Казанский храм города Данилова вот уже столетие символически являет миру чудо русской земли, в потаенных путях которой сокрыто сокровище народной души. Среди бескрайних лесов и болот, вдали от больших городов и последних достижений цивилизации возносятся к небу пять глав этого красивейшего в мире собора. Летом 2018 года минуло столетие с момента его освящения, совершил которое святитель Тихон, Патриарх Московский. Об истории этого храма и самого Казанского женского монастыря «На Горушке» повествует сегодня «Рыбинская среда».
Даниловский Казанский женский монастырь расположен на севере Рыбинской епархии, близ города Данилова, в поселке Горушка. О его былом расцвете сегодня напоминают только собор в честь Казанской иконы Божией Матери и несколько монастырских зданий. Всего 33 года просуществовал в ХIХ-ХХ веках монастырь, но за это короткое время он оставил глубокий след в духовной жизни края. На тяжелое для России время пришлось строительство Казанской обители, свои труды в нем положили великие подвижники Русской Православной Церкви — святитель Тихон (Беллавин), Патриарх Московский и всея России, священноисповедник Агафангел (Преображенский), архиепископ Ярославский и Ростовский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, архиепископ Ионафан (Руднев), епископ Софроний (Старков).
Монастырь был основан 1894 году по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Ионафана протоиереем Андреевского собора города Кронштадта Иоанном Ильичем Сергиевым (будущим святым праведным Иоанном Кронштадтским). Старшей сестрой вновь образованной общины была назначена монахиня Михаила (Козлова). Матушка Михаила (в миру Параскева Петровна) была уроженкой Тверской губернии, родилась в купеческой семье в 1842 году. Получив домашнее образование, в молодом возрасте удалившись от мирских утех, она поступила в Вышневолоцкий монастырь. Проходя разные послушания и укрепляясь духом, прожила там несколько лет, но вследствие слабого здоровья ей пришлось покинуть обитель. Желание служить Господу и Церкви никогда не покидало Параскеву Петровну. В 1880 году, в возрасте 38 лет, она отправилась паломницей на Святую Землю и остановилась в монастыре святой великомученицы Екатерины. Занимаясь на Синае благоустройством обители, она устроила храм в честь святой великомученицы, за что была награждена грамотой Иерусалимских Патриархов Никодима и Герасима. Своими личными средствами помогала она в украшении храма Святого Гроба Господня и в 1893 году получила такую же грамоту за устроение драгоценной ризы над Кувуклией Гроба Господня. За большие труды ей было предоставлено право на пожизненное пользование двумя кельями Екатерининского монастыря. Однако Параскева Петровна не осталась жить на Святой Земле. Получив благословение отца Иоанна Кронштадтского, она вернулась на родину возводить новый монастырь. В 1893 году поступила в Казанский монастырь города Ярославля, где 31 января в 1894 года была пострижена в мантию с именем Михаила. Сразу после пострига архиепископ Ярославский и Ростовский Ионафан, благословив и напутствовав монахиню Михаилу душеполезными наставлениями, отправил её создавать новую обитель.
