3 апреля 2019 года исполнилось 70 лет со дня кончины преподобного Серафима Вырицкого. В этот день «Рыбинская среда» публикует полную версию статьи корреспондента «Журнала Московской патриархии», написанную автором по итогам встреч и путешествий по Рыбинской епархии.
В деревню Вахрамеево Ярославской области — место, где родился и рос до десяти лет святой преподобный Серафим Вырицкий — попасть можно разве что на военной технике и уазиках, и то при наличии опытного проводника. Дорога ведет через топи и лесные полосы, перемежающиеся урочищами. Бывшие деревни под снегом похожи на обычные поля. Ржавый остов комбайна — свидетельство давней активной колхозной жизни этих мест – сегодня выглядит неожиданно. За последние 30-40 лет бывший колхоз стал частью дикой природы. И вдруг, на одной из таких «лесных полян» – поклонный крест на голгофе с образом батюшки Серафима и деревянный храм-часовня. При входе табличка: «На этом месте стоял дом, где родился святой преподобный Серафим Вырицкий». Местность – как большая лесная поляна, только две липы старые растут.
По периметру грозной «колючей проволокой» тянется каёмка леса, за ней – такие же опустошенные, неживые бывшие селения. Как из обоймы одинаковых урочищ установили верное, каким «георадаром» определили именно место избы Муравьевых? Ведь последнее десятилетие эти деревни даже на картах перестали обозначать! Но именно к бывшей деревне Вахрамеево с начала нулевых упорно, преодолевая препятствия, идут паломники – краеведы, юные туристы, представители духовенства, исследователи-энтузиасты и жители близлежащих населенных пунктов. Итог – в октябре 2017 года здесь, в чистом поле, окруженном лесом, вырос храм-часовня в память о святом. Путь к этому лесному храму – не только десяток опасных километров по бездорожью, но, прежде всего, десятилетия трудов многих незаметных подвижников и людей, которые любят родной край и великих земляков.
Православный джиппинг
Два места рождения святого Серафима Вырицкого — в жизнь земную и в Жизнь Вечную — теперь отмечены одинаковыми часовнями. В таком же, как вахрамеевский, деревянном храме, в поселке Вырица Ленинградской области покоятся его мощи. Как рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин, идея поставить здесь часовню принадлежит протоиерею Георгию Преображенскому, настоятелю храма Казанской иконы Божией Матери в поселке Вырица. Идея о строительстве вначале была высказана в 2015 году, а в 2016-м, когда праздновали 150-летие со дня рождения батюшки Серафима, отец Георгий свою инициативу поддержал и третью требовавшейся на возведение часовни суммой денег. Позднее за дело взялся и довел его до конца мэр Рыбинска Денис Добряков.
Конечно, посещаемость в часовнях не сравнить. В Вахрамееве пока на каждую службу надо собирать экспедицию. Все для богослужения везти с собой. Лично мне выпала честь нести коврик-«орлец» и футляр с архиерейской митрой. В храме из постоянного убранства только три иконы — преподобного Серафима Вырицкого в условном алтаре, Спасителя и Образа Владимирской Божией Матери. Пока состоялась только одна, первая, Литургия, на которой была зачитана молитва с кратким чином освящения. Службу неоднократно переносили. Совершили же ее 9 декабря 2017 года, накануне праздника Образа Божией Матери «Знамение».
Это совпадение видится символичным, словно указывающим на смысл происшедшего здесь в наши дни события. В местах, которые родили великого праведника нашего времени, и которые были уничтожены советской эпохой, спустя ровно сто лет после октябрьской революции и начала гонений на Церковь, посреди чистого поля – выросла церковь Христова, как Божие Благословение этого заброшенного края.
Богослужение возглавил епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин, ему сослужили иереи Андрей Рыков, Иоанн Перевезенцев и Петр Каменяка. Всего в паломничестве участвовало 23 человека — духовенство во главе с епископом Рыбинским и Даниловским Вениамином, мэр города Рыбинска Денис Добряков, певчие, журналисты, несколько прихожан из ближайшей деревни и водители-добровольцы из рыбинского трофи-клуба (гонки по бездорожью).
Только дорога заняла 10 часов – 5 часов в одну сторону, и 5 – в обратный путь, хоть он был на порядок легче. Мы пересели из легковых автомобилей в пять больших уазиков «Хантер» и «Патриот» в 8 утра на Арефинском тракте, у деревни Васильково. Далее, двигаясь по дороге на Арефино, через 4,6 километра свернули в бездорожье — под уходящие за горизонт вышки ЛЭП. Вдоль ЛЭП до поворота на лесную дорогу к Вахрамееву надо проехать 4,8 км. Но стоило нам свернуть с трассы под ЛЭП, буквально через пять минут одна из машин забуксовала в разбухшей от воды и снега колее и завалилась на бок. Весь путь под ЛЭП был бесконечным вызволением то одного, то другого внедорожника из полыньи, а участники экспедиции совершали пешие переходы по сугробам. Через три часа мы, наконец, свернули на лесную дорогу. И окончательно застряли. Дальше с благословения владыки более трех километров добирались пешком, перепрыгивая глубокие лужи, то и дело проступавшие из-под снега. Обратный путь после Литургии, на которой большинство присутствовавших укрепились Причастием, и согревающей трапезы у костра, был намного легче – ведь дорога уже была знакома. Но весь километраж вдоль ЛЭП уазики снова «ныряли». В итоге до трассы мы шли пешком. В 8 часов вечера паломники выбрались на дорогу.
«В августе мы здесь хорошо проезжали, за сентябрь-октябрь воды добавилось, — пояснил мне наш проводник, участник трофи-клуба и командир колонны уазиков Алексей Морозов, — лед толщиной 10 сантиметров машину вообще не держит, ломается большими кусками, упирается между передними и задними колесами, под ним — лужи глубиной 60-70 сантиметров. Если бы перед нами не стояла сверхзадача попасть на Литургию, можно было бы побороться со стихией, лужи пообъезжать». Алексей прокладывал маршрут в Вахрамеево для строительства храма-часовни. Затем осуществлял связь строителей с Рыбинском и сам помогал строить.
Закладной камень и еще один крест на месте будущей часовни установили 25 июня 2016 года, в дни празднования юбилея святого на родине. Сруб быстро сделали в районе Рыбинска и уже в августе доставили в Вахрамеево на вездеходах. Транспортом выручил командир одной из войсковых частей Рыбинска Фёдор Мандрик. Иерей Андрей Рыков, настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора, руководил стройкой. Рассказывает, что храм построили всего в три заезда, по несколько дней каждый. Первый – в конце лета-начале осени 2016 года, потом весной, и третий – осенью. Последний, связанный с окончанием строительства, оказался самым долгим – две недели. 20 октября 2017 года рабочих из Вахрамеево забрали.
«Маленькие бригады трудились, по 3-6 человек, верующие ребята с Украины, очень хорошие, добросовестные, — говорит отец Андрей. — Рабочие слышали, как в кустах шумел медведь, выражал недовольство, но не показывался».
Денис Добряков уверен, если бы не отсутствие дорог, построили бы раньше. Пока стройматериалы доставишь и год закрывать пора. Никакая техника не спасает.
«Самым главным и трудным было собрать средства и закупить материалы, — продолжает мэр. — Строили всем миром. Много кто помогал, закупали доски, кровлю, сруб, сваи, один предприниматель сам построил фундамент. Кто-то деньгами поддержал».
Алексей Морозов несколько дней жил с бригадой в палаточном лагере. На подмогу, на урочище, приезжали еще четверо местных — прихожане из Рыбинска и Тутаева. Денис Добряков прислал опытного плотника-прораба Александра Серова, который ранее, вдвоем с помощником построил сруб будущей часовни. На месте часовню собирали, как конструктор, из пронумерованных бревен.
«Когда я узнал про Вахрамеево, житие Серафима Вырицкого сразу прочитал, — вспоминает Алексей. – Вечерами, сидя у костра, думал о том, что великий святой, который столько молился за Россию, до 10 лет жил здесь, в этих краях, и для меня счастье — быть в Вахрамееве. Разговоры о медведях меня не пугали, настолько чувствовалась защита батюшки Серафима».
Однажды разгружали строительные материалы в двунадесятый праздник. С грузовика сорвалась металлическая конструкция и пролетела рядом с плечом Алексея настолько близко, что почувствовалось движение воздуха. Хотя она могла попасть по руке очень легко. Алексей увидел в этом заступничество преподобного Серафима с одной стороны, а с другой – предупреждение: «Не дело — в праздник работать!»
