…А Вифлеем сейчас полон огней. И многие устремляются к Ясельной площади и храму Рождества Христова – этому древнему сооружению, претерпевшему многое множество событий. Чтобы войти в него, нужно хорошенько наклониться; – чтобы никому не вздумалось въехать сюда на коне, как сделали это когда-то турки, большие врата еще тысячу лет назад заложили камнем.
Кругом белый камень, отполированный миллионами ступней. Кажется, даже стены отполированы прикосновениями рук. И всё-таки твоя собственная встреча с этим храмом – неповторима.
Знаете, почему на Святой Земле сохранилось много древних зданий, которым две тысячи лет и более? Потому что там не бывает нашей зимы. Не бывает так, чтобы в поры камня проникала влага, замерзала там, разрушая его. И вот – перед нами древняя базилика, и верхний алтарь православного храма, под которым святыня – пещера Христова Рождества.
Ежедневно в половине седьмого утра здесь начинают читать часы, прежде чем приступить к литургии. Службу на арабском и греческом языках совершают священник-араб (из Православной Церкви Иерусалимского Патриархата, которой принадлежит престол в базилике храма Рождества Христова), и диакон Греческой Православной Церкви. По окончании вечерни (которую нередко здесь совершают утром) священник заворачивает в красную ткань потир и другие богослужебные предметы и спускается с ними в пещеру Рождества. За ним, конечно, спускаются и молящиеся. Благодарность Богу за совершаемое на глазах чудо в эти минуты переполняет сердце.
Престол в пещере сооружен прямо над местом (камнем) рождения Христа. И пока совершается литургия оглашенных, прямо под престол не перестают влезать идущие вереницей паломники – они прикасаются к камню, на котором родился Христос, и никто им не препятствует. Но когда начинается литургия верных, пещерку закрывают шторой из красного бархата.
Две тысячи лет назад здесь, на месте нынешнего храма, была гостиница, а под ней располагался вырезанный в скале обширный хлев для лошадей и других животных, на которых путешествовали израильтяне и арабы. Вход в пещеру был на юге, а поилка и ясли для скота находились далеко в глубине пещеры. Туда и пошла Мария, когда «почувствовала время». Наверное, в этом месте всякая женщина, когда-либо становившаяся матерью, может хоть немного понять, что именно чувствовала Богородица. И этим чувством приблизиться к Ней. И, может быть, в этот миг сердцем ощутить – это именно то место на Земле, где Господь появился на свет.
Пока совершается литургия, и священник на глазах у всех совершает евхаристию, поминаешь всех, кого знаешь, — ближних и дальних, живых и усопших. Хотя твои записки положены на престол в начале службы, но ведь ты, возможно, записал там не всех, кому в эту минуту желаешь добра и радости. И вот в эту минуту стараешься вспомнить и испросить помощи Божией как можно большему числу людей. Именно это чувство возникает, когда видишь престол и совершаемую евхаристию. Правда, и не можешь позволить себе смотреть, не отрываясь, — возникает чувство неловкости, поскольку в обычном храме престол ведь неслучайно скрыт в алтаре от глаз молящихся. До этого в жизни приходилось лишь буквально дважды быть в прямом смысле свидетелем евхаристии — в храме-палатке в Хопылево, а еще – когда совершали «литургию на водах», то есть на теплоходе. И вот – это чудо в пещере Рождества Христова.
Песнопения здесь звучат на арабском, очень мелодично, но совсем не похоже на наше богослужение. И только какое-то внутреннее чувство, наподобие метронома, позволяет отслеживать все события богослужения и уже с каким-то новым смыслом произносить про себя слова ектеньи и «переводить» возгласы священника.
Евангелие здесь прочитывают по-арабски и по-гречески. Когда приходит время причастия, священник всех, кто намерен это сделать, по очереди накрывает епитрахилью.
Прошло уже два года с того момента, как удалось побывать в храме Рождества Христова в Вифлееме. И теперь каждый раз в эту светлую ночь вспоминаю это самое светлое место на Земле.
Меню
≡
╳