В живописной местности вблизи города Данилова, где в то время росли одни сосны, и лесная тишина прерывалась только пением птиц, начала зарождаться монашеская жизнь. Ведя постоянную переписку с отцом Иоанном Кронштадтским, матушка Михаила действовала строго по его благословению. Часто проезжая через эти места по пути из Кронштадта на родину, в Архангельскую губернию, отец Иоанн всегда умилялся живописности этого края. В одном из в своих писем батюшка и указал будущей игумении Михаиле подходящее место для Божией обители. На личные средства основательницы началось строительство 16-келейного деревянного корпуса, бани и хозяйственных построек. Летом того же года все работы были закончены. Сверкая на солнце янтарными бревнами и источая аромат свежей смолы, посреди соснового бора вырос двухэтажный корпус с деревянным домовым храмом в честь Казанской иконы Божией Матери. Небольшая церковь была украшена величественным иконостасом. Несмотря на маленькое помещение, внутри её были устроены хоры. Прослышав о новой обители, в нее сразу начали прибывать сестры. Через несколько лет число их возросло до 80 насельниц. Вскоре в общине состоялись первые монашеские постриги: монашеского чина сподобились четыре сестры. Многие из послушниц были одеты в рясофор. Большое значение в жизни монастыря имело участие батюшки Иоанна Кронштадтского. Оно не закончилось с открытием обители. Отец Иоанн постоянно внимательно следил за духовным ростом новорожденной общины, помогал строительству своими средствами и привлекал благодетелей. В 1894 году в день Казанской иконы Божией Матери указом Святейшего Правительствующего Синода, по представлению Высокопреосвященного Ионафана, архиепископа Ярославского и Ростовского, официально учреждена была Даниловская Казанская женская община. Настоятельницей её была назначена монахиня Михаила (Козлова). Земля была пожертвована обители властями города. Это было первое из будущих многочисленных пожертвований. Постоянными благодетелями монастыря были местные купцы, а также представители купеческого сословия из Петербурга и других городов. Самым именитым из местных благодетелей был Алексей Никифорович Масаинов. Жертвовали монастырю также и городские мещане, и крестьяне. Лепты их были значительные. Активная деятельность и большой опыт матушки Михаилы при значительной поддержке местных жителей способствовали росту обители. Вскоре после официального учреждения общины, 31 июля того же года, состоялось освящение Казанской церкви архиепископом Ионафаном с участием Даниловского духовенства при многочисленном стечении народа. Были освящены и другие монастырские постройки. Казалось, в обители построили уже все для повседневного быта, но звонкий стук топоров не утихал. В 1896 году был построен странноприимный дом с гостиницей и квартирами для священника и диакона. Тогда же построили большое хозяйственное здание, включавшее в себя конюшню, коровники, каретный двор, хранилища хлеба и сеновалы. В 1897 году, после строительства собственного кирпичного завода, матушка Михаила приступила к устроению двухъярусной колокольни со святыми вратами, освящение которой состоялось в 1900 году. Красивая, нарядная, белокаменная, предстала она перед взорами верующих.
При монастыре сложился приход. Видя уют, душевную теплоту, молитвенность и красоту монастырских богослужений, люди тянулись в обитель. В храме было очень тесно и верующим приходилось молиться на улице. Когда в 1897 году Казанскую общину посетил протоиерей Иоанн Кронштадтский, матушка Михаила обратилась к нему за благословением на постройку большого храма. Пораженный высокой духовностью и молитвенностью сестер, их заботами о благоустроении общины, отец Иоанн не только с радостью благословил строительство храма, но и деятельно стал помогать в его сооружении. Проект храма был заказан им знаменитому архитектору Василию Антоновичу Косякову (1862- 1921 г.г.)
Василий Антонович был опытным архитектором, крупным организатором строительных работ, автором ряда научных трудов. Его творения могут составить энциклопедию древнерусского зодчества: для них характерен композиционный принцип построения зданий, отсутствие педантизма, творческая смелость и взаимосвязанность элементов. В.А. Косяков плодотворно работал в области культового зодчества. Созданные им сооружения расцениваются как вполне оригинальные явления в истории архитектуры. Значительная часть их находится в Санкт-Петербурге. Одной из самых выдающихся работ архитектора, которая принесла ему заслуженную известность, стал Морской Андреевский собор в городе Кронштадте – памятник героям русского флота. Еще один замечательный архитектурный проект — Спасский храм села Кукобой — воплощен в нынешних пределах Рыбинской епархии.
В 1899 году был построен второй общежительный корпус, так как количество сестер увеличилось до 100 человек. В большинстве это были молодые крестьянские девицы родом из разных губерний, среди них были и дочери кубанских казаков. Сестры несли различные послушания: пели на клиросе, церковничали, шили одежду, трудились на полевых работах, сеяли и убирали хлеб, заготавливали сено, работали на огородах, пасеках, пасли скотину, держали лошадей, приходилось заниматься и раскорчевкой кустарников под пашню. Работать в созидаемой общине приходилось много, труды были тяжелые. С самого начала общиной была развернута активная общественная и благотворительная деятельность: организовывали приюты и богадельни, которые обслуживали и содержали силами и средствами общины.