Алексею Морозову 42 года, родом из Подмосковья, по образованию – психолог, участник трофи-рейда с 2003 года. Несколько лет назад купил домик на берегу Рыбинского водохранилища — в деревне Ларионово, на Глебовском направлении, и перебрался сюда с семьей. В ближайшем селе – школа и детский сад. Старший, 4-годовалый сын Алексея садиком очень доволен. Младшим – сыну и дочке – 2 и 1 года. Жена, когда выйдет из декрета, сможет работать в школе по специальности — учителем химии и биологии. С экстремальным хобби главе семейства на Рыбинской земле есть, где развернуться. Морозов вступил в местный трофи-клуб, ведет страничку сообщества в соцсетях. Он отмечает, что здесь его поездки по бездорожью приобрели еще и содержательный, паломнический аспект – он стал искать в этих краях православные святыни, вернее, то, что от них осталось. Оказалось, его личные интересы совпадают с «производственной необходимостью» Рыбинской епархии. Конечно, Промыслом Божиим, их пути должны были пересечься.
Алексей — прихожанин храмов в поселках Глебово и Тихменево, настоятелем которых является протоиерей Алексей Ходунков. Весной 2015 года отец Алексей позвонил своему тезке и попросил организовать поездку для делегации из Рыбинской епархии в деревню Спасское на Ухре – второе знаковое место, связанное с памятью о преподобном Серафиме Вырицком. Родители будущего святого, Николай и Хиония Муравьевы, были прихожанами храмов Спасского на Ухре – летнего, Никольского (1774), и зимнего, Преображенского (1763), в котором и крестили в апреле 1866 года новорожденного Васю Муравьева. В январе 2015 года там было организовано архиерейское подворье храма Преображения Господня.
Алексей тогда один в три заезда всех доставил на место. Летом епархия снова обратилась к нему с просьбой отвезти на большой церковный праздник не только духовенство, но и паломников. Морозов позвал товарищей. Теперь трофи-клубы Рыбинска и Ярославля.
Всегда приходят на помощь Рыбинской епархии. «Для меня ключевой момент в том, что мое увлечение может приносить такую пользу в православной среде», — подчеркивает Алексей.
Алексей Копылов, водитель нашего еще одного внедорожника нашей экспедиции, — человек нерелигиозный, по профессии – дальнобойщик. Свободное время он любит проводить в дороге, вернее, в ее отсутствии — покоряя труднодоступные местности на своем супервездеходе. Когда может, всегда спешит на выручку Рыбинской епархии. Он объясняет, что для увлекающихся джиппингом очень важно приносить пользу – это неотъемлемая часть хобби. Они, например, участвуют в спасательных операциях, разыскивая заблудившихся в лесу, и сами организуют субботники по уборке мусора с берегов водохранилища.
«Реальная дамба»
Владыка Вениамин вспоминает, что еще за много лет до прославления Серафима Вырицкого в Ярославской епархии уже были в ходу фотографии старца и молитва «От Меня это было».
«Но я тогда не знал, что он наш, рыбинский, — рассказывает епископ Вениамин, — для меня он долгое время был почитаемым старцем в Вырице. Когда выяснилось, что земляк, первое дело было – посещение Вырицы. Уже в 2000-х годах в Рыбинске среди духовенства и мирян можно было слышать фразу, что «Рыбинская земля – родина трех святых: святого Феодора Санаксарского, святого праведного воина Феодора Ушакова и святого преподобного Серафима Вырицкого». В этих краях есть старожилы, рыбинские прихожане, которые сюда еще и двадцать лет назад приезжали, знали об этих деревнях, связанных с именем святого. Здесь дорогу надо делать, но я как-то сейчас ее даже не представляю. Если тропинка не будет зарастать, то с Божией Помощью будет и дорога».
«Нет, не реально построить, — отрицательно мотает головой мэр Добряков, — людей сюда вернуть, наверное, можно, если эти земли бесплатно раздавать».
Протоиерей Андрей Касицын — первый священник, который добрался до урочища деревни Вахрамеево в 2005 году и установил здесь березовый крест. В 2006 году он вместе с отцом Геннадием Беловоловым из Санкт-Петербурга, помощниками и бывшим жителем Вахрамеева Виталием Григорьевичем Ворониным определили место дома Муравьевых, а также установили восемь известных паломникам поклонных крестов в Арефинском районе.
Отец Андрей Касицын был назначен настоятелем храма Рождества Христова в селе Арефино в 2000-м году. Храмом тогда именовали полуразрушенный храмовый комплекс, в который входит храм Ильи Пророка. В нем по факту совершаются службы. Когда отец Андрей только-только заступил настоятелем, служить приходилось в цехе бывшего лесокомбината. Священник Касицын за 11 лет служения в Арефине, без преувеличения будет сказать — боем прошел эти одичавшие места, адаптируясь к жизни вдали от благ города. Искал здесь бывшие дороги. Например, была каменка, которая сейчас заросла лесом. Помнит все заброшенные дамбы. Знает, каких деревьев без греха и ущерба лесному хозяйству можно напилить для печки на зиму, как тащить электричество через лес, что нужно сделать, чтобы урочище превратилось в жилое село, и какие в чиновничьих кабинетах трудности подстерегают подвижников, восстанавливающих церковную жизнь на селе. Сейчас отец Андрей вернулся на свою родину, в Воронеж, но создается впечатление, что по Арефинским краям он все еще мысленно бродит.
«Первые триста метров от трассы под ЛЭП — настоящая топь, туда съезжать категорически было нельзя! – комментирует видеорепортаж экспедиции отец Андрей. — Даже на глаз видно, что высоковольтные стойки уходят вверх, за горизонт. Вся вода собирается в низине, у дороги, под глубоким снегом. Она здесь не замерзает даже при тридцатиградусном морозе. Но если, не сворачивая под ЛЭП, проехать вперед по трассе 300-500 метров, на перекресточке будет старая дамба, которую построил лесокомбинат. По ней можно заехать в лес, а там по просеке объехать топь и снова выехать под ЛЭП, а по ЛЭПу, уже сухому, несколько километров проехать до поворота в лес. Там даже в распутицу дорога более или менее крепкая».
Отец Андрей подсказывает единственный, по его опыту, реальный и в практическом, и в материальном смыслах, вариант дороги в Вахрамеево – восстановить эту старую дамбу. Она тянется несколько километров по лесу, почти упирается в Вахрамеево, а оставшееся расстояние и пешком несложно пройти.
«Дамбу можно восстановить за несколько дней гусеничным экскаватором, — объясняет он, — у нее есть обочина, чтобы вода стекала. Надо просто каналы углубить для стока воды справа и слева. Землю, которую из них достанут, сверху на дамбу положить, прокатать, подравнять, и будет высокое место. Выпилить ольху – это сорное дерево, которое затеняет, не дает просыхать и продуваться местности. Конечно, предварительно согласовать в лесниками, чтобы не посчитали варварством. Грамотный экскаваторщик на современной технике без труда восстановит дамбу. Сколько стоит час его работы? За день он может проехать сотни метров. Неделя работы, и будет прямая дорога. Это не миллионы какие-то несусветные. Асфальт там не нужен, он не простоит, испортится. Если найдутся желающие принять в этом участие и будет Божие Благословение, то все реально».
Священник в свое время даже узнавал у главы местной администрации, возможно ли из нежилого поселения сделать жилое. Оказывается, возможно. Существует список документов из тридцати пунктов, которые нужно согласовать со всеми мыслимыми и немыслимыми службами, чтобы территорию, которая числится нежилой, урочищем, -восстановить и сделать жилой. Хоть прямо сейчас можно заняться, собрать документы, и появится на карте деревня Вахрамеево, которая войдет в Арефинское поселение и будет подчиняться главе. Получит статус землепоселения с кадастровой стоимостью, которой проведут переоценку.
С Вахрамеевым, конечно, всё непросто. Как протянуть туда электрические сети, если ближайший трансформатор в деревне Локтево, в трех километрах отсюда лесом, и любая упавшая елка может порвать провод. Существуют нормативы — сколько метров должно быть вырублено, по какой высоте прокладывать. Деревья в лесофонде надо выписать.
«Речь идет о целом комплексе мер, и на каждом этапе должны встретиться понимающие люди, которые пойдут навстречу, — продолжает отец Андрей, — Мы так два года электричество в храм проводили. Более реально обжить Спасское на Ухре, там есть свет, какая- никакая дорога. Если находятся люди, которые в храм начинают ходить, он становится местом молитвы и религиозной жизни. Ради них и место оживает. Бокаревы, Сергей и Нина, ведь раньше не жили в Спасском на Ухре. Они переехали, потому что прониклись уникальностью этих мест. А сейчас им уже не надо, как раньше, за восемь километров в Арефино идти, чтобы помолиться. Пути Господни неисповедимы, — вот уже и в Вахрамееве появился храм-часовня».
