На октябрьском заседании Градостроительного совета среди нескольких архитектурных проектов один особенно поразил специалистов своим несоответствием облику города. Хотя речь шла о застройке «окраины» исторического центра, практически не сохранившей образцов традиционной городской среды, проект отклонили. Но, по большому счету, молодой, нездешний по своему происхождению автор этого проекта вряд ли был виноват: поблизости в окрестных кварталах не осталось зданий, которые бы хоть как-то напоминали о прежнем Рыбинске. За исключением, может быть, только одного дома, известного специалистам как дом Буренина, — облик этого здания хранит черты «купеческого прародителя»…
Так каким же он был — город Рыбинск? Каким его уже не застали наши дети? Ко всему объему публикаций, которые хранит «Рыбинская среда», добавим сегодня материал, переданный когда-то в редакцию Евгением Петровичем Балагуровым. Это работа выпускницы 23-й школы Полины Кузнецовой, выполненная ею в рамках ЦДЮТЭ.
Деревянное зодчество – яркая страница в истории дореволюционного Рыбинска, которая создавалась трудом безымянных народных мастеров, так и известными архитекторами. К большому сожалению, большинство памятников деревянного зодчества утрачено или находится на грани исчезновения, поэтому столь актуален вопрос о необходимости изучения деревянного зодчества Рыбинска.
Литературы, посвященной этой теме, крайне мало. Впервые обратили внимание на достоинства рыбинского деревянного дома Н.С. Борисов и Л.М. Марасинова в книге «Рыбинск. Мышкин, Пошехонье. Архитектурно-художественные памятники XVII-XIX веков». Но в этой книге памятники деревянного зодчества рассматриваются вне функциональных и эстетических (стилевых) задач, которые были свойственны времени их строительства, а также без анализа их месторасположения и роли в ансамбле исторического центра. Следует отметить, что отношение к деревянному строительству на протяжении 19-го века постоянно менялось, менялись и требования. Ведь на протяжении 19-20 веков деревянные здания были не только не вытеснены каменным строительством с рыбинских улиц и площадей, напротив, к концу Х1Х века они заняли важнейшие места в архитектурном ансамбле исторического центра города.
* * *
В XVIII веке Рыбинск был преимущественно деревянным, лишь редкие каменные особняки рыбинских богатеев выделялись из основной деревянной городской застройки. В одном из описаний сохранился облик деревянного рыбинского дома, он «…представлял горницу и избу, разделенных сенями. Горница украшалась изразцовой печью, иконостасом или божницей с многими образами, имела дубовый стол и лавки вдоль стен». Безусловно, такой дом был не у каждого городского жителя, а у наиболее зажиточного, но в целом почти на всем протяжении ХVIII века в жилом строительстве не проявилась существенно социальная разница горожан, как это будет на протяжении последующего времени.
К началу XIX века богатеющий Рыбинск обзавелся высочайше утвержденным планом города и альбомами «образцовых» каменных домов. Город встал на путь обновления – широкого каменного строительства жилых домов и отдельных общественных зданий. Каменный особняк в окружении остальных усадебных построек становился «визитной карточкой» купца, указывал на его социальное положение и богатство. Но, однако, не все рыбинцы могли возвести каменные хоромы, многим остался удел строить свои дома из дерева. В то же время, строить обыкновенный деревянный дом в современной городской среде уже было нельзя. Господствовавший в этот период в архитектуре и градостроительстве классицизм, тяготевший к ансамблевости, жестко требовал определенных художественных решений, что неизбежно вело к стилизации деревянных домов под каменные. Подобное уже встречалось в истории России, например, в начальные годы строительства Петербурга.
Впрочем, эта стилизация решалась довольно легко: дощатая обшивка сруба «внахлест» имитировала рустовку каменных зданий. Поверх этой обшивки навешивались большие, но скромного рисунка наличники. Скаты крыши на фасадах домов создавали традиционный для каменных зданий фронтон, в поле которого врезалось чердачное окно с соответствующим ампирным декоративным обрамлением. Городской уклад жизни потребовал более усложненных планов домов («шестистенки», «крестовики» и т.п.)