Летом 1900 года Святейшим Синодом был рассмотрен и одобрен к исполнению архитектурный проект В.А. Косякова, предполагавший строительство трехпрестольного храма для Казанской общины. И ровно через год, в 1901 году, был заложен фундамент Казанского собора. 6 февраля 1901 года указом царя Николая II Казанской общине был присвоен статус Казанского женского монастыря, а 10 февраля монахиня Михаила была возведена архиепископом Ионафаном в сан игуменьи. Только что став монастырем, молодая обитель, существовавшая всего шесть лет, взяла на себя едва ли посильную ношу — строительство Казанского собора.
Получив благословение Кронштадтского пастыря на начало строительства, а также завещанные купеческой вдовой Екатериной Степановной Ворохобиной 20 тысяч рублей, сестры начали возведение собора. В начале, благодаря накопленным заранее материалам и средствам, стройка шла весьма быстро. В конце лета 1901 года был завершен фундамент. Шли месяцы, собор постепенно подрастал, а средства заканчивались. Сестры падали от усталости, им приходилось работать и в монастыре, и на стройке собора. Видя непосильные труды сестер, местные жители помогали, чем могли. Даниловский купец Алексей Никифорович Масаинов пожертвовал монастырю каменный двухэтажный дом на углу Ярославской и Воскресенской улиц. Игуменья Михаила сразу же распорядилась сдавать верхний этаж под квартиры, на нижнем этаже устроила лавки, а в угловой комнате была открыта часовня в память рождения 30 июля 1904 года наследника Престола Цесаревича Алексия. К 1908 году строительство собора было доведено до главного карниза, но в конце декабря умер отец Иоанн Кронштадтский, покровитель и благодетель монастыря, и из-за нехватки средств строительство собора остановилось. Измученная трудами и заботами, лишенная духовной поддержки великого молитвенника отца Иоанна, 22 сентября 1909 года, по причине болезни сердца, умерла игуменья Михаила. Отпевание совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, будущий Патриарх Московский и всея России. Над могилой матушки Михаилы было сооружено надгробие с иконой и неугасимой лампадой. Видя большую скорбь сестер, потерпевших горькую утрату, владыка Тихон, обещал непременно сам приехать освящать собор, когда тот будет достроен.
Зимой 1909 года настоятельницей Казанского монастыря была поставлена монахиня Иоанна (Скабская). В занесенный снегом монастырь приехала новая настоятельница: она застала обитель в крайне тяжелом состоянии, с недостроенным собором и пустой казной. Монахиня Иоанна, в миру Зинаида Федоровна Скабская, родилась в 1864 году в семье петербургских дворян. Окончив Елисаветинский институт благородных девиц, она поступила в Пюхтицкий Успенский монастырь, где приняла монашеский постриг в 1895 году. В 1898 году вместе с настоятельницей Пюхтицкого женского монастыря она была переведена в Казань, в местный первоклассный Зилатов Успенский монастырь, а в 1900 году указом Священного Синода назначена на должность настоятельницы Свято-Троицкого Феодоровского монастыря в Казани. Вскоре матушка Иоанна тяжело заболела и была вынуждена отправиться на лечении в Полтавскую губернию. Оттуда её вызвали для принятия обязанностей настоятельницы Даниловского Казанского женского монастыря. Благодаря большому опыту управления обителью и твердости характера матушка Иоанна быстро привела в порядок хозяйственную деятельность. Монастырь снова ожил, словно после зимней спячки. В 1910-1911 гг. были построены каменная трапезная с просфорней, иконописной мастерской и кельями, дом для сестер-скотниц, котельная и амбары. Обитель зажила полнокровной жизнью, однако собор продолжал стоять незавершенным. Доведенные до главного карниза стены зеленели, штукатурка отсыревала, появились трещины. Все усилия игуменьи Иоанны возобновить строительство оказывались напрасны. А когда в 1910 году определением Священного Синода были запрещены самочинные сборы пожертвований, матушка совершенно потеряла надежду увидеть когда-нибудь собор в его совершенном благолепии. В полном отчаянии она обратилась с мольбой о помощи в Правительствующий Синод. На покрытие кровли требовалось минимум 40 тысяч рублей. Через два месяца Синодом было выделено всего 3 тысячи рублей. Император Николай II , узнав о тяжелой ситуации в обители, лично пожертвовал несколько тысяч рублей. Но средств все равно оказалось мало. Собор, стоя под открытым небом без кровли, постепенно разрушался дождями и ветрами. Полностью выбившись из сил от безысходности и душевных терзаний, матушка Иоанна написала в Синод прошение, в котором молила о помощи в разрешении сложившейся ситуации: или помочь в строительстве собора, или приписать монастырь к Иоанновской обители города Санкт-Петербурга, в память почившего батюшки Иоанна Кронштадтского, или отстранить ее от должности настоятельницы и назначить сюда более деятельную игуменью. Переживания о несчастьях, постигших вверенную ей обитель, окончательно подорвали здоровье матушки Иоанны. Не дождавшись ответа, через два месяца, 7 мая 1912 года она скоропостижно скончалась. 10 мая на погребение усопшей прибыл Высокопреосвященный Тихон, архиепископ Ярославский и Ростовский.
