Когда мы, слушатели, видим красивое, умное дитя, мы говорим о нем: точно Ангел. Когда видим человека, который очень ко всем добр, ласков, или по жизни чист, свят, – мы говорим о нем: Ангел, а не человек. Когда слышим хорошо поющих, мы говорим: точно Ангелы поют.
Что же такое Ангелы?
Духи добрые, существа невидимые, дивные красотой, дивные светлым умом, святой волей, могучею силой, существа самые добрые, самые блаженные, непрестанно радующиеся и от радости непрестанно поющие.
Где они, эти Ангелы?
На Небеси, в небесном раю. Есть и не на Небе, не в раю ангелы, а в преисподней, в аду, но то ангелы злые. На Небе добрые Ангелы. Да, Ангелы двух свойств: одни добрые, другие злые.
Где то Небо, тот рай, в котором добрые Ангелы?
Обыкновенно полагают его там, вверху, над нами, за этим видимым небом, куда вознесся Иисус Христос, куда вознесена Пресвятая Дева Мария, куда взяты Илия и Енох, куда на время восхищен был апостол Павел. Словом, Небо, рай – это там, в невидимом, духовном мире, где во всем великолепии открывается Божий свет, Божия слава, Божия радость, где благословенное Царство Отца и Сына и Святого Духа.
О, помяни меня, Господи, помяни в том Своем Царстве! Почему они, эти добрые Ангелы, названы Ангелами? Слово «Ангел» значит «вестник», значит и «посланник». Так, Ангелы добрые – это Божии посланники и Божии вестники, Божии по преимуществу. Да, они по преимуществу Бога возвещают, возвещают, как Бог благ, как премудр, как всемогущ. Божьего всемогущества, Божией премудрости, Божией благости ни в ком из сотворенных существ так много не видно, как в них, Ангелах. Возвещая славу Божию, они преимущественно возвещают и волю Божию. Никем так свято не исполняется Божия воля, Божий закон, как Ангелами. Любя Бога самой пламенной любовью, они непрестанно предстоят Ему, выну видят, смотрят на Него, чтобы лететь по Его манию, исполнять то, что Он повелит, или быть там, куда Он пошлет.
Как Ангелы возвещают, как выражают свою радость о Боге, свою любовь к Нему?
Песнопениями неумолчными. Они непрестанно поют, радуясь, Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Так их, поющих, слышали и видели пророк Исаия, Иоанн Богослов, апостол Павел и другие святые Божии человеки.
Благоговея пред Богом, Ангелы преисполнены любви друг ко другу и к людям.
Чем Ангелы выражают свою любовь друг ко другу? Общими своими песнопениями. Их бесчисленное множество, тысячи тысяч, тьмы тем, и вообразить нельзя, как их много. По мнению некоторых святых отцов, в девяносто девять крат Ангелов больше, чем людей на свете. По природе своей они все равны и все совершенны, но по силе, по достоинству разнствуют – одни пониже, другие повыше, третьи еще выше и одни как бы начальствующие, другие как бы подчиненные. Их считается девять чинов, и эти чины разделяются на три лика: в первом лике – Серафимы, Херувимы, Престолы; во втором – Господства, Силы, Власти; в третьем – Начала, Архангелы и Ангелы. Так много Ангелы разнствуют между собой, и несмотря на то они всегда вместе, с любовью друг на друга взирая, друг другу кланяясь, как у нас священнослужители при служении, поют победную песнь, как у нас певчие, в четыре голоса, поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: Свят, Свят, Свят!
Как Ангелы к нам, к людям, свою любовь выражают?
Пребывая на Небесах, Ангелы, по своей любви к людям и по Божию изволению, бывают и на земле. С нами они Бога славят, иногда слышно славят, поют, как, например, их поющих слышали пастыри вифлеемские. Особенно в церкви и преимущественно на Литургии они всегда невидимо с нами, они входят со священнослужителями в алтарь славить Бога, сопровождать Царя всех, грядущего к нам, входящего заклатися и датися в снедь верным. Да, слушатель благочестивый, чины ангельские невидимо провожают Иисуса Христа к тебе, когда ты причащаешься Тела и Крови Его.