«В часовню придется ездить экспедициями»
«Все это фантазии, — считает Александр Чуваев, глава Арефинского сельского поселения. — Мой отец был лесником, я знаю этот лес с детства, весь исходил своими ногами. Вахрамеево — деревня в лесу. Никакого варианта развития территории быть не может. Дорогу построить нереально. По ЛЭПу не проехать. Дамба, которую имел в виду отец Андрей Касицын, в народе называется «майская», она строилась для лесозаготовителей, идет с большой дороги Арефино – Рыбинск. От Арефино 6 километров в Майский поселок, который находится в Рыбинске, сбоку. Она проходит через Матвейцево, потом вполне может свернуть на Кулиги и на Вахрамеево тоже. Я иногда туда пешком хожу за грибами. Иду час до Матвейцева только, не доходя ни до Федоровского, ни до Вахрамеева, и то — я иду в темпе, очень быстро по этой дамбе, когда сухо, 5 километров, а общая протяженность и того побольше. Дамба сейчас разрушена, в непроезжем состоянии. Никто ее восстанавливать не будет. Проблему одним только гусеничным экскаватором, работа которого стоит 2 тысячи рублей в час, не решить. Там есть низина, болотина, которую надо чем-то засыпать, трубы положить. Расценки за устройство 100-150 метров дороги сейчас составляют 1 миллион рублей. Умножьте хотя бы на 5 километров. Дамбу тоже засыпают гравием. Надо делать съемку местности, трубы перепускные проектировать, иначе будет стоять болото, и ее размоет. Ни одна госэкспертиза такие суммы на сомнительные «лесные проекты» не пропустит. Существуют стандарты по строительству дорог, нормативы, которые строго отслеживают Государственная экспертиза и Департамент транспорта и связи. Даже если я найду материалы сам, не за счет государства, мне все равно не разрешит строить – все занормировано, есть госзаказы, тендеры, подрядчики и так далее.
Но вездеходная техника на больших колесах, на которой владыка ездит, конечно, там пройдет. Хотя с трудом, потому что лесом зарастает все. В часовню придется ездить экспедициями, на специальных машинах. Когда в феврале этого года паломники уехали из деревни Простино в Вахрамеево на лыжах, первая мысль у меня была: «Ну, будем спасать». Там не может быть лыжни. Знаю, что от Простина идет квартальная просека, так называемая «кварталка», а дорога, которая поворачивает на Вахрамеево, заросла. Летом идешь – плохо, а зимой не знаю, как. Есть хорошая дорога вдоль газотрассы, которая строилась для обслуживания газопровода, принадлежит газовикам и строго охраняется. В экстренных случаях, как это было в дни юбилея святого Серафима Вырицкого, мы договаривались с ними, чтобы священноначалие проехало по их трассе. Только договариваться надо с ними заранее. Я считаю, что сейчас надо бить в одну точку – сосредоточиться на окончании строительства дороги в Спасское на Ухре».
Медвежий угол
От Вахрамеева до Спасского на Ухре напрямую через лес — 6 километров, в объезд — дальше. «С отцом Георгием Преображенским мы решили сохранить храмовый комплекс, где крестили святого, — говорит епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин, — чтобы он был посещаемым, в Спасское на Ухре можно добраться. Не такие большие деньги нужны, но у нас нет спонсора, который бы сказал: «все сделаем через два года».
В архиерейском подворье — два храма. Летний, Никольский, стоит в строительных лесах, зимний, Преображенский, в котором крестили будущего святого — младенца Василия Муравьева, лежит в руинах. Память о том знаменательном событии отмечена даже двумя крестами. Первый крест, очень добротный, резной, находится в разрушенной алтарной части Никольского храма. На нем надпись: «В сем храме принял Святое Крещение 1 (14). 4. 1886 Старец Серафим Вырицкий». Его установил в 2000-м году, незадолго до канонизации преподобного Серафима, протоиерей Димитрий Садовский, настоятель рыбинского храма в честь Иверской иконы Божией Матери. Отец Димитрий и его супруга родом из Ленинграда.
«Мы почитали Серафима Вырицкого, еще когда в Ленинграде жили, — рассказывает протоиерей Димитрий Садовский, — он известный был подвижник. Все время о нем слышали в кругу ленинградских верующих. Когда я уже служил в Иверской церкви Рыбинска, узнал, что батюшка Серафим из Арефинского края родом и был крещен в храме деревни Спасское на Ухре. Учащиеся нашей воскресной школы при Иверском храме предложили установить там поклонный крест. Тогда у нас резал иконостас настоящий резчик-профессионал, выпускник Абрамцевского училища Юрий Первов, который был художником-реставратором домового храма здания Сената и Синода в Санкт-Петербурге. Этот крест – произведение его рук. Мы с ребятами из воскресной школы взяли крест, поехали в Спасское на Ухре, увидели церковь и в алтарной части поставили. Мы тогда не знали, что было два храма. Про Преображенский даже не слышали».
Второй крест устанавливали уже точнее, в предполагаемой алтарной части Преображенского храма, в 2006-м году отцы Андрей Касицын и Геннадий Беловолов. Тогда уже было известно: кирпичные развалины да угол стены – и есть зимняя церковь.
Сегодня вся жизнь архиерейского подворья сосредоточена в колокольне, приспособленной под службы. Настоятель – благочинный Некоузского района, настоятель рыбинского Храма Казанской иконы Божией Матери протоиерей Григорий Гогишвили. К подворью приписана одна монахиня — матушка Серафима Гущина. Она приняла постриг в честь преподобного Серафима Вырицкого в 2012 году, до появления подворья. Матушка Серафима приезжает на службы петь и когда надо помочь священнику.
Служат каждое воскресенье и обязательно – по большим праздникам. Сам настоятель – редко, в виду занятости на приходе в Рыбинске и благочинии Некоузского района. Приход – три человека: старожил Арефинского края Александр Александрович Меньшиков и двое переселенцев — Нина и Сергей Бокаревы. Нина перед службой протапливает печь в колокольне. Летом приход прирастает дачниками. В июле – участниками православного семейного лагеря, который разбивает свои палатки на противоположном берегу Ухры. Тогда все желающие помолиться в колокольне умещаются.
Супруги Бокаревы – Нина и Сергей в середине нулевых, с выходом на пенсию, перебрались из Рыбинска в Спасское на Ухре. Полюбили этот край.
«Лично я искренне уверовала в Господа нашего Иисуса Христа, прониклась святыми местами батюшки Серафима, и, по моей просьбе, мы с Сергеем переселились в Спас, — рассказывает Нина Бокарева, — Муж пошел мне навстречу. В эти края мы ездили с конца прошлого века. Супруг Сергей сюда ездил еще в 70-е годы школьником, с рыбинским энтомологом, охотоведом, краеведом Дмитрием Ананьевичем Сирожом ловил редких бабочек — «апполон», «махаон». После окончания сельхозтехникума Сергей был заведующим лосефермой под Костромой, а я там трудилась помощником научного сотрудника. Мы лосей доили и пасли. Потом переехали на родину мужа в Рыбинск, землю здесь приобрели в Черемушках под дачу, а к выходу на пенсию определились со Спасским на Ухре».
Сейчас в деревне шесть жилых домов, семья Бокаревых строит седьмой. В трех домах постоянно живут семь человек. В Спасском, Черемушкахи и Седлово с весны до осени проживают дачники, человек 25. Сергей Бокарев ездит на работу в Рыбинск. Справиться со строптивой дорогой ему помогает верная машина «Нива» и опыт службы танкистом. В хозяйстве есть «мотособака» – снегоход, типа «Бурана», для езды по насту. Нина трудится здесь на полставки почтальоном, всех жителей окрестных деревень лично знает.
«В деревне Высоково, в трех километрах от нас – три человека. До Ананьина тоже три километра, там живут пятеро. Дальше, до поселка Саха, нужно идти шесть километров — там живут три человека. Из Сахи вернуться в Спасское – девять километров, — описывает Нина свой почтальонский маршрут, — приезжает передвижная машина с оператором, выдает мне корреспонденцию, и я отправляюсь в путь. От количества человек в деревне и километров мой «тариф» не зависит: 1200 — аванс и 2000 получка на руки. Лично я получаю удовольствие от общения со стариками и прогулок с фотоаппаратом. На моем почтовом участке летом человек 120 всех возрастов, специально считала».
По данным, предоставленным главой Арефинского сельского поселения Александром Чуваевым, на 1 января 2018 года постоянно зарегистрировано в Арефинском крае 1412 человек, летом за счет дачников число жителей достигает 2500 человек. Но по факту регистрации проживают порядка 1000. «Население идет на убыль, — говорит арефинский глава, — Я пришел на эту работу в 2004 году, тогда у нас было порядка 1760 человек. На 300 человек больше, чем сейчас».
