Четверть века назад не стало художника Василия Трамзина. Творчество для него было естественным, обычным состоянием, сравнимым с дыханием, без которого невозможна жизнь человека.
…Когда уходит человек, места, где он жил, долго еще как будто хранят память о нем. Даже если сменить в его доме обои и мебель, всё равно останется тот же солнечный блик на стене, и скрип половицы, и знакомый уличный шум, и ветер, который как старый знакомый врывается в открытое окно. А если речь идет о мастерской художника, то прибавьте сюда воздух, надолго пропитанный запахом масляных красок и дерева.
У Василия Васильевича Трамзина было две мастерских. Одна в Рыбинске, недалеко от Спасо-Преображенского собора, на углу Крестовой и Преображенского переулка. Другая – в Петраково, на берегу Рыбинского моря.
Дом в Петракове чудом сохранился – деревня подлежала затоплению рукотворным морем, которое в 40-е годы начало наполняться. Однако когда уровень воды достиг контрольной отметки, море метров сто не дошло до этого крепкого, сложенного будто на века, большого деревенского дома. Трамзин купил его в 60-е годы, и с тех пор много времени проводил здесь. Он не только устроил здесь себе мастерскую – светлую, просторную, с большими окнами, печкой, — но и посадил вокруг участка березы, сосны, ели. Любил ходить за грибами. Окрестные места были хорошо ему знакомы, ведь его родная деревня Калита находится недалеко от Петракова, и принадлежит к тому же Погорельскому сельсовету Рыбинского района.
Деревня Калита
Старый родительский дом Трамзиных, купленный родителями Василия Васильевича в 1916 году, еще и в конце 90-х оставался одним из самых заметных в Калите. Сестры художника приезжали сюда только летом – Мария Васильевна жила в Рыбинске, а Екатерина Васильевна в подмосковном Жуковском. Когда в 1996 году съемочная группа рыбинского телевидения искала материал для фильма о Трамзине, здесь, в Калите и состоялась единственная наша встреча ссестрами, и они поведали то, что не написано ни в одной из оставшихся кратких биографий Василия Трамзина.
Четверо из пятерых детей Трамзиных родились здесь, в Калите. Старшей в семье была Екатерина Васильевна, родившаяся в 1917 году, а младшим – брат Юрий, 1924 года рождения. Он восемнадцатилетним юношей погиб в бою под Курской дугой.
Талант живописца у Василия, родившегося в 1921 году, проявился рано, и в родительском доме в Калите мы увидели его детские и юношеские работы, среди которых был зимний деревенский пейзаж со сторожем с колотушкой в руках на первом плане. Как говорила Екатерина Васильевна, это была первая работа художника маслом, хотя в то время Василий учился в четвертом классе. Хранились в том доме и несколько очень солнечных, теплых детских портретов, а также портреты сестер в молодости…
После окончания семилетки любовь к рисованию привела будущего художника в Ярославское областное художественно-педагогическое училище. Время учебы было нелегким. Как вспоминали выпускники конца 30-х годов ХХ века, «рисовали на обоях, на серой оберточной бумаге, вырабатываемой из соломы; бывало, рисуешь, и вдруг при тушевке карандаш упирается в кусок соломы, и на почти уже законченном рисунке появляется досадная дыра…»1 Нелегко давались и работы акварелью. Тот же автор вспоминал, что бумагу для акварели каждый доставал сам, как мог. «Однажды кто-то сообщил, что в книжном магазине продаются альбомы с иллюстрациями к пьесам А.Н. Островского, напечатанные на плотной бумаге. Все бросились в магазин и моментально раскупили эти альбомы, а потом … (при всем уважении к автору этих рисунков академику Д.Н. Кардовскому) использовали обратную сторону этих листков для акварельных работ». Как вспоминает педагог училища А.А. Алехина, «масляные краски достать было трудно, да и стоили они очень дорого. В училище выдавали учащимся липотоновые белила и другие низкосортные, непригодные для живописи краски. Раздавал их обычно сам преподаватель. К нему подходили по очереди, и он мастихином накладывал на палитры краски, при этом, шутя, выкрикивал: «Киноварь… ультрамарин… подходи, бери…» На грязную, неопрятную палитру краски не накладывал. Плохо было тем, кто опаздывал на занятие. Перед такими со словами «лавочка закрыта» банку с краской он закрывал…»2.
