Директор Филиала федерального Государственного образовательного учреждения Высшего профессионального образования «Московская Государственная академия водного транспорта» — Рыбинского речного училища Михаил Павлович Киселев, назначенный на эту должность три года назад, — человек деятельный и целеустремленный. Планы, которые поначалу казались рыбинцам амбициозными и трудновыполнимыми, постепенно реализуются, училище меняется на глазах, становясь одним из лучших учебных заведений региона. О прошлом и будущем училища, насущных заботах педагогов и курсантов, перспективах выпускников и абитуриентов рассказывает сам Михаил Павлович Киселев.
…До приезда в Рыбинск я был начальником Омского командного речного училища имени капитана В.И. Евдокимова. Это учебное заведение известно тем, что одно из первых стало внедрять все инновационные технологии в образовании. Мы установили тренажеры международного значения и стали выдавать сертификаты соответствующего мировым стандартам образца, и сразу это училище было занесено в международные справочники как учебное заведение, сертификат которого котируется во всех странах мира.
О Рыбинском речном училище я знал много хорошего еще с тех пор, когда сам был курсантом. В 60-е мы проходили практику на северных реках совместно с рыбинскими курсантами. И сегодня в Омске много заслуженных выпускников из Рыбинска, работающих у руля. Совсем недавно ушел, к сожалению, Соколов, возглавлявший службу безопасности в Иртышском пароходстве, лауреат Государственной премии, начинавший в Рыбинске.
Наши учебные заведения исторически связаны между собой, ведь основателем и первым директором Омского училища в 1920 году был выпускник Рыбинского речного училища Бовин. Сегодня на учебном корпусе училища в Омске есть посвященная ему мемориальная доска. Один из начальников Омского училища – Горшков — в свое время возглавлял и Рыбинское. Вот и у меня сложилась судьба таким образом, что я тесно связан и с Омском, и с Рыбинском.
Правда, до назначения сюда я в этом городе ни разу не был. Побывал во всех речных училищах нашей страны (когда-то их было семнадцать), а здесь не довелось.
— Каким вы застали Рыбинское речное училище?
— Мягко говоря, оно немного отставало от жизни. Материальной базы – никакой! А намерение уже тогда было такое: дать реальную возможность выпускникам здесь, на месте, получить и высшее образование. Но здесь много зависит от педагогического коллектива. Он должен осознать: создав три образовательные ступени в этом учебном заведении, мы открываем очень большие возможности и для подрастающего поколения, и для себя самих. Приходящий к нам молодой человек должен знать, что здесь он получит диплом рабочего либо среднее специальное образование и станет квалифицированным специалистом, либо может получить высшее образование. Эта идея и тогда, и сейчас испытывает большое сопротивление в среде моих рыбинских коллег: чтобы ее реализовать, не менее шестидесяти процентов преподавателей должны иметь ученую степень.
— А сколько у вас сейчас таких педагогов?
— Я один. Конечно, сложно убедить тех, кто приблизился к пенсионному возрасту, в том, что они должны защитить диссертацию. Но это требование справедливо, ведь мы должны готовить специалистов высокого класса – таких, на которых судовладелец, не жалея, тратит очень серьезные средства, потому что от них зависит будущее его судоходной компании. Эти специалисты – имидж всего предприятия, потому что, соприкасаясь с представителями других компаний, они создают мнение о нем по всему миру. Естественно, судовладелец хочет видеть у себя грамотную, интеллигентную, сильную духом команду, на которую в любых условиях можно положиться. Доверяя такой команде доставку груза, он должен быть уверен, что эта команда способна нести ответственность – за сроки поставки, состояние груза и прочее. Такая работа тесно связана с разными другими службами, которые предоставляют, к примеру, автотранспорт, складские помещения, людские ресурсы, и поскольку с этими службами тоже заключен договор о сроках прибытия транспорта, надо все это учесть, иначе придется нести убытки. Обучая таких специалистов, сегодня надо учитывать и тот факт, что наш речной флот теперь выходит во внешние воды, и наши специалисты часто соприкасаются с судоходными компаниями других стран. И мы растим не просто профессионалов-речников, а специалистов, которые могут выступать как представители нашей страны. Так что наш выпускник должен не только работать на имидж своей судоходной компании, но и на имидж страны. Это должен быть высокообразованный специалист, владеющий иностранным языком в такой степени, чтобы не только общаться, но и уметь правильно оформить документы. Ведь малейшая неточность в этом деле может привести к серьезным последствиям судебного характера! Таким образом, наш выпускник должен быть в техническом плане специалистом высокого уровня, а также — владеть английским языком, хорошо знать историю своей страны, должен быть хорошо знаком с мировой историей, а кроме того, он обязан быть психологом, чтобы уметь устанавливать контакты. Как видите, случайно стать таким специалистом невозможно, это должен быть осознанный путь.
