Десятого ноября 2013 года в Брейтово митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл и епископ Рыбинский и Угличский Вениамин освятили новый, только что построенный храм Рождества Иоанна Предтечи. О строительстве нового храма на берегу Рыбинского моря, его строителях и попечителях, буднях и праздниках читателям «Рыбной слободы» за несколько дней до освящения рассказал настоятель прихода, священник Андрей Рыков.
— Отец Андрей, расскажите, пожалуйста, нашим читателям, живущим вдалеке от Брейтова, на каком этапе сегодня находится строительство храма Рождества Иоанна Предтечи.
— Службы в нашем храме совершаются постоянно уже с середины августа. У нас уже готов каркас тяблового иконостаса, который со временем будет украшен резьбой. Правда, иконы пока в виде репродукций, напечатанных на холсте. Внешние работы завершены. Храм у нас большой. Под основным его помещением построена почти такая же по объему цокольная часть, в которой мы совсем скоро разместим воскресную школу и трапезную. Сейчас школа находится в двух километрах от центра села, там, где раньше стоял деревянный храм, сгоревший в 2006 году.
— Ваш храм построен прямо на берегу моря?
— Да, метрах в пятидесяти от воды. Грунтовые воды здесь, правда, высокие, но что касается паводка, то мы исследовали эту проблему, и подтопление здесь никому не угрожает. Перед храмом, на самом берегу, стоят два старинных здания, которые были здесь до появления Рыбинского моря. Они неплохо сохранились, несмотря на близость водной стихии.
Нам еще предстоит благоустроить территорию. И вот эти два здания на берегу уже сейчас составляют с храмом хороший комплекс, так что если бы нам их передали, то оставалось бы просто устроить здесь красивую поляну. Но передать эти здания церкви оказалось непросто, и хозяева сейчас хотя бы отремонтировали и покрасили их, так что стал виден этот общий архитектурный ансамбль.
— Что за службы размещены в этих зданиях? И какими помещениями, кроме нового храма с большим цокольным этажом, располагает сегодня приход Иоанновского храма?
— В одном из этих старых зданий размещена спасательная станция, в другом – ветлечебница. Что касается наших помещений, то рядом с храмом пока ничего нет. Там большая пустая территория. Сейчас вот закончим строительство храма, и, если Бог даст, весной начнем строить входные врата со звонницей. А следующей осенью перенесем сюда кузню. У нас на приходе есть человек, который занимается кузнечным делом. Занимается не только сам, но и с детьми. Они приходят к нему и в выходные, и в любое другое время. Мы специально так продумали кузню, чтобы подманить к этому увлечению мальчишек. Кое-что получается. Но всё надо переносить поближе к храму, потому что расстояние для некоторых становится непреодолимым барьером. А для водителя при храме по этой причине воскресение — самый напряженным рабочим днем.
В ведении прихода остается тот большой дом, который раньше у нас был приспособлен под храм (после пожара 2005 года). За эти годы мы там даже иконостас расписали. В то здание мы сейчас переводим наши иконописные мастерские. В них с ребятами занимается очень хороший иконописец. Теперь будет возможность набрать побольше желающих и устроить специально оборудованное помещение для занятий. То же самое – для мастерских, в которых занимаются шитьем из бисера. Дом этот отапливается, и потому там проблем не будет.
— Отец Андрей, сколько времени строился храм? Когда вас назначали служить в Брейтово, была ли такая задача – построить храм?
— Строить мы начали три года назад. 8 августа 2010 года тогда еще нареченный епископ Вениамин приезжал к нам освятить место под храм. Получается, что строили три года. Что касается назначения, то всё было так. Мой духовный наставник отец Сергий Вишневский, который служит во Фроловском раньше был московским священником, очень известным. Мы были прихожанами храма иконы Божией Матери Знамение на Рижской, в котором он перед отъездом в Ярославскую епархию был настоятелем. Хорошо помню, какой это всякий раз был праздник, когда отец Сергий потом приезжал на короткое время в Москву и служил там: все старались попасть к нему. А однажды мы поехали на престольный праздник во Фроловское, вместе с клириком этого храма, отцом Павлом Конюховым. Тогда познакомились и с отцом Николаем Лихомановым (нашим нынешним епископом Вениамином), который был благочинным округа. И с тех самых пор отец Сергий стал окормлять нас. Я стал часто ездить к нему, помогать во Фроловском, а потом наступил момент, когда он благословил меня поступить в Свято-Тихоновский институт. В то время мы помогали и восстановлению храма в Новом селе, по соседству с о. Сергием. Я тогда думал, что буду там служить. Но когда пришло время принимать сан, владыка Кирилл спросил меня: «Сколько лет ты в Новом селе трудишься на храме?» — «Три года». – «За это время кто-нибудь из местных приходил к тебе, предлагал помощь?» — «Нет». – «Вот и ко мне никто не обращался с тем, что туда нужен священник. Поезжай-ка в Брейтово. Там надо каменный храм строить». Вот так всё было. В первый раз я сюда приехал Великим постом 2009 года.