Настоятельницей Казанского монастыря была назначена монахиня Мария (Пирожкова). К сожалению, сведения о её прежнем мирском житии и имени нам не известны. 13 января 1913 года Владыка Тихон посетил святую Казанскую обитель для возведения монахини Марии в сан игуменьи. «Дан тебе жезл сей не ради властительства мирского, еже гордетися над порученными тебе , — говорил Архипастырь,- но как «кормчию кормило» вручено тебе. Паси данное тебе стадо, «яко мать чадом», с равною любовию ко всем, утешая малодушных, утверждая и врачуя немощных, исправляя духом кротости согрешающих, не покоряющихся же монашеским уставам благопокорны и благоразумны твори словом и духоносными повествованиями, праздных же «никогда же восхощи видети, ниже слышати». А сестрам велел «игумении честь достойную воздаяти, повиноватися яко чада матери, без всякаго прекословия и преслушания». Игуменья Мария осознавала, что для несения этого тяжелого подвига необходим большой духовный опыт и мудрость. Надеясь только на Господа и помощь Матери Божией, она взяла свой крест: вести других в монашеском житии. Заботами, участием, попечением будущего Патриарха Тихона и сменившего его на Ярославской кафедре архиепископа Агафангела, по ходатайству матушки Марии в 1915 году возобновилось строительство собора. В Даниловской типографии были напечатаны подписные листки, по которым осуществлялся сбор пожертвований. Владыка Агафангел благословил учредить Комитет по завершению постройки собора. При большом стечении верующих 21 июня 1915 года в монастыре был отслужен водосвятный молебен по случаю возобновления работ в многострадальном Казанском соборе. А по окончании молебна состоялся торжественный крестный ход с чудотворной Казанской иконой К Божией Матери. Это был незабываемый и радостный день для обители.
Началась первая мировая война, прогремела революция, разжегшая кровавый пожар гражданской войны. В это страшное время в маленьком и небогатом женском монастыре продолжал возводиться величественный храм, покорявший всех своими царственными размерами и дивной красотой. В 1917 году помогать монастырю стало небезопасно. Но Богу было угодно, чтобы Собор был достроен. Из общины монастыря в новых условиях жизни при советско власти была устроена «коллективная женская артель». Как и раньше, трудились сестры. В 1918 году удалось в целом завершить строительство, однако внутри оставалось еще очень много работы. Внутреннее убранство храма было простым: белые стены, украшенные по карнизам и колоннам лепным растительным орнаментом, небольшой двухъярусный иконостас, из-за которого были видны расписанные стены алтаря, узорная плитка, подчеркивавшая высоту амвона – вся эта красота увенчивалась массивным медным паникадилом, подвешенным к куполу на мощных цепях.