Как сообщил Александр Малышев, председатель Муниципального совета Рыбинского муниципального района, депутат Арефинского сельского поселения, землю в Спасском на Ухре сегодня можно получить бесплатно. «Свободная земля в населенных пунктах Арефинского сельского поселения есть, — сказал он. — Распоряжается ею администрация района. Получить землю в отдаленных пунктах Арефинского сельского поселения можно бесплатно, в частности, и в Спасском на Ухре. Хорошую — ближе к воде и цивилизации — за плату, но реальную. Основные земельные угодья на арефинской земле находятся в частной собственности ООО «Арефинское». Но если найдутся желающие взять в аренду землю для строительства и развития фермы, заготовки кормов или сельхозкультур — такая земля в поселении есть. С землями урочищ, таких, как Вахрамеево, надо разбираться индивидуально…»
А сегодня в Арефинском сельском поселении 71 населенный пункт, из них 54 — жилых. Самое большое количество жителей в районном центре Арефино — 975, на втором месте деревня Наволоки – 65, на третьем – деревня Воронково – 55. Двузначные цифры по числу жителей встречаются еще в 8 деревнях: 14,15, 17, 22, 24, 30, 39, 45. В администрации отмечают, что многие прописанные в деревнях старики живут у детей в Рыбинске. Самые распространенные цифры в колонке «постоянная численность населения» — 1, 2, 3,4. В редких случаях – 5 или 6. В эксклюзивном – 8 и 9. Пока еще числятся населенными пунктами 16 деревень, где количество людей равно нулю вне зависимости от времени года. Это: две деревни-тезки Ивановское, Бобылево, Борисково, Долгий Луг, Дор, Илюхино, Кишатино, Олехово, Поздняково, Поповское, Рассохино, Скоково, Субботино, Тимошино, Ушаково. Почтовое отделение в Ананьино в 2007 году обслуживало почти половину деревень из этого списка «нулевых» жителей: и Борисково, и Бобылево, и Долгий Луг, и Поздняково, и Поповское, и Ушаково. В самом Ананьино помимо почты, были ферма, медпункт, магазин. Сегодня вся инфраструктура исчезла. Здание фельдшерского пункта и почты под замками, с заколоченными окнами. По словам Александра Чуваева, магазин здесь закрылся еще в 90-х годах, фельдшерский пункт – четыре года назад. Ферму в 2011 году совхоз закрыл, а скотину перевели в Арефино, из-за того, что содержать поголовье было слишком далеко и невыгодно, несмотря на собственные пастбища. Почтовый узел на колесах, в котором можно оплатить коммунальные услуги и получить пенсию, приезжает дважды в неделю, как и автолавка с продуктами. От трех почтовых отделений, обслуживавших деревни, остались три почтальона, которые разносят корреспонденцию. Нина Бокарева – одна из них.
«Почтальон идет пешком по бездорожью, скорая помощь из города 45 километров едет, — перечисляет Нина. — Старики, зимующие здесь, выживают, кто как может. Хорошо, если дети помогают, а они все живут по городам. К кому-то соцработник приходит из Арефино – это в 10 километрах. Здесь проедет только внедорожник, вездеход и трактор. Умерших вывозят в морг на тракторе. Единственное, на мой взгляд, что дает сил здесь жить – это Никольский храм в архиерейском подворье. Жители всех этих деревень со слезами на глазах радовались празднику 150-летия преподобного Серафима Вырицкого, для нас это больше, чем архиерейское подворье».
Бокаревы всегда у подворья на выручке. С момента своего переезда в Спасское на Ухре ухаживают за территорией храмов, погостом и источником, который освятили в 2000-х годах как одно из памятных мест, связанных с батюшкой Серафимом.
От минусов жизни вдали от цивилизации отвлекает первозданная природа. На пасеке Бокаревых поселился кречет и ловит незадачливых дятлов. На реке Ухре и в ручьях – бобры, в огороде – зайцы, лисы и лоси, недавно олени заглядывали. Кабан пробежит, медведь стороной пройдет. Редкие белые кувшинки и даже собственный вид орхидеи произрастают в этих краях.
О проекте Е.П. Балагурова
Существует проект заповедной зоны памятных мест преподобного Серафима Вырицкого – «ООПТ «Земля Серафима Вырицкого», составленный известным рыбинским краеведом Евгением Балагуровым, ныне покойным. «Евгений Петрович нарисовал карту своей рукой, красками, рисовал он прекрасно, был замечательный живописец, — вспоминает ученик Балагурова, Денис Демьянов. – По его подсчетам, площадь заповедника должна была составить 14,5 кв. километров. В границы попадают деревни, которые стоят по реке Ухре. В частности, Спасское на Ухре, находящаяся в полутора километрах от него усадьба «Черемушки» дворян Небольсиных, защитников Отечества и путешественников. Евгений Петрович рассказывал, что контр-адмирал Аркадий Небольсин во время Цусимского сражения после гибели командира взял командование крейсером «Аврора» на себя и спас его. Его имя носит один из мысов Японского моря, Аркадий Небольсин был прообразом героя романа «Из тупика» Валентина Пикуля. В усадьбе сохранился липовый парк в английском стиле с деревьями, которым 150-200 лет. Раньше там росли два кедра, редкие для нашей местности, сейчас остался один. Границы также захватывают деревню Черемушки и Вахрамеево. Сама река Ухра – памятник природы, кувшинки, которыми она щедро украшена — показатель чистой воды. Дикие звери, лоси приходят. Наш Арефинский край в районе называют «медвежий угол» из-за большого количества медведей. Евгений Балагуров под заповедником подразумевал территорию, которая должна сохранить исторический облик и ту экологическую среду, которая окружала преподобного Серафима Вырицкого. Здесь неуместны коттеджи, зоны отдыха и что-то еще для общественного значения. Он хотел сохранить природу, которая чудом до нас дошла. Детального описания, думаю, не сохранилось, он это держал в голове…»
Автор книги «К истокам. Родные места преподобного Серафима Вырицкого» Оксана Блайда припоминает, что Евгений Балагуров бросил немалые силы на исследование территории, изучал ее, неоднократно ходил с учениками в Вахрамеево. Его проект не был «романтической идеей», краевед точно знал, что именно и от кого здесь надо защищать.
«Он рассказывал мне о возможности создания заповедной территории, связанной со святым, — говорит Оксана. – Этот проект был у него нарисован на листе бумаги, заповедные зоны обведены карандашом. Помню схему — набросок от руки. По-моему, он даже с докладом выступал на эту тему. Хотелось бы, чтобы появились люди, которые имеют ресурсы для развития проекта».
Памятники природы на учете
«Когда Балагуров проводил свои исследования, законодательство позволяло Особо Охраняемым Природным Территориям (ООПТ ) включать в себя населенные пункты, — поясняет Владимир Конов, начальник Отдела по охране окружающей среды Администрации Рыбинского муниципального района. — Немало таких ООПТ появилось в 90-е годы. ООПТ в тех границах, что у него изображены на схеме, по сегодняшнему законодательству существовать не может, потому что включает места проживания. Не говоря уже о заповеднике. Заповедник – другая категория. Это большая территория, где охраняются животные и растения, созданы специальные службы. Заповедники обычно бывают только федерального значения, их сложно содержать, в них вкладывают большие деньги.
В соответствии со Схемой территориального планирования Ярославской области выделяются 4 типа территории, перспективные для создания ООПТ регионального значения. В их числе — комплексная ООПТ «Долина реки Ухра» — охраняемая водная экосистема, охраняемый природно-исторический ландшафт на территории Рыбинского, Пошехонского и Тутаевского муниципальных районов. Цель создания – сохранить природный ландшафтный комплекс речной долины и водной экосистемы р. Ухра, создать условия развития рекреации и туризма, с учётом наличия значительного количества объектов культурного и природного наследия. В планах для развития рекреации и туризма еще одна охраняемая водная экосистема, охраняемый природно-исторический ландшафт на территории Рыбинского и Большесельского муниципальных районов — комплексная ООПТ «Долина реки Черёмуха (Черемха)», на территории которой находятся многочисленные археологические памятники и памятники природы – геологические обнажения. Усадебный парк в д. Вослома на территории Арефинского сельского поселения — охраняемый природно-исторический ландшафт площадью около двух гектаров. Там важно сохранить разнообразие древесной растительности. Липовая аллея в д. Спасское на Ухре на территории Арефинского сельского поселения является охраняемым природно-историческим ландшафтом общей площадью около 0,2 гектара. Создание ООПТ планируется с целью сохранения природного ландшафтного комплекса. Особо охраняемые природные территории в Рыбинском муниципальном районе сегодня приобретают большую важность, с учётом увеличения плотности городского населения и необходимости развития туризма».