* * *
Провинциальная запоздалость стиля в жилой деревянной застройке была гораздо более продолжительной чем в каменной, деревянные дома в стиле «ампир» возводились вплоть до конца XIX века. Наиболее характерным памятником является дом Шихановых – Бухаркиных — №10 по Вознесенскому переулку. Это одноэтажный дом с пятью окнами на главном фасаде. Стены обшиты тесом «внахлест», большие наличники с полочками на консолях в их верхней части обрамляют проёмы окон. Скаты крыши образуют треугольный фронтон со слуховым
окном в центре. Центральная часть трехчастного окна имеет полуциркульное завершение, обрамление которого оформлено в виде стилизованных расходящихся лучей солнца (налицо своеобразное решение изображения солярного знака). Сейчас дом утратил пропорциональный строй из-за поднятия культурного слоя, который почти полностью закрыл цоколь дома.
Схожим по объемно-планировочному и художественному решению предстает дом архитектора П.А. Уткина на углу улиц Румянцевской и Герцена. Одноэтажный деревянный дом также обшит тесом. Большие скромного рисунка наличники имеют килевидное завершение. Красивым декоративным элементом выделяется полуциркульное окно в треугольном поле фронтона на торцевом фасаде.
Отдельные образцы «деревянного классицизма» ещё можно встретить на улицах исторического центра города, «…полные сдержанного благородства они являются представителями российской эпохи, которая подарила Отечеству Пушкина, сокрушила армию Наполеона, вывела на Сенатскую площадь декабристов»(А. Чеченов. Деревянный классицизм в архитектуре Рыбинска).
Однако «деревянный классицизм» проявился не только в жилой деревянной застройке. В 1811 году архитектор К.И. Росси создает для Рыбинска проект деревянного ярмарочного двора, который был построен в зачерёмушной части города. Устройство гостиного двора в отдалении от центральной части города для ежегодных ярмарок предусматривало деревянное исполнение. Безымянные рыбинские плотники успешно справились с трудной задачей, т.к. ярмарочное здание пришлось строить с использованием ордерных композиций, т.е. из дерева изготовлялись детали, характерные для каменных зданий (колонны, балясины, фронтоны и пр.).
В первой половине XIX века деревянному зодчеству все же отводилось подчиненное место по отношению к каменному, но оно выдержало проверку временем, приобрело особые оригинальные планировочные и художественные формы, создав основу для дальнейшего существования и развития.
* * *
В начале XX века сформировался архитектурный ансамбль исторического центра города Рыбинска. Экономические возможности позволяли вести застройку комплексно: повсеместно возводились частные жилые дома, одновременно возводились значительных размеров общественные здания, как правило, по проектам санкт-петербургских архитекторов. Дерево как строительный материал не только не было вытеснено камнем, но деревянным домам отводились важные, ответственные места в городской застройке (например, они часто занимали угловые части кварталов, формируя тем самым облик сразу двух улиц).
Отход в архитектуре и градостроительстве к середине XIX века от принципов классицизма привел к появлению новых архитектурных направлений и стилей, у архитекторов появилось право выбора объемно-планировочных и стилевых решений проектируемых зданий. Разнообразие стилевого решения, в основном, касалось декоративного оформления фасадов. Поэтому в декоративном решении рыбинских деревянных зданий мы можем увидеть готические, древнерусские мотивы, а также мотивы эпохи итальянского возрождения.
Часть домов возводилась в традициях классицизма, развитие этого направления в архитектуре фактически не прерывалось до конца XIX века. Особые архитектурные образы рыбинских деревянных домов были созданы в традициях стиля «модерн».
Объемно-планировочное решение деревянных зданий во второй половине
XIX века зависело, во многом, от расположения здания в пространстве городского квартала.