В стране крепла новая власть, Ярославль дымился пепелищем после восстания, да и в Даниловском уезде было неспокойно. Именно в это тяжелое для всей России время и состоялось освящение Казанского собора. Святейший Патриарх, хорошо зная все скорби сестер, утешая и подбадривая их, помнил о своем обещании освятить собор, когда тот будет достроен. И он сдержал свое слово, невзирая на смуту и происходившие трагические события. По всему Данилову были расклеены листовки о грядущем торжестве. К празднику готовились всем городом. Наконец наступил долгожданный день. В 16 сентября 1918 года при большом стечении народа Святейший Патриарх Тихон вместе с митрополитом Ярославским Агафангелом совершил чин освящения Казанского собора. В народе говорили, что только благодаря молитвам и трудам Святителя Тихона окончилось строительство собора и совершилось его освящение. В соборе начались постоянные богослужения, его настоятелем был назначен священник Захария Бенедиктов.
В 1927 году, по благословению митрополита Ярославского и Ростовского Агафангела, духовником монастыря был назначен епископ Софроний (Старков). Владыка Софроний, в миру Сергей Прокопьевич Старков, родился 22 сентября 1875 года, в Забайкальском крае, Селенгинском уезде, в селе Ильинском, в крестьянской семье. С 9 лет он прислуживал в алтаре, читал и пел на клиросе. Окончил Нерчинское духовное училище, затем Иркутскую семинарию. Получив благословение на брак с дочерью диакона Александрой Николаевной, в 1896 году был рукоположен во диакона и вскоре в сан пресвитера. В браке Господь послал им семерых детей. В 1918 году супруга его скончалась, и через три года после её смерти, он принял монашество с именем Софроний. Но следующий день после пострига епископ Забайкальский Мелетий возвел его в сан архимандрита. 10 апреля 1922 года, по указу Святейшего Синода, архимандрита Софрония хиротонисали во епископа Селенгинского, викария Забайкальской епархии. С 1924 года по осень 1927 года владыка Софроний находился в заключении на Соловках. В 1927 году по освобождении из лагеря поселился в городе Данилове, где был назначен духовником обители. Служа в Казанском монастыре, владыка утешал всех приходивших и нуждавшихся своей любовью и наставлял проповедью. Собор всегда был полон богомольцев. Верующие с радостью посещали службы, используя каждую возможность помолиться в храме и напитаться живым Словом Божиим. Монастырь поднимался стенами и рос духовно, обретая широкую славу и известность, его полный расцвет был уже не за горами. Но Богу было угодно провести этот духовный корабль тернистым путем. Большие испытания уже были предуготовлены и сестрам обители, и Казанскому собору. Всего 10 лет радовал и утешал он приходящих своим благолепием и богослужением. В стране царила разруха, отношения между советской властью и Церковью ухудшились, все труднее и труднее становилось выживать иноческим общинам. Но сестры Казанской обители не унывали, они продолжали трудиться на послушаниях: ухаживали за скотиной, выращивали хлеб, тайком собирали пожертвования.
Так продолжалось до зимы 1928 года. Зимой этого года в монастырь ворвались вооруженные люди и приказали насельницам в течение 30 минут очистить территорию обители. По заснеженному городу с небольшими, наспех собранными узелками в руках разбрелись они, ища приюта. Тяжело пришлось сестрам в последующее время. На работу их никуда не брали, жилье невозможно было найти. Все боялись, что, приютив бедных сирот, сами останутся без крова и имущества. Многие сестры уехали на родину, а оставшиеся в Данилове жили милостыней и подаяниями, некоторые устроились при Вознесенской кладбищенской церкви.
Бывший церковный староста Воскресенского собора, мещанин Григорий Михайлович Леонтьев приютил у себя в доме игуменью Марию с послушницами Агриппиной Грибковой и Александрой Соколовой. Матушка Мария, истерзанная тяжкими испытаниями, умерла в начале 1930-х годов. Похоронена она на Вознесенском кладбище. Владыка Софроний, после закрытия монастыря, служил в Вознесенском кладбищенском храме. Сестры тайком, ночью, приходили к нему за духовным утешением и поддержкой. С 16 мая по 22 октября 1932 года владыка находился в заключении в Даниловской тюрьме. После освобождения его назначили епископом на Арзамасскую викарную кафедру Нижегородской епархии. В конце октября этого же года прошел слух, что владыка приедет в город Данилов и будет служить 3 и 4 ноября на праздник Казанской иконы Божией Матери. Все готовились к празднику и с нетерпением ждали его приезда. Но Владыка не приехал. Измученный гонениями в заключениях, окончательно подорвав свое здоровье, 4 ноября, в день Казанской иконы Божией Матери, он внезапно умер от сердечного приступа.