Дети с «Дон Кихотом»
Известный рыбинский краевед и педагог Евгений Балагуров 25 лет вел кружок краеведения в Центре детско-юношеского туризма и экскурсий города Рыбинска. Авторская учебная программа Балагурова «Лаборатория краеведения» в 2005 году была признана лучшей в России. Сейчас учреждение, где четверть века трудился Евгений Петрович, носит его имя. Искусствовед по образованию, с дипломом Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, он, как никто другой, потрудился для спасения святынь этих мест. Под его персональную защиту попадали все культурные объекты. Вместе с соратниками он добился присвоения Рыбинску статуса исторического города. Евгений Петрович и его подопечные в 90-х первыми пришли на родину адмирала Ушакова — в храм Богоявления на Острову, чтобы там прибраться. Тогда еще не знали, что здесь крестили непобедимого адмирала. В те же годы Балагуров собирал экспедиции в Спасское на Ухре, на место крещения святого Серафима Вырицкого, хоть старец еще не был прославлен. Его ученики уже тогда писали работы, посвященные Серафиму Вырицкому, этому месту и храму, где он был крещен.
По инициативе Балагурова в 2005 году на берегу Рыбинского трудами рыбинских предпринимателей был установлен пятиметровый поклонный крест в память Югско-Дорофеевой пустыни, основанной в 1615 году. Крест установили на самом ближнем к затопленному Югскому монастырю месте. Сейчас это одна из рыбинских святынь, к которой совершают крестные ходы.
В Некоузском районе неоднократно Балагуров и его юная команда расчищали храм Преображения в селе Станилово, который он считал главным храмом на реке Сить. Это единственный храм, на стенах которого изображены русские воины. В Станилове находился стан владимирского князя Юрия Всеволодовича, откуда тот руководил сражением на реке Сить. Незадолго до смерти Евгений Петрович дал поручение Денису Демьянову сделать брошюрку «Храм реки Сить», посвященную культуре Мологского края и памяти битвы на реке Сить 1238 года отряда князя Юрия Всеволодовича с отрядом хана Бурундая, которая внесена в учебники истории. Денис закончил работу над ней в прошлом году и отпечатал на принтере. Сам Балагуров свои многочисленные труды частенько «издавал» таким кустарным способом и очень небольшим тиражом.
Краевед с учениками опекали трехшатровую церковь Троицы XVII века в Александровой Пустыни под Рыбинском. На всю Россию было пять таких церквей! Чудом уцелевшую в советскую эпоху реликвию уничтожили уже в наши дни и заодно разрыли бульдозером погост. Память о внешнем виде святыни хранит макет храма, сделанный ученицей Балагурова.
Истории с самовольным уничтожением церквей сегодня, в эпоху возрождения храмов, не являются «несчастными случаями», как их подчас пытаются представить. Так произошло с остатками храма Воздвижения Креста Господня (1787 г.) на высоком берегу Волги в селе Коприно. Храм начали разрушать с 1937 года, но даже колокол не смогли разбить. Дважды взрывали, в последний раз — в 1970-м году. Рыбинское водохранилище, поднявшее уровень Волги, не смогло поглотить святыню. 78 лет величественная стена храма, похожая на осколок крепости, торжествовала как победа Церкви над советской эпохой и ее искусственными стихиями. А в 2015 году стену превратили в груду красного кирпича обычным бульдозером. В рамках красивого проекта комплексного развития сельской территории, в который входило и восстановление храма. Сказали, что стена «сама упала», когда закладывали фундамент для нового храма. Память о святыне хранит только картина, написанная Евгением Балагуровым. Зимний пейзаж с красивой стеной разрушенного храма на берегу Волги и рыбаками вдалеке он подарил когда-то Денису Демьянову.
«Евгений Петрович выпустил небольшую брошюрку «10 самых-самых храмов Рыбинской земли», — перечисляет Денис, — Собирался издать книжечку «Печальная прогулка по Крестовой», о том, как памятники в Рыбинске рушатся, искажаются и уничтожаются. Крестовая – главная улица Рыбинска, которая идет от Спасо-Преображенского кафедрального собора до Сретенского храма. Он мне говорил об этой книге за две недели до смерти. Потом я общался с его братом, но он не нашел в компьютере наработок по этой теме».
Евгения Петровича не стало 17 июля 2015 года. Тем же летом ребята поменяли сруб на источнике преподобного Серафима Вырицкого в Спасском на Ухре. Это было одно из заданий, которые успел им оставить Евгений Петрович еще при жизни.
«Мы, его ученики, все держимся вместе, — говорит Денис Демьянов, — Мы вступили в ВООПИиК, помним Евгения Петровича, продолжаем его дело. Проводим этнографические экспедиции на реку Сить, ходим по деревням, записываем воспоминания старожилов. Его там помнят, когда узнают, что мы его ученики, радуются. Надеюсь, что кто-то из нас создаст свой кружок и будет продолжено и его педагогическое дело».
Денис Демьянов трудится токарем на заводе, в память об учителе в 2016 году поступил на заочное отделение исторического факультета Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского. Рассматривает возможность вслед за Балагуровым в Центре детско-юношеского туризма и экскурсий готовить новые поколения краеведов.
Денис рассказывает, что Балагуров не был религиозным человеком, но его знали и любили многие священники разных районов Ярославской области. Иконы у него стояли и дома, и в кабинете. Батюшка Серафим Вырицкий был для него великим земляком.
«Он показал нам святого как человека, достигшего огромных социальных высот и при этом напрочь лишенного меркантильной наклонности, который только и делал, что сам жертвовал, — вспоминает Денис, — Деньги не испортили человека, не каждый способен пронести в своей душе через всю жизнь любовь к Богу, остаться в России после революции, при возможности уехать. Учитель обращал внимание именно на эти черты личности батюшки Серафима. Я хоть на тот момент был уже верующим и знал Серафима Вырицкого как святого, но именно с подачи Евгения Петровича батюшка Серафим стал мне как-то особенно дорог, и радостно, что он наш земляк, и так просто прийти к нему. Евгений Петрович задал этим примером очень высокую планку, на которую я все время смотрю и к которой стремлюсь».
16 февраля 2018 года на родине батюшки Серафима в новой вахрамеевской часовне отслужили молебен. 29 паломников в возрасте от 8 до 40 лет, в числе которых было много подростков, добирались до святыни на лыжах, от деревни Простино, под предводительством иерея Иоанна Перевезенцева. Интересно, что за два десятилетия до этого в Вахрамеево одними из первых тоже пришли дети.
Первопроходцами в Вахрамеево стали именно Евгений Балагуров со своей командой подростков-краеведов. Первый березовый крест на урочище поставили они. Отец Андрей Касицын говорит, что ребята его вдохновили. Сам он, глядя на карты, идти туда не решался.
«Был год, 2001 или 2002, раннее утро, перед службой, часы читали, — вспоминает священник, — мне передали, что меня спрашивают. Вышел, смотрю подростки, человек восемь, возраста 14-15 лет, сидят на паперти. Ко мне подходит их учитель, представился. Беседа была короткая. Он сказал, что они идут в краеведческую экспедицию до Спасского на Ухре и в Вахрамеево. Говорю: «Ну, с Богом! Помоги Господи, хорошее дело!» Маршрутик еще тот – до каждого пункта по 8 км! Скорее всего, шли не один день. Значит, где-то и ночевали, и палаточка с собой была».
Вслед за юными краеведами в экспедицию собрался и отец Андрей Касицын. Сергей Скворцов — староста храма Илии Пророка в селе Арефино с 1999 года. Был неизменным помощником батюшки и принимал участие во всех его походах.
«Все началось не с установления места избы, а с того, что наш отец Андрей решил найти для начала деревню Вахрамеево. Ее не было на карте, а у нас она числилась, как Большие Кулиги, — объясняет Сергей Скворцов. — В 2005 году, летом, водитель Валентин Карпов, ныне покойный, взялся нас провезти до этого места на тракторе. Мы поехали втроем, тогда грязь была — газовщики разбили всю дорогу. На урочище липа стояла – а липы обычно в деревнях сажали рядом с домом в качестве украшения. Видно было холмик от фундамента, кирпичи торчали сверху. Красивое место, нам понравилось. Спилили березку, сделали обычный четырехконечный крест, вкопали его рядом с липой. С батюшкой спели тропарь, кондак, величание и уехали домой. А на следующий год приехали ребята из Питера с восемью крестами из лиственницы, трехсоставными – по подобию креста настоящего. Установили кресты во всех местах на родине батюшки Серафима, связанных с его памятью. Нашли старичка, который раньше жил в Вахрамееве, один из старожилов Арефинского края. Это Виталий Григорьевич Воронин. Он показал место дома Муравьевых».
Евгений Балагуров в 2010 году вместе с Виталием Григорьевичем Ворониным нарисовал план деревни Вахрамеево с домами и фамилиями семей, в них проживавших. Денис считает, что дом Муравьевых на карте указан с погрешностью 6-10 метров. В Вахрамееве также была часовня. Евгений Петрович считал, что именно ее заброшенный деревянный сруб без креста, похожий на обычный деревенский дом-«развалюху», сейчас стоит в Афремово.
