В первых числах ноября «Рыбинская среда» написала: открыта регистрация на заочный этап самых авторитетных олимпиад для школьников. И вот уже подходит к завершению весь цикл олимпиад 2019-2020 года, поскольку 15 февраля в МГУ прошел очный этап олимпиады «Ломоносов».
Напомню, что университетские олимпиады школьников дают возможность каждому учащемуся показать свой уровень знаний напрямую независимым экспертам, а лучшим вузам страны – оценить тех, кто хотел бы у них учиться, и отобрать лучших. В условиях достаточно запутанной системы оценки знаний в современной школе вузовские олимпиады — поистине бесценный шанс, или, если угодно, маленький осколок прежней хорошо продуманной системы отбора кандидатов для получения высшего образования. Если вас интересует тематика вопросов и уровень задач, вы в любое время можете заглянуть на сайт олимпиады, и увидеть там задания прошлых лет, помещенные уже вместе с ответами.
Но всё это лишь вступление и немного – отступление от темы. Сегодня у меня есть возможность написать о впечатлениях участника: дочь-семиклассница стала призёром заочного тура, и, соответственно, была приглашена написать очный тур олимпиады для школьников МГУ «Ломоносов». Специальность – космонавтика. ( Этот раздел олимпиады проводит факультет космических исследований МГУ). Мария в ноябре написала заочный тур олимпиады «Ломоносов» по четырем предметам, но призёром стала только в этом разделе, и на почту пришло приглашение: приезжайте в МГУ на очный тур. Поистине – «неисповедимы пути Господни».
И вот – мы бодро шагаем от станции метро «Университет» к новому – Шуваловскому – корпусу. (Дорога знакома – в этом корпусе располагается философский факультет, где училась старшая сестра Марии). В этом новом здании, построенном к 250-летию МГУ в 2005 году, находятся четыре или пять факультетов университета. А сегодня здесь проводится олимпиада «Ломоносов» по философии, биологии и космонавтике.
Правила – строги. С собой в аудиторию олимпиец берёт только документы, две ручки и бутылку воды. Родители остаются за «рамками» охраны здания. Все они, эти мамы и папы, взволнованны, но без «надрыва». Те, кто встречает детей по ту сторону «рамки», — преподаватели, специалисты, — доброжелательны, внимательны, — симпатичны!
Конечно, все мы, оставшиеся по эту сторону «рамок», делимся на две категории, и родители старшеклассников, для которых участие именно в этой олимпиаде может стать решающим для всей дальнейшей судьбы, чуть более взволнованны и напряжённы. Мы же, отправившие своих 7-9-клашек на этот неведомый экзамен, полны, скорее, чувства выполненного долга.
Олимпиада длится, по правилам, 4 часа. В нашем случае за это время нужно было решить шесть задач. В основном, это задачи по физике, хотя для их решения иногда требуются элементарная логика и знания по геометрии и математике. Ну и, конечно, требуется большой запас терпения. У семиклассников с этим качеством как раз не очень)) Хотя для того, чтобы задачи были решены, сделано всё, — даже каждому выданы калькуляторы.
Если Вам интересно, вот одна из прошлогодних задач. «Бензиновый двигатель оказался слишком тяжелым для беспилотника, и мальчик решил попробовать электрический винтовой двигатель на современных аккумуляторах. Для того, чтобы протестировать двигатель, мальчик установил его на тележку, которую спускает вниз по доске (двигатель тянет тележку вниз), лежащей на покрытой льдом поверхности горки. При этом винт двигателя создает такое ускорение, что доска остается неподвижной (трение между льдом и доской считайте пренебрежимо малым). Масса электрического двигателя (с аккумуляторами, винтом и т.д.) ?0 = 1 кг, масса тележки ?1 = 2 кг, масса доски M = 4 кг, поверхность горки образует с горизонтом угол = 30°. Найдите силу тяги винта (в ньютонах с точностью до десятых)».
Любопытно, что этот мальчик-экспериментатор является героем всех олимпийских задач: он пытается запустить ракету с помощью то бензинового, то электрического двигателя, то запускает на аэростате аппарат телеметрии, то теряет его при посадке и приступает к поискам… В общем, не соскучишься.
Но вот олимпиада позади. Правда, не четыре часа, а только три. Но что сделано, то сделано. В руках — диплом призера отборочного тура олимпиады.
И вот — свобода, голубое небо, лёгкий морозец… Идём обедать в Главное здание! В Московском университете есть хорошее правило: по диплому выпускника МГУ охрана пропустит вас в университет, даже если вы его окончили тридцать лет назад. А заодно вместе с вами пропустят и вашего ребенка, которому только тринадцать. Студенческая столовая приводит ребенка в восторг. Так же, как и повар, высыпавший на поднос конфеты и раздающий их просто так всем желающим – в честь своего дня рождения.
Главное здание сегодня во многом то же, что и 72 года назад, когда приняло первых студентов. Это тот же «город» — из него можно не выходить месяцами, потому что здесь есть всё необходимое для жизни: жилье и учебные классы, магазины и спортзалы с бассейном, химчистки и прачечные, дворец культуры и кинозалы. Но с грустью отмечаешь про себя, что ведь и паркет здесь тот же, что был во времена твоей юности, а его уж давно следовало бы сменить… И все-таки по-прежнему впечатляет сам масштаб заботы о будущем (а ведь построить такой город студентов, оборудовать его всем необходимым не только для жизни, но для развития – это и есть подлинная, не поддельная забота о будущем).
Мы проходим по первому этажу сквозь Главное здание и выходим с противоположной стороны. Перед нами распахивается грандиозная панорама Москвы, в центре которой сияет купол храма Христа Спасителя. Никогда раньше я не замечала, что он — в центре этой панорамы. Ищу этому объяснение, и вспоминаю, что по проекту 1947 года на месте взорванного храма Христа Спасителя должна была стоять самая грандиозная высотка, с фигурой Ленина наверху, в голове которой архитекторы планировали разместить библиотеку… Так что и место для строительства университета, и его «центральные точки» выбраны были не случайно.
И все-таки – у нас обеих захватывает дух от этой грандиозной панорамы любимого города под чистым небом, освещённого солнцем, слегка тронутого снегом и морозом. И конечно, пушкинские строки сами собой вырываются из глубин памяти: «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось…»
Анна Романова
16 февраля 2020 года