Рисунок, живопись и композицию в Ярославском художественном училище в те годы вели выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества Сергей Федорович Шитов (1880-1942), выпускники ВХУТЕИНа Борис Афанасьевич Петрухин (1906-1938) и Владимир Илларионович Гапошкин (1907-1961), выпускники Института живописи, скульптуры и архитектуры АХ СССР в Ленинграде Павел Сергеевич Опарин (1908 – 1941) и Всеволод Николаевич Дружинин (1914-1946). Александра Алексеевна Алехина, воспоминания которой мы цитировали выше, окончила Ленинградский историко-лингвистический институт, и более 30 лет преподавала в ЯХУ. Среди педагогов были и выпускница Строгановского художественно-промышленного училища Анна Григорьевна Владыкина, и Михаил Александрович Владыкин, окончивший в 1905 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учившийся в мастерских Л.О. Пастернака, А.В. Архипова, В.А. Серова.
Василий Трамзин успешно окончил Ярославское художественное училище в 1941 году, а его дипломная работа была удостоена первой премии.
Тогда же Трамзина призвали в Красную Армию. Он попал в военную школу связи. С 1943 года по май 1944-го воевал на 2-ом Украинском фронте. Как сказано в его послужном списке, хранящемся в Рыбинском музее-заповеднике, «в свободное от боевой службы время под руководством политотдела художником создаются портреты руководителей советского государства и военачальников, осуществляются росписи в клубах, столовых и общежитиях». Среди военных наград Василия Васильевича — орден Отечественной войны, медаль «За победу над Германией», юбилейные памятные медали.
После демобилизации В.В. Трамзин короткое время учился во ВГИКе, а затем в 1946 году вернулся в Рыбинск. В конце сороковых – начале пятидесятых здесь формируется новый состав местной организации Союза художников. Одни возвращаются с фронта (как В.В. Трамзин и А.П.Разумовский), другие заканчивают художественные учебные заведения (М.В. Глибин, А.Н. Загуляев, И.У. Лифшиц). Возобновляется традиция проведения городских выставок.
С тех самых пор и до выхода на пенсию в 1981 году В.В. Трамзин работал в художественно-производственных мастерских г. Рыбинска Ярославского отделения Союза художников страны, совмещая оформительскую и активную творческую деятельность.
Первую персональную выставку художник устроил в 1949 году в Рыбинске. В 1952 и 1953 годах участвовал во Всесоюзных выставках художников — маринистов, а также во Всесоюзной выставке, посвященной Первому съезду художников СССР. Его работы выставлены и в нескольких республиканских и зональных экспозициях. В 1952 году Василий Васильевич был награжден первой премией в областном конкурсе за создание картины «Перед севом». В том же году получил премию в республиканском конкурсе за создание картины «Битва на р. Сить – и это тоже один из признаков успеха.
С 1955 года В.В. Трамзин вступил в Союз художников РСФСР. С тех пор он много ездил по стране, работал на творческих дачах в Гурзуфе, Вышнем Волочке и других местах. В таких творческих командировках были созданы целые циклы живописных пейзажей Средней Азии, Причерноморья, Севера России. Многие из этих работ зритель получил возможность оценить на персональных выставках, которые только в Рыбинске при жизни мастера устраивали пять раз, и еще три – в Ярославле.
Кроме того, в 70-е — 80-е годы картины В.В. Трамзина украшали интерьеры городских дворцов культуры, учебных заведений, учреждений здравоохранения – таков был отчасти итог его работы в художественно-промышленных мастерских, выполнявших по договорам оформительские работы.