Старинное деревянное здание он обнаружил в 2005 году, во время экспедиции на территории Арефинского сельского поселения. Согласно краеведческому расследованию Евгения Балагурова, в советские годы часовню вывезли из Вахрамеево в деревню Локтево, «перепрофилировав» в продуктовый магазин. Локтево опустело, и в начале 80- х годов сооружение перевезли в Афремово в качестве продовольственного магазина, который там работал до начала 2000-х годов, пока не закрыли. Евгений Петрович искал пути для реставрации святыни. По его просьбе эскизный проект реконструкции нарисовал рыбинский архитектор Валерий Семёнов.
«Это старая вахрамеевская часовня, — рассказал Валерий Семёнов, — Женя ее нашел и попросил меня нарисовать, как она может выглядеть. Никаких описаний ее прежнего вида не сохранилось. О масштабной реконструкции речи не было. Я приехал, сделал обмер. Сруб – 6 на 9. Потом просто нарисовал ему эскиз — такой усредненный образец русской деревянной архитектуры». Валерий Георгиевич признается, что особой перспективы в старом срубе не увидел, и считал, что лучше построить новую часовню.
Ориентируясь на краеведческие выводы Балагурова, Рыбинская епархия взяла брошенную святыню «под крыло» и создала обоснование проекта реконструкции мемориальной часовни.
«Очень интересная история с мемориальной часовней, — рассказывает председатель Рыбинского историко-культурного общества Ольга Тишинова, — Последняя заведующая магазином, который находился в здании часовни, приватизировала строение на себя. Ее дочка получила постройку по наследству. И в какой-то момент ей надоело платить за нее налоги, — она передала здание в дар епархии. Летом 2015 года состоялась торжественная официальная передача. Она отдала ключ от строения епископу Рыбинскому и Даниловскому Вениамину».
Ольга Юрьевна с архитекторами и реставраторами неоднократно выезжали на место, осматривали постройку, изучали. Часовню датируют второй половиной XIX века, что видно по деревянной архитектуре и сводчатым окнам. Если часовня вахрамеевская, то это значит, что будущий святой там бывал. Ольга Юрьевна высказывает предположение, что эту часовню батюшка Серафим сам мог поставить в подарок родной деревне, на свои деньги – в конце XIX века, когда он стал уже успешным коммерсантом. Специалисты-реставраторы отмечают сохранность бревен – древесина конца XIX века очень качественная была. Злоключения, которые претерпело строение часовни, как ни странно, только закалили ее материал – дерево стало теперь как камень. Буквально несколько бревен только надо заменить. Ее нужно разобрать, перевезти и тут же собрать на новом месте. На бревнах остались зарубки, подтверждающие перевозку сруба. Сохранились подлинные двойные филенчатые двери и полуарочное окно над дверью.
Рыбинский архитектор Николай Лосев разработал официальный 3D-проект реконструкции. Поселенческая администрация обещала помочь транспортом для перевозки часовни, куда ее благословит владыка. После чего можно будет приступать к работе.
Но есть категорические противники мнения о том, что это «та самая вахрамеевская часовня». В частности, исследователь Оксана Блайда придерживается версии, что сохранившийся древний сруб был собственной часовней деревни Локтево. На сегодняшний день ни одна из сторон не предоставила документ, который бы доказывал, что часовня на 100 процентов – вахрамеевская или локтевская. С одной стороны – погрешность, а с другой – какой деревне часовня бы не принадлежала, жаль настрадавшуюся святыню, которая пережила богоборческую эпоху и, несмотря на то, что деревянная, не только выстояла в богоборческую эпоху, но и закалилась — стала как каменная.
«Через два «а» и «без дефисов»
Оксана Блайда, работая над своей книгой, о часовне в Вахрамеево узнала из брошюры 1912 года, затем разыскала в формулярных ведомостях архивов и сведения о ней.
«Богослужения совершались здесь дважды в год, — рассказывает Оксана. — В большие праздники крестный ход шел от нее в Спасское на Ухре. В часовне стояла кружка для сбора средств. Не каждая деревня могла себе позволить иметь собственную часовню, из чего я делаю вывод, что Вахрамеево было густонаселенным. Виталий Григорьевич Воронин мне подтвердил, что деревня была многолюдная, одна из самых отдаленных, из относившихся к приходу Спасского на Ухре. Когда я узнала о часовне, у меня уже тогда мелькала мысль, что когда-нибудь затеплится здесь церковная жизнь и будет восстановлена память о святом. В первый раз мы ездили в Вахрамеево с Ниной Бокаревой и моей дочкой Дашей — зимой, по насту, на мотособаке. Проезжали бывшие деревни, поросшие деревьями, а тут была поляна. У меня было ощущение, словно деревня чего-то ждет».
Исследователь считает, что качества праведника будущий старец получил в Вахрамеево. В деревне жили трудолюбивые люди, были хорошие традиции. Мать, Хиония Алимпиевна, была набожной женщиной, — ее имя часто встречается в метрических книгах, она часто бывала восприемницей при крещении младенцев из Вахрамеева. В каждой семье было по несколько детей, все жили дружно. Под конец 19-го века стали расселяться, часть деревни заросла.
«Мне было очень интересно, с каким же человеком Серафим Вырицкий уехал в Санкт-Петербург, — говорит Оксана. — Указано, что именно односельчанин позвал туда мальчика Василия. Все возможные фамилии деревни Вахрамеева я нашла в архивах Ярославской области, в списках верующих, метрических книгах и исповедных ведомостях».
Метрические книги и исповедные ведомости храмов в селе Спасское на Ухре, Арефина и других сел Арефинской волости позволяют установить даты рождения, крещения, смерти, состав семьи, содержат сведения о жителях деревни, их взаимоотношениях. Оксана Блайда оказалась первым человеком, который систематизировал все архивные документы, связанные с родословной святого и сведениями об окрестностях, в которых жила его семья и семья его супруги, Ольги Ивановны Нетрониной. Ее добровольческий труд, который начался со школьного задания ее дочери, вот-вот увенчается второй книгой.
«В 2012 году моей дочке Даше, которая училась в православной гимназии, учительница словесности, Ольга Николаевна Васильева, предложила написать небольшую работу о Серафиме Вырицком, — вспоминает Оксана. — Надо было собрать материал о самом святом и о его местах. Мы взялись за эту работу, потому что, во-первых, мой отец из села Арефино, и там много наших родственников живет, к которым мы ездим. Во-вторых, я занималась паломничеством и люблю святые места. Сначала мы взяли атлас и начали искать это Вахрамеево. Этой деревни сейчас на карте нет. Пришлось искать старинные карты в архивах и в Интернете. В литературе упоминания о местах преподобного Серафима на тот момент исчерпывались двумя-тремя предложениями. Первая наша с дочкой поездка в Спасское на Ухре на машине — я была за рулем — заняла целый день. Мы ехали на 30-градусном морозе. Затем посетили библиотеку села Арефино, где святому посвящена небольшая выставка, опять потратив целый день на дорогу. Сфотографировали экспозицию. Все наши рыбинские библиотеки тоже обошли, но там ничего не нашли. По крупицам собрали доклад, потом стали участвовать в конференциях разного уровня. В 2014 году в Ростове Великом на Открытых краеведческих Сергиевских чтениях «Отечество», приуроченных к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, Даша заняла первое место с темой «Родные места Серафима Вырицкого». Жюри нас очень сильно подбодрило, и мы продолжили нашу работу. Никаких мыслей ни о книжке, ни о статьях тогда даже не было».
Дочь Даша потихоньку отошла от дел, но маму было уже не остановить. Оксана продолжала собирать в папочку материал, беседовала со старожилами мест. Съездила в Вырицу, где ее исследование поддержал отец Георгий Преображенский и его ревностные о батюшке Серафиме прихожане. Вторым этапом поиска стал Рыбинский архив.
«Придя в первый раз, я ничего не понимала, не знала, в какой фонд отправить запрос, но ноги шли туда, я знала, что надо что-то делать, — рассказывает исследователь. — Я была тогда в декретном отпуске и каждую свободную минутку ездила в архив. Непросто было найти необходимое — документы по селу Спасское на Ухре находятся в разных архивах Ярославской области. Временные затраты очень большие. Мечтала найти хоть что-то в корнях святого, например, родственников в соседней деревне. Начала искать родословную. До 4-го поколения святого корни находятся в Вахрамеево. Частично, в метрических книгах можно все узнать о человеке, зная, к какому храму относилось село. Некоторые из этих книг по 1000 листов. Разобрать ведомости очень непросто для нас. В интернете я списала церковно-славянский алфавит, искала, как читаются эти буквы, а затем – слова целиком. Мне это давалось не так тяжело, так как я изучаю иностранные языки. С Божией помощью те вещи, которые не читались полгода назад, стала читать легко. То, что не могла прочитать, фотографировала на телефон, хоть тогда это было запрещено, и просила кого-то из читателей, которые давно занимаются поисками сведений по метрикам, чтобы мне прочитали».
