставке «Борок. Признание в любви» в Рыбинском музее-заповеднике.
И сайт «Рыбинской среды» представляет читателю лишь несколько фотоснимков из авторских серий, а также – небольшое интервью автора, в котором самое ценное, на наш взгляд, — рассказ о том, как учили искусству фотографии в советском фотоклубе «Северянин» почти полвека назад.
— Ваши фотоработы впервые выставлены единой коллекцией в музее. Чем запомнилась вам эта экспозиция?
— Рыбинская выставка мне запомнилась добрым, внимательным и тактичным отношением сотрудников музея. Я не перестаю очаровываться рыбинцами. Все рыбинцы, с кем меня сводит жизнь, чудесные люди! А книга отзывов, которую мне подарили музейщики после закрытия выставки, полна таких тёплых, искренних отзывов, которых я, может быть, не заслуживаю.
— Давно ли вы увлекаетесь фотографией? Кого считаете своим учителем?
— Фотографией увлекаюсь с юности. Два последних школьных года я занимался во вновь созданной в Вологде детской фотостудии при городском фотоклубе «Северянин». И если я владею каким-то мастерством, то, безусловно, его основы были заложены именно тогда.
Руководил студией молодой и очень талантливый фотограф и педагог Александр Торопов, который незадолго до того закончил фотокурсы при ВГИКе. Он обучал школьников основам композиции, технике портретной съёмки, съёмке постановочных жанровых сценок и работе скрытой камерой на улицах города. На первом же занятии Александр раздал всем «крутые» по тем временам камеры – зеркальные «Зениты», в том числе некоторые даже с «шахтой», и объявил главный лозунг: «Патронов не жалеть!». Это значило, что в плёнках ограничения не будет, как впрочем, и в фотобумаге. Александр говорил, что даже у профессиональных фотографов считается очень удачным, если из двух-трех плёнок получится хотя бы один по-настоящему удачный кадр. Поэтому на первых занятиях каждый мог и даже должен был отснять не менее двух-трех плёнок. А затем со всех отснятых кадров мы печатали фотографии и представляли их на общий суд. Каждый снимок на предмет его достоинств и недостатков сначала анализировал сам автор, затем студийцы, и в заключение — руководитель. Вначале, конечно, были одни недостатки – по выдержке и диафрагме, по композиции, ракурсу и т.п. Александр объяснял, какие ошибки были совершены при съёмке каждого кадра. И оказалось, что такой метод обучения на собственных ошибках в фотографии продуктивен настолько, что уже через два месяца студия представила свою первую выставку.
Но за эти первые месяцы учёбы были освоены не только азы фотосъёмки. Ребята учились самостоятельно составлять рецепты проявителей и постигали секреты достижения желаемых эффектов техническими и химическими средствами. Для этого они осваивали различные приёмы — псевдографику, изогелий, соляризацию и другие. Кроме того, наш руководитель приглашал на занятия профессиональных фотокорреспондентов из городской и областной газеты, которые делились своими профессиональными знаниями, а его знакомый художник обучал юных энтузиастов основам построения композиции. Студийцы посещали все фото- и художественные выставки, что проходили в те годы в Вологде. Кроме того, Александр, помимо «Советского фото», сумел «пробить» подписку и на такие же польское и немецкое издания, и даже на легендарный, практически не доступный простым смертным в советские времена журнал «Чешское фоторевю», который был в те годы самым «продвинутым» в вопросах фотоискусства изданием.
Это позволяло знакомиться с работами и секретами мастерства лучших фотохудожников и учиться у них… Но Александр учил студийцев не только фотографии, но и жизни – своим личным примером, своим отношением и к делу, и к людям. В отношениях с ребятами и с коллегами он был всегда сдержан, тактичен и корректен. На него никто ни разу не обиделся, хотя он достаточно критично оценивал работы. Плюс он обладал чувством юмора, мог при случае и пошутить, и рассмешить. К тому же внешне он был похож на известного в те годы актера Евгения Киндинова. Кто его представляет, может понять, что девочки-студийки, скорее всего, были в руководителя безответно влюблены. Кстати, Александр играл в народном театре, и мы всегда ходили на спектакли с его участием….
..Вскоре после описываемых событий Александр стал работать фотокорреспондентом в областной молодёжной газете, а затем перешёл в областную газету «Красный север». О его дальнейшей истории я узнал уже из Интернета. В тяжёлые 90-е газета умирала и тогда коллектив попросил А.В. Торопова стать её главным редактором. Заняв эту должность, Александр Васильевич сумел спасти газету и сохранить коллектив, успешно и достойно провёл их через острые рифы 90-х. В 2006 г. коллеги-журналисты избрали А.В. Торопова председателем областного Союза журналистов, а в 2007-2008 гг. возглавляемая им газета вошла в список лучших СМИ России.
В заключение нужно сказать, что студийцы настолько сдружились, что даже когда закончили школу и разлетелись по нашей необъятной стране, ещё долгие годы они переписывались, иногда встречались, и помогали друг другу в трудных жизненных ситуациях…
— Владимир Борисович, чем вы увлечены сейчас?
— Так как сейчас конец года, я занимаюсь годовым отчётом лаборатории, пишу очередную научную статью, у меня идут. Мои очередные объекты исследования –пресноводные мелкие раки-циклопы – активны в марте-мае и в октябре-ноябре. Вот мы их и тестируем, пока они доступны и лёд не сковал водоёмы.
А главное моё увлечение сейчас — это третий внук, которому недавно исполнилось два месяца. Так что езжу к нему в гости, фотографирую…
НАША СПРАВКА
Владимир Борисович Вербицкий родился в 1952 г. в г. Днепропетровске в семье военнослужащего. В октябре 1962 г. семья переехала в г. Вологду, где Владимир закончил в 1969 г. среднюю школу. В школьные годы увлёкся фотографией, занимался в фотостудии при городском фотоклубе «Северянин».
После службы в Пограничных войсках в Крыму закончил биологический факультет Днепропетровского госуниверситета. Затем по окончании этого вуза обучался в очной аспирантуре и в 1985 г. защитил кандидатскую диссертацию.
С 1984 г. работает в Институте биологии внутренних вод РАН, в настоящее время заведует лабораторией экспериментальной экологии, доктор биологических наук.
С 1991 по 2005 г. преподавал экологию в Борковской средней школе и в муниципальном центре «Эколог», одним из создателей которого являлся. В 1995-2004 гг. вёл занятия по курсу экологии в Рыбинском Детском экологическом центре. С 1996 г. по настоящее время преподаёт экологию в Рыбинской Гимназии №8. В 90-е – 2000-е гг. вёл семинар по экологии в лагере для одарённых детей «Летний Лицей».
Участвует в качестве эксперта в работе Рыбинской городской конференции школьников им. А.А. Ухтомского и во Всероссийском конкурсе школьных исследовательских работ им. В.И. Вернадского.
В 2005 г. издал свои лекции в форме учебника «Основы биоэкологии». В 2002 г. в московском изд-ве «Дрофа» выпустил научно-популярную книгу «Подзеркалье, или таинственный мир водоема».