В сентябре исполнилось 70 лет со дня рождения художника Сергея Стукалина — мастера акварели и рисунка, члена Союза художников России, автора сотен работ, разошедшихся по частным коллекциям всего мира. Его не стало в Прощеное воскресение сего года.
Сергей Стукалин был родом из Глебова, и окрестности этого старинного волжского села знал до мелочей. Школу окончил в Тихменеве. Его отец, Виктор Федорович Стукалин, всю жизнь работал пекарем в Глебовской пекарне, размещенной тогда в здании старинного храма, который ныне возрожден и освящен в честь святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина. Одним из самых любимых занятий отца было чтение. И Сергей Викторович считал, что художником стал, благодаря отцу, его тяге к прекрасному. В семье хранился живописный альбом о войне 1812 года, в котором было тридцать репродукций Верещагина, Ге и других русских художников. Отец очень дорожил этим альбомом и доставал его только по праздникам, и маленький Сергей, разглядывая картины в альбоме, мечтал об одном: вот бы научиться так рисовать!
Виктор Федорович Стукалин отличался непростым характером, и биография его была нелегкой – с 1935-го по 1939-й был осужден по 58-й статье, срок отбывал на Волгострое. В 1939-м устроился на работу в глебовскую пекарню, там и познакомился с Людмилой Дмитриевной. Семья была крепкая – растили троих сыновей. Но опасность снова попасть в ряды «врагов народа» нескоро миновала — в 1952-м кто-то из односельчан написал новый донос: мол, как же так – враг народа, и хлеб печет на весь поселок? Виктор Федорович не стал дожидаться последствий — собрал семью и отправился в Грозный. Там Стукалины жили до 1955-го, пока не вернулись на родину.
Позднее судьба снова привела Сергея Стукалина в Грозный. Здесь юношей он занимался в художественной студии Дворца культуры под руководством замечательного акварелиста Николая Ломтюгина. В 1974-м он окончил Ярославское художественное училище и поступил на работу в Рыбинский филиал художественно-производственных мастерских. Здесь его старшим товарищем стал еще один признанный мастер акварели — Анатолий Илларионович Попов.
Со временем именно акварель стала любимой техникой Стукалина. Поначалу основной темой творчества была архитектура старых городов, и конечно, самого Рыбинска, но не его парадные виды, а рядовые улочки и задворки. Молодой художник был одним из тех, кто первым открыл современникам поэтическую красоту привычного, провинциального Рыбинска.
Стукалин был активным участником многочисленных выставок , много путешествовал в 1980-х, работал на творческих дачах художников, создавая целые серии работ. В 1985-м был принят в Союз художников страны. В 1990 году в Рыбинском музее прошла совместная выставка С. Стукалина с ярославским художником Еленой Мухиной. Тогда впервые было выставлено значительное количество работ мастера сразу, и зритель смог по достоинству оценить особое внимание художника к деталям, особый «почерк» его рисунка, деликатную декоративность пейзажей.
В целом же в Рыбинске состоялись более десяти персональных выставок автора. Его работы выставлялись также за пределами страны – во французском Нанте и в столице Греции Афинах. Замечательные акварели Сергея Стукалина украшают коллекцию современного искусства, хранящуюся в Рыбинском музее-заповеднике.
Но главным источником вдохновения для Стукалина оставались родные места, их природно-культурные ландшафты, меняющиеся во времени. Известная акварель с единственной уцелевшей стеной храма в Коприно, написанная в 1988 году, возможно, воплощала рубеж времен и невозможность возврата к прошлому, от которого, казалось, остаются лишь руины. Между тем, спустя двадцать лет художник из исследовательского любопытства написал историческую реконструкцию этого храма, а спустя два произошло то, во что верилось с трудом: в реальности началось восстановление храма. Правда, знаменитую эту стену, пережившую многие времена, строителям сохранить не удалось…
Еще один природно-культурный ландшафт, многократно воспетый в работах Сергея Стукалина, – окрестности храма Казанской иконы Божией Матери в Ивановском, напротив поселка Глебово. Этот пейзаж был знаком художнику с детства. Легкий и стремительный силуэт сельской церкви в окружении погоста, на берегу Волги и большого ручья, кажется, запечатлен у Стукалина во всякое время года и в разные эпохи: как во времена разрухи и забвения, так и в недавнем десятилетии, когда вознесся в небо новый золоченый шпиль колокольни.
Анна Романова