Сергей Терханов, композитор, г. Нижний Нвогород
…Удивительное место – старинный город Рыбинск!.. Его первым поселениям – свыше тысячи лет. Здесь многое необычно, демократично и как-то весело. На фонарных столбах – предрождественские огоньки, в которых без труда угадываются очертания разных рыбок. А на набережной огромный снежный Дед Мороз вместо посоха или мешка с подарками бережно и крепко прижимает такую же снежную рыбину. А совсем рядом стоит (как будто – идет!), может быть, единственный в отечестве памятник Бурлаку. Конечно же, в объятиях разноцветных новогодних сияний и парящих рождественских снежинок город создает радостное, приподнятое настроение не только у горожан, но и у всех гостей, приехавших на VIII Рыбинский международный хоровой фестиваль имени Владислава Соколова, к 105-летию которого было приурочено это яркое событие.
Подобно тому, как в Волгу здесь впадают Шексна и небольшая речушка с поэтичным названием Черемуха, в Рыбинск съехались и в хоровом звучании слились ведущие, лучшие хоры из Москвы, Санкт – Петербурга, Нижнего Новгорода, Иваново, Ярославля, Конаково, Нерехты, Белостока (Польша) и, безусловно, хозяев – Рыбинска. И произошло не противопоставление, а чудесное слияние столицы и провинции.
Проведение именно фестиваля, а не конкурса раскрепостило всех, без исключения, участников и в общении друг с другом, и на сцене. И там, и там не прекращалась непринужденная, свободная подчас, импровизационная форма высказывания.
Безусловной доминантой города является величественный Спасо – Преображенский кафедральный собор, расположенный на самом берегу Волги. И когда художественный руководитель и главный дирижер фестиваля, старинный друг детства Сергей Шестериков встретил меня с ночного поезда, первым делом, — с гордостью показал красоту ночного города и ни с чем несравнимую уникальность Кафедрального Собора, словно вырастающего из темноты декабрьской ночи в нереальном сиянии над зимней Волгой.
Программа фестиваля впечатлила своей масштабностью и разнообразием форм. Духовные службы гармонично сочетались со светскими концертами, прошедшими на самых различных площадках города и области. Хоровые коллективы приняли участие и в богослужениях в храмах города, и даже в церкви Александра Невского деревни Макарово.
Надолго запомнится участникам команд Рыбинска, Белостока, Нерехты, Ярославля, Тутаева фестивальная эстафетная гонка «Поющая лыжня».
А как восторженно принимали слушатели удивительное мастерство мальчиков и юношей Хорового училища им. М. Глинки г. Санкт – Петербурга. Художественный руководитель В. В. Грачев, являющийся, по моему глубокому убеждению, одним из ярчайших представителей плеяды современных хоровых дирижеров, не только бережно поддерживает глубокие традиции знаменитой ленинградской капеллы мальчиков, но и своим масштабным талантом дает коллективу свежий, новый импульс в достижении поставленных творческих идей и постижении юными певцами тайн музыки. Каждое представленное сочинение – образец высочайшей художественной ценности, где на первый план выходят, конечно же, не технические трудности, о которых, слушая ребят, просто забываешь, а – чувство стиля, тонкого вкуса, гармонии и безупречности художественной формы. Безусловно, участие ребят из северной столицы в трех фестивальных днях стало украшением прошедшего события.
Особо радостно было встретиться со своими земляками – Академическим хором ННГОУ им. Лобачевского с его креативным и удивительно обаятельным художественным руководителем Л. Ерыкаловой. По отзывам рыбинцев, их выступления особенно ждали, и коллектив достойно представил нижегородскую хоровую школу. А тот факт, что за последние годы хор завоевал две Серебряные медали VI Всемирной хоровой Олимпиады в Шаосине (Китай, 2010 г.); Гран-при Международного хорового конкурса «EURASIA CANTAT» (Екатеринбург, 2011 г.); две Золотые медали VII Всемирной хоровой Олимпиады в Цинциннати (США, 2012 г.), – говорит о стабильном, самом высоком уровне студенческого хора, очевидно находящегося на творческом подъеме. И дирижер, и исполнители – в постоянном поиске своего репертуара и новых форм самовыражения, где немалую роль, порой, играет и театральный элемент. В синтезе все это окрашено не только юношеским азартом, но и настоящим профессионализмом, когда хор являет собою единый творческий организм, состоящий из подлинных единомышленников, в чем безусловная заслуга художественного руководителя.
В широкое русло хорового фестиваля, словно маленькая родниковая речушка, «черемухового» аромата привнесло яркое, трогательное выступление Хора юношей Тверской Епархии г. Конаково. По общему мнению, это стало главным открытием фестивальных дней. За 18 лет в небольшом, 40-тысячном городке протоиерей Вадим Махновский сумел создать маленькое чудо. Слушаешь незабываемое звучание этих обыкновенных, простых, из провинции, ребят, — и возникает странное чувство какого–то необъяснимого несоответствия между увиденным и услышанным. Скромность, абсолютная не «звездность», даже некоторая застенчивость, с одной стороны, и с другой – яркие, порой, по — песняровски, — тембры юных голосов, — не оставившие равнодушными никого. Им подвластны и немецкие маршевые ритмы Мендельсона, и духовная музыка, и отечественная лирика песен И. Матвиенко и Н. Морозова. А когда в завершении выступления ребята исполнили огневую «Барыню» в интересной современной обработке Н. Махновской (ученицы Н. Пейко), зал аплодировал стоя.
