Анна Романова
В конце января в Москве прошли XXIII Международные Рождественские образовательные чтения. Наш корреспондент стал участником секции «Церковные древности», тема которой в этот раз была связана с тысячелетием преставления равноапостольного князя Владимира – крестителя Руси. В работе этой научной конференции, проводимой в Кремле, по-особенному высветился тот факт, что с присоединением Крыма вернулась в Россию ее святыня – находящаяся в пределах древнего города Херсонеса (Корсуни – как называют этот город древнерусские летописи) крещенская купель равноапостольного князя Владимира.
Вновь в течение недели на Рождественских чтениях в столице одновременно проводили сотни научных конференций, круглых столов, совещаний, секций, мастер-классов. Во многих из этих мероприятий приняли участие рыбинцы, приехавшие в столицу по представлению Рыбинской епархии. Сам епископ Рыбинский и Угличский Вениамин председательствовал на секции «Православное краеведение и просвещение», работавшей в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя. Для педагогов столичные встречи стали продолжением регионального этапа Рождественских чтений, прошедшего у нас в декабре. Для всех, кто занимается на рыбинской земле организацией ежегодного кинофестиваля «Свет миру», на столичном этапе выделили собственную площадку в киноцентре на Покровке. Специалисты по социальной работе смогли познакомиться и пообщаться с коллегами со всей страны в рамках парламентских встреч, традиционно проводимых организаторами Рождественских чтений в стенах Государственной Думы России.
Тема херсонесской купели стала смысловым центром работы искусствоведческой секции, работавшей в музеях Московского Кремля. Владимирский собор в Севастополе по воле российского императора был выстроен над этой древнехристианской купелью в середине 19-го века. Сюда из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в 1859 году была передана в мраморном ковчеге в виде Евангелия частичка мощей святого равноапостольного князя Владимира.
Храм был разрушен в годы Великой Отечественной войны. К его воссозданию приступили в конце 1990-х. Символично, что занимались этим украинские и российские ученые вместе: проект воссоздания храма разрабатывался киевским институтом «Укрпроектреставрация», эскизы храмовой живописи внутреннего убранства собора выполнены художниками Санкт-Петербургской Академии художеств. Освящение главного алтаря состоялось 3 апреля 2004 года, после того, как в присутствии президентов Украины и России на купол Владимирского собора был поставлен крест.
Между тем, российские археологи, с тех пор, как два наших государства стали независимыми, ни разу не смогли получить на Украине открытый лист для работы в Херсонесе (хотя в этом не отказывали, к примеру, иностранным ученым). И только прошедшим летом впервые за двадцать с лишним лет в Херсонесе работала археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа.
Правда, участники конференции в музее Московского Кремля отмечали, что основная задача сейчас не сами раскопки, а осмысление того большого материала, который уже открыт. Остатки древнего византийского города добавляют немало интересного к известной сегодня истории христианства.
* * *
Научное открытие, связанное с определением купели, принадлежит Сергею Алексеевичу Беляеву, старшему научному сотруднику Института Всеобщей истории Российской академии наук. С 1972 по 1984 годы он был начальником Херсонесской экспедиции Академии наук СССР и по поручению Президиума АН СССР создал там научно-исследовательскую базу.
Работой научной секции в Кремле руководит именно он, и нам удалось получить у него ответы на вопросы «Рыбинской среды», связанные с этой древней православной святыней современного Севастополя.
«Согласно «Повести временных лет» князь Владимир принял святое крещение в Корсуни, — пояснил С.А. Беляев.- Это славянское название Херсонеса (по-гречески – полуостров), который был основан в V веке до Рождества Христова, пережил эпоху Великого переселения народов, поскольку был отделен от торных дорог кочевников горами. Он не только сохранился, но и расцвел, и уже в IV веке при императоре Константине Великом стал главным форпостом Византии и всего христианства во всей восточной Европе.
Христианский храм, в котором в X веке крестился князь Владимир, был построен в IV веке по указу императора Константина. Именно здесь, как свидетельствует летопись, крестился князь Владимир, и можно сказать, что это и есть место крещения Руси. Общепринятая точка зрения — что крещение произошло в Киеве, на берегу Днепра — не совсем исторически справедлива. Согласно социальной структуре того времени вера князя (вера главы государства, по нашей терминологии) автоматически становилась верой всего народа. Это сейчас кто что хочет, то и выбирает. А раньше принятие правителем определенной веры означало, что и весь народ принимает эту веру. И так было не только у нас. Так было в Болгарии, Польше, Чехии, Венгрии и практически во всех странах восточной, центральной и западной Европы. То, что было в Киеве в августе 988 года, − уже следствие принятия самим князем Владимиром христианства. Так что акт крещения князя Владимира необходимо считать крещением Руси».
Прервем здесь ненадолго рассказ С.А. Беляева, и напомним читателям, что великий князь Владимир выбрал православное христианство среди нескольких других религий. Прежде чем совершить, как мы теперь говорим, цивилизационный выбор, он созвал в Киев представителей разных вероучений: болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков. Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия. Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевской Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.
Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».
Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина. И в 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий.