Как Ангелы могут быть и на Небе, и на земле?
По своей сущности Ангелы – то же, что наша человеческая душа, но ни тела человеческого и ничего видимого не имеют; они бесплотны, они чистые духи, только на время могут они принимать вид человека, чтобы тот, кому они, по изволению Божию, иногда являются, мог видеть, слышать их, невидимых; явятся, сделают, скажут что нужно – и тотчас отходят, делаются невидимыми. Итак, не имея ничего телесного, Ангелы быстро, как на крыльях, подобно мысли нашей, могут нисходить на землю и опять точно так же восходить на Небо. Мыслью или желанием и мы можем бывать везде, на Небе и на земле, но Ангелы могут быть везде всем своим существом, то есть и умом, и волей, и могуществом своим; только в одно и то же время везде они быть не могут, они могут быть везде там, куда пошлет их Бог, един вездесущий. Да, устрояя спасение людей, Господь Бог посылает Ангелов возвещать людям Свою волю; так, например, послан был Ангел возвестить Пресвятой Деве Марии, что Она родит Спасителя мира.
Желая всем спастись и в разум истины приити, Господь Бог посылает Ангелов служить спасающимся, хранить их от бед, от видимых и невидимых врагов, научить добру, истине, отводить от греха, от неправды. Да, Ангелы нам служат, нас вразумляют, наставляют нас, спасают, нам во всем помогают, помогают и молитвам нашим возноситься к Богу. Вообще, где люди бывают, где людям что нужно от Бога или к Богу, там всегда с ними Ангелы, туда Господь всегда посылает их, Своих посланников. Эти Ангелы, посылаемые Богом людям, называются Ангелами хранителями, наставниками. И такие Ангелы есть у всякого села, у всякого города, у всякой области, у всякого государства, у всякого монастыря, у всякой церкви христианской. Такие Ангелы хранители есть и у всякого человека.
Как только человек родится и будет окрещен, тотчас дается от Бога ему особый Ангел в хранители, в наставники. И с этого времени Ангел хранитель остается навсегда с человеком; с ним человек живет, с ним и умирает, с ним в тот свет вступает, с ним и на Страшный Суд является.
Как Ангелы хранители могут помогать нам, наставлять, хранить нас? Потому могут, что они выше нас по уму, крепче нас по силам; хотя они не всеведущи, не всемогущи, но умными своими очами дальше нашего видят, больше нашего знают и своим могуществом больше нашего могут.
Как именно Ангелы нам помогают?
Невидимо, неслышно. Видимо хранить, слышно наставлять Ангелы хранители могут только по особенному Божию повелению, в случаях чрезвычайных, когда Божие поручение иначе исполниться не может, как слышно, видимо. Например, слышно Иосифу во сне Ангел говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет. Видимо – женам-мироносицам при Воскресении Иисуса Христа Ангелы являлись и слышно говорили: воста… Видимо являлся и слышно говорил Ангел Пресвятой Деве Марии, что Она зачнет и родит Сына. Такие явления – явления чудесные, а чудеса творит один Бог.
Итак, обыкновенно всегда Ангелы своим невидимым с нами присутствием нам помогают. Да, Ангел хранитель всегда со мною; со мной он, что когда я ни делаю; со мной он, когда я размышляю, желаю, решаюсь; со мной он, когда я говорю, пою, читаю, пишу; со мной он, когда я служу, молюсь; со мной он, когда я учусь, узнаю, работаю, тружусь, пью, ем и прочее, когда что делаю в славу Божию, он все со мною; со мной он, когда храню себя от всего – от грехов, от бед, от всяких врагов, от всяких опасностей. Действуя таким образом все с Ангелом хранителем, я и вразумляюсь, освещаюсь его умом, который выше, светлее моего ума, и охраняюсь, укрепляюсь его могуществом, которое сильнее, могущественнее моих сил.
Если бы не Ангел мой хранитель был со мной, я бы не знал, не понимал так ясно истины и не желал, не делал так усердно добра, и не служил, не молился так пламенно Богу; если бы не Ангел мой хранитель был со мной, я бы так не сохранил себя от греха, от заблуждения и так легко не избавился бы от беды, от опасности, от всего мне враждебного, вредного, безрассудного. Да, Ангел наш хранитель тем именно и помогает нам, что он, хотя и невидимо, но с нами всегда, везде, во всякое время, во всяком месте.