— На пустое место?
— Ну что вы… Здесь и прихожане были, и благочинный отец Анатолий служил вот в этом доме, приспособленном под храм. Были сомнения другого рода. Еще строить деревянный храм – я бы мог помыслить, дерзнуть. Но каменный… Даже представить не мог. Всё же архиерейское благословение имеет великую силу! Это всё только поначалу казалось неподъемным. А теперь что могу сказать? Что мне нравится здесь служить. Здесь очень отзывчивые люди, готовые помогать во всем. И это вдохновляет. Помню слова Святейшего Патриарха, который сказал: «Служение Господу – самая трудная работа. Но и самая благодатная, потому что вдохновляет сам Господь». Это как будто про наш приход сказано.
— Вы приехали в Брейтово из Москвы сразу с семьей?
— Нет, первый год я ездил туда и обратно, здесь строил дом. За год на машине наездил сто тысяч километров! Семья приехала на второй год. Но назначение сюда мы сразу восприняли как Божий промысел, потому что младшие дети в семье – сын Тихон и дочь Параскева — родились с разницей в два года в один и тот же день, шестого ноября, когда отмечается праздник иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости. А этот праздник в Брейтове – престольный.
На второй год, когда строительство дома уже заканчивалось, сюда приехал один мой хороший друг, восстановивший много храмов, уникальный печник и каменщик Андриан Евгеньевич Соловей. Я показал ему примерный вид каменного храма, как я его себе представлял, и сказал: «Посмотри, не знаю, как подступиться. Владыка благословил, надо как-то двигаться». Он мне сразу сказал, что надо обращаться в Общество православных меценатов, — есть такая организация в столице: «Давай к ним съездим». И мы поехали. Я впервые видел таких людей, объединившихся для того, чтобы вместе двигать сразу несколько проектов, в том числе строительных. Они сразу сказали, что помогут с проектом. Мы посмотрели несколько храмов, и взяли за основу один из храмов в древнерусском стиле, когда-то бывших в Зачатьевском монастыре в Москве. Проект владыка Кирилл утвердил, и почти сразу владыка Вениамин освятил место под храм.
— Отец Андрей, а как выбирали место под храм?
— Это целая история. Первоначально, после того, как сгорел храм, у прихожан было намерение построить храм прямо напротив администрации, на высоком месте. Но на этом месте существует стихийно образовавшийся рынок. И долгое время, после того, как сгорел в 2005 году прежний брейтовский храм, здесь шла борьба – освободить место, убрать рынок никак не получалось. Причем, у властей настрой был весьма решительный. Но когда уже был готов проект, я не согласился на «решительные меры». На самом деле, не хотелось никакой конфронтации, — ведь торговали здесь свои же сельчане. А нам нужно было храм строить, а не бороться с местными жителями. И тогдашний глава района Сергей Иванович Карабицкий (мы отпевали его совсем недавно – в октябре) поехал вместе со мной выбирать место под храм. Один из вариантов был – по соседству с тем зданием, в котором уже был устроен храм в 2005 году. Но там же находится музыкальная школа и другие учреждения. И я сказал тогда Сергею Ивановичу: «Вы представляете, во что мы превратим это место на несколько лет – здесь же будут КАМАЗы ходить, грязь месить…» Выбранное место было недалеко от берега, и в то же время в центре поселка. И в то же время, мы здесь своей стройкой никому не мешали.
— Как вы нашли строителей для храма?
— Это была бригада строителей из Ровенской области, с Украины. Уникальная по своей работоспособности, благочестию и качеству работы. Раньше мы были знакомы с их отцами, они много работали на строительстве и реставрации храмов в Подмосковье. Их родные места — Полесье, которое когда-то было в составе Белоруссии. Это своего рода духовный заповедник. Вот куда надо ездить в паломничества, смотреть и учиться, как надо жить и работать.
Один только эпизод. Когда мы только начали работать, пришлось оформить уйму бумаг – поскольку рабочая сила была иностранная. Помню, чтобы оформить нужные документы, они отправились в Ярославль в четыре часа утра. Их там продержали целый день. Но когда они вернулись в Брейтово в половине седьмого вечера, то переоделись и пошли работать! Вот такова у них степень ответственности. Начинают работать они обычно в семь утра, а заканчивают – в зависимости от того, как темнеет.
Те, кто когда-нибудь занимался стройкой, меня поймут: строители это обычно отдельная забота, или, как говорят, «большая головная боль». В этом смысле строительство храма было праздником.