Потеряв своего наставника и скорбя о его кончине, сестры, утешали себя тем, что обрели еще одного заступника перед Богом. Все монастырское хозяйство — леса, огороды, скот, пасека, дома, церковная утварь — было отнято и разграблено, банковский счет был закрыт. В зданиях поместили общежитие и детский дом. В 1931 году была организована сельхозартель под названием «Красная Горушка», все пожелавшие вступить в артель заселялись в монашеские кельи. Воспользовавшись монастырским хозяйством, колхоз сразу же стал передовым.
Колокольня монастыря была взорвана и разрушена до основания. Не миновала горькая чаша и собор: он был разграблен и поруган. Первое время его использовали под колхозные склады, кроме того соорудили внутри здания водонапорную башню, также в нем работала небольшая электростанция, в алтарной части устроили магазин. В 1960-е года собор использовали под зернохранилище. А в последующие годы заброшенный, никому не нужный, стоял он, оставшись совершенно без присмотра. С крыши стало исчезать кровельное железо, из оконных витражей — цветное стекло. Не под силу оказалось утащить лишь узорную плитку амвона. Но вскоре и она исчезла. Последней каплей поругания стал пожар: в августе 1980 года на глазах всего города горели могучие купола собора. Упавший на землю медный крест разрубила на куски набежавшая толпа людей, думавших, что он сделан из золота. Позже рухнуло из-за ветхости здание главного келейного корпуса с домовым храмом, не дожив немного до своего 100-летия.
В 1986 году в стране началась «перестройка». На собор, находящийся в плачевном состоянии, стали обращать внимание. В 1988 году он был передан Русской Православной Церкви и приписан к Вознесенской кладбищенской церкви для совершения в нем треб. Сразу после открытия храма инициативная группа во главе Сергеем Кожевниковым провела первые субботники; трудились школьники и немногочисленные энтузиасты. Через большие протечки в сгоревшей кровле и выбитые окна, трещины и дыры свободно протекала вода, вследствие чего стены стали зелеными во многих местах. Грязь и мусор огромными кучами лежали внутри собора. Заброшенную водонапорную башню в алтаре с большим трудом разрезали на металлолом. Видя труды даниловцев, пришедших на уборку храма, Матерь Божия Сама пришла к ним на помощь. Внутри собора была выстроена высоченная стена из силикатного кирпича, полностью отгородившая Алтарь от основного пространства храма. Посоветовавшись, все дружно решили, что разбирать её надо вручную, работая с молоточками. Но, когда добровольцы утром пришли, чтобы приступить к работе, на удивление увидели стену уже разобранную и все кирпичики, аккуратно сложенные. В 1990 году был зарегистрирован приход собора. 24 июля этого же года состоялось малое освящение собора. Впервые за многие годы запустения он наполнился верующими. Люди тянулись в храм. Они понимали, какая на каждом лежит ответственность: вернуть собору былое благолепие. Общими усилиями было сделано много: кровлю покрыли рубероидом, во втором ярусе застеклили окна. Молились же пока в небольшой комнатке, отапливаемой печкой- буржуйкой. Зимой в 2002 году архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (Хархаров) благословил монахиню Екатерину (Гаеву) возрождать обитель на Горушке. Она была переведена из Казанского женского монастыря города Ярославля в город Данилов, как некогда основательница монастыря игуменья Михаила (Козлова). От разоренного монастыря новым сестрам достался один главный храм. В сохранившихся старых келейных зданиях были расположены детский дом и жилые квартиры. Помощников было мало и матушке первое время приходилось делать все самой: вести ремонт, уборку, совершать службы и выполнять прочие послушания. Люди, видя ее труды и старания, стали потихоньку тянуться к храму. Постепенно сложился новый приход, хотя прихожан было значительно меньше, чем в первое время по возрождению храма. В 2003 году Священным Синодом, по представлению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла (Наконечного), было принято решение учредить в Данилове Казанский женский монастырь, и назначить настоятельницей монахиню Екатерину (Гаеву).