В мастерской на Крестовой (тогда – проспекте Ленина) Василий Трамзин работал лишь последние годы. Все, кто навещал Василия Васильевича в этих стенах, скажут вам, что на мольберте у него всегда стоял только что загрунтованный, еще влажный, чистый холст, и рядом обязательно была свежая палитра. Художник почти всегда спокойно и сосредоточенно работал, иногда даже посетители не мешали ему. Частым гостем в этой мастерской в конце 80-х был искусствовед Евгений Балагуров, выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е Репина, автор нескольких публикаций о художнике. В архиве Евгения Петровича сохранилось несколько снимков, которые воспроизводят атмосферу и городской, и деревенской мастерских Трамзина.
Процитируем статью Евгения Балагурова о В.В. Трамзине, опубликованную еще в 1982 году, накануне открытия очередной персональной выставки работ нашего земляка.
«В одной из передач центрального телевидения генерал армии П.И. Батов, отвечая на вопрос «Где его родина?», немного помолчал, а затем утвердительно указал на небольшой трамзинский пейзаж. Как дорогую реликвию хранит в своем кабинете замечательный советский полководец это полотно. Ему и тысячам советских людей жизнеутверждающее, оптимистичное в своей основе творчество Трамзина дает счастье общения с неповторимой красотой Родины…»
* * *
Творчество Василия Трамзина представляет собой образец преемственности традиций русского реалистического пейзажа конца ХIХ и пленэрной живописи начала ХХ века. Творческое наследие Трамзина, по мнению специалистов, насчитывает больше тысячи работ. Как это часто случается, произведения искусства, созданные мастером, надолго переживают своего создателя. Некоторые из них хранятся в коллекциях музеев – в частности, Рыбинского Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и Ярославского художественного музея. Но судьбу еще большего числа произведений Трамзина невозможно проследить. Известно лишь, что работы нашего земляка находятся в частных собраниях не только в России, но и в Германии, Голландии, Франции, США, Мексике, Японии и многих других странах.
Натура была для художника Василия Васильевича Трамзина главным источником вдохновения. Поэтому самая значительная часть его наследия — пейзажи. Именно в этой части живописец высоко оценен и собратьями по кисти. Так, в 1983 году известный художественный критик в главном издании Союза художников России – журнале «Художник» — называет Василия Трамзина ведущим мастером ярославского пейзажа.
Действительно, живописная манера его столь узнаваема, что ее не спутаешь ни с кем: многочисленные этюды Трамзина, написанные быстро, широко, фактурно, приобретают черты смысловой законченности и выразительности. Привычно и просто художник справляется с труднейшей задачей – привести в соответствие и отразить на холсте всё богатство красок, которое выплескивает на человека мир.
«…Пишет как дышит» — это сказано и о Василии Трамзине. Ибо круг его творческих интересов в пейзаже определяется тем, с чем он свыкся душой, что стало дорогим и близким с детства, — приволжские просторы. При этом каждая трактовка пейзажного мотива (нередко они у художника повторяются), каждое композиционное решение, палитра живописца наделены образным смыслом и неизменно содержательны. Удивительно, что это содержание, как правило, не становится результатом долгих поисков, а отражает глубину минутного озарения, запечатленного вдохновенной кистью мастера. При этом «отпечаток» мгновения столь точен, что передает не только все оттенки цвета, но, кажется, и саму температуру окружающего мира. Это колористическое единство пейзажной среды, раскрывающее гармонию мира, производит особое впечатление на зрителя. Таковы работы В.В. Трамзина «На родине», «Копринский лес», «Над Рыбинским морем», многочисленные деревенские пейзажи, написанные в окрестностях родной ему Калиты и дачного Петракова, и другие живописные произведения.