Снова слово – Сергею Алексеевичу Беляеву. «В летописи есть указание, что поход князя на Корсунь состоялся весной 988 года. Согласно литургической практике того времени, перед принятием таинства крещения любой человек должен быть подготовлен. И для князя Владимира здесь не было исключения, ибо в «Повести временных лет» четко сказано, что перед крещением он «был оглашен». Согласно каноническим правилам того времени, минимальный период оглашения (то есть подготовки к таинству крещения) занимал весь период Великого поста, то есть около двух месяцев.
Само таинство крещения происходило в Великую субботу накануне Пасхи. Хотя абсолютно достоверных данных о дне крещения князя Владимира в «Повести» или иных источниках не содержится, но с учетом времени похода, литургической практики того времени и всех обстоятельств, есть все основания полагать, что крещение князя Владимира происходило в Великую субботу 988 года. Скорее всего, в конце апреля. Летопись свидетельствует, что князь, к тому времени потерявший зрение, после крещения прозрел.
Для таинства крещения в византийском храме существовало особое помещение (по-гречески или по-латыни – баптистерий, а по-славянски или по-русски – крещальня или купель). Таких крещален по всему Средиземноморью известно примерно тысяча двести. Если в Византии крещальня обычно была отдельно стоящим зданием, то в наших храмах − таких, как София Киевская, София Новгородская или собор Чернигове − они находятся под одной крышей, но не в основном помещении, а, как правило, в юго-западном углу. После окончания таинства новокрещеные в белых одеждах с горящими свечами шли торжественной процессией в храм, где они могли принимать участие в божественной литургии и, как полноценные чада Церкви, причащаться.
Крещение мог совершать только епископ. Священнику это позволялось только в отдельных частных случаях с письменного благословения епископа. Так было установлено, чтобы исключить возможность крещения еретиками − тогда было много бродячих еретиков, которые, прикрываясь именем истинных христиан, предлагали свои «услуги». В связи с этим на Вселенских Соборах было установлено, что крещение может совершать только епископ.
Именно поэтому эти баптистерии существовали только при епископских храмах − кафедральных соборах. Такой епископский квартал и был в Херсонесе раскопан.
Впервые этот ансамбль открыл граф Алексей Уваров в 1853 году. Последний раз в этом месте вела раскопки экспедиция, которую я возглавлял в 1984 году. Раскопана крещальня была в 1877−1878 году. Но тогда она была воспринята как обычный храм, на нее не обратили внимания. И честь интерпретации этого храма как крещальни принадлежит выдающемуся русскому инженеру, главному инженеру-фортификатору Александру Львовичу Бартье. В 90-е годы XIX века он высказал предположение, что это была крещальня князя.
Мне принадлежит исследование памятника во всей его совокупности, на основе всех обстоятельств того времени – с точки зрения археологической, исторической, литургической, канонической. Если раньше о месте крещения князя Владимира было робкое предположение, то теперь оно обосновано. Было также установлено, что так называемая Уваровская базилика, то есть кафедральный храм, где крестился князь, в том виде, как он был раскопан, посвящен апостолу Петру.
В нем сохранились фрагменты мозаичного пола от того помещения, где совершалось таинство миропомазания. Купель состояла из двух частей. Нижняя часть вырублена в скале на глубину 74 сантиметра. По периметру этой подземной части стояли мраморные плиты в форме восьмигранника. Купель довольно точно изображена на картине Васнецова «Крещение князя Владимира». Художник за образец брал баптистерий в Равенне.
У нас в Херсонесе баптистерий − точно такой же формы. Стены с южной стороны – до четырех с половиной метров, с северной – полтора метра. В ансамбль крещальни входят еще два помещения − с севера и с юга. Одно предназначено для подготовительных бесед, второе − для совершения таинства миропомазания. Там были мозаичные полы, и они найдены. Сохранился также мраморный порог, через который проходили в крещальню.
Мраморные ступеньки, по которым спускался епископ, и крест на дне купели благочестивые паломники или неблагочестивые туристы расхитили. При раскопах удалось обнаружить несколько десятков тысяч кубиков смальты от той мозаики, которая покрывала купол баптистерия. Исходя из их цвета, можно предположить, что на куполе было изображено голубое небо с золотыми предметами, скорее всего, крестами».
Выступая на конференции, Сергей Алексеевич Беляев весьма убедительно высказал свою точку зрения: «Купель, в которой князь Владимир принял крещение, и кафедральный храм имеют такое же значение для России, как Иерусалим для всего христианского мира. Отсюда пошел свет веры Христовой во все пределы нашего единого Отечества».
* * *
Работа научной секции в Кремле, прошедшая в рамках Рождественских чтений, продолжится летом в Крыму. В июле в Севастополе, на территории музея-заповедника «Херсонес Таврический», пройдет международная научная конференция «II Свято-Владимирские чтения», на которую уже приглашены ученые из ведущих научных центров. В целом же эта конференция – лишь одно из мероприятий, посвященных памяти князя Владимира. Кульминацией празднования станет установление нового памятника на территории древнего Херсонеса 28 июля.
Отметим здесь кстати, что день памяти равноапостольного князя отмечают на Руси более семисот лет – он установлен был святым князем Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года после молитвенного призывания святого Владимира русским войском была одержана знаменитая Невская победа над шведами.
Памятник князю Владимиру в конце июля сего года также планируют открыть и в Москве. Кроме того, в столице уже возводят храм — копию Владимирского храма в Херсонесе.