Казанский собор стал главным храмом монастыря. Вновь ожила даниловская святыня. В том же году, в день памяти святителя Николая, 19 декабря состоялась первая Архиерейская служба, которую возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. По окончании литургии владыка освятил крест малой главы собора. В 2004-2005 г. были установлены кресты на остальные купола, осуществлены дренажные работы по отводу воды из подвала храма, выстроен в притворе малый отапливаемый придел. Придел был освящен владыкой Кириллом в честь святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского, в память о его посещении монастыря и первом освящении собора. В 2006 году монахиня Екатерина была переведена настоятельницей в Казанский женский монастырь г. Ярославля, а на место настоятельницы Казанского женского монастыря города Данилова была назначена монахиня Филарета (Гусакова), которая 27 марта 2007 года по постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви была возведена в сан игуменьи.
Игуменья Филарета начала свой монашеский путь в Свято-Иоанновском женском монастыре г. Санкт- Петербурга, также основанном святым праведным Иоанном Кронштадтским. В этой обители отец Иоанн и похоронен. Дорогой батюшка Иоанн и матушка Михаила, первая основательница Казанской обители, по сей день являются молитвенниками за монастырь и за город Данилов.
Сейчас в обители возрождается монашеская жизнь. В монастыре имеются швейная, вышивальная и иконописная мастерские. Сестры молятся и несут послушания: поют на клиросе, шьют, вышивают, пишут иконы, пекут просфоры и хлеб, работают на скотном дворе и пасеке. В монастырском доме есть витрина со старинными вещами и фотографиями, старыми потертыми партитурами, по которым когда-то пели сестры Казанской обители. Сейчас эти ноты переписываются, певчие обители надеются, что в скором времени они порадуют богомольцев старинными даниловскими напевами. 3 ноября 2007 года, в канун праздника Казанской иконы Божией Матери, на одну из башен собора на пожертвование Оганесяна Армена Гарниковича был поднят ансамбль из семи колоколов. Многие жители Данилова пришли послушать голос давно замолкшего собора. Теперь каждый раз перед службой монастырские колокола зовут всех в собор на молитву. В 2008 году был восстановлен монастырский колодец, и в том же году 21 июля, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, был освящен. В марте 2012 года на заседании Священного Синода, возглавляемого Святейшим Патриархом Кириллом, было принято решение основать в Ярославской области новую епархию – Рыбинскую. Казанский женский монастырь вошел в состав Рыбинской епархии, которую возглавил епископ Вениамин (Лихоманов).
В 2014 году в монастырь вернулась главная святыня — Казанская икона Божией Матери, подаренная в день основания обители купцом Киселёвым Дмитрием Ивановичем, по благословению отца Иоанна Кронштадтского. Во дни гонений, когда монастырь был закрыт, одна верующая прихожанка, раба Божия Евдокия, тайком ночью пробралась в собор и забрала икону, чтобы сохранить её до открытия монастыря. Перед смертью она передала образ Богоматери благочинному Даниловского округа протоиерею Владимиру Сереброву, с тем, чтобы он вернул икону в обитель, когда монастырь вновь откроется и возродится монашеская жизнь. Со звоном колоколов и слезами радости на глазах сестры встречали Царицу Небесную в монастыре. Перед образом сразу же был отслужен благодарственный молебен с акафистом Казанской иконе Божией Матери. В сентябре 2014 года в монастыре открылась Воскресная школа имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. В первый же год обучения количество учащихся достигло 60 человек. В школе изучаются Ветхий и Новый Завет, история Церкви, краеведение, церковное пение. Ежегодно проводятся общегородские праздники на Рождество и Пасху Христову, и дети-воспитанники ставят музыкальный спектакль для зрителей.
Адрес монастыря:
152070 Ярославская обл.,
Даниловский район, поселок Горушка,
ул. Гагарина 2а.
(До Данилова можно доехать на электропоезде, поезде дальнего следования, автобусе, автомашине (трасса Москва-Холмогоры М-8))