Иван Богданов
Анна Ковтун
Фото — Михаила Терехова
20 апреля 1985 года наша страна стала жить в ритме ускорения. Несмотря на туманность самого термина, его стали требовать от всех тружеников СССР. Так, моя мать, преподававшая в одной из рыбинских школ, как-то получила выговор от директора школы за отсутствие ускорения на уроках русского языка. Постепенно процесс пошел, страна разогналась, реформировать стали все подряд, ни перед чем не останавливаясь и ничего не щадя. Результатом стало падение с 3 места в мире по уровню образования на 36 (по данным http://hdr.undp.org). Казалось бы, уже можно уменьшить темпы ускорения, но не тут-то было. Изменение школьной программы коснулось практически всех предметов гуманитарной направленности. Гоголь впал в немилость, зато Солженицын стал пророком, правила русского языка оказались слишком сложными, но ведь их можно и упростить, история просто превратилась в темный лес, в котором стали ориентироваться лишь фоменки и задорновы. Оказалось, что и монголо-татарского нашествия не было, и «Аравия – от слова «яровая». Так, ни шатко, ни валко наша система образования и существует уже почти три десятилетия.
«Современная модель образовательного процесса в средней школе ориентирована на переход от образования как передачи учащемуся знаний к продуктивному образованию, которое позволяет ему освоить систему образовательной деятельности, конструировать личностные знания и взаимодействовать с другими субъектами учебно-воспитательного процесса и окружающим миром как активной автономной творческой личности», – прекрасные слова А.Г. Кутузова, только суть их настораживает – личности предоставлена свобода познания, т.е. практически гарантированное невежество.
Примером тому может послужить Международная игра-конкурс по русскому языкознанию для школьников «Русский медвежонок». 12 ноября нынешнего года он прошел во многих городах нашей страны и иностранных государств. Казалось бы – прекрасное начинание, призванное привить школьникам любовь к русскому языку. Но так думаешь ровно до тех пор, пока не ознакомишься с деталями.
Мне на глаза попались вопросы с «Русского медвежонка», предназначенные для второго-третьего классов. Первые вопросы, оцениваемые наименьшим количеством баллов, в целом, неплохи: о связи слов по смыслу, о значении слов, словообразовании. А вот дальше начинается самое интересное. Ребенку предлагается вспомнить, в каком порядке шли имена, составляющие одно имя цирковой лошади из книги некой Дины Сабитовой «Цирк в шкатулке». Не Маршак. Не Барто. Не Чуковский. А ведь их творчество позволяет составить многие сотни и тысячи вопросов – и на знание языка, и на смекалку. Однако здесь предлагается явно неизвестная детям Дина Сабитова, про которую в Википедии написано, что она живет в Подмосковье и Коста-Рике и воспитывает троих детей и собаку.
На сайте мероприятия заявлено, что задания олимпиады «доступны не только «одаренным», но и самым обычным детям». Серьезно, так и написано! Интересно, для каких детей предназначен данный вопрос – для одаренных или для самых обычных? Видимо, предполагается, что детская классика ребенком уже пройдена и он перешел к изучению современной и новаторской детской литературы. Кстати, вероятно, одно из фундаментальных заблуждений организаторов подобных мероприятий – это разделение детей на «обычных» и «одаренных».
Читаем дальше. «Что можно передать, но нельзя отдать?», и варианты ответов: «деньги», «честь», «письмо», «подарок», «привет». Логичным будет вариант последний, однако задумаемся. Как-то не ожидаешь увидеть в детской олимпиаде ответы наподобие «отдать честь» (как человек, отдавший долг родине, могу уверить, что в армии от подобных фраз отучают быстро и эффективно). И, кроме того, что ребенок второго-третьего класса может знать о деньгах? Среди вопросов, оцениваемых максимальным количеством баллов, есть вопрос о том, каково настоящее имя Ани Лорак, а также – о романе Замятина «Мы». На сайте говорится, что «составители старались подбирать задания, которые будили бы любопытство участников, побуждали их после игры заглядывать в учебники, словари, справочники и энциклопедии». Сомневаюсь, что в какой бы то ни было классической энциклопедии есть ответ на вопрос об Ани Лорак, а о Замятине, надеюсь, дети услышат гораздо позднее, так как для 2-3 класса его произведение явно не подходит.
Залог успеха образовательного процесса кроется в его последовательности, для ребенка куда естественнее в возрасте 8-9 лет находится в информационном поле, специально созданном для данной возрастной категории. И не следует при составлении вопросов гнаться за новаторством и отображением современного общества в вопросах. Стремление приобщиться к классической мировой культуре, столь рьяно отвергаемое современными чиновниками, занимающимися организацией образовательного процесса, строилось на познании традиций и дисциплине, и, несмотря на отсутствие в нем «ускорения» и новаторских методик образования, до сих пор остается востребованным во всем мире, в том числе и в России: в престижных школах, ориентированных на воспитание детей элиты. Общедоступное же образование стремится к упрощению программы, требований, стандартов. В результате чего его качество падает все ниже. Советская школа была превосходна, хоть и отказалась от многих традиций классического образования. Нет, это не ностальгия «совка», а признанный всем миром факт, оспорить его пытаются только в России. Двадцать пять лет реформ уничтожили школу под корень. И дело тут вовсе не в ЕГЭ. Школу лишили функции воспитания, а образования без него не бывает. Учитель стал просто наемным, низкооплачиваемым работником, лишенным права наказать ребенка за провинность, каким-либо образом воздействовать на представления ребенка о «добре-зле». Тут многие скажут, что это зависит от личности педагога, но по-настоящему талантливых учителей – единицы, а образование – вопрос системный, т.е. дарования преподавателя не должны быть краеугольным камнем качества образования. Оно должно обеспечивать определенный уровень знаний и компетенций вне зависимости от таланта учителя.