Мученики и подвижники земли мологской
Николай Иванович Любомудров родился 11 апреля 1862 года в селе Юркино Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика. Фамилия отца первоначально была Суслонов, но, когда он поступил в духовное училище, начальник училища поменял ее на фамилию Любомудров, считая ее более подходящей для будущего церковнослужителя.
В 1877 году Николай окончил Пошехонское духовное училище и поступил в Ярославскую духовную семинарию. В 1884 году он окончил семинарию по первому разряду, что давало право на поступление в Духовную Академию, однако для этого не было материальных возможностей: как старший сын, он должен был обеспечивать больную овдовевшую мать, младших братьев и сестер.
В 1884-1887 годах Николай служил псаломщиком в церкви Рождества Богородицы на Духовской улице в Ярославле.
2 февраля 1887 году он обвенчался с дочерью священника села Печелки Софьей Петровной Дьяконовой, учительницей школы для крестьянских детей в селе Абакумцеве (основанной Н.А.Некрасовым). Ее брат, Александр Петрович Дьяконов, стал профессором Петербургской Духовной Академии.
Вскоре Николай Иванович был рукоположен во священники, и в начале марта 1887 года приехал в село Лацкое, куда был назначен на службу и где прожил почти 32 года. Преподавал Закон Божий в трехклассной земской школе и создал в Лацком первую в округе библиотеку-читальню для крестьян (открылась в 1895 году), в которой его усилиями были собраны книги духовно-нравственного содержания, русская классика, книги для детей, газеты и журналы.
В 1912 году на съезде священников благочиния отец Николай был избран благочинным первого округа Мологского уезда Ярославской губернии.
В 1912 году по случаю 50-летия со дня рождения и 25-летия пастырского служения в лацковском приходе отец Николай был награжден епархиальным архиереем наперсным крестом. Ходатайствовали о награждении и провели сбор денег на покупку золотого креста прихожане. В этом же году по ходатайству Земской Управы отец Николай был награжден за просветительскую деятельность орденом Святой Анны третьей степени.
Жизненный путь отца Николая освящен благословением и молитвенной помощью двух великих российских святых, канонизированных недавно Русской Православной Церковью: святого праведника Иоанна Кронштадтского и святого Патриарха Тихона. Отец Николай высоко почитал приснопамятного протоиерея Иоанна Кронштадтского, молитвам которого он, возможно, был исцелен от опасной болезни. В 1898 году отец Николай тяжело заболел тифом. Жена, Софья Петровна, несмотря на то, что была беременна, отправилась в Петербург и просила молитвенной помощи у отца Иоанна. Помолившись, отец Иоанн сказал ей: «Супруг выздоровеет, а ребенок родится здоровым». Отец Николай, действительно, вскоре поправился, родившийся сын, Николай, единственный из детей отца Николая дожил до наших дней, прожив более 90 лет.
Отца Николая хорошо знал и ценил архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, будущий Патриарх Московский и Всея Руси. Объезжая приходы своей епархии в августе 1912 года, Ярославский Владыка Тихон провел в гостях у отца Николая целый день, познакомился с его семьей, благословил детей.
В начале 1918 году власть в волостном совете и на селе фактически захватила группа молодых людей из бедноты, демобилизованных солдат во главе с председателем волостного исполкома А. П. Городничевым (бывшим приказчиком галантерейного магазина в Петрограде), которые вскоре присвоили себе название «лацковской ячейки РКП(б)», а позднее — и комитета бедноты. Поставив своей задачей борьбу с «мироедами, кулаками и попами», эта группа угрозами и запугиваниями терроризировала население. В ряде домов были проведены обыски в поисках укрытого хлеба, и первый, в крайне грубой и унизительной форме — у отца Николая, который был объявлен врагом революции, советской власти и крестьянства — Волисполком требовал отобрать у отца Николая землю, имущество, хлеб, доходя до прямых угроз расправиться с ним.
По настоянию детей отец Николай обратился с просьбой о переводе его в другой, более спокойный приход к заместителю епархиального архиерея архимандриту Иакову, но тот благословил отца Николая положиться на волю Божию, оставаться в своем приходе и не покидать вверенное ему духовное стадо, и сказал: «Если убьют — примешь от Господа мученический венец».
В октябре произошел ряд крестьянских восстаний в Ярославской губернии, одно из которых коснулось и села Лацкое. По воспоминаниям очевидцев, утром 16 октября 1918 года в Лацком неизвестные вооруженные люди собрали жителей села на площади, призвали их к борьбе с большевиками, и, сформировав ополчение из лацковцев, действуя уговорами и угрозами, повели их к ближайшей железнодорожной станции.