Книга «К истокам. Родные места преподобного Серафима Вырицкого» вся основывается на архивных документах. Сбор информации занял с 2012 по 2015 год, книжка вышла в 2016 году. На епархию вышла через главного редактора епархиального журнала «Рыбная слобода» Анну Романову. Епископ Вениамин поддержал предложение издать книжку.
«Я не историк, не краевед, а просто неравнодушный человек, — говорит Оксана. — Из любви к святому, к родному краю, как-то с Божией помощью получилась книжка. Мне хотелось оставить после себя пусть небольшой след, чтобы и детям в пример, и Богу послужить. Искала параллельно с родословной преподобного Серафима и родословную своего отца. Поймала себя на том, что к поиску сведений о родных преподобного я подходила с большим трепетом, нежели к поиску собственных корней. Наверное, потому что сбор сведений о святом подразумевает большую ответственность».
Оксана особенно обращает внимание на орфографию написания названий родных мест святого. Ведь уже вовсю курсирует в документах и в СМИ, как норма: «деревня Спас-Ухра» и «Вахромеево».
«Я советовалась со словесниками, специалистами по русскому языку, они сказали, что нельзя исправлять названия, которые были, — аргументирует она, — мы не имеем право вносить новшества. На старинных картах нанесена деревня Вахрамеево, по архивным документам название везде пишется через два а. Посмотрите, в моей книжечке есть фотокопия о месте рождения святого. В паспорте Виталия Григорьевича Воронина, родившегося в деревне Вахрамеево, указано место рождения – «д. Вахрамеево». Правнук святого Василий Николаевич Набоко ведет сайт, посвященный преподобному Серафиму Вырицкому. Он тоже придерживается написания через «а». В Вырице, где особо чтут память о святом, тоже – за сохранение прежних названий. Есть такой сайт ЯрИРО (Ярославское историко-родословное общество), там все старинные названия без изменений, в том числе, и Спасское на Ухре без дефиса. Встречается в старинных документах еще одно написание названия этого села: «Спасское, что на Ухре». В первой книге у меня и Спасское на Ухре написано через дефис, и Вахрамеево, через «о», во второй книге уже будет историческое написание».
Вторая книга выйдет в Вырице. В ней будут опубликованы более полные родословные святого, его матери, Хионии Алимпиевны, и супруги Ольги Нетрониной. Войдут материалы по храмам Спасского на Ухре. Выяснился интересный факт — раньше село Спасское на Ухре было вотчиной ярославского Свято-Введенского Толгского монастыря.
«По профессии я учитель немецкого языка, сейчас решила продолжить обучение. Буду переводчиком английского и немецкого языков, — продолжает Оксана Блайда. — Мне бы хотелось написать статью о святом на немецком языке, чтобы о нем знали и в Германии. У Василия Николаевича Муравьева были лавки с товаром в Германии. Мы не знаем, в каком городе торговал будущий святой. Несмотря на небольшое количество православных храмов в Германии, думаю, есть православные люди, которые знают о святом, им это будет интересно».
Кроме того, Оксана, посчитав по карте, обнаружила, что между местами святого преподобного Серафима Вырицкого и родиной святого праведного воина Феодора Ушакова небольшое расстояние, обе святыни находятся на левом берегу Волги. Эта особенность дает возможность создания общего паломнического маршрута. Только прямой дороги между ними нет, да и обычных дорог тоже.
Еще несколько фактов в дополнение
Виталий Григорьевич Воронин, старожил Арефинского района, уроженец деревни Вахрамеево, с 1952-го года проживает в деревне Наволоки, недалеко от Арефино. По его воспоминаниям установили место избы Муравьевых. Его рассказ записала Нина Бокарева. «Я родился в 1935 году, в деревне Вахрамеево, — вспоминал он. -Мы, ребятишками, в прятки играли в старом доме. Крыша там провалилась, полы прогнили. Взрослые про нас говорили: «Вон, ребятишки опять в муравьевский дом забрались». Так я и запомнил, что это дом Муравьевых. На моей памяти в доме никто не жил, ни с кем из Муравьевых я лично не был знаком, и ничего не знаю об их семье. В Вахрамееве был колхоз из 4-х деревень. Фамилии жителей Вахрамеево: Воронины, Глебовы, Черновы, Комаровы, Зекины, Николаевы, Матвеевы, Смирновы, Курнины, Соколовы. Про старую часовню не слыхал. Дом Муравьевых разобрали и распилили на дрова в 1951 году, по указанию председателя колхоза. Наша семья первая покинула Вахрамеево в 1952 году. Родители переехали в деревню Наволоки, и дом с собой перевезли. Я до сих пор живу в нашем доме, который когда-то стоял в Вахрамеево. Последним там жил в конце 1960-х-начале 1970-х Комаров Павел Иванович, потом он переехал в Рыбинск. Точно не вспомню, но только или в 70-е годы, или в 80-е, по распоряжению директора совхоза «Арефино» бульдозерами разровняли все вахрамеевские поля, яблони уничтожили, тракторами сталкивали постройки, а там были: ферма, конюшня, овчарня. Остались только липы. После переезда я бывал в деревне несколько раз с мамой и братом Николаем, но ностальгии по Вахрамееву у меня нет. Все воспоминания о ней – нищета и голод. В 2006 году наш священник Андрей и священник Геннадий из Петербурга возили меня в Вахрамеево на БТР ставить крест. Но когда мы приехали, там крест уже стоял. Тогда я и указал место дома у лип, где сейчас его поставили. И уже тогда стоял еще один крест, в начале деревни, ближе к дороге Локтево – Вахрамеево, на участке Комарова. Там последовательно шли дома: Комаров-Воронин-Муравьев. Дачники там никогда не жили, жителей хоронили в Спасе, что на Ухре, и в Арефино у церкви было кладбище.
История первой справки
Точное место рождения преподобного Серафима Вырицкого установила сотрудница Рыбинского архива Елена Ваганова. Произошло это в конце 1990-х. Об этом рассказала корреспонденту ЖМП председатель Рыбинского историко-культурного общества Ольга Тишинова. «Я тогда была сотрудником Рыбинского музея-заповедника, — вспоминает Ольга Тишинова. — Пришла в архив, который находился в здании нынешнего Спасо-Преображенского собора, и встретила Елену Ильиничну Ваганову. Она меня спросила: «Ольга, ты не знаешь, кто такой старец Серафим Вырицкий?» Она объяснила, что пришло письмо от Валерия Филимонова из Петербурга с просьбой найти место рождения старца Серафима Вырицкого. Елена Ильинична с первого раза ничего не смогла найти и уже отправила писателю отрицательный ответ. А я только что прочитала книжечку Валерия Филимонова — первый опыт биографии будущего преподобного старца Серафима. Брошюру приобрела в свечном ящике Вознесенской церкви. Говорю Елене: «У меня книжка о нем есть, дам тебе почитать». Прочитав книжечку о батюшке Серафиме, Елена Ильинична им так прониклась, что занялась въедливым поиском. В частности, установила, что деревня, в которой он родился, была переименована в Большие Кулиги. Именно поэтому ей сразу не удалось найти родину преподобного. Потом архивист подняла метрические книги храмов Спасского на Ухре, где были сведения о восприемниках, его умерших сестрах Елизавете и Евдокии, и много другой информации. Она составила наиподробнейшую справку и отправила Валерию Филимонову. Он был так тронут ее трудом, что опубликовал эту справку на форзаце книги о батюшке Серафиме, которая вышла незадолго до его прославления. Книгу автор в благодарность прислал мне, а я ее передарила Елене Ильиничне, как первому человеку, который нашел эти сведения».
На кладбище у Никольского храма села Спасское на Ухре на могиле, которую принято считать фамильным захоронениям Муравьевых, стоит крест с табличкой: «О упокоении Николая и Хионии Муравьевых». На самом деле, место захоронения Хионии Алимпиевны не установлено. Свой век мать преподобного доживала в Рыбинске, на улице Большой Казанской, в доме Нетрониных – родственников жены Василия Николаевича Муравьева, Ольги Нетрониной.
«Мать-то похоронена, скорее всего, в Рыбинске была, — рассуждает председатель Рыбинского историко-культурного общества Ольга Тишинова, — умерла, видимо, в 1920-е годы, не раньше. Известно, что он приезжал навестить больную мать в Рыбинск 1922 году. Не исключено, что проститься. Сохранилось его прошение об этой поездке. Соответственно, мать была уже в Рыбинске. Но тогда в городе не устанавливали надгробных памятников, использовали надгробные плиты старые, на которых забивали надпись, либо ставили обыкновенные деревянные кресты. Муравьевы и Нетронины были люди верующие, они бы не позволили себе забить надпись на чужой надгробной плите. Скорее всего, был простой деревянный крест, который не сохранился. Единственным действующим в городе кладбищем после революции до 1949 года было Георгиевское. Оно сильно пострадало в советское время, особенно кресты. В 1930-м году там было 3000 надгробий, а в 1990-х – только 300. На Георгиевском кладбище находилась и единственная действующая церковь — Вознесенская. Соответственно, там могли и отпеть Хионию Алимпиевну, и похоронить. Но опять же, при условии, что она не пережила своего сына, и что семья Нетрониных вместе с ней куда-нибудь не переехала, скажем, в Ярославль. Мы этого не знаем».