В рамках фестиваля в Спасо – Преображенском кафедральном храме прошел Александро – Невский хоровой Собор. Три года назад на нижегородской земле в священном месте – Городце, где закончил свой земной путь великий князь Владимир, мне посчастливилось стать участником первого такого Собора. И там же — быть у истоков создания Центра Русского Хорового искусства, который возглавил человек неравнодушный, горячо отстаивающий духовность отечественной хоровой музыки, замечательный музыкант, просветитель, пропагандист, профессор Е. Н. Бобров. За прошедшие годы Александро – Невский хоровой Собор, став многотысячеголосым, был проведен в Иваново – Вознесенске, Нижнем Новгороде, Переславле, Санкт – Петербурге… В Рыбинске запомнилось, как, выстроившись в сакральный круг, коллективы по очереди передавали эстафетное хоровое слово во славу великого князя и, как в последний момент, буквально, с колес, в этот круг вошел замечательный Камерный хор Московской консерватории под управлением А.Соловьёва. Как небесно прозвучала под сводом храма молитва «Отче наш» на музыку А. Шнитке из цикла «Три духовных хора»!.. А уже вечером москвичи радовали и восхищали своим совершенным искусством всех собравшихся в ДК «Авиатор». Полтора часа выступления прозвучали словно на одном вдохновенном дыхании. Примечательно, что каждое новое, последующее сочинение за дирижерским пультом представлял один из участников хора, — таким образом еще многограннее и полнее раскрывая свой музыкальный мир. Все прозвучавшие интерпретации были интересные, художественно безупречные, они охватывали широкий спектр музыки разных времен и континентов.
Статус международного придало участие в фестивале православного хора церкви Всех Святых г. Белосток (Польша). Гости в полной мере раскрыли свое мастерство, участвуя и в Литургиях, и концертах, и на «Поющей лыжне», и в творческой встрече. Регент хора Дмитрий Тихонюк был приятно удивлен, отметив на редкость высокий исполнительский уровень участников и организации всего музыкального форума.
В рамках фестиваля в Рыбинском музее – заповеднике, из окон которого вблизи открывается вся ширь и красота Волги, прошла и моя творческая встреча, состоявшаяся во многом благодаря инициативе художественного руководителя Ивановского Камерного хора «Шереметев – Центр» Е. Боброва. Этот известный коллектив, курируемый ректором Русской консерватории в Париже, графом Петром Петровичем Шереметевым, в 2011 году отметил свой серебряный юбилей. Выступления ивановцев помнят не только самые престижные сцены страны, но и Норвегия, Польша, Франция. С коллективом нас связывает искренняя человеческая и творческая дружба. И я благодарен музыкантам за представленную ими часовую программу, в которую они так щедро вложили свою душу и талант. И уж совсем неожиданным, импровизационным подарком стало для меня наше совместное выступление с ребятами из рыбинского хора «Соколята», исполнившими «Дом, в котором Музыка жива…»
О художественном руководителе «Соколят», как и всего Фестиваля, Лауреате премий В. Г. Соколова Сергее Шестерикове хочу сказать особо, потому что он относится к той категории людей, подлинно – не на показ – любящих отечество, его хоровую культуру; человек, как и Е. Бобров, являющийся инициатором многих региональных творческих проектов, создатель творческого объединения детских и юношеских хоров «Соколята» гимназии №18 имени В.Г. Соколова, проповедующего заветы своего выдающегося земляка – В. Г. Соколова. С. Шестериков сочетает редкий дар музыканта — просветителя и замечательного организатора. В качестве ведущего он провел абсолютно все фестивальные концерты, каждый раз находя единственно точные, адресные, порой с юмором, но всегда добрые слова для выступающего на сцене исполнителя. Он был не просто внимательным и заботливым хозяином и на сцене, и вне ее. Он был душой и живой, не пафосной интонацией этих памятных дней. Под патронатом Президента фестиваля – исполнительного директора Всероссийского хорового общества, председателя Комиссии Общественной палаты РФ по культуре и сохранению историко–культурного наследия П. А. Пожигайло, при активном участии Центра Русского Хорового искусства во главе с Е. Н. Бобровым и под художественным руководством С. Шестерикова прошедший праздник Музыки показал главное: неиссякаемую силу отечественного хорового искусства, творящую и созидающую пространство добра и любви – к отечеству, к ближнему. Показательно, как в эти волнующие дни среди участников, гостей, зрителей царила атмосфера дружбы и праздника, и просто не было места для зависти и зла. Все хоры выступили единой духовной силой, которая могла бы объединить нацию и государство, став ее общей основополагающей, созидательной идеей, особенно актуальной в наступившем году, объявленном Президентом РФ Годом Культуры.
…Уезжал я опять в ночь. Заснеженный, в светящихся рыбках — фонарях старинный город спал. А я еще долго вглядывался в вагонное окно, где, словно инопланетный корабль, в огнях, удалялся силуэт Кафедрального Собора.
И частица этого благословенного света была и в моей душе…