Практика работы Градостроительного совета при Главе городского округа город Рыбинск позволяет каждый раз по-новому взглянуть на городскую среду, увидеть и обсудить возможные варианты ее развития. Такая рабочая встреча специалистов из разных сфер городской жизни позволяет рассмотреть и взвесить все «за» и «против» каждого очередного проекта, услышать мнение архитекторов-профессионалов и специалистов инженерной инфраструктуры города, отвечающих за работу коммуникаций, в совершенстве знающих «подземный» Рыбинск. И это, как правило, очень интересные встречи, позволяющие в прямом смысле заглянуть в ближайшее будущее Рыбинска.
2 апреля среди прочих проектов Градсовет обсудил возможности размещения нового колеса обозрения в парке на Волжской набережной – в створе улицы Пушкина.
С этим предложением вышла в рыбинскую администрацию группа компаний «Триколор», имеющая опыт размещения таких инженерных объектов во Владимире и Ярославле, в Великом Новгороде, Химках и других городах. Это бесфундаментное сооружение. Максимальное число «пассажиров» — 108 человек. Оборот колесо совершает за 6-10 минут. Эксплуатация его может быть круглогодичной, необходимый для эксплуатации температурный режим — от минус 20 до плюс 45 градусов. Определенное ограничение существует по ветровой нагрузке – колесо работает при порывах ветра до 15 метров в секунду. Как пояснил представитель компании «Триколор» А.В. Скворцов, сильный ветер раскачивает кабины, в остальном для сооружения он не опасен. Аттракцион рассчитан на жителей Рыбинска и его гостей, которые, как предполагает инвестор, будут приходить в Волжский парк прямо с пристани.
Что касается вопросов о сочетании этого объекта с ландшафтом старого Рыбинска, то выскажу предположение: не будь в истории города железного и огненного ХХ века, такой объект появился бы здесь, возможно, еще лет сто тому назад. Ведь рыбинские купцы часто старались применить у себя на родине различные технические новшества, и если уж здесь в 60-х годах XIX века строили пароходы и плавили железо (на чугунолитейных заводах Журавлева и Головкина), то такая диковинная забава как колесо обозрения была бы рыбинцам «по зубам».
Что касается мелькающего в соцсетях вопроса «что там со старым колесом обозрения и сквером», то убедительна позиция главы города Дениса Добрякова: может быть, возникшая в сфере аттракционов конкуренция оживит и этот любимый некогда рыбинцами городской сад.
В результате Градсовет, в целом согласившись с интересным предложением, рекомендовал проектировщику выбрать другое место для колеса – ближе к ДС «Полет». И обновленный проект будет представлен в ближайшее время.
Что же касается створа улицы Пушкина, то, заглянув в историю Рыбинска ХХ века, можно обнаружить несколько очень разных проектов обустройства этой части города. О них – во второй части публикации.
* * *
История архитектурного облика Рыбинска всегда занимала умы специалистов-градостроителей и краеведов. Как следует из документов, хранящихся в Рыбинском филиале Государственного архива Ярославской области, город, успевший за тридцать пять лет трижды сменить свое имя, развивался не только по планам, но и стихийно, и наибольшим масштабом строительства отмечен, разумеется, советский период. В 2019 году исполняется полвека первому и единственному в своем роде «Проекту детальной планировки центрального района г. Рыбинска». Расскажем о нем подробнее.
В августе 1945 года, в соответствии с постановлением Совнаркома РСФСР «О проектах планировки городов и поселков РСФСР», Рыбинск вошел в список городов, генеральные планы которых рассматривались и утверждались Совнаркомом РСФСР. Так, в мае 1955 года на рассмотрение городской архитектурной комиссии был вынесен эскизный проект Центральной части города, предложенный представителем Ленинградской проектной организации «Ленгипрогор» архитектором Г.А. Израилевичем. Основная градостроительная задача его заключалась в выходе главного фасада города на Волгу.