Зато с могилой отца и двух сестер, умерших в первый год своей жизни, все определенно. Николая Ивановича, скончавшегося 5 сентября 1876 года от чахотки, подхоронили к двум его дочерям – Елизавете и Евдокии. По воспоминаниям старожила села Спасское на Ухре Александра Александровича Меньшикова, до того, как храм закрыли, на могиле Муравьевых всегда горела лампада. Кто-то присматривал за захоронением. Сама могила была выложена кирпичной кладкой. После того, как церковь закрыли, могилу подкапывали – искали, видать, золото. Крест с надписью о Муравьевых поставил уже Балагуров со своими учениками на место, которое указал Меньшиков, написал «Муравьевы» и обнес штакетником.
История восьми крестов
В Арефинском районе есть восемь поклонных крестов, связанных с памятью о святом преподобном Серафиме Вырицком.
Первый крест — на повороте с шоссе «Рыбинск-Пошехонье» на Арефино, второй – поворот с Арефинской дороги на Ананьино, третий – поворот с Ананьино к Спасскому на Ухре, четвертый – на месте алтаря разрушенного Преображенского храма, пятый – у святого источника в селе Спасское на Ухре, шестой – на могиле отца преподобного, Николая Ивановича Муравьева, седьмой – в селе Ананьино, на повороте дороги на Локтево, восьмой – в деревне Вахрамеево. До недавних пор – на месте избы Муравьевых, теперь – перед часовней.
Кресты были поставлены в 2006 году священниками Андреем Касицыным из Арефино и Геннадием Беловоловым из Санкт-Петербурга. Отец Геннадий Беловолов в середине нулевых был частым гостем в Ярославской епархии. Однажды ему довелось передать Образ Божией Матери «Ярославская» митрополиту Ярославскому и Ростовскому Кириллу (Наконечному). Владыка был тронут и стал его приглашать. На одной из таких встреч отец Геннадий Беловолов и отец Андрей Касицын познакомились и разговорились об общем святом Серафиме Вырицком, обменялись контактами.
«Установка крестов произошла спонтанно, — вспоминает протоиерей Андрей Касицын, — дело было летом. Мне звонит отец Геннадий и говорит: «Мы скоро будем, уже подъезжаем, у нас газель, полная крестов». Оказывается, отец Геннадий общался с поисковиками, которые поднимают останки погибших в Великой Отечественной войне, перезахоранивают, устанавливают кресты. На их счету тысячи крестов. Они и предложили отцу Геннадию установить поклонные кресты в местах, связанных с памятью о святом. Кресты делали на заказ в Великом Новгороде. Вначале, честно говоря, я испугался этой инициативы. Но до сих пор слышу только добрые слова. Люди их воспринимают, как благословение на добрую дорогу, кроме того, кресты приобрели значение путеводителя».
О строительстве дороги в Спасское на Ухре
«Я построил дамбу за свой счет, одну трубу положил, осталось найти трубу для второго стока и засыпать дамбу щебенкой, — говорит Александр Чуваев, глава Арефинского поселения. — Так как дамба готова, я все посчитал. Вопрос каких-то 900 метров в гравийном исполнении, стоимостью в 2,5 миллиона рублей, и всегда будет проезд. Мои, поселенческие дороги, только внутри населенного пункта. А дороги между населенными пунктами считаются районными, областными, я не имею права на них тратить бюджетные деньги своего поселения. Будь это моя дорога, давно бы ее закончил. А так — меня накажут за нецелевое использование бюджетных средств. Я не могу даже копнуть гравия в реке — у нас там водоохранная зона, еще где-то взять — тоже не могу. Со своими материалами приходить нельзя. Делать только по нормам, официально, то есть очень дорого. Дамба включена в программу, как социальный объект. Второй год район задвигает эту дорогу. Единственное, что мне удалось — выторговать четыре больших машины подсыпки, потому что сейчас в дамбе одна глина. Районному совету ведь не объяснишь, что такое святыни. У них один аргумент: «У тебя там три человека, а есть районы, где 300 жителей». Говорю: «Регулярно из Петербурга два автобуса приезжают и люди километр идут пешком, туфлями грязь черпают». На что получаю ответ: «На то они и паломники». Я хочу привлечь внимание к своему поселению. В Арефине особая аура, все отмечают, сюда всегда хочется вернуться. Для меня мечта — пример Коприно, куда пришли москвичи, вложили миллиарды в дороги, инфраструктуру, и люди к ним едут. Сейчас губернатор области все силы и финансирование бросил в Назаровское поселение, на родину Федора Ушакова. Логика такая: «Батюшка Серафим – старец, в Ленинграде жил, а Ушаков — воинская слава России, всероссийская знаменитость!». Я ничего не имею против святого Федора Ушакова, я в тех местах бываю. Там тоже дороги нет. В зимние праздники на своей машине, с женой и внучками, буксовали. Стеллу хорошую там открыли. Поскольку я сам – глава поселения, знаю, сколько в этом памятнике было затрат района, области. Сейчас Федором Ушаковым будут заниматься, а про нас забудут».
От первого лица
«Дорога на Спасское на Ухре входит в число приоритетных для Рыбинского муниципального района, так как ведет к одному из наших знаковых мест, — говорит Александр Малышев, председатель Муниципального совета Рыбинского муниципального района, депутат Арефинского сельского поселения. — По ней готова проектно-сметная документация, выполнено межевание. К сожалению, из-за ограниченного финансирования и большого числа проблемных дорог в районе, в частности, на территории Арефинского сельского поселения, мы можем ремонтировать ежегодно только один объект транспортной инфраструктуры. Сейчас там первостепенной является дорога — Коняево-Простино, протяженностью 10 км. Мы начали ее строить 4-5 лет назад, ежегодно выполняем по 1 километру. Бросать наполовину сделанную дорогу Коняево-Простино, необходимую для местных жителей, неправильно. Как только ее завершим, сразу перейдем к капитальному строительству дороги до Спасского на Ухре. Поверьте, это вопрос не ближайшего десятилетия, а двух-трех лет. Мы, поселковые депутаты, приложим для этого все усилия. Благодаря Арефинским главе и депутатам все предварительные работы уже выполнены. Однако заказчиком дороги является Рыбинский муниципальный район, финансирует строительство районный бюджет. Ежегодно в бюджете на районные дороги выделяется порядка 20 миллионов на 11 сельских поселений, в которых 596 населенных пунктов и 500 км дорог, большинство из которых – проблемные. Поэтому существует понятие очереди и приоритетов. В приоритетах места, где наибольшее число жителей, и соответственно – обращений граждан. В Спасе, мягко говоря, не очень много людей проживает, но это не значит, что дорога не будет сделана. Спасское на Ухре — знаковое, культовое место и, конечно, не второстепенное. Я бы не сказал, что решение транспортной доступности к месту, где крестили святого Серафима Вырицкого, отодвинуто, по сравнению с устройством дороги к месту крещения святого Феодора Ушакова. На Хопылёво тоже дороги нет. Мы реально только в конце прошлого года приступили к проектированию ее капитального ремонта. С ней мы можем надеяться на поддержку региональной власти. По логике, я, как депутат Арефинского поселения, должен ратовать за своих, но, понимаете, нельзя сначала починить все дороги в Арефине, а потом на остальных территориях Рыбинского района. В прошлом году нужна была дорога в Октябрьское поселение, где многодетные семьи получили земельные участки. Только она отняла порядка 8 миллионов, как главный, приоритетный, проект. Есть дороги, по которым школьные автобусы возят детей на занятия. Они тоже в приоритете. Если бы удалось дополнительные финансовые средства привлечь, сверх бюджетных, то дорогу в Спасское на Ухре специалисты сразу закончили бы. 2,5 миллиона — не такая большая цифра, и основа сделана. Но так как пока меценатов нет — дорога по-прежнему в плане значимых объектов, и будет закончена в свой черед».
Постскиптум
Жизнь продолжается. Нет сомнения в том, что когда-нибудь появятся не только в проектах, но и в действительности дорога в Спасское на Ухре и дорога к храму Богоявления-на-Острову, где крестили праведного воина Феодора Ушакова. Спасибо Рыбинской епархии, которая, собрав под свое крыло эти полузабытые сельские храмы, а вместе с ними и целые обезлюдевшие сегодня сельские территории, молитвой и трудом начинает возрождать в них жизнь. От эпохи великого разобщения Русская Православная Церковь ведет нас к созиданию духовного и территориального единства. Каждый из нас может и должен внести свою лепту в этот большой, необходимый нашей родине труд.