А еще на флоте нужна жесткая дисциплина. Чаще всего суда гибнут там, где нет дисциплины, а есть анархия, пьянство. Там, где люди знают свои обязанности, где их выполнение доведено до автоматизма, как правило, опасности преодолимы.
Недавно к нам, на встречу с выпускниками приезжали представители порта Новороссийска. Они приглашали ребят работать на морские суда, доставляющие грузы во многие страны мира, и предлагали очень хорошие условия. Даже только что окончивший училище специалист, занимающий должность, начиная с четвертого помощника капитана, (а наш рабочий диплом дает ему такое право), сразу получает три тысячи долларов в месяц. Если ты дорастешь до капитана дальнего плавания (каждый раз сдавая комиссии своего рода экзамен на более высокую квалификацию), то будешь получать 25 тысяч долларов. Так что есть куда расти!
— А что же материальная база Рыбинского речного училища? Позволяет ли она сегодня растить таких специалистов?
— Без материальной базы в нашем деле нельзя вырастить специалиста. Человек должен хорошо знать судно и уметь иногда в считанные минуты принять правильное решение, которое, может быть, должно спасти и судно, и экипаж. Так что когда мне говорят: ну что такого, ну прогульщик тот или этот, — я отвечаю: представьте себе, что хирург, который впервые будет делать вам операцию, прогулял тот урок в институте, когда студентов учили делать именно такие операции. Пойдете ли вы лечиться к такому доктору? Нет! Во всем должна быть уверенность.
Чтобы у нас была такая уверенность, мы в конце 2008 года установили тренажер МАРЛОТ, включающий электронную картографию, САРП (судовая станция автоматического радиопеленга), пульт управления судном. То есть, этот тренажер насыщен всеми современными приборами, существующими сегодня на рабочем месте капитана. И в результате мы не только обучаем здесь курсантов, но и ведем переподготовку капитанов и штурманского состава, как морского, так и речного, — ведь в электронную карту заложены любые участки тех или иных районов рек, морей, океанов, проливов во всем мире. Причем тренажер предоставляет возможность одновременно проводить обучение на нескольких судах разного водоизмещения, и моделировать ситуации, когда этим судам, к примеру, нужно разойтись, не задев друг друга.
В этом году мы установим тренажер глобальной морской спутниковой связи по безопасности мореплавания (ГМССБ). Он позволит здесь, на нашей базе, проводить переподготовку командного состава судов, но только тех, кто владеет английским. Так что вместе с этой установкой мы хотели бы получить и тренажер АНГЛОМАР, предназначенный для тестирования тех специалистов, которые позднее будут обучаться на ГМССБ. Замечу, что этот тренажер предусматривает знание не менее 60 тысяч специальных морских терминов. Так что переподготовка предусматривает индивидуальные занятия.
В этом году мы также установим тренажер для судомехаников и электромехаников.