Матери, жены, сестры ушедших бросились к отцу Николаю, слезно прося отслужить молебен о спасении ушедших и уведенных ополченцами. Дочь отговаривала отца Николая от этого, но он счел своим христианским долгом, долгом пастыря выполнить просьбу женщин и отслужил молебен о здравии.
Отряд повстанцев двигался медленно. Пройдя около десяти верст, они попали под дождь, стали разбредаться, и к вечеру того же дня все лацковцы вернулись домой целыми и невредимыми.
Собравшиеся вскоре активисты-комбедовцы расценили молебен как открыто контрреволюционный акт и впоследствии оклеветали отца Николая, утверждая, что он служил молебен якобы «о даровании победы над советской властью».
На другой день стало известно, что в Лацковскую и соседние волости направляется карательный отряд красноармейцев — латышских стрелков, чтобы расправиться с организаторами и участниками восстания; дошли слухи о расстрелах нескольких священников в соседних приходах.
И дети, и близкие отцу Николаю крестьяне советовали ему на время скрыться, предлагали убежище: «Батюшка, пойди в любую избу, и будешь цел». Но отец Николай отвечал: «Я не совершал никаких преступлений и ничего не боюсь». Не считая себя виновным в чем-либо перед властью, не находя возможным оставить паству, и своим бегством дать повод к подозрениям, отец Николай решил всецело предаться воле Божией.
20 октября 1918 года была Димитриевская родительская суббота. Отец Николай служил в Вознесенской церкви заупокойную Литургию и панихиду. Участь отца Николая была решена утром этого дня в разговоре командира прибывшего в Лацкое карательного отряда и членов волисполкома. В ответ на запрос, кого местный совет считает нужным предать казни, было предложено два человека: кузнец Д. Р. Воробьев, не сочувствовавший новым порядкам и волисполкому, и отец Николай. Однако члены исполкома пришли к выводу, что кузнец необходим селу, и было решено расстрелять только священника.
Военный комиссар и двое солдат с винтовками отправились в церковь.
Народу в церкви было немного. Отец Николай заканчивал панихиду у канонного столика. Софья Петровна сказала ему: «За тобой пришли…»
Переоблачившись, отец Николай простился с женой, детьми, псаломщиком, благословил всех. Комиссар и солдаты повели его за село, сзади шли жена и дети. День был морозный, ярко светило солнце. Улицы были пустынны — очевидно, испуганные сельчане боялись вступиться за любимого ими батюшку. Проходя мимо Казанской церкви, отец Николай снял шапку и перекрестился. Солдаты приказали сопровождающим остаться на месте, и повели отец Николая к капустному огороду, находившемуся на окраине села, недалеко от дома Любомудровых.
Несколько женщин, собиравших капустные листья — Мария Мосягина, Евгения Кутузова, увидев, как ведут отец Николая, спрятались в кустах и оказались свидетелями расстрела. По их рассказам, двое солдат привели отец Николая на бугор около откоса к реке Латке и стали заряжать ружья. Они потребовали повернуться спиной, но отец Николай, стоя к ним лицом, перекрестился и со словами: «Господи, прими дух мой! Прости им: не ведают, что творят!» — поднял руку и благословил их.
Раздались два выстрела, отец Николай упал. Солдаты подошли к нему, выстрелили еще раз, сорвали серебряный крест и, споря о том, кому он должен достаться, поспешили в дом священника, где в это время другие члены отряда производили грабеж.
В ответ на просьбу похоронить отца Николая по христианскому обычаю на третий день из волисполкома поступило распоряжение: похоронить отца Николая немедленно и без всяких обрядов. Один из крестьян предоставил готовый гроб, в который отец Николай был положен. Софья Петровна облекла отца Николая в рясу, епитрахиль, скуфью, вложила в руки деревянный крест с Афона.
Проститься с отцом Николаем пришли многие чтившие его лацковцы. Погребение происходило около полуночи, при свете факелов и тихом пении «Святый Боже». Могила была вырыта около алтаря Казанской церкви на кладбище.
На следующий день, в воскресенье, приехал близкий друг отца Николая, отец Константин Ельниковский, и совершил заупокойную службу. Отпевание отца Николая, после настоятельных просьб Софьи Петровны к знакомым иереям, было совершено тремя священниками над его могилой только 19 апреля 1919 года.
Софья Петровна Любомудрова, впоследствии тоже претерпевшая за веру, занесена в списки «Новомучеников и исповедников РПЦ ХХ века.