На пересечении улицы Луначарского и проспекта Ленина (ныне Крестовой улицы), по замыслу автора, планировалось создание площади. Причем, она должна была вытянуться вдоль реки «из соображений торжественного прохождения демонстрации парадов», а также с точки зрения вида с Волги, с которой она должна была соединяться террасообразными сходами. Ряд центральных улиц, а также улицу Плеханова предполагалось закрыть для движения транспорта и превратить в зеленые аллеи. Главной бульварной магистралью предлагалось сделать улицу Луначарского, соединяющую вокзал с центральной городской площадью. На месте Сенного рынка предполагалось разбить сквер и построить кинотеатр. Одновременно рассматривался вариант строительства здесь крытого монументального рынка. Именно эта идея впоследствии и была воплощена.
Вокзальная площадь должна была исполнять роль «вестибюля города».
Причины, по которым этот проект, представляющий собой полную противоположность нынешнего облика Рыбинска, был отклонен, неизвестны. Но в середине 1950-х годов еще продолжалась разработка сходных архитектурно-градостроительных решений. Центральную площадь предлагали расположить между улицами Пушкина и Луначарского, на ней должно было находиться здание драмтеатра.
Вместе с тем, продолжалась и разработка планировки городских окраин. В период с 1958 по 1965 годы был утвержден план застройки районов Веретье и Зачеремушного. Несколько раз на суд архитектурно-градостроительной комиссии выносили эскизные проекты застройки Волжской Набережной и Северного поселка.
В этот период вопросы планировки центральной части города и жилищного строительства как бы разделились, так как массовое строительство «хрущевок» проводилось почти независимо от судьбы центральной части, сохранившей практически полностью застройку и планировку ХIХ века (на тот момент — более шестисот зданий!). И тем более без учета необходимости создания единого с ней архитектурного ансамбля. Эту проблему впервые попытались решить в середине 1960-х годов.
В августе 1965 года на рассмотрение городского градостроительного Совета был вынесен новый генеральный план Рыбинска, разработанный «Ленгипрогором». Это был, пожалуй, самый смелый проект в современной истории города. В соответствии с ним вся центральная часть города восточнее улицы Пушкина (ныне – историческая часть Рыбинска) подлежала сносу, а территория – озеленению. Впоследствии в первоначальный проект были внесены значительные изменения. В январе 1966 года было решено включить в разработку проекта реконструкцию и застройку кварталов старого города.
Главным отличием этого проекта было то, что в нем впервые предусматривалось строительство высотных зданий. 12-этажными высотками предполагалось застроить участок вдоль Волги, от улицы Пушкина до Речного вокзала. Однако в этой части реализации проекта, которая могла бы в корне изменить облик исторической части города, он так и не был осуществлен.
Этот проект стал последним в истории наиболее масштабных решений о генеральной планировке города Рыбинска. В последующие годы, после значительных корректив, он вступил в фазу детализации и лег в основу всей последующей градостроительной истории Рыбинска.
В 1969 году «Проект детальной планировки центрального района г. Рыбинска» был разработан институтом «Ленгипрогор». В октябре 1970 года этот документ был рассмотрен на заседании Научно-технического Совета Госстроя РСФСР.
По этажности новое жилищное строительство распределялось следующим образом: 5-этажные дома – 17 процентов, 9-этажные – 72 процента, 12-этажные и выше – 11 процентов. При этом предусматривалась возможность максимального сохранения существующей сети улиц с учетом нового характера застройки.
Набережную намечалось открыть для массового пешеходного движения.
Особое внимание уделялось созданию силуэта застройки центральной части со стороны Волги «с учетом многоплановой, глубинной композиции центра и раскрытия его на реку».
Можно сказать, что в отличие от всех предыдущих планов застройки города, проект 1969 года оказался наиболее близок к реализации. Что касается проблемы обустройства центральной части Рыбинска, то она существует и по сей день, но уже в ином ракурсе. С тех пор, как в конце 1980-х годов была доказана историческая и архитектурная ценность центральной части Рыбинска, а городу был присвоен статус исторического, на повестке дня появилась проблема сохранения и приумножения архитектурного наследия нашего города.
Анна Романова