Как он бывает с нами, когда мы согрешаем в чем?
Вдали он тогда бывает. Да, не бывает со мной моего Ангела хранителя, когда я худое делаю, замышляю, говорю, пою, читаю, пишу; удаляется от меня мой Ангел хранитель, когда я скучаю, ропщу, досадую, сержусь, бранюсь, лгу, обманываю, обижаю, осуждаю, завидую, поношу – словом, далеко от меня добрый Ангел мой хранитель, когда я недоброе, худое делаю. Да, если я себя не храню от греховного, вредного, враждебного мне, и Ангел хранитель не сохранит меня. Без моего желания себе спасения, избавления, без моего о себе старания, усилия, действования и Ангел хранитель ничего со мной для меня не делает, потому что он удаляется тогда от меня. Хранят Ангелы детей невинных без их участия, так сказать, без их ведома. И не детей, а всех людей невинных хранят Ангелы, и тоже без ведома, без участия их хранят; но потому невинных и хранят, что они так безгрешны, невинны, что по своей ангельской невинности и не ведают и не верят, чтобы им могла грозить когда беда какая.
Что же Ангел наш, нас грешных хранитель, что делает, когда мы согрешаем? Добрые знают, что делать, когда сами лично кому помочь не могут за отдаленностью, – они Богу молятся.
И мой хранитель, добрый Ангел, удаляясь от меня, молится обо мне, чтобы Господь меня вразумил, от греха удержал, остановил, чтобы я одумался, очувствовался, чтобы поскорее я раскаялся, и если хоть чуть начну я раскаиваться, он тотчас опять со мной, я заплачу, а он возрадуется. И о, как Ангел хранитель наш радуется, когда мы плачем о грехах, и не он один – за ним все Ангелы святые на Небе радуются, когда мы раскаиваемся, когда плачем! Оттого-то так и сладки нам слезы наши о грехах; слезы о грехах радостью ангельской отзываются.
Итак, Ангелы хранители хранят, наставляют нас своим светом, своим могуществом и своей молитвой о нас.
А что такое эти особые хранители областей, государств, городов, сел, монастырей, церквей и других обществ человеческих, когда у всякого человека есть свой Ангел хранитель? То Ангелы высшие, они светлее, могущественнее наших Ангелов хранителей, и тем светом люди в общих делах освещаются, вразумляются, их могуществом люди при общих бедах охраняются, укрепляются.
Итак, вот что такое Ангелы добрые.
Слушатель-христианин! Ты радуешься ли на Божиих Ангелов? Радуешься ли, слушая, что есть невидимые существа, обладающие самым светлым умом, самой могучей силой, существа самые добрые, любвеобильные, всегда готовые всем прийти на помощь, существа самые блаженные, непрестанно радующиеся и от радости поющие непрестанно, неумолчно поющие? Радуешься ли, что есть такие существа?
О, радуемся, Господи, радуемся на Твоих дивно-прекрасных, блаженных Ангелов, радуемся, потому что они Твои, что Ты их таких создал, потому что о Тебе они так радуются, Тебе они так поют, Тебе, Богу нашему: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея! И мы с ними Тебе поем, вопием, и если бы во веки веков нам с ними так петь! Аминь.
СПРАВКА «РЫБИНСКОЙ СРЕДЫ»:
Родион Тимофеевич Путятин (1807-1869) — выпускник Московской духовной академии, преподаватель словесности в Ярославской духовной семинарии. С 1845 г. – настоятель Спасо-Преображенского собора города Рыбинска. Однако о.Родион сделался известен всей православной России не только как опытный педагог и «пастырь добрый»: с 1842 г. стали появляться в печати, в т.ч. и повременной, его знаменитые краткие катехизические поучения, выдержавшие на протяжении семидесяти лет свыше двух десятков изданий. Богатейшее наследие о.Родиона – более трехсот поучений и проповедей – пользовалось исключительной популярностью, и заслуженно.