Таковы и морские пейзажи Трамзина. За пределами Рыбинска Василий Васильевич был больше известен именно как маринист. Его дебют на Всероссийской выставке 1952 года был отмечен картиной «Рыбинское море». Позднее столичное издательство «Художник» выпустило в свет большим тиражом репродукцию этой работы, а Трамзин с тех пор неизменно принимал участие в зональных и республиканских художественных выставках, а также выставлял свои работы на первой и второй Всесоюзных выставках художников-маринистов в Москве. В морских пейзажах особенно ярко раскрывается живописная манера Трамзина, его темпераментное, живое письмо, воссоздающее саму суть переменчивой стихии. Кроме того, именно морской пейзаж наиболее точно раскрывает уникальную способность художника передать на холсте дыхание жизни, подлинный драматизм мгновения.
В большом творческом наследии Трамзина один из мотивов, несомненно, связан с Рыбинском и его живописными окрестностями. Мастера не назовешь летописцем городского пейзажа, потому что он не воссоздает с тонкостью все детали архитектуры. Он, как поэт, пишет цельный и колоритный образ живого, уходящего в прошлое старого волжского города. И хотя старый Рыбинск многократно воспет в полотнах местных художников ХХ века, работы Трамзина занимают среди них никем не оспариваемое место.
Хотя Трамзин и известен сегодня как мастер пейзажа, между тем, в его творческой биографии были и работы социального звучания. Таково, к примеру, было монументальное полотно «К Ленину». Таков был и «Буревестник», и некоторые другие работы, местонахождение которых сегодня неизвестно.
Сохранилась отчасти и галерея портретных образов, выполненных художником, таких, как портреты родителей, «Речник», «Рабочий сельхозкомплекса» и другие.
Творческие командировки раскрывают зрителю еще одну грань удивительного дарования мастера-пейзажиста – его умение достигать соответствия собственного восприятия и состояния природы независимо от того, насколько знакомы художнику колористические «возможности» натуры. Одну из серий таких работ Трамзина условно называют «Гурзуф» (по названию места в Крыму, где была расположена творческая дача Союза художников). В среде художников известно, что живописец, попавший из северной полосы России на юг, обычно бывает ошеломлен и подавлен обилием красок и света, и поэтому долго может испытывать растерянность — ему не удается достичь цветовой гармонии. Между тем, работы Трамзина, привезенные им из Крыма, всегда удивляли коллег – в них не только не было и тени растерянности, но палитра художника как будто радовалась новым возможностям, и цветовой колорит всегда был идеально гармоничен.
Еще одну серию живописных работ художник создал на Соловках. В этих картинах подчеркнуто величие северной архитектуры, ее вековая незыблемость. Все соловецкие работы Трамзина отличает особая серебристо-серая гамма оттенков и широкий, смелый мазок кисти, который искусствоведы называют пастозным.
И, наконец – море. Можно с уверенностью утверждать, что это любимый мотив художника Трамзина. Глядя на эти полотна, наверное, наиболее ясно можно понять, как широко и многогранно воспринимал художник не только эту стихию, но весь этот мир, с каким непреклонным трудолюбием мастер исследовал его и стремился достигнуть гармонии красок. И сам творческий процесс был естественным, обычным для художника состоянием, сравнимым с дыханием, без которого невозможна жизнь человека.
…Воспринимая творчество художника, мы соучаствуем в нём. Бросая взгляд на картину, мы как будто оживляем её и даже, возможно, придаем смысл её существованию. Но не все картины одинаковы. Есть такие, символика которых предназначена для небольшого круга посвященных. И есть – распахнутые и ясные, как глаза ребенка. Свежесть и глубина таких полотен доступна каждому человеку, способному видеть. Таковы картины замечательного русского художника Василия Трамзина.
Анна Романова
1 Ярославское художественное училище. Ярославль, 2011. С.11
2 Там же, с. 12.
Какая замечательная, интересная и познавательная статья человека, глубоко понимающего, чувствующего не только живопись, но и поэзию…