Конечно, на этих тренажерах обучаются и будут обучаться наши курсанты, но в том объеме, который предусмотрен программой по специальности.
— Кто же учит курсантов и переучивает командный состав судов на этих тренажерах? Где вы находите таких специалистов?
— Действительно, инструктор для работы на ГМССБ должен иметь действующий диплом капитана дальнего плавания. Пока у меня такого человека нет. Трудность заключается еще и в том, что, как я говорил, зарплата такого специалиста намного выше зарплаты педагога речного училища. А одно из требований к работе на ГМССБ – наличие трех таких специалистов! Но я не сомневаюсь, что проблема будет решена.
На тренажер МАРЛОТ мы в свое время пригласили бывшего главного инженера пароходства Алексея Константиновича Травкина. Он получил дополнительное образование в Калининграде, и теперь работает.
Как видите, жизнь предъявляет особые требования к преподавателям такого училища, как наше. И эти требования справедливы, потому что курсанта надо любить и уважать. Тогда из него можно вырастить достойного человека, который будет востребован.
В прошлом году наших выпускников пригласили на работу в НПО «Сатурн», несмотря на то, что есть и РГАТА, и авиационный колледж. И сегодня наши ребята уже работают ведущими инженерами, имея, между прочим, только наше образование, а некоторые из них уже работают и в представительствах НПО в других городах.
В целом же для тех предприятий, которые заинтересованы в хороших кадрах, у нас есть такая практика – мы приглашаем представителей этих предприятий на госэкзамены.
И наши выпускники пользуются спросом, потому что механик — он, как говорят, и в Африке механик.
— А как поступают те выпускники, которые хотят продолжить обучение и получить высшее образование на бюджетной основе, например, в той же Московской академии водного транспорта?
— Вступительные экзамены в Московскую академию мы проводим здесь, в Рыбинске, и здесь же формируем группы. И не только в Москву наши ребята поступают. В прошлом году тридцать человек поступило в Санкт-Петербургскую Государственную морскую академию имени Макарова. В этом году много наших ребят уже выбрали для себя Университет водных коммуникаций в Санкт-Петерубрге, МГАВТ, ВГАВТ. В эти учебные заведения ребята поступают по нашим направлениям. Всё зависит от выбора курсанта. Мы так же можем направить его в Новороссийск.
— Есть ли у Московской академии другие такие же филиалы, как Рыбинское речное училище?
— Есть. Это Уфимское, Великоустюгское и Ростовское-на-Дону речные училища.
— Скажите, а почему педагоги из московской академии не проводят здесь занятия? Или такая форма работы не предусмотрена договором?
— Во-первых, в соответствии с договором, мы сами должны создать третью ступень, то есть получить на это лицензию. Вы видите, что сегодня мы являемся учреждением высшего профессионального образования. Но пока имеем здесь две ступени: рабочее и среднее специальное образование. Приглашать сюда на занятия мы можем кого угодно, но это не позволит нам в соответствии с требованиями создать третью ступень. Для этого нужно повышать квалификацию собственных преподавательских кадров. И мы это делаем, и будем делать. Ведь тогда и финансирование учебного заведения будет осуществляться совсем по иному принципу. Но для всего этого нужно время – прежде всего для того, чтобы сами педагоги прониклись этой идеей.
— Михаил Павлович, ваше училище готовит не только специалистов-речников, но и разного рода профессионалов по ведению городского хозяйства. Расскажите об этих специальностях.
— Мы готовим, к примеру, теплотехников, которые, судя по многочисленным проблемам рыбинского городского хозяйства, сегодня должны быть востребованы едва ли не в первую очередь. Мало где сейчас учат этой специальности. Мы также набираем курс социальных работников. Мы набираем курс специалистов по ведению гостиничного хозяйства и туризму – ведь рядом Золотое Кольцо России! Но желающих почему-то пока мало.