— В самом деле, вам ведь нужно было не просто найти хороших строителей, вам нужны были люди, которые достойны того, чтобы строить храм. Так?
— По своему опыту я сделал следующий вывод: на селе люди относятся к священнику и к храму с большим уважением, чем горожане. Вероятно, так проецируется отношение к Церкви, к Богу. И это заметно во всём. В то же время, в строительстве было несколько моментов, когда на стройке нужно было собрать сразу много людей. Например, когда фундамент заливали. И мы обращались к людям с призывом прийти и помочь. Но большого наплыва людей не происходило. Дети – да, все, кто хотел, все пришли, хоть щепотку песка, но бросили в основание. Много было детей. Взрослых было немного. Я думаю, дело в том, что Господь просто не даст недостойному человеку положить камень в основание храма. Так же, как Он не дал Давиду построить храм.
Мы все, конечно, далеки от Давида. И, я думаю, так же многие хотели бы поучаствовать в строительстве храма, но немногие смогли. Было, по крайней мере, человек десять тех, кто говорил о своем горячем желании помочь – материалами, средствами, работой. И я уверен, что эти люди искренне хотели помочь. Но по каким-то причинам не получалось.
— И как же заливали бетон, если помощников было немного?
— Так и заливали. Всего нужно было залить триста кубометров. В день удавалось залить примерно кубов десять. Практически на руках. Таскали бетон тачками. Заливать нужно было не всегда вниз, но и вверх – цоколь-то достаточно высоко поднимается. И был один такой день, когда после такой тяжелой работы поздно вечером к нам еще привезли пятьсот мешков цемента и какое-то количество тяжелой арматуры. И всё это надо было разгрузить. Получалось, что на человека приходится пять-шесть тонн материалов! И строители разгрузили это всё.
Эти работы продолжались два месяца, и, как сейчас помню, шестого ноября (а сгоревший храм был устроен в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости, и мы продолжали отмечать в эту дату престольный праздник) владыка Вениамин приехал и освятил закладной камень в основание храма. Тогда же была вложена в основание и капсула, в которой содержится информация о том, когда, кем, по чьему благословению и в честь какого святого этот храм построен.
— Почему храм посвящен Рождеству Иоанна Предтечи?
— До революции в Брейтове был Иоанно-Предтеченский храм, правда, судя по всему, он был посвящен празднику Усекновения главы пророка. Однако уже в наше время сложилась многолетняя традиция ежегодных Леушинских стояний, совершаемых в день Рождества Иоанна Крестителя. Начал ее священник Геннадий Беловолов, настоятель храма на подворье Леушинского монастыря в Санкт-Петербурге. Леушинский монастырь, затопленный водами Рыбинского моря, как известно, был устроен в честь Рождества Иоанна Предтечи. И уже когда храм строился, и были воздвигнуты стены, в этот день – 7 июля 2011 года – мы служили здесь литургию. И так две литургии в этот праздничный день (в 2011 и в 2012 годах) мы служили без крыши, а уже в этом году к празднику Рождества Иоанна Предтечи своды были построены и снова служил владыка Вениамин…
И владыка Кирилл не оставляет нас своей заботой – с Урала нам привезли медь на купол и крышу. А вот на крест необходимые средства собрали жители Брейтова – целиком. Так что видите – и правда всем миром строим.
— Конечно, это Господь созидает и людей, и камни, но всё же и человек, поставленный во главе строительства, тут много значит. Ведь это ж надо еще команду создать, предвидеть расходы, людям вовремя заплатить…
— По поводу команды и расходов – думаю, когда впервые в жизни строишь храм, трудно предполагать, в какие суммы это выльется. И даже когда точно знаешь, сколько денег нужно на тот или иной объем работ, то у тебя их, как правило, поначалу нет. Но Господь посылает людей и средства. Кто-то помогает деньгами строительству с самого начала, не переставая. Кто-то вдруг появился, помог и всё. Кто-то привез знакомых… А были те, кто просто перевел средства, и теперь, не знаю, соберется ли когда-нибудь приехать, чтобы посмотреть, какой у нас храм получился… В основном, этапы строительства у нас приходились на осень и весну. И по этим периодам мы регистрировали все, абсолютно все приходы и расходы. Так что сейчас по дате поступления денег мы можем точно сказать, чьи деньги и на что были израсходованы.
Думаю, все это строительство, продолжавшееся три года, показало, что Господу всё возможно. Даже когда человеку кажется, что что-то невозможно совершить. Видимо, многим из нас для духовного роста нужен вот этот край, вот это осознание собственного бессилия, — только тогда мы понимаем, что строит храмы не человек, а Сам Господь.
Записала Анна Романова
О. Андрей показывает новый храм губернатору Ярославской области Сергею Ястребову и Валентине Терешковой