Домам, занимавшим угловые части квартала, предъявлялись особые требования, они должны были обладать особым масштабом и особым пластическим решением фасадов. Строительная практика выработала несколько типов деревянных домов. Наиболее простым решение был большой деревянный двухэтажный дом кубической формы, как дом Копылова на улице Герцена (ныне – здание Детской художественной школы). Иногда дом имел «смешанный характер», т.е. нижний цокольный этаж возводился из кирпича (например, дом Буренина на улице Радищева). Более сложным явлением представляется одноэтажный дом с крестовым мезонином. Еще более сложный тип углового дома, когда два объема выходившие фасадами на разные улицы объединялись в один, а композиционный центр (угловая часть дома) фиксировался эркером, башенками и т.д. (дом № 52 на улице Пушкина).
Деревянные дома, располагавшиеся в середине кварталов, проектировались иначе.
Часто фасад этого дома вытягивался вдоль «красной линии», «оживлялся»
балконом, эркером или иным конструктивно-декоративным элементом. Часто объем дома вытягивался в глубину квартала, дворовая часть решалась в виде двухэтажного хозяйственного блока, в котором располагались кухня и прочие хозяйственные помещения .
* * *
Деревянное зодчество начала ХХ века, как и каменное, развивалось в русле эклектики, т.е. многостилевых направлений. В своем большинстве стилистическое решение зданий касалось лишь декора фасадов, редко оно затрагивало обьемно-планировочное решение. Исключением являются здания, построенные в стиле «модерн», каждое из которых строго индивидуально, но в ряде случаев и модерн проявляется лишь в оформлении фасадов. «Неорусский стиль», в основном, проявился в архитектуре значительных по размерам общественных зданий.
Здание железнодорожного вокзала построено в 1868-70 годы по проекту архитектора К.К. Рахау. Всем фасадам чисто функционального здания вокзала трудно было придать единый стилевой облик , архитектор ставит акцент на главном – главный вход в здание завершает объем в виде стилизованного древнерусского терема с часами.
Наиболее полно древнерусские мотивы были воплощены в решении фасадов больницы судорабочих за рекой Волгой, проект которой выполнен явно профессиональным архитектором. Не всё в больничном ансамбле равноценно, наиболее завершенный художественный облик имеют административное здание и часовня.
Единственным памятником, вобравшим готические мотивы, была немецкая кирха, построенная в 1875 году. Повсеместно — в башне, арках, наличниках окон и прочих деталях — был воплощен традиционный мотив стрельчатой готической арки.
Также единственным памятником, воплотившим традиции итальянского ренессанса, являлся дом К.И.Расторгуева на Крестовой (ныне — сгоревшие останки этого здания напротив архитектурно-градостроительного управления городской администрации на Крестовой , 77). Эффектно смотрелась ордерная композиция этого дома: наличники в завершении с лучковыми и треугольными фронтонами в сочетании с деревянными пилястрами.
Редкие восточные мотивы можно было увидеть в фахверковой конструкции ресторана городского сада на Черемховском бульваре.
На протяжении всего века не прерывалась традиция строить дома в стиле классицизма, примером может служить дом В.И.Жилова (ул. Бульварная, д.13 ).
Оригинальным направлением в деревянном зодчестве Рыбинска является стиль «модерн». Однако, памятников этого стиля, в которых решались бы одновременно обьемно-планировочное решение здания и художественное оформление фасадов, крайне мало. К ним, в первую очередь, принадлежал дом Н.К. Головкина на Крестовой, построенный в 1910 году. Ассиметричная композиция одноэтажного дома с железной антресолью, широкие плоские наличники контрастировали с открытыми венцами сруба. Великолепным памятником данного стиля была и дача профессора Н.Н. Феноменова в с. Красном, на Волге под Рыбинском, построенная в 1907 году по проекту Г.Д. Гримма. Основу деревянной постройки составляла высокая башня под шатром, вокруг которой сгруппировались разновеликие объемы, создававшие ассиметричную живописную композицию.
Так большинство основных архитектурных стилей второй половины XIX – начала ХХ веков нашло органичное воплощение в деревянном зодчестве Рыбинска, придав особый колорит застройке исторического центра города в целом.