По-прежнему хорошо востребованной остается специальность экономиста. Но ведь мы готовим экономистов для водного транспорта. А это специальность, которая по определению не может иметь широкого применения. Экономист не может быть специалистом во всех сферах человеческой деятельности, и когда мне говорят, что у нас слишком много экономистов, я отвечаю, что не всякий экономист, к примеру, может работать в порту. Я не могу пригласить преподавать экономику того специалиста, который закончил автодорожный институт или РГАТА, потому что у нас другая специфика. Наш экономист, в частности, должен знать устройство корабля и правильно распределить груз, чтобы гарантировать устойчивость судна.
В любой сфере должны работать специалисты. Когда люди перестают придерживаться этого принципа, начинается разруха.
— Знаю, что в речном училище трепетно относятся к истории учебного заведения, создан музей. Скажите, что еще делается для воспитания той всесторонне развитой личности выпускника, о которой вы говорили выше?
— История Рыбинского речного училища у нас стала практически обязательным предметом для курсантов. Есть много кружков, среди которых танцевальный, хоровой и другие. Есть вокально-инструментальный ансамбль.РРРРРрОРЛОРЛОР Недавно мы пригласили на работу капельмейстера, это молодой человек с музыкальным образованием, игравший на военной службе в президентском оркестре. Я искал такого специалиста с самого начала, потому что духовой оркестр – это сердце всех мероприятий. Сейчас мы отводим светлое и удобное помещение для духового оркестра на базе мастерских. Инструменты будем приобретать новые, сколько бы нам они ни стоили.
Между прочим, начало этой музыкальной традиции помог заложить министр Левитин, который до этого бывал у меня и в Омском училище. Собираясь сюда, он спросил меня, что привезти в подарок. Я ответил: «Музыкальные инструменты». Он привез ударную установку «Ямаха» и синтезатор. Другие гости подарили нам гитары. Так у нас появился ансамбль.
— В здании речного училища теперь все время что-то обновляется. А с чем связаны ваши глобальные планы по строительству и реконструкции училища?
— Корпус общежития на улице Горького сегодня пребывает в ветхом состоянии. Мы провели техническое обследование здания, результаты представили в Московскую академию. Я выступал на ученом совете и защищал такую точку зрения: нужна реконструкция этого здания под учебный корпус. Раз мы создаем три ступени, раз у нас есть и будут все эти серьезные тренажеры, требующие, по санитарным нормам, просторных помещений, значит, нужна реконструкция. Это решение одобрили, и в 2010 году будут выделены средства на эти работы. Меня заверили, что к 2011 году реконструкция должна быть завершена. Затраты на проектно-сметную документацию составят 4,8 млн. рублей. Общая смета составляет 48 млн. рублей. Но прежде чем приступить к этим работам, нам необходимо провести ремонт кубриков – общежития на улице Вихарева. Мы должны заплатить 2,5 млн. за проектно-сметную документацию. Кроме того, на ремонт потребуется 25 млн. В прошлом году мы отремонтировали в этом здании столовую и купили посудомоечную машину. В этом году нам выделили деньги на приобретение оборудования для раздаточного цеха. Когда все эти работы будут завершены, мы получим полноценный жилой комплекс для курсантов – со столовой, специальной курилкой, новыми душевыми. Рядом – благоустроенный стадион, в котором недавно устроены две новые беседки. Горячую воду мы провели туда давно, так же, как во все учебные корпуса. Планы большие!
— Последний вопрос. Почему в училище на основные специальности не принимают девочек?
— Как это не принимают? Принимают! У нас учатся несколько девочек на специальности «судовождение», и, кстати, успешно. Раз женщины могут быть космонавтами, то почему они не могут водить суда? Между прочим, 12 марта, когда я был в нашем министерстве, где получал Почетную грамоту, вместе со мной награду получала и женщина – капитан дальнего плавания из Мурманска. Она капитан ледокола, и проводит суда там, где мужчины-капитаны не могут.
Записала Анна Романова