Продолжается год театра. А в истории нашего города завершается 194-й театральный сезон. Краткий обзор развития театрального дела в Рыбинске, который мы предлагаем читателям «Рыбинской среды», был в свое время составлен для нашей газеты Валентиной Александровной Прокофьевой — актрисой, краеведом, непревзойденным знатоком театральной истории Рыбинска.
Все началось в 1825 году. На площади возле реки Черемухи, при начале улиц Стоялой и Мышкинской (где теперь расположен городской сквер), начались регулярные театральные представления в деревянном здании, построенном частным лицом. Именно в этом бревенчатом театре в 1865 году у антрепренера Смирнова пятнадцатилетней девочкой дебютировала П. А. Стрепетова, ставшая впоследствии прославленной трагической актрисой — гордостью русской сцены.
Шли годы, менялись антрепренеры, здание переходило из рук в руки и впоследствии перешло в собственность города. Город разрастался, деревянный театр не удовлетворял потребности публики, и тогда решено было построить новый каменный театр.
В начале 70-х годов среди столичных архитекторов объявили конкурс. Победителем в нем стал петербургский архитектор В. А. Шретер. Именно по его проекту в 1875-79 годах на месте старого деревянного здания построили новый каменный театр, в котором, кроме партера, были и ложи бенуара, бельэтаж и балкон, кресла были обтянуты красным плюшем. Эту площадь назвали Театральной (впоследствии переименовали в Советскую).
В 1921 году в здании театра, который был гордостью провинциального Рыбинска, ночью произошел пожар. Выгорела только внутренняя часть (загорелось в костюмерной), и его вполне можно было восстановить. Развалины этого театра стояли несколько лет. Городские власти решили разобрать их на кирпичи, которые можно бы использовать для строительства жилых домов. Но из этой затеи ничего не вышло, т. к. постройка была настолько прочной, что вместо целых кирпичей получили только щебенку. Парадоксально, что в нескольких метрах от горящего театра возвышалась пожарная часть с высокой каланчой!
Все это я знаю от старой актрисы О. К. Демуровой, которая накануне пожара играла в спектакле в этом театре, и от своих родителей, которые видели языки полыхающего пламени.
Затем в сквере выстроили так называемый Летний театр — деревянное по-своему красивое здание, с тонкими стенами, своеобразной архитектуры, длинное, с полукруглой крышей. Спектакли, концерты и различные представления могли проходить в нем только летом, т. к. оно не отапливалось. Все уличные шумы проникали внутрь, особенно мешали гудки и грохот проходящих поездов, т. к. железная дорога проходит почти рядом. А если начинался дождь, с силой барабанивший по крыше да еще с грозой, то артистов становилось не слышно.
Я сама, став актрисой, играла в этом Летнем театре и помню случай, когда спектакль «Великий еретик» (о Галилее) из-за шума дождя и раскатов грома пришлось прекратить, не закончив.
Летний театр сломали в начале 60-х годов, т. к. к этому времени уже разросся сквер, и понадобилось место для каруселей и прочих развлекательных сооружений.
Еще до революции, кроме каменного театра, во дворе дома № 17 по ул. Крестовой выстроили еще одно театральное здание с вертящимся кругом сцены, с суфлерской будкой на авансцене (непременный атрибут старого театра), уютным фойе, просторной раздевалкой, буфетом. Зрительный зал находился на втором этаже.
Именно в этом здании в 1919 году открылся театр, именуемый «Пролеткульт». В этом своеобразном театре-студии преподавали известные старые мастера сцены. Из студии вышли талантливые артисты, составившие потом основное ядро Рыбинского театра. Это были люди, одержимые искусством, актеры яркого дарования, обладающие необычной пластичностью, каких теперь, увы, к сожалению, редко встретишь.
В 1932 году студию «Пролеткульт» передали в ведение авиационного завода им. Павлова (теперь «Рыбинские моторы») и стали именовать «РАТАП» (рабочий театр авиационной промышленности). Только в 1937 году он вошел в общую систему государственных театров и стал именоваться Рыбинским драматическим театром.
Хотя людям жилось нелегко, в Рыбинске ощущался своеобразный культ театра. Билеты покупались за несколько дней, так как в день спектакля их уже невозможно было купить. Выход в театр становился праздником. Ни одна женщина не позволяла себе войти в театр в уличной обуви, каждая несла с собой сверточек с праздничными туфлями, и около раздевалки толпилась стайка женщин, меняющих обувь.
Актриса Ольга Карапетовна Демурова — наша соседка, друг нашей семьи. Она брала меня с собой на репетиции с 5-летнего возраста. Я сидела одна в пустом, полутемном зрительном зале, видела, как режиссер садится перед сценой за маленький столик с горящей на нем настольной лампой, как артисты готовятся к репетиции.
Спектакли в те годы шли в сопровождении симфонического ансамбля, особенно пьесы Шиллера, Кальдерона, Шекспира и других классиков. Ансамблем руководила известная в нашем городе пианистка М. Л. Челищева. Я с упоением слушала, как музыканты настраивают инструменты. Я с грустью вспоминаю тот старый театр, с которым связаны мое детство, юность и вся моя дальнейшая жизнь,став актрисой, я много лет выходила на его сцену.
Но здание это со временем старело, и в начале 60—х годов решили сделать капитальный ремонт. Оно настолько обветшало, что при начале ремонтных работ стало буквально разваливаться, под ним не оказалось даже прочного фундамента. На этом же месте решили построить новое здание. Строители сумели создать совершенно новое театральное помещение, отвечающее всем современным требованиям.
В 1963 году новый театр торжественно открыли для зрителей. За эти годы сменилось несколько поколений артистов и зрителей, но ни на один сезон служители Мельпомены не прекращали свою службу искусству. И сейчас Рыбинский драматический театр плодотворно трудится, принося радость